"Моя мечта - о мачте, волненье - о волне"

"Я хочу под ветром яростным
Плыть, плыть, плыть на судне парусном!
Право, нравятся мне очень мало
Корабли без парусов..."
Н. Матвеева

       На Белосарайской косе Азовского моря завершился пятый Чемпионат Украины по технике парусного туризма. Территория базы отдыха "Морская волна" временно была превращена в туристский лагерь со всеми соответствующими атрибутами: Шумным народом, палатками, катамаранами...
       Человек, умеющий мечтать, обязательно с первого раза влюбляется в это чудо - парусное судно, легко и изящно скользящее по волнам, в трепетное "дыхание" парусов, в этих необыкновенных людей, умело управляющих грациозными полотнищами. Но парусный туризм сегодня - не только романтика. Это и перспектива развития туристического бизнеса, и печальная констатация факта вытеснения бизнесом истинного, здорового  туризма. Это песни у костра, непременно переходящие в разговор о том, что "раньше было лучше"... И всё же - 18 экипажей из Киева, Донецка, Луганска, Мариуполя, Харькова, Краматорска, Макеевки, Нового света вновь заявили о желании участвовать в регате и прибыли на соревнования вместе со своими семьями, группами поддержки! Вот так и встретились на берегу Азова туристы от 2 (!) до 82 лет!

Ты помнишь, как всё начиналось?
       Думаю, не будет преувеличением утверждение, что центр парусного туризма в Украине - это комната № 206 Донецкого физико-технического института им. А.Галкина НАН Украины. Собственно, это рабочее место старшего научного сотрудника, кандидата физико-математических наук, судьи 1-й категории по парусному туризму Крыгина Игоря Михайловича, который сегодня - "ум, честь и совесть" всех туристов-парусников. Многие годы отдал Игорь Михайлович парусному туризму, который стал целью и смыслом его жизни. 14 лет возглавляет он комиссию парусного туризма Донецкой областной федерации спортивного туризма.
       А первой ласточкой, вспорхнувшей на крыльях мечты и собравшей любителей путешествий под парусами, стали соревнования 1975 года, организованные Донецким турклубом и председателем областной Федерации туризма Л.Хирным. Был учреждён Кубок Донбасса. Родилась традиция. Встречались, делились туристским мастерством, байками, изобретательскими находками, новыми впечатлениями и песнями.
       Состязания туристов-парусников - это не столько спортивные гонки и страстное желание вырвать победу любой ценой, сколько возможность испытать сконструированную по собственному проекту и собственноручно сделанную лодку, с любовью подготовленную к походу. Атмосфера любых соревнований по парусному туризму - дружелюбное, а основное качество туристской братии - готовность в любую минуту прийти на помощь.
       Многое могут вспомнить ветераны... И полные штили, когда не помогают ни система постановки парусов "бабочка", ни спинакер, ни народные приметы - посвистывания, "пошкрябывания" по дереву, ни даже крайняя мера - сожжение левого носка главного судьи. В походе можно погрести вёслами, но на соревнованиях это - несмываемый позор! И хоть сам дуй в свой парус!
       Помнят и шторма. А кто и не помнит - мог воочию убедиться, что это природное явление - не для слабонервных...

       Нужна была победа. Одна на всех!
       В этот раз, прибыв на Белосарайскую косу и отметив документы на погранзаставе, узнали прогноз: штормовое предупреждение на все 5 дней соревнований. Это означало, что Чемпионат мог и не состояться. Но была надежда, что небесная канцелярия сжалится над нами, а катамараны и мастерство участников окажутся на высоте. Частично прогноз подтвердился, так что экстрима и адреналина мало не показалось: ветер не совпадал с направлением волны, ломались шверты, переворачивались лодки, рвало паруса и палатки. Некоторые повреждённые ещё на берегу суда так и не вышли в море.
       Тем весомее была победа. Победителями в классе судов до 12 квадратных метров стали экипажи "Ducky"-18 из Киева (капитан В.Коваленко), У-0517 из Донецка (А.Ерёменко) и У-0581 "Блюминг" из Краматорска (И.Захаров). В классе судов свыше 16 квардратных метров лучшими оказались экипажи  "Авось" из Донецка (А.Разумов), Лу-12 "Корсар" из Луганска (А.Круглых), Лу-12 "Баба-Даг" из Луганска (Е.Коротких).
       Государственный комитет спорта Украины наградил победителей грамотами и медалями.
На торжественном закрытии Чемпионата все присутствуюшие почтили минутой молчания ушедших из жизни всеми любимых туристов-парусников: харьковчанина Александра Коломойца и дончанина Валентина Белана. "Делами их и песнями мы каждый вдох наполним..."
       Пройдёт время, забудутся трудности, и у всех участников регаты останутся только хорошие воспоминания, которые, наверное, были бы не такими яркими, если бы не помощь Донецкой организации Всеукраинского союза "Берегиня Украины (председатель Т.П.Гончарова, заместитель главного врача Донецкого областного Центра медико-социальной экспертизы). Женская команда и все дети получили награды и сувениры от "Берегини" (игрушки, туристские принадлежности). Проживание на базе отдыха "Морская волна" оплатила частный предприниматель из Донецка А.П.Асланова, член Ассоциации работодателей.

Татьяна Ошуркова, судья 3-й категории по парусному туризму.
На снимках: главный судья соревнований И.М.Крыгин;
будущее парусного туризма примеряет родительские медали;
экипажи уходят в море.
Фоторепортаж "Чемпионат Украины-2004" здесь.

Add a comment

«Дыхание» шкаторины
Ольга Дмитрук
Газета «Мелочи жизни», № 23 от 17 июня 1999 г.
Донецк-Сеньково-Донецк

Белеет мой парус, такой одинокий

На фоне стальных кораблей…

21-23 мая с.г. в двадцать первый раз в живописных местах, недалеко от села Сеньково Харьковской области, на Краснооскольском водохранилище встретились старые друзья. Нет, среди «стальных кораблей» они не одиноки. Из девяти городов пяти областей Украины прибыло 18 команд для участия в традиционной парусной регате «Кубок Донбасса». А это более 200 человек – экипажи и сопровождающий состав – удивительные люди, туристы-парусники. В наше-то время?
Именно! В каких ещё соревнованиях можно участвовать не только всей семьёй в гонках, но и жить большим «цыганским табором», подтверждая идею о всеобщем братстве народов? А песни под гитару у костра? А добровольная, хоть и необязательная, культурная программа в ночь перед решающими гонками?
Парусный туризм – особый вид активного досуга. Ведь туристские суда придуманы не для рекордов, а для походов семьёй со всем скарбом. Конструируют и воплощают в жизнь свои мечты отцы и дети собственными руками. И судно становится любимым детищем. Все посудины разборные и лёгкие (чтоб парусник силами экипажа можно было провезти в общественном транспорте); надёжные и устойчивые (для безопасности!); вместимые (чтоб перевозить всех желающих участвовать в походе) и достаточно быстроходные.
А на соревнованиях проверяется, чьё судно соответствует этим требованиям наилучшим образом, кто из конструкторов-капитанов сумел найти такое соотношение площади парусов и грузоподъёмности, чтоб при полной загрузке идти быстрее всех, не боясь штормов и штилей.
Так как лодки разные, то в течение всей истории проведения соревнований производятся регулярные попытки выработать формулу, позволяющую уравнять шансы на победу. На этот раз использовалась формула, предложенная «мэтром» парусного туризма Донбасса И.Крыгиным и большим энтузиастом парусов А.Ерёменко. Конечно, не все оказались довольны результатами соревнований, ведь в гандикапных гонках победителем довольно редко становится финиширующий первым.
«Кубок Донбасса» проводится ежегодно в конце мая. Этой весной необычно дождливая погода не испугала туристов, зато преподнесла традиционное испытание штилем. Как утверждает бессменный главный судья соревнований, старший научный сотрудник ДонФТИ НАН Украины, кандидат физико-математических наук И.Крыгин, «гоняться при ветре и дурак сможет, а вот пройти дистанцию в штиляку по силам только наиболее опытным».
Многолетнее общение с местной розой ветров породило массу курьёзных ситуаций, отражённых в песнях, шутках, приметах. Прочно вошло в фольклор поверие, будто после ритуального сожжения левого носка главного судьи ветер непременно появится. Можете вообразить, что происходит перед стартами гонок!
Любовь к шутке, приключениям связывает этих людей разных возрастов и профессий. Как важно в наше время сохранить себя, оживить паруса свежим ветром! Какой восторг испытываешь, когда на едва заметное движение руля лодка чутко реагирует, и паруса начинают «дышать»! «Дыхание» передней шкаторины (кромки паруса) – индикатор для рулевого. А вот чем регулировать степень «дыхания» - рулём или шкотами – секрет, который приходит только с опытом.
И не случайно в этих безветренных гонках победил 55-летний А.Земба из Житомира. Вместе с главным призом соревнований – серебристым парусником на гребне бирюзовой волны – его команда увезла ещё награды: за первое место в классе судов площадью парусности до 9 кв.м, призы «Самому дальнему участнику» и «Самому старшему туристу» регаты.
Награждена призом и 7-летняя Маша Игнатова, как самая юная участница соревнований. А экипаж лодки У0510 (капитан Л.Игнатова), в составе которого она была юнгой, получил приз «За волю к победе», отвоёванный в упорной борьбе у команды «Sea Eagle» («Морской орёл») У0535, обострившейся вследствие технических неполадок: на протяжении всех гонок матрос С.Абрамов неутомимо надувал упорно спускающий поплавок катамарана У0510, за что был удостоен всеобщего восхищения и спецприза.
Второе место в классе судов до 9 кв.м заняла команда «Укрмонтажхимзащита» из Горловки на паруснике У0514, капитан С.Бондаренко. Третье – харьковская лодка Х8877 под капитанством Б.Золотова.
В классе судов до 12 кв.м первым стал экипаж У0517, прошлогодний обладатель Кубка Донбасса, управляемый А.Ерёменко. В невероятно острой конкуренции на второе место в этом же классе вышел парусник «SLAM» Х8947 из Харькова с капитаном Е.Антоновым. При равном количестве очков, уступив всего несколько секунд, заняла третье место команда «470» из Донецка на катамаране Д5785 под началом З.Емельянова, будучи к тому же лучшим и единственным в этих соревнованиях семейным экипажем.
Несладко пришлось луганчанам. Их мощный «Корсар» приспособлен для борьбы с ураганами и тайфунами, а не с жалкой рябью на воде. Тем не менее, команда В8 забрала все награды в своём классе (до 16 кв.м). Капитан экипажа – А.Рагулин. На борту находился и старый морской волк, легендарный В.Феденюк. Кстати, в этом году исполнилось четверть века Луганскому туристскому клубу «Звезда», с чем и поздравили спортсменов се присутствующие.
Отдельным призом наградили дебютантов нынешних соревнований – команду судна «21» из Донецка, капитан В.Петровский, что является доказательством интереса к парусному туризму и в будущем.
И вот расставание, с надеждой на новую встречу. По мере разъезда участников на побережье и в лесу исчезают следы пребывания людей. Ведь турист тесно связан с природой и просто обязан её охранять. Умение прятать «концы в воду»: мусор – в землю, а костры развеивать по ветру, прививаются старшими младшим раньше, чем последние допускаются на бот судна.
Как главный секретарь прошедших состязаний, от лица всех участников хочу выразить благодарность за чудесно проведенный отдых Донецкому турклубу, Доноблгосадминистрации и особенно – начальнику базы водных видов спорта ОАО КЛЗ М.Ф.Алиеву и лесничему Купянского района. А также райгосадминистрации Боровского района Харьковской области и местным пожарным за ночь на посту.

 
Add a comment

"Газета по-українськи" №1412 за 08.05.2012. Рубрика Люди

Неделю плывет катамаран из Черкасс в Днепропетровск

фото: Захар Колисниченко

С 30 апреля по 5 мая в Черкассах проходил чемпионат мира по гонкам на надувных и разборных парусных лодках. В нем участвовали 200 украинцев и россиян.

В 9.00 на пляже "Ривьера" стоит палаточный городок. Между палатками раскладные стулья и столы, вода в пластиковых канистрах и 5-литровых бутылках. На земле сохнут спасательные жилеты. Мужчины напевают под гитару "Пусть все будет так, как ты захочешь". Женщины в тени чистят картошку.

У берега 20 катамаранов. На некоторых подняты паруса.

- Должен был быть еще и экипаж из Австрии, но они решили, что их команда не готова к такой серьезной акватории, - рассказывает черкасчанин Сергей Кравченко, координатор соревнований. - Главная особенность нашего флота - мобильность. Наши плавсредства умещаются в любом транспорте.

В 10.20 начинается официальное открытие. Спортсмены желают друг другу семь футов под килем.

В 10.40 члены экипажа катамарана "Борей" в национальных костюмах подходят к флагштоку. Под звуки украинского гимна капитан Александр Гребенюк поднимает флаги Украины и России.

- В прошлом году мы прошли Баренцево море на этом катамаране, - говорит Александр. – На нем можно добраться туда, куда ни одна яхта не доплывет. Кроме того, такие катамараны "живучие". Судно даже не заметит контакта с подводными камнями, который для обычной яхты может закончиться катастрофой.

Сергей Виноградов из Московской области едва стоит на ногах, держится за канат. На регате надеется одержать победу.

- Ожидаю лучшего, а худшее само придет, - говорит. Его судно называется "Трезвый". - Все пьяные, а катамаран трезвый. Должен же кто-то быть трезвым из экипажа.

56-летний Валентин Филипов из Днепропетровска проверяет снаряжение на катамаране "Винни-Пух".

- Его сделал собственноручно 25 лет назад, - говорит Валентин Сергеевич. - Сделан так, что на нем можно вообще обходиться без руля. В разобранном виде в длину 2 метра и весит 100 килограммов. Испытывал его на Карельских озерах. Потом прошел около тысячи километров через Белое море. Когда отправляюсь надолго, беру с собой палатку, кофе, сало и продукты, которые долго не портятся. Надо иметь также аптечку, спасательный жилет и воду.

После соревнований Валентин Сергеевич собирается "своим ходом" в Днепропетровск. Приглашает в свой экипаж. Говорит, что это путешествие займет семь дней.


Захар КОЛИСНИЧЕНКО
Джерело: <a href="http://gazeta.ua/ru/articles/people-newspaper/434695">Gazeta.ua</a>

Add a comment

Парус в городском пейзаже


В майские праздники в Донецке прошли соревнования по парусному туризму на разборных судах «Кубок Донецка 2007». На городском пляже любители парусов и ветра разбили палатки и, ничуть не смущаясь внимания зевак, бороздили мутные кальмиусские волны.

-     Для жителей городов, удаленных от акваторий, желание походить под парусом вылилось в появление разборных судов, - рассказывает главный судья соревнования Игорь КРЫГИН. - Такие суда хороши тем, что,разобрав, их можно везти хоть в трамвае, хоть в электричке, хоть в багажнике автомобиля. Я был и на Ладоге, и на Онеге, прошел Волгу и Днепр. Азовское море вдоль и поперек исходил. Эти посудины рассчитаны на тех, у кого пока нет больших заработков. Стоимость такого катамарана - от трех тысяч гривен до трех тысяч евро. Конечно, никакого комфорта на таких судёнышках нет, зато общаешься с природой один на один и понимаешь, что она не ласковая мама, а суровая стихия, с которой нужно бороться за выживание.

Add a comment

  На вопрос о состоянии парусного туризма в Донбассе десять человек из десяти  удивятся: «Какие паруса в нашем безводном крае?» Трудно поверить, но история парусного туризма насчитывает более тридцати лет, а  Донецкая область – центр развития этого вида спорта в Украине. И этому феномену есть ряд причин.

Add a comment

Подкатегории