IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -

победа там, где согласие

Судовой журнал "Мистраля"

о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах

Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина.

Фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов, А.Карцев.

Пиар-фильм о походе  

 Сериал о походе  

 Телерепортажи 

Глава 1. Подготовка 

 Глава 2. Ад продолжается 

 Глава 3. Жемчужина у моря 

 Глава 4. Затока 

 Глава 5. Заколдованный "MOL" 

 Глава 6. Рыбаковка 

 Глава 7. Березань 

 Глава 8. Кинбурнская коса 

 Глава 9. Тендра 

 Глава 10. Железный Порт - остров Джарылгач

 

 Глава 11.Крымский сюрприз

Вид с борта "Трикстера" на удаляющиеся маяки Джарылгача

БОльшую часть перехода держимся в пределах полукилометра друг от друга, но постепенно «Мистраль» начинает отставать. И несмотря на усиление ветра, решаю рифы снять. Если что – буду «играть» с площадью парусов, регулируя скорость.

Курс переходит на галф, и потому мы вылетаем на мыс Песчаный Бакальской косы гораздо раньше запланированного времени. Обсудив сложившуюся ситуацию (хороший свежий ветер и минимум два часа лишних), проходим западнее косы – на северо-западную часть полуострова Тарханкут. Мне очень-очень хочется показать ребятам красоту Песчаного мыса, но терять драгоценное время было неразумным: подобные красоты они уже видели на Кинбурне, Тендре и Джарылгаче – песок, море и безлюдье.

"Трикстер"

"Мистраль" взял рифы, чтоб не убегать от товарищей

Подвернув на запад, мы поменяли благоприятный галф на более медленный бейд. Впервые за восемь дней путешествия гладкое и тихое доселе море разволновалось. Отвыкшие от сильных встречных ветров и высоких волн, мы несколько расслабились. А теперь катамараны стало ощутимо бросать на волнах.

На встречном ветру "Трикстер" побежал заметно веселее, обогнал "Мистраль" и двинул вдоль побережья в поисках благоприятного места для выхода на сушу. Бакулин изначально шёл мористее, то бишь, западнее нас, и потому тоже оказался впереди "Мистраля".

Шпилька беспокоится – тоже забыла, что такое волны. И тут, как на грех, приспичило мне за борт. Андрюха, конечно, сможет меня заменить на руле. И Лёшка тоже не новичок. Но как-то так…  В общем, хочешь, чтоб было хорошо – делай сам. Особенно в неблагоприятных условиях. Но за борт хочется.

Отдаю румпель Андрею и плюхаюсь за корму, вцепившись в кормовую балку. Вода уже тёплая – крымская, а волны окатывают чуть не с головой, забивая глаза, нос и уши.

И вдруг – небосвод над моим темечком прочертил некий предмет, с плеском упавший за спиной. Мать твою так – Шпилька! Сиганула за борт!

Естественно, что она мгновенно отстала от уносящегося катамарана – ведь за кормовую балку ей держаться было нечем. Совершенно не включив мозги о последствиях, разжимаю пальцы – иначе мы потом просто не найдём её в волнах, а до берега ей не доплыть – больше километра.

Плыву ей навстречу. А Андрюха, молодец, просёк ситуацию и быстро развернул катамаран. Справится ли он на сильном ветру и волнении с «Мистралем», разворачиваясь фордевинд - я не знала. Но Шпиля уже выгребает суетливыми лапками мне навстречу и пучит мокрые вытаращенные глазёнки. Мы вместе плывём к спасительным синим поплавкам, а волны швыряют нас вверх-вниз, и швыряют «Мистраль».

Умница Андрей грамотно сманеврировал, приведя кат носом к ветру, и растравился. Я подхватываю Шпилю под брюхо и выталкиваю из воды навстречу протянутым рукам то ли Ани, то ли Лёши. Собаченция сучит в воздухе лапками-шпильками и изо всех сил тянется вверх. Блин, если так хочешь на катамаран – зачем ты его покидала?

Когда мы во все предыдущие дни регулярно – то один, то другой – выпрыгивали за борт, Шпилька ни разу не сделала попытки прыгнуть следом. Только стояла и, смешно свесив мордочку, внимательно наблюдала сверху, с высокой палубы, как мы там, в воде, барахтаемся. Ловкость у неё, конечно, потрясающая. Один раз, когда я отправилась под катамаран поглазеть на шверт, ей показалось неудобным наблюдать с палубы, и она нырнула на поплавок, устроившись между шпангоутами и заглядывая с любопытством в подпалубное пространство.

Но, видать, сегодняшнее волнение довело её до ручки, то бишь, до лапки. И рыжая какость решила, что в бурных морских волнах СО МНОЙ ей спокойнее, чем на прыгающей палубе БЕЗ МЕНЯ. И мужественно последовала в воду за хозяйкой. Её отвагой нельзя не восхититься.

А заодно и мастерством Андрюши. Умеет, когда надо, и быстро соображать, и быстро действовать. И с катамараном управляется, да ещё и в острой ситуации, с маневрированием. А то всё прикидывается несчастненьким, ничего не умеющим.

Тем временем ветер всё набирает силушку, а волны – размерчик. Скорость продвижения по генеральному курсу замедлилась до 3 км/ч. Влад активно продолжает поиск удобной бухточки, ибо план на сегодня перевыполнен, а резаться против ветра и волн можно до ночи, так и не найдя укрытия.

Пока «Мистраль» выполнял комплекс авральних работ «человек за бортом», «Трикстер» отыскал удобное место. Пологий песчаный берег, на подходе к которому метров сто – мель. Закрытый со всех сторон небольшими мысками уголок напоминает уютную лагуну с особым микроклиматом. Вода здесь разогрета солнцем до горячего состояния.

Вид с "Мистраля" на идущие к берегу "Трикстер" и "Космос"

Вытащив лодки на берег около двух часов пополудни, обнаруживаем, что побережье сплошь – метров на 20 от моря – покрыто толстенным слоем ковра из тонких водорослей, сухих снаружи и влажных внутри. И кишмя кишат-копошатся в этой толще рачки-бокоплавы, щекочут пятки и прыгают по икрам. Придётся смириться с ними.

"Космос" прибыл в Весёлую Долину

Подходит "Мистраль"

Саша немедленно хватает гарпун и несётся в воду: он заметил на мелководье скатов. Но охота, слава Богу, не увенчалась успехом. Скаты благоразумно смылись.

Саша Бакулин - охотник на морских котов

Я, как обычно, докладываюсь по мобиле пограничникам. На этот раз – Стерегущего. Этот пост – последний в цепи постов Одесского погранотряда. С облегчением в голосе нам желают дальнейшего счастливого пути – видать, рады, что мы покинули их территорию и слезли с их шеи, избавили от ответственности.

Ставим лагерь: палатки без тентов, ибо Крым – есть Крым. Жара ощущается совершенно иначе. Горяча не только вода, но и воздух. Какие-то жалкие 30 км южнее – а какая разница!

Эти бурые водоросли на берегу кишмя кишат рачками-бокоплавами

Ставим лагерь

Кто выглядит несчастнее - Юра или Шпиля?

Андрей колдует над аккумулированием солнечной энергии

"Мне не нужно ни солнца, ни туч,

Ты одна мне нужна в этом мире.

Хочешь, я подарю тебе ключ

Девятнадцать на двадцать четыре?"

Влад ремонтирует транец

Снова звонят пограничники. Нам не привыкать к бесконечным «контрольным выстрелам» от бесчисленных постов, которые передают друг другу данные о нашем местопребывании и намерениях, и потому без тени волнения жму роковую кнопочку.

Безупречно вежливый мужской голос докладывает, что нам здесь стоять нельзя, что нужно двигаться дальше – на специально оборудованный причал в Черноморском.

Мои пояснения о совершенной невозможности сего мероприятия, аргументы и доводы не оказывают ровно никакого воздействия на стража границ.

- Вы будете оштрафованы за нарушение закона. Если вы к нам прийти не можете – придём мы к вам.

Идти дальше, к Черноморскому, было совершенно незачем и практически невозможно. На часах – семнадцать с минутами. Скорость продвижения – 3 км/ч. До причала в Черноморском – 30 км. Десять часов ходу против ветра, волны и вдоль скалистых берегов. Это мы только в три часа ночи при самом благоприятном раскладе будем на месте. А по их же пограничному предписанию нам запрещено находиться на воде в тёмное время суток. Вот такая безвыходная ситуация.

Влад приступает к переделке транца на "Мистрале". Короткая дейдвудная труба опасна при волнении моря - мотор может сгореть, выскочив из воды на воздух. Единственная возможность хоть чуть-чуть опустить её ниже - максимально наклонить транец на трубе.

Большая часть народа отправляется на поиски магазина (пивка захотелось), Юра просто болтается где-то по окрестностям с фотоаппаратом и видеокамерой, а мы с Аней и Владом остаёмся на охране лагеря и в ожидании пограничников. Очень хотелось верить, что они не придут. Место – довольно пустынное, судя по карте, населёнка километрах в пяти. Неужто они потащатся сюда из-за нас, ничтожных?

Потащились! На автомобиле! Правда, не служебном, а личном и древне-отечественном - не обеспечивает их государство транспортом, приходится свои колымаги гонять по камням и пескам. И никакие наши логические умозаключения, убеждения, аргументы, факты, доводы не возымели успеха. Нарушаем закон – должны быть наказаны! Более того – при каждом выходе на берег снова будем наказываться. А то, что Одесский погранотряд не цеплялся – так то его личное дело. Закон можно трактовать двояко. В Крыму его трактуют так. И без вариантов. На ЮБК будет ещё строже.

Для подписания протоколов требовалось личное присутствие всех капитанов. Поэтому пограничники не поленились и, прихватив Влада для опознания, поехали на поиски наших магазинных путешественников. Привезли всех. Оказалось, бешеной собаке сто километров – не крюк. Ибо занесло «коней быстроногих» (см. Судовой журнал «От Одессы до Орловки») аж в село Дальнее, которое втрое дальше Весёлой Долины. Купили вкусняшек к чаю. А хлеба уже не было.  Дальнее поразило их своим порядком и чистотой. Прям не наше какое-то село.

Пограничники выписывают протоколы об административном правонарушении и обязывают завтра явиться на заставу в Черноморское за разъяснениями, получением бумаг и, возможно, уплатой штрафа в 34 грн с катамарана. Так что засветились мы теперь в реестре правонарушителей Украины. Да ещё каких – нарушителей закона о границе! Во как!

Говорим, что постараемся, но всё будет зависеть от погоды. Не от законов Украины, не от служебного долга пограничников, не от нашего желания или нежелания, а банально – от скорости перемещения воздушных масс в горизонтальном направлении, то есть ветра.

Расстаёмся мы на дружеской ноте, поскольку и ребята были с нами предельно вежливы и уважительны, и мы понимали, что они просто хорошо несут свою службу.

А у меня – знакомая проблема: осталась без связи. Ещё на Кинбурнской косе мой телефон приказал долго жить, напитавшись щедрой морской влагой. Никакие герметичные кошелёчки не спасли. Покупка вожделённого водозащищённого мобильника не состоялась ввиду отсутствия материальных средств. Ну а мне не привыкать: что ни поход, то – прощай, мобила! Потому и не покупаю дорогих моделей. Но в этот раз что-то рановато он почил в бозе. Маршрут ещё только начался, а руководитель группы глух и нем. Спасибо нежадному Юрику – предоставил во временное пользование свою старенькую «Нокию». Впрочем, Юрик трещит по телефону мало, а у меня он звенит бесконечно.

Только сегодня к вечеру раскрылась закавыка: юркин телефон заряжаться через солнечные батареи не желал. Я вновь осталась без связи.

Временно выручила Аня, предоставив свой старенький и страшненький телефончик. Какому идиоту взбрело в голову делать экран мобильника зеркальным – не знаю, но крови это зеркальце попило из меня впоследствии предостаточно. Чтоб хоть что-то увидеть на экране, нужно было помещать телефон в абсолютно тёмное помещение. А попробуй найди такое на борту прыгающего по волнам катамарана, когда солнце жарит по 19 часов в сутки!

Интересное растение на берегу

Цветочек вынес дневной жар солнца

Переход остров Джарылгач - п-ов Тарханкут (пос. Весёлая Долина) - 37,5 км, 6,5 ч ходу

Средняя скорость 5,77 км/ч

Координаты стоянки Весёлая Долина N 45°4246,2 ’’ E 33°0622,1’’

пгт Черноморское 099-387-98-47, позывной «Лебедь-21»

Глава 12. Первый сильный ветер

Продолжение следует...

Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна.