Кубок Донбасса - 1982
КД-79
КД-80
КД-81

Углегорское водохранилище. Пос. Светлодарское Донецкой обл.

Ещё один продвинутый катамаран - с загнутой мачтой
Add a comment

Кубок Донбасса - 1981

Кубок Донбасса - 1979
Кубок Донбасса - 1980

Азовское море, пансионат "Сосновая горка", с. Юрьевка близ пос. Ялта

Add a comment

Кубок Донбасса-1980

Кубок Донбасса-1979
Азовское море.  Спасательная станция пансионата "Сосновая Горка", что в Юрьевке, недалеко от Ялты.
Из воспоминаний Игоря Крыгина.

Вернувшись из очередного похода, Стоян рассказал такую историю. На траверзе Ялты ветер начал сдыхать. С трудом добравшись под своими пиратскими парусами до западной окраины на остатках ветра, он застрял окончательно. Как тут с берега срывается моторка и прет прямо на него. Подойдя вплотную, дядька с бандитской пиратской мордой швыряет веревку и приказывает привязаться. Не ожидая ничего хорошего, Стоян, тем не менее, выполняет приказ. Дядька притянул Стояна к берегу, где его с радушной улыбкой встретил Адмирал. А упомянутый бандит оказался начальником спасательной станции «Сосновая горка» Ястремским Евгением Антоновичем, добрейшей души человеком, с которым впоследствии и с большим взаимным удовольствием было выпито немало водки. Антоныч давно умер от рака; над могилой Адмирала силами парусной братии установлена гранитная плита, а сама спасательная станция разграблена дотла. А в те времена жизнь кипела и бурлила. Погостив какое-то время, Толик поинтересовался у Адмирала, не будет ли он возражать против проведения соревнований на разборнушках на территории спасательной станции. Тот ответил, что почему бы не провести. Поэтому Толик и предложил мне следующий, второй КД перенести туда.

Водохранилище Кураховской ГРЭС мне очень не понравилось из-за, во-первых, противного, по щиколотку, илистого берега, во-вторых, неудобства подъезда. Хоть в Курахово и ходили электрички, но до водохранилища было так далеко, что «идиотизм» в 100 метров на самом деле можно назвать «рядом».

На майские (1-е – 2-е мая) праздники со Стояном едем на переговоры в Ялту. Замечу, что под использованными здесь, ранее и далее словами «поехал», «помчался» имеется в виду использование общественного транспорта (автобус, поезд, электричка, а где и пешком), так как автомобиля у меня отродясь не было.

Пока шли от автостанции до «Сосновой горки», меня не покидала какая-то тревога. То ли от промозглого ветра и идущего мокрого снега, а КД в те времена проходил в начале мая, где-то на День Победы, поэтому волновался, а успеет ли потеплеть к соревнованиям. То ли тревожили сомнения в успешности переговоров.

Переговоры прошли более, чем успешно. Нам была обещана и территория спасательной станции для лагеря участников, и спасательная лодка со спасателем Антонычем, и компрессор для накачки баллонов, и питьевая вода. Ну, просто рай небесный.

Очевидно, здесь пора ответить Жене Коротких на его вопрос: «Дитем скольких людей является КД?». Но вначале попробуем выяснить, почему «Седьмое небо» является «дитем» Мельничука, а «Мистраль» - Ольги Дмитрук. Ведь, если копнуть поглубже, к их строительству приложили руки десятки, если не сотни тысяч людей.
Вначале надо найти залежи бокситов, затем с помощью механизмов, тоже кем-то изготовленных, их добыть, потом доставить на не самих по себе возникших грузовиках, горюче-смазочные материалы для которых тоже кто-то изготовил, на алюминиевый комбинат, который тоже не был создан Богом при сотворении Мира и так далее вдоль весьма разветвленной цепочки, пока не будут прокатаны необходимые профили.
Можно возразить, что этот вклад «не считается», так как был оплачен при покупке всего того, что они произвели, включая паруса, палубу и поплавки. И если предположить, что «Седьмое небо» полностью делалось Мельничуком, что вряд ли, хоть кто-то, да помогал, то у Ольги практически все делали Влад Ульянов да Андрей Пилипенко. Тем не менее, никто не сомневается, что «Седьмое небо» – лодка Мельничука, а «Мистраль» – Ольги Дмитрук. Почему?? По какой причине?? Остается одно объяснение: кроме как за свои деньги приобретая комплектующие, по всем вопросам они самостоятельно принимали решения. Вряд ли Сергей собирал всю Макеевку, чтоб большинством голосов решить, куда какую гайку прикрутить.

Именно так, единолично, без всяких собраний–совещаний–голосований я решал все вопросы, связанные с КД. Но эта единоличность оборачивалась казнью египетской по оповещению потенциальных участников о готовящейся регате. Это сейчас весь труд о публикации Положения заключается в изменении в готовом тексте дат, да еще, при необходимости, изменении нескольких фраз, после чего текст размещается в интернете.
В те времена все начиналось с поиска самой тонкой в мире бумаги (чтоб побольше экземпляров поместилось в одну закладку), копирки, которая была в большом дефиците, мягкой резинки (о «штрихе» тогда никто даже и не мечтал). Потом пять – шесть страниц бумаги перемежались копиркой, помещались в пишущую машинку, и тут начиналась казнь.
Это сейчас нажал не на ту клавишу, тут же убиваешь и продолжаешь печатать. Тогда каждая опечатка осторожно и аккуратно (бумага тонкая) во всех экземплярах стиралась резинкой. Это сейчас Word красным подчеркивает явные ляпы. У пишущей машинки Wordа нет, поэтому печатать приходилось с особым тщанием, что требовало больших затрат времени. И так 4 – 5 закладок. Но это не все.
Тогда не было Правил, на которые сейчас просто идет ссылка в современных Положениях. Приходилось печатать все, поэтому в отличие от современного одностраничного Положения, оно состояло из трех, а то и пяти страниц. Это много позже, когда КД стал более популярным и 4х – 5и закладок стало явно недостаточным, то, чтоб сократить муки, появилась мысль создать Правила, на которые ссылаться, а не каждый раз печатать их в Положении. Тогда и появилась «рука Феденюка». Но об этом позже.
А пока закончим эпопею с Положением ранних времен. С напечатанием текстов казнь не заканчивалась. Еще нужно было подписать необходимое количество конвертов, вложить туда Положения, заклеить конверты и вбросить их в почтовый ящик. Хорошо, что Ольга, будучи еще школьницей, помогала подписывать конверты.

Заканчивая эту главу, хочу спросить у теперешних требователей подтверждения моих исключительных прав на КД и заявителей своих прав на него, пробовали ли они пять раз набрать один и тот же текст? Если не пробовали, то сколько закладок они отпечатали? Или в каком количестве конвертов вписали адреса? Или хотя-бы сколько конвертов вбросили в почтовый ящик?

На второй КД прибыло значительно больше народа, хотя бы из-за Луганчан. Хотя не уверен, что они были, так как с Феденюком я познакомился летом этого же, 80-го года. Судил, если не ошибаюсь, Леня Красов. Относительно самих соревнований нельзя не остановиться на весьма колоритной личности из Донецка Саше Козенко. Всегда франтовато одетый, эдакий стройный красавец, прозванный Пушкиным за свою брюнетистую кучерявую головушку, в которой все время возникали всяческие фантазерские идеи. До сих пор сожалею, что не поспорил с ним на коньяк «Наполеон», что он не поднимет на подводное крыло свой, скажем так, катамаран. Недавно издалека видел Козенко. В роскошном белом костюме садился за руль не менее роскошного авто. То ли одно из его фантазерств наскочило на золотую жилу, то ли удачно женился, что более вероятно.

 

Перед тем, как перейти к одному из его чудачеств на втором КД, несколько слов об устройстве поплавков тех времен.
О том, что когда-то будет создан весьма прочный гладкий материал, который может быть герметично склеен, да еще с нужной формой, никто и не предполагал, так же как о ставшими привычными мобилках. Баллон состоял из двух частей: склеенной из внутреннего, хилого, но герметичного материала и сшитой из достаточно прочного материала оболочки. Внутренний баллон клеился, как правило, из детской клеенки.
У Пушкина он был из полиэтиленового рукава, завязанного с обоих концов. На оболочку шло все достаточно прочное, что можно было купить или украсть. Из чего она была сделана у Козенко, не помню, но он страстно мечтал надуть баллон до состояния футбольного мяча. И как сейчас помню: завтра старт в 8. Вечереет, солнце садится за горизонт. Тарахтит компрессор. Катамаран на боку. Рядом ходит Пушкин и похлопывая по раздувающемуся баллону приговаривает: «Хорошо! Хорошо!».
Как вдруг раздается характерный звук «х-р-р-р» и баллон расходится по шву метра на полтора-два. Как бы поступил любой другой участник? Опрометью бросился бы к компрессору, отсоединил трубку, объявил бы своей команде аврал, те бы прибежали с иголками-нитками, и началось бы зашивание хоть до утра. Что делает Пушкин? Спокойной, медлительной походкой идет к выключателю компрессора, выключает его, потом так же не торопясь отсоединяет трубку, после чего, не меняя темпа, вразвалочку идет к себе в палатку, ложится, берет гитару и начинает играть и петь! Чем это закончилось, не помню. Но в гонках он, вроде, участвовал.

 

Второе его чудачество началось после гонок первого дня. Повез он катать каких-то барышень. Ветер то ли был отжимной, то ли поменялся на отжимной. Вечереет, а Пушкин все катает. Где-то метрах в пятистах вдоль берега. Туда – сюда. Туда – сюда. Начало темнеть, а Пушкин катает прежним маршрутом. Начало холодать, а Пушкин с барышнями все катается. Туда – сюда. Туда – сюда.
Беру чью-то Меву и направляюсь спасать барышень. Подхожу вплотную. Барышни трясутся от холода, но синими губами лопочут, что кататься им нравится и на берег не хочется. Ну, не хочется, так не хочется. Возвращаюсь назад. А Пушкин еще долго катал своих красоток туда – сюда, пока ветер не поменялся. Оказывается, при отжимном он просто-напросто не мог подойти к берегу.

 

Третье чудачество. Чтоб облегчить жизнь участникам из Донецка, мы за совместные деньги наняли грузовик, который должен был туда и обратно привезти лодки. Для их погрузки в «Сосновую горку» поехал уже давно покойный Васильков Валентин Михайлович, за почтенностью лет называемый «Михалыч». Вернувшись, долго плевался и возмущался, мол, у Пушкина на ноке гика болтается с десяток тяжеленных ржавых гаек, весом чуть ли не в весь катамаран. Поэтому у Михалыча из-за неподъемности возникло бешеное желание их снять и выбросить. Но удержался. Назначение этих гаек до сих пор не ведомо. Разве что выполнять функции отсутствующей оттяжки гика.

 

Теперь фортель, выкинутый мною. После одной из «просаженных» гонок я на чем свет обругал свой экипаж болванами, идиотами, ни на что не способными, кроме того, как мешать занять призовое место и заявил, что в следующую гонку пойду самостоятельно, без них, так как от них пользы все равно нет никакой. В этой гонке я пришел первым с громадным отрывом.

 

Выхожу на берег гордым победителем, мол, смотрите, дуралеи, как рулить надо. Но к следующей гонке понял, что дело не столько в умении рулить, как в загрузке. Одно дело - идти полностью загруженным, другое дело идти в пустой лодке. Формально, я ничего не нарушал, так как в те времена отсутствовали какие-либо ограничения на энерговооруженность, на загрузку, как и отсутствовали такие понятия, как гоночный балл, время гонки, относительное время, относительное исправленное время, контрольное время. Все это пришло позже по мере накопления опыта и набивания шишек.
Тем не менее, использование случайно обнаруженной лазейки – ходить без экипажа - я посчитал не честным по отношению к другим участникам и все последние гонки мы отходили полным экипажем. Но в Положении следующего года я уже ввел ограничения на энерговооруженность.

 

 "Свидетельские показания" Леонида Леонидовича Красова - очевидца тех событий.

Вторые областные соревнования по технике парусного туризма (Кубка Донбасса еще не было) состоялся в 1980 году в Сосновой Горке. Главный судья-Александр(?) Стёпин, студент МИСИ, как попал в судьи - не знаю, куда потом делся - не знаю. Главный секретарь - Людмила Сушко. Комендант - Гена Хмиль. Судья широкого профиля - Ваш покорный слуга (первое судейство, между прочим!).

Катамараны:

SR-306 -Капитан Александр Пушкин (так и не стартовал-не успели собрать до окончания соревнований);
Д-2 -Капитан Владимир Васюков;
В1 -Капитан Виктор Феденюк (?);
Д8 -Капитан Леонид Хирный;
Д26 -Капитан не помню, но это "Кит" с Точмаша.

Байдарки с повышенной остойчивостью

Д5 - Капитан Игорь Крыгин.  В команде В.Кузнецов и Владимир Богданов;
ДК1 -Капитан Иван Иванович из Краматорска;
В11 -Капитан Не знаю, луганчане;
Д18 -Капитан Дворников, "Мева", кстати, победитель.

Байдарки

Д11 -Капитан Владимир Стребков, "Пеликан", подвесной парус

Все факты подтверждены фотодокументами.





Участники соревнований, слева направо, те, кто опознаны:
первая слева - Нина Глинская, второй - Александр Стародуб,  третья (дама в шляпе) - предположительно Валентина Манкевич, пятый слева - Игорь Крыгин, тринадцатый слева, в белой кепке - "Михалыч", четырнадцатый - Анатолий Стоян, пятнадцатая, в очках - его жена Татьяна, крайний справа - Виктор Феденюк.
Add a comment

      Во всесоюзном научно-популярном журнале «Катера и яхты» молодые физики, сотрудники Донецкого физико-технического института Академии наук СССР им. Галкина, Владимир Васюков и Анатолий Злачевский, вычитали, как можно вооружить обычную  байдарку парусом. Загоревшись идеей, приобрели на двоих байдарку и по чертежам из журнала сделали из нее скромный парусничек.
      Весной 1971 года, чуть ли не силой затащив в экипаж третьего человека – ярого поклонника моторов и подводного плавания Игоря Крыгина, путешественники совершили парусно-гребной поход в Карелию на Вуоксу. После чего упорно презиравший анахронизм паруса Игорь Крыгин в течение всего лишь года построил и себе парусную байдарку и «заболел» новым увлечением на всю жизнь.
Add a comment

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САНТЕХНИЧЕСКОГО ПЛАСТИКА В КОНСТРУИРОВАНИИ РАЗБОРНОГО ТУРИСТСКОГО ПАРУСНОГО КАТАМАРАНА

Дмитрук О.И., Яремчук В.А.

Донецкий институт городского хозяйства Киевской Государственной академии жилищно-коммунального хозяйства.
83058, г. Донецк, ул. Краснооктябрьская, д.83, кв.2, т.(062)306-23-81,м.т. 8-050-919-53-98, E-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

       Цель исследования: поиск альтернативных материалов для использования в построении несущей конструкции разборного туристского парусного катамарана.
       Предмет исследования: установление возможности использования свойств сантехнического пластика в конструировании разборных туристских парусных судов.
       Задачи: расчет размеров и формы шпангоутов из пластика; разработка способов соединения пластиковых элементов между собой и с дюралевыми трубами; поиск способов соединения продольного набора парусного катамарана; испытания конструкции в условиях многокилометрового ралли.
       Интересный эксперимент вынудило провести грустное событие: с разборного парусного туристского катамарана украли дюралевые стрингеры и шпангоуты. Пришлось пропустить сезон походов и соревнований в 2004 году.
       Поиск профилированного дюраля ни к чему не привел. Видимо, в Украине дюраль – стратегический материал. Наше парусно-туристское будущее повисло в неопределенности.
       Использовать дерево решили только в крайнем случае, если не придумаем ничего лучше. Известному туристу-паруснику, конструктору одного из самых интересных вариантов тримарана на основе байдарки Игорю Крыгину пришла в голову оригинальная идея: попробовать сантехнические пластиковые трубы. Сама по себе идея не нова, пластик давно используется в кораблестроении. Но сантехнический, легко доступный любому человеку, да еще не для отделочных работ, не по прямому предназначению, а для несущей конструкции?
       Сомнений было много. Выдержит ли пластик нагрузки волн? Воздействие соленой воды? Солнечной инсоляции? Перепад температур?
Предварительно провели пару опытов.
       Кусок пластиковой трубы диаметром 32 мм нагревали в муфельной печи. При нагреве до 100 градусов существенной потери прочности на изгиб не наблюдалось. Зажатый в тиски разогретый кусок трубы идентичной длины изгибался при одинаковой нагрузке ровно настолько, насколько образец холодной. Лишь при температуре 120 градусов Цельсия полипропилен становился вязким, мягким, как пластилин, и поддавался формовке под прессом. Стало ясно, что нагрев солнечными лучами даже в самую сильную жару не изменит его основных свойств.
       Влияние ультрафиолета проверяли еще более примитивным способом: обрезок такой же трубы выложили на ярко освещаемую солнцем поверхность на срок в 6 месяцев. Видимых изменений не наблюдалось, ломкость не появилась. А поскольку туристское судно эксплуатируется максимум два месяца в году, можно было предположить, что как минимум на сезон хватит.
       Итак, материал найден. Удачно или нет – могла показать только практика. Поскольку дело происходило в январе, испытывать материал предстояло в условиях предстоящих весенних и летних соревнований.
       Много времени забрала разработка профиля и формы шпангоута. Надежности найденной конструкции способствовали мощные «тройники» с поперечными перекладинами (см. рис. 1). Заодно перекладины, опираясь на поплавок, дополнительно снимают нагрузку с «ножек» шпангоута.
       Понятно, что чем короче труба – тем меньше она гнется (а пластик «грешит» гибкостью гораздо сильнее дюраля). Значит, длины отрезков трубы в конструкции должны быть минимально возможными. Но увеличение количества «тройников» привело к утяжелению шпангоутов в сравнении с дюралевым вариантом. Сравнить, насколько конкретно утяжелилась ферма, не представляется возможным в связи с отсутствием дюралевого варианта.
       Высота «ножек» каждого шпангоута высчитывалась, исходя из размеров поплавков. Поскольку форма баллона – сигарообразная, места крепления шпангоутов строго фиксированы возле карманов и диаметр труб поперечного набора разный, то все пять шпангоутов различались как по высоте «ножек», так и по ширине (расстоянию между «ножками»). Размеры измерялись с точностью до 1 мм.
       Соединение труб проводилось методом сваривания паяльником, используемым в сантехнических работах для сварки пластиковых труб. Что примечательно – десять шпангоутов были изготовлены по готовым размерам всего за один (!) вечер. Вряд ли дюраль по скорости обработки когда-нибудь сможет догнать пластик.
       В целях облегчения общего веса судна для изготовления шпангоутов и стрингеров использовались трубы фирмы «Экопласт»-16 диаметром 1,5 дюйма.
       Над прикреплением пластиковых шпангоутов к дюралевым трубам поперечного набора пришлось поломать голову. Наконец, решили изготовить пластиковые «сухари», обхватывающие и пластмассовые, и дюралевые трубы (см. рис. 2). В муфельной печи разогревались навески отходов пластиковых труб до температуры в 120 градусов Цельсия и помещались в специально изготовленную пресс-форму и прессовались в «сухари» - по три на каждый шпангоут, всего – 30 штук. Все балки поперечного набора имеют разный наружный диаметр – 40, 45, 48, 50 и 70 мм. Это осложнило задачу, так как пришлось изготавливать пять разных вкладышей в пресс-форму, но в течение нескольких вечеров все было готово.
       Для уверенной укладки поперечной балки было вполне достаточно и двух «сухарей», но третий делался для усиления места, в котором проходит шпилька (см. рис.1). На второй и четвертой балках к этим шпилькам крепятся вант-путенсы, так что нагрузка на пластик очень значительная.
       Далее возник вопрос, как соединить пластиковую трубу с пластиковым сухарем. Хорошо было бы спаять, как «тройники» и «уголки», но каким образом это осуществить? Таких промышленных паяльников нет. Как локально разогреть сопрягаемые поверхности до температуры, необходимой для слипания?
       Оригинальную идею предложил Влад Ульянов – по трубе змейкой выкладывается нихромовая проволока произвольной длины диаметром 0,5 мм, оба конца которой выводятся наружу (см. рис. 3). Сверху накладывается «сухарь» - так, чтоб проволоки не было видно. Через лабораторный автотрансформатор по проволоке пропускается электрический ток силой, подбираемой экспериментально. При этом пластик расплавляется и спаивается в монолит, накрепко соединяя детали. Оторвать их вручную оказалось невозможно.
       Более серьезные целенаправленные испытания на прочность не проводили, но эксплуатация в походных и соревновательных условиях подтвердила жизнеспособность данного соединения.
       Итак, дюралевая труба удобно располагается в углублениях «сухарей». Для прикрепления ее к шпангоуту использовалась идея Юры Воловенко: обычные пластиковые монтажные стяжки по три на шпангоут. На практике оказалось, что от вибрации стяжки ослабевают, и их приходится иногда подтягивать. Но общую конструкцию это не ослабляло.
       Опыт нескольких походов показал, что при кажущейся простоте и легкости данная конструкция достаточно надежна.
       Из-за конструкционных особенностей при разборке катамарана трубы поперечного набора от шпангоутов не отсоединяются, что ускоряет будущую сборку.
       Стрингеры (по два на баллон) имеют длину около 6 м. Поскольку перевозка столь длинных деталей затруднительна, встал вопрос оптимальной длины секций. Рекомендованная для перевозок общественным транспортом удобная длина не более 2 м потребовала очередных раздумий, каким образом пропускать стрингеры в «тройники» «ножек» шпангоутов, а «тройники» фиксировать на определенном участке стрингера. А также – каким образом соединять части стрингеров друг с другом. Традиционным методом, как дюраль – с помощью муфты с фиксатором – рискованно: пластик мягок, и может разрушиться при знакопеременных нагрузках в точке расположения фиксатора.
       Посему было принято решение складывать общую длину из отдельных отрезков, равных расстоянию между соседними шпангоутами. Из-за конструктивных особенностей «тройников» расстояние между торцами стрингеров равно 20 мм.
       Соединение стрингеров между собой – по типу «ожерелье» (с помощью троса, пропущенного внутри). На каждом поплавке использовали по два троса: для автономной стяжки левой и правой части продольного набора.
       Для того, чтоб концы стрингеров не ломались в месте вхождения в «тройники» шпангоутов, оба конца каждого из отрезков протачивались настолько, чтоб обеспечить внутри «тройника» небольшой люфт.
       Соединение в одну точку трех «линий» стрингеров (верхней и двух боковых) каждого баллона на носу и корме привело вот к каким идеям (см. рис. 4).



       Используя все те же заводские «тройник» и два «уголка», верхний стрингер на корме впаяли в «тройник» (поскольку сам он из пластика), а боковые по отработанной схеме вводили с люфтом в «уголки». Носовые дюралевые верхние стрингеры сохранились, поэтому их заклепали в «тройнике».
       При экспериментальной сборке конструкции выяснилась сложность: неизбежные в момент сборки зазоры в местах многочисленных соединений добавляли несколько сантиметров в общую длину. И чтоб протянуть трос, а затем стянуть набор до нужной минимальной длины, понадобились шпильки на обоих концах троса длиной более 10 см. На них навинчивались гайки, которые стягивали «ожерелье».
       Испытания на Кальмиусском водохранилище при скорости ветра до 10 м/с, короткой невысокой волне высотой до 10 см и максимальной загрузке в 10 человек (килограммов 600) привели к следующим результатам.
       В месте крепления «ножек» шпангоуты продавливают гибкие стрингеры, и середины стрингеров, несмотря на плотные карманы по всей их длине, изгибаются дугою вверх. Однако катамаран сохранял плавучесть и скоростные качества.
       В те же дни в соревнованиях «Кубок Донецка-2005» судно грузили экипажем в пять человек. Стрингеры уже не выгибались. Однако при случайном столкновении торчащей шпилькой на носу поплавка мы пробили баллон соперника. Стало ясно, что от шпилек на тросах следует отказаться в целях техники безопасности.
       Поскольку до сих пор не придумали, как использовать для стяжки стрингеров трос без длинных оконечностей – шпилек, в течение двух сезонов вместо стального троса используем обыкновенный туристический репшнур диаметром 6 мм с прочностью на разрыв до 400 кг. По одному на поплавок, пропуская его вкруговую, что оказалось вполне достаточным. Однако существует риск перетирания репшнура в местах изгибов – на носу и корме. Тем не менее, после двух сезонов эксплуатации места истираний обозначились лишь потемнением, но структура шнура не нарушена.
       Но значительный запас прочности для этого узла совершенно не лишний. Лопнувшая стяжка чуть ли не мгновенно повлечет за собой рассыпание стрингеров и как следствие - отрыв поплавка. Пытаемся придумать что-то понадежнее репшнура.
       Условия экспериментальной эксплуатации нашей конструкции см. в табл. 1.


       На волне гибкий пластиковый каркас, конечно, «играет». Но при смене старых баллонов на новые (в 2006 году) фирмы «Романтик» (г. Харьков), которые можно набивать «до звона», излишняя эластичность конструкции стала гаситься более жесткими поплавками.
       Возможно, «отыгрывание» воздействий волны позволили нашему судну удачно пройти испытания в довольно суровых погодно-ветровых условиях (см. «Судовой журнал» «Мистраля», части I и II по адресу: http://parusa.narod.ru/race/2006/azov/index.htm).
       Катамаран с пластиковыми стрингерами и шпангоутами не потерял скоростных и грузоподъемных качеств, свидетельство чему – дважды, в 2005 и 2006 годах, мы становились вице-чемпионами Украины, уступая в своем классе лишь киевским лодкам фирмы «Ducky», несоизмеримо дорогим и изготовленным из самых современных материалов.
       Положительные характеристики пластика:
1. Недорого.
2. Не корродирует, не окисляется, не «прикипает» в стыках.
3. Не намного тяжелее дюраля и гораздо легче нержавейки.
4. Эластичен при достаточной прочности.
5. Очень быстро монтируется.
6. Стоек к воздействиям солнца и перепадам температур.
7. Легко доступен всем слоям населения.
8. Стоек к воздействию солей морской воды и не требует промывки пресной водой.
9. Разогревшись под лучами солнца, не обжигает при прикосновении, как металл.
10. Совместим с любым металлом (отсутствие электрохимической коррозии).

 


Таблица 1. Условия испытаний катамарана со шпангоутами и стрингерами из пластиковых труб.
Дата Скорость ветра, м/с Высота волны, м
Коли-
чество
дней Загруз-ка судна, кг
Район испыта-ний
Выполняемая работа и километраж
Май 2005 До 10 До 0,1
3
До 600
Кальмиусское вдхр. Гонки по треугольнику, катание публики
До 30 км
Май 2005 До 7 До 0,4
5
До 300 Красно-оскольское вдхр. Гонки по трегольнику, спасработы, маршрутная гонка Загрызово – о.Муравьиный - Загрызово. Свыше 80 км
Август 2005 До 10 До 0,7

10

До 400 Азовское море: Мариуполь – Ялта – Новопетровка - Ялта
Поход Мариуполь – Ялта, гонки по трегольнику, спасработы, гонки без руля, маршрутная гонка Ялта – Бердянская коса – Ялта. Свыше 250 км
Май 2006 До 10 До 0,1
3
До 450
Кальмиусское вдхр. Гонки по треугольнику, катание публики.
Свыше 30 км
Май 2006 Свыше 10 Около 0,5
12
До 500
Красно-
оскольское вдхр. Гонки по треугольнику, поход с.Загрызово – с.Червоный Оскол – с.Пристин – с.Сеньково.
До 200 км
Август 2006 До 30 До 1,5

14

До 400
Азовское море: Геническ – Казантип –Ялта. Поход-ралли Геническ – Арабатская стрелка – м.Казантип – Нижнезаморское; гонки по треугольнику, спасработы; поход с пересечением моря напрямик (126 км) – Нижнезаморское – м. Дзензик (Обиточная коса) – Бердянский маяк – Ялта.
Свыше 500 км

11. Доступность ремонта (в любом населенном пункте можно найти магазины по продаже сантехники).
12. Не представляет интереса для сборщиков металлолома (а также сантехников, потому что короткие обрезки труб никому не нужны, а «тройники» и «уголки» непригодны для повторного использования).
13. Не гремит при транспортировке.
Возможно, будущее парусного туризма – за сантехническим пластиком.

       Примечание: в катамаране Сергея Мельничука из г. Макеевки обтекатели на краспице изготовлены из пластиковой сантехники.

       Выводы: сантехнический пластик успешно прошел испытания и может быть использован в качестве материала в изготовлении разборных парусных туристических катамаранов, открывая широкие возможности для конструкторов малых разборных судов.

       Список людей, принимавших участие в разработке:
1. Крыгин Игорь Михайлович – канд. физ.-мат. наук, ст. научный сотрудник ДонФТИ НАН Украины, почетный турист Украины, судья I категории по парусному туризму, конструктор, капитан и владелец разборного парусного тримарана на основе байдарки «Муму» У-0505.
2. Ульянов Владислав Владимирович – слесарь-инструментальщик ДонФТИ НАН Украины, капитан и владелец самодельного разборного парусного катамарана, I разряд по парусному туризму.
3. Дмитрук Ольга Игоревна – ст. преподаватель физкультуры ДИГХ ГА ЖКХ, капитан и владелец разборного парусного катамарана «Мистраль», кмс по парусному туризму, судья II категории.
4. Воловенко Юрий Васильевич – монтажник компьютерных сетей ЧП «Пронет», III разряд по парусному туризму.
5. Яремчук Владимир Александрович – ст. преподаватель физкультуры ДИГХ ГА ЖКХ, кмс по парусному туризму.
6. Воронин Виктор Николаевич – слесарь аварийной службы, I разряд по парусному туризму.
7. Гурий Сергей Петрович – завотделом Центра издательской деятельности «Вытокы» ДонОблИППО.
 
Встречающиеся в статье морские термины.
Ванты – боковые растяжки мачты.
Вант-путенсы – места прикрепления вант к корпусу яхты. Путенсы распределяют нагрузку на две точки.
Катамаран – двухкорпусное судно. В данном случае корпуса прдставлены надутыми воздухом поплавками, соединенными рамой из труб. В центре рамы расположена мачта.
Краспица – находящиеся приблизительно посредине мачты перпендикулярные к ней элементы конструкции. Через «ножки» краспицы проходят ромбо-ванты, усиливающие мачту в месте наибольшей нагрузки на излом.
Стрингер – продольное ребро жесткости судна. Стрингеры опираются на шпангоуты или сами служат опорой для них.
Тримаран – трехкорпусное судно. Есть тримараны на основе байдарки, когда по бортам для остойчивости выносятся дополнительные поплавки. А есть тримараны с тремя большими баллонами, причем центральный – самый большой.
Шпангоуты – поперечное ребро жесткости бортовой обшивки судна (между днищем и палубой). Крепятся к стрингерам.

 

 

 

Add a comment

Подкатегории