IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -

победа там, где согласие

Судовой журнал "Мистраля"

о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах

Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина.

Фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов, А.Карцев, И.Антипов, М. Дмитрук

 

Пиар-фильм о походе  

 Сериал о походе  

 Телерепортажи 

Глава 1. Подготовка 

 Глава 2. Ад продолжается 

 Глава 3. Жемчужина у моря

 Глава 4. Затока

 

Глава 5. Заколдованный "MOL"

Всё утро я провела в пасмурном настроении. Впервые остро ощутила и потерю Влада, как старпома, и огромную ответственность, и авантюризм нашей затеи. Ясно, что Влад будет рядом, на соседнем судне, что Андрюха прекрасно справится с возложенными обязанностями, что я успешно пережила серьёзную проверку на самодостаточность в нынешнем «Кубке Донбасса», но…

Странные ощущения точат изнутри, словно древоточцы – печаль, страх, одиночество… Приходится признать, что я просто и необъяснимо боюсь самостоятельности!

«Мой любимый улетает

За ветра и за моря,

Он увидит, он узнает,

Как рождается заря.

И в минуту расставанья

Я скажу ему: «Родной,

Я хочу увидеть Землю –

Голубую, голубую,

Я хочу увидеть Землю –

Ты возьми меня с собой!»

"Трикстер" готов к путешествию

Вроде, мы вместе, и всё же – каждый сам по себе…

К 9 утра прибыл Изя, привёз телевидение. Без него нас здесь долго бы искали даже по координатам.

Дав по очереди интервью, начинаем церемонию пуска в жизнь нового корабля.

Интервью телеканалу "Украина"

И ещё интервью

И снова интервью

Влад откупоривает шампанское, затыкает отверстие бутылки пальцем и, взболтав, направляет пенную струю в «Трикстера». Радужный пузырящийся фонтан, сверкая в солнечных лучах, окатывает паруса, палубу, поплавки… Остатки разливаются по чашкам и дружно допиваются желающими, в том числе и телевизионщиками.

"Путь к здоровью"

После обмывания шампанским производим первый спуск на воду. Естественно, что я не могла остаться на берегу и напросилась к Владу в матросы. Выйти на «Трикстере» первой – дело святое. Если б он взял кого-то другого, я бы просто лопнула от ревности и злости.

Первый выход "Трикстера" на воду

В сравнении с «Мистралем» «Трикстер» оказался вёртким, чутким, подвижным, очень близким к воде, с маленькой полезной площадью палубы – в общем, другим. Чтоб не испытывать долготерпение телеоператоров, мы делаем всего один круг в зоне близкой видимости, и, скребя швертом по грунту, возвращаемся.

Свершилось! До старта - 5 минут

Распределение по катамаранам до г. Железный Порт таково:

"Трикстер" - Ульянов и Протасов;

"Космос" - Бакулин, Дудник и Карцев;

"Мистраль" - Дмитрук, Пилипенко, Белогурова и Антипов.

Наконец, наступает долгожданный и торжественный миг: экспедиция покидает берега Затоки и направляется к выходу из лимана, в море.

«Арго! Разве путь твой ближе,

Чем дорога млечная?

Арго! О каких потерях

Плачет птица встречная?

Парус над тобой,

Поднятый Судьбой,

Это – флаг разлуки,

Странствий знамя вечное…»

Парус над тобой, поднятый судьбой - ...

...это - флаг разлуки, странствий знамя вечное!

Саша доволен жизнью

А я просто красивая :)

Ветер тихий, метра 2-3 в секунду, встречный. Очень мелко, и мы периодически скребём швертами и рулями по песку, тормозя и сбивая с курса и без того еле ползущие катамараны.

Проходим мост. Самая высокая мачта - 6,9 м - у «Мистраля», плюс клиренс 0,7 м. Высота пролёта – 8 метров, поэтому легко проскакиваем под ним.

Мост через Днестровский лиман

Здравствуй, Чёрное море!

Сразу за мостом слева начинаются пляжи, справа – доки и подъёмные краны. Ветра в море немного добавилось, но средняя скорость не превышает 5 км/ч.

Если за день ничего не изменится, то мы вряд ли выполним сегодняшний план – 65 км. А выполнить надо. Так как на финише будут ждать братья-одесситы. Чтобы не тулиться на переполненных пляжах, которыми изобилует прилегающая местность, решили идти, пересекая судовые пути портов Ильичёвск и Одесса, до восточного пригорода – Новой Дофиновки.

В течение дня ветер неоднократно меняет направление и силу, навигатор выдаёт различные сроки прибытия в точку – от шести вечера до девяти. Косинский и компания с шести вечера уже обосновались в Дофиновке и готовят торжественный приём. В Ильичёвске Саша Цвигун, стоя на холме, провожает нашу эскадру радостными комментариями по мобиле и серией фотоснимков с  расстояния. Мы его, к сожалению, так и не рассмотрели издалека.

Переход выдался довольно комфортным, нескучным из-за разнообразия ветров, не напряжным. Если бы только не канистра! Выяснилось, что она с дырочкой, через которую сочится бензин. Не для того мы удрали из вонючих городов, чтоб на природе вместо запахов моря вдыхать бензиновые парЫ. Это просто невыносимо!

Умница Саша Косинский и тут пришёл на помощь, выслушав наши жалобы: днём заехал на рынок и купил новую канистру. А заодно и новый насос, потому что наш старый начал травить воздух.

Часам к 20 ветер совсем скис. К тому времени мы добрались до огромного корабля с надписью «MOL» на борту. Корабль стоит на якоре и не подает никаких признаков обитаемости. Наверное, он таки был призраком, своеобразным «Летучим Голландцем» местных вод, судя по последовавшим событиям.

Заколдованный корабль

По крайней мере, ближайшие три часа мы никак не могли с ним расстаться. Чудеса начались, как только мы попали в близость "MOL"а. Весь переход наши парусники двигались в зоне видимости друг друга – «Мистраль», затем «Трикстер» и замыкающим – «Космос», как, собственно, и предполагалось. Расстояние между первым и последним не превышало километра.

Лёша

Когда ветер умер, навигатор показывал до Дофиновки ещё 7 км и неопределённое время прибытия. А друзья уже названивают, мол, торопитесь, мы ждём, плов с мясом остывает. Косинский привёз на побережье жену и сына, что уже само по себе – подвиг. Заставлять людей ждать до бесконечности нельзя, да и торчать в море ночью не хочется. А причалить в ближайшем пологом месте нет возможности, т.к. мы находимся в Одесском заливе, и во внутреннюю часть предстояло идти дальше, чем вперёд.

По совету Косинского пытаемся завести мотор. Не заводится. Андрюше понадобилось полтора часа, чтоб вернуть его к жизни. Оказалось, что свеча мокрая, в бензине. Пришлось перебирать и протирать все контакты и ставить новую свечу. В общем, к тому моменту, когда двигатель издаёт радующие нас звуки, на море легли сумерки.

К прочим негараздам добавляется проблема с дейдвудной трубой. Чтоб достать до воды лопастями винта, приходится всему моему экипажу пересесть на корму справа, чтоб притопить поплавок. Понятно, что при этом катамаран немилосердно гребёт воду.

Ветер, хоть и тихий, за это время оттаскивает нас километра на два восточнее "MOL"а. «Трикстер» и «Космос» теряются из виду. Переговариваемся с Владом через рации, с Сашей – по мобиле. Чтобы постоянно быть на связи с пограничниками на 16 канале, но не засорять экстренный эфир своими переговорами, между собой общаемся на восьмом. Оказывается, что рации можно ставить в режим сканирования, и они отрабатывают одновременно оба канала. Мы могли беседовать друг с другом и при этом быть на контроле у погранцов.

Поиски катамаранов в сумеречном море занимают ещё не менее часа. Заколдованный «MOL» не отпускает наши лодки: каждому грезится, что он возле этого призрачного "MOL"а. Мы возвращаемся и наматываем круги вокруг чёртова корабля, сжигая топливо, но никак не можем обнаружить друг друга. Просто проклятье какое-то!

Ложатся сумерки, а мы всё рядом с "MOL"ом

С берега утомлённые ожиданием одесситы уже призывают плюнуть на всё и идти к ним под мотором хотя бы «Мистралю» - надо же забрать у Изи заказанные транспаранты и эмблемы.

Темнота накрывает акваторию, и теперь найти друг друга кажется вообще невероятным. Как назло, и Луна болтается где-то за горизонтом. Всевозможные подсветки фонарями, сигналы юриной трубы – всё глохнет во мраке и смешивается с бесчисленными береговыми фонарями, огоньками больших кораблей на рейде, рыбацких лодочек, бакенов, буёв и прочего морского хозяйства.

"Трикстер" в ночи на воде

Напряжение в командах растёт. И хотя море не предвещает опасностей, нам как-то не улыбается первую же ночь проводить на якоре, недалеко от порта Одесса и, соответственно, судовых путей, не хочется огорчать ожидающих нас друзей, чьё долготерпение и без того заслуживает бесконечных похвал. Уйти на берег под мотором, оставив ребят на воде, я не согласна категорически. Может, и не совсем правильное решение, но мы упрямо продолжаем их искать.

Утомлённый Солнцем Влад

Наконец, кому-то приходит в голову умная мысль использовать вспышки от фотоаппаратов. С невероятным облегчением заметив мелькнувший необычный огонёк в темноте, рванули к нему. Яркий огонёк фотовспышки Юрика бликует пускай с редкой, но систематической периодичностью. В конце концов, около полуночи, мы встретились!

Связавшись паровозиком, на моторе жмём в долгожданный лагерь. Бедняги одесситы светят фарами автомобилей, корректируют. Увидели они нас, когда после полуночи выползла на чёрный звёздный небосвод сонная Луна.

До берега осталось 900 м.

И тут заканчивается бензин в моторе! Переливать, смешивать с маслом – это ещё полчаса возни. К счастью, подуло. И уже не важно, что с берега. Спасибо, что вообще подуло. Мы расцепляемся и идём на мелькающие береговые огни на парусах, в лавировку.

Если бы не чувство вины, что нас заждались, я бы получила несказанное удовольствие от ночной парусной прогулки под Луной по едва заметной морской ряби. Но угнетает, что из-за опоздания запланированные совместный ужин и посиделки-песни-пляски с друзьями полетели ко всем чертям. Что Саша Косинский уезжает домой, почти напрасно прождав нас шесть часов на берегу…

Нас дождались!!! Час ночи...

Эх, знать бы, где упадёшь… Можно долго искать причины и выводить следствия, но факты – страшная штука. Мы опоздали на финиш сегодня, но в итоге опережаем график, сэкономив день пути и преодолев 65 км; получили взамен бесценный опыт и сделали соответствующие выводы.

Напряжение ночных поисков и ответственности не только за свой, но и остальные экипажи (ведь «Мистраль» мог свалить на берег благодаря мотору, а «Трикстер» и «Космос» - нет, посему они в некой зависимости от меня) приводит к закономерному результату - нервному утомлению. Которое выплескивается во вспышке моего гнева: оставьте меня в покое!

Разогретый вкусный ужин не сопровождается ожидаемым каскадом шуток: все устали и мечтают выспаться. Нам завтра предстоит утренний ранний выход на маршрут, а одесситов ждёт работа, причём Вадика – в Виннице.

Изя торжественно вручает заботливо изготовленные им транспаранты с лозунгом в количестве двух экземпляров и эмблемы физтеха – тоже две.

Оголодавшие путешественники с пловом и транспарантом

Косинский наскоро вручает насос и канистру и отбывает с семейством в тёплые постели.

Изя, Света и Вадик остаются ночевать с нами на берегу. Наскоро ставим палатки и заваливаемся спать.

Зато пережитое напряжение перехода как ластиком стёрло всю мою боязнь, мучившую с утра.

«Я всё смогу, я клятвы не нарушу,

Своим дыханьем землю обогрею.

Ты только прикажи – и я не струшу,

Товарищ время…»

Значит, так было надо – для первого испытания на маршруте.

Ну, с почином!

Переход Затока - Новая Дофиновка - 65 км, 15 ч хода.

Средняя скорость 4,3 км/ч

Ветер смешанный

Новая Дофиновка N 46° 33, 27,0,, E030° 53, 45,0,,

Ильичёвск - позывной "Лебедь-41"

Лузановка: Лебедь-72, 048-729-38-12, 048-729-35-96


Глава 6. Рыбаковка

Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна. Мой счёт в Приват-банке       4405 8850 1839 5928      на имя Дмитрук Ольги Игоревны