IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -

победа там, где согласие

Судовой журнал "Мистраля"

о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах

Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина.

Фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов, М.Дмитрук.

 

Пиар-фильм о походе 
Сериал о походе 
Телерепортажи

Глава 1. Подготовка

Глава 2. Ад продолжается

Глава 3. Жемчужина у моря

Глава 4. Затока

Глава 5. Заколдованный "MOL"

Глава 6. Рыбаковка

Глава 7. Березань

Глава 8. Кинбурнская коса

Глава 9. Тендра

Глава 10. Железный Порт - остров Джарылгач

Глава 11. Крымский сюрприз

Глава 12. Первый сильный ветер

Глава 13. Черноморское - Тарханкутский маяк

Глава 14. Тарханкут - Мирный

Глава 15. Николаевка

Глава 16. Орловский шторм и экскурс в Севастополь

Глава 17. Военные учения, Яшмовый пляж и балаклавские кошки

Глава 18. Закрытая зона

Глава 19. Кацивели - Ялта - Гурзуф - Аюдаг

 Глава 20."Артек" и Алушта

21 июля

Высота Медведь-горы достигает 577 метров над уровнем моря. Горный массив слегка вытянут в северо-западном направлении на 2400 метров и выступает в море на 2-2.5 километра. Общая площадь Медведь-горы составляет около 4 квадратных километров.

 С 1947 годаАю-Даг объявлен памятником природы Крыма. Является охраняемой территорией. Здесь организован заказник общегосударственного значения площадью 527 га. Склоны и вершину горы покрывает реликтовая растительность

Медведь-гора– единственное в Крыму местообитание особого подвида лесной капусты и единственное в европейской части СНГ местообитание редкого папоротника. Всего во флоре Аю-Дага учтено 533 вида растений; 21 вид растений и 16 видов животных, встречающихся в этом ландшафтном заказнике, занесены в «Красные книги» СССР и Украины.

Вид на запад с нашей стоянки

Утром поднимаемся пораньше, в 4-30, чтоб успеть хоть краем глаза осмотреть «Артек». Со мной отправляются Миша, Аня, Андрей и, конечно, Шпилька. Юра бегает в свободном полёте с четырёх утра. Олег уже выкупался в море и готовит завтрак. Влад отсыпается. Чем заняты Сергей и Саша – не помню.

Мы бродим по аллеям детского центра не меньше часа. Восхищаемся рациональностью использования ландшафтов местности, экзотическим растениям, вычурным извилистым дорожкам, сделанным основательно, на века. Не можем не заметить, что всё это великолепие в «проклятое» советское время бескорыстно было отдано на откуп талантливым детям великой страны Советов. И приоритеты расставляла не толщина кошелька родителей, а собственные заслуги детей перед обществом.

Кто теперь здесь благоденствует? Судя по припаркованным у входа автомобилям и номерам на них, отнюдь не трудолюбивое будущее Украины и России. Совершенно другая элита общества. Не интеллектуальная. Не одарённые дети. Не дети учителей, лаборантов, учёных-физиков, библиотекарей, медсестёр и участковых врачей.

Грустно. Словно плевок в хрустальную вазу моей детской мечты.

И ещё один плевок, но уже в душу взрослого человека, привыкшего уважать чужой труд – это состояние домика, в котором жил основатель «Артека» – Зиновий Петрович Соловьёв, судя по всему, бескорыстный и добрый человек. Растрескавшиеся стены, ветхое, рассыпающееся оконце, полуразрушенные ступени, затёртая мемориальная табличка, дверь, в которую явно очень давно никто не заходил… И напротив – роскошные, в современной отделке корпуса для отдыхающих. Забвение истоков – просто преступление…

Налюбовались чудесными видами, погрустили и, удовлетворённые осознанием, что мы тут побывали, возвращаемся в лагерь. «Наяда» пока остаётся здесь, а нам пора в путь. Возникает робкая надежда пополнить запасы бензина где-нибудь в окрестностях, однако это невозможно. Никаких лёгких путей в цивилизацию отсюда не существует. Придётся пополняться в ближайшем крупном населённом пункте, где есть автозаправка «WOG». Потому что Олег готов предоставить купленные талоны на 20л бензина, но этого не сделаешь на абы какой заправке. Нужна только эта.

Завтрак на камнях. У каждого - свой валун

Ветер поддувает свеженький, встречный, на воде – рябь. Выходим. Состав экипажей таков:

«Мистраль» - Ольга Дмитрук, Андрей Пилипенко, Михаил Дмитрук, Анна Белогурова.

«Трикстер» - Владислав Ульянов, Юрий Протасов.

«Космос» - Александр Бакулин, Сергей Дудник, Олег Рудинский.

Идём вдоль западной части Аюдага. «Трикстер» на любимом курсе уносится вперёд, Саша - тоже, поскольку выходит первым. А мы становимся свидетелями интереснейшего природного явления. Которое, честно признаюсь, напоминает мне, что такое адреналин и откуда он выделяется.

Адреналиновые порывы

Ветер, внезапно переходящий с правого борта на левый и наоборот. Причём мгновенно. Курс в одну секунду меняется с правого галфвинда на левый галфвинд и обратно. Паруса швыряет с борта на борт, парусник рывками дёргается то на правый борт, то на левый. Экипаж сажаем в ДП, заматываем стаксель, чтоб не мешал своими выбрыками, и на одном гроте в ручном режиме поскорее отходим подальше от горы. Скорее всего, это из-за её близости такие внезапные разнонаправленные порывы ветра. Не знаю, как удалось Владу благополучно проскочить опасное место. Ведь «Трикстер» так легко вылетает на один поплавок!

Влад минует мыс Аюдаг

Отойдя от горы в море, прощаемся с ветром, который медленно, но уверенно умирает сразу за траверзом Утёса. Кстати, посёлок не впечатлил. Среди роскошной зелени вылезает из воды нагромождение корОбок и коробОчков, в которых суетятся люди-муравьи.

Утёс (Ламбат)

Посему мы совершенно спокойно держим путь в Алушту. Надеемся, что в таком достаточно крупном населённом пункте искомая автозаправка обязательно есть.

Вода по-прежнему изумительно синяя. Красота пейзажей невообразимая, но хотелось бы идти по маршруту, а не болтаться в безветрии. Тем более, что за вчерашний день из-за гостей и штиля мы не выполнили план дневного перехода. Желательно наверстать упущенное. Заход в Алушту займёт пару-тройку часов драгоценного времени, так что стоит поторопиться, если мы хотим сегодня пройти дальше. Ночевать в окрестностях города не хочется. Да и вообще негде, судя по плотности застройки береговой линии.

Пора браться за вёсла

Поэтому пытаемся выжать остатки жизни из мотора, решив сжечь топливо до последней капли. Да не тут-то было! Мотор, прогудев с четверть часа, заглох и заводиться категорически не желает. Андрей меняет свечи, продувает, чистит его, но всё – бесполезно. Сломался?

Серёга выдуривается

Приходится брать в руки вёсла. А до Алушты – ещё километра три - четыре. Может, даже пять или шесть. Но делать нечего - гребём.  Нам проще всего, поскольку на борту четверо: один рулит, двое веслуют, четвёртый на смене. У Саши – двое сильных и толковых матросов. Они вдвоём равномерно рассекают воду лопастями вёсел. А вот Владу – совсем «кирдык». Из-за юркости «Трикстера» невозможно грести вдвоём. Одному необходимо подруливать. Юра, конечно, гребёт веслом. Но как-то вяло. Больше его интересует окружающая действительность, которую срочно необходимо зафиксировать для потомков. По той же самой причине и рулить нормально у него не получается.

И тогда мы отдаём на «Трикстер» Анечку. Пускай девчонка рулюет, пока мужики физически работают. Не сразу у них всё получается, но постепенно терпение и авторитет Влада побеждают.

Пытаемся разнообразить монотонность занятия устраиванием гонок, кто кого перегребёт. Поём песни. Но, конечно, выматываются мужики за эти пару часов гребли основательно. Ведь гружёный парусный катамаран – не узкая лёгкая байдарка, и проталкивать сооружение с такой паразитной парусностью с помощью пары вёсел ой как не просто!

Парусные гонки на вёслах

Наконец, Алушта приблизилась настолько, что можно выбирать место для временной высадки на берег. Решаем не тянуть кота за хвост, а чалиться при первой же возможности, выискав таковую в западной части города. Слева – недостроенные базы отдыха и дворцы нуворишей, справа – городские пляжи. На самой границе пляжной разделительной сетки-рабицы «Мистраль» касается поплавками мелкогалечного безлюдного бережка длиной метров 15-20.

В десяти метрах от воды перед нами закрывает небо строящееся многоэтажное сооружение какого-нибудь частного пансионата. С натугой выволакиваем катамаран на гальку. И тут из помещения выскакивают возмущённые мужики и гонят нас прочь, мотивируя, что это – частная территория, вход на которую запрещён.

Утомлённые долгочасовой греблей на жаре, не испытываем ни малейшего желания продолжать поиски. Прошу мужиков отнестись к нам по-человечески и позволить «припарковаться» всего на пару-тройку часов для пополнения запасов питьевой воды, провизии, топлива и починки мотора. Но дядьки непреклонны.

И тогда я цинично использую свою гендерную роль. Как слабая и несчастная женщина, доведённая до отчаяния, бесстыдно задираю ещё довольно целую белую рубашку и демонстрирую посторонним мужикам огромную дыру на своей заднице. Белые штаны истлели в прах на коленях и причинном месте. Сквозь прореху в две ладони шириной вызывающе сияют красным цветом (трусы? труселя?) плавки купальника.

- И не стыдно вам, мужики? Мы – путешественники, пришедшие с моря. Изголодавшиеся, обносившиеся, мучимые жаждой. Поглядите на эти лохмотья!

Словно манекены, кручу-верчу перед оторопевшими дядьками своих покорно-послушных матросов – Андрюху и Мишку. Рубище на их загорелых телах не может не произвести должного впечатления, как и рваньё на моей аппетитной «корме».

- Да в любой точке мира, во все времена и у всех народов Земли  любой почитает за честь оказать помощь путникам! Эх вы! И надо-то нам от вас всего ничего – несколько метров суши на несколько часов. Всё остальное раздобудем сами.

Спектакль производит нужное впечатление. Выход на берег разрешён. Вскоре подходят и пристраиваются рядом «Космос» и «Трикстер». Ремонтом мотора займутся Саша, Олег и Андрей. Остальные едут в город за покупками.

Раскалённый мелкогалечный пляж

Наша временная стоянка в Алуште

Вид с набережной

Переодевшись в приличное, топаем наверх, на набережную. Некоторую часть пути приходится преодолевать по территории пляжа, по раскалённому до невозможности мелкогалечному грунту. Это ещё похлеще пытки крупной галькой на Яшмовом и Голом пляжах! Мелкая проникает во все закоулки обуви и жжёт просто невероятно больно! Какой кошмар! Как же люди лежат на этой сковородке, дышат этим раскалённым воздухом и ещё платят за это деньги???

Прорвавшись, словно через минное поле, на дорогу, первым делом приобретаем по большому стакану разливного холодного кваса и пытаемся загасить пылающий в наших организмах пожар.

А потом где пешком, где на троллейбусе добираемся до супермаркета с терминалом. Влад по-прежнему старается экономить наличные деньги и расплачиваться с карточки.

Пополняем запасы

Ленкоранская акация

Курорт Алушта

Затарившись продуктами и водой, группа разделяется. Вызываем такси, в которое помещается всего четверо. Сергей с Юрой возвращаются на троллейбусе, а мы по пути заскакиваем на автозаправку и покупаем  20л бензина. Как выяснилось, искомой заправки в Алуште нет, приходится выкладывать наличные на первой попавшейся.

Вернувшись в лагерь, готовимся к отходу, чтоб не испытывать долготерпение местных строителей. Они что-то расщедрились – позволяют набрать у себя пресной воды, которой мы до отказа наполняем все ёмкости. Вскоре открываются тайные причины их щедрости: с борта «Трикстера» исчез любимый нож Влада. Доказать, что он был, и спёрли его мужички в наше отсутствие, не можем! Влад очень огорчён.

Пора отчаливать

Мотор тоже продолжает чудить. То заводится, то не заводится. Расстроенный Командор желает поправить своё настроение, показав присутствующим, кто тут главный и кому безоговорочно подчиняется вся походная техника – от «Шмеля» то «Тохатсу». Удивительное дело, но в руках Влада движок заводится чуть не с единственного дёрганья стартёра. И так – несколько раз!

Олег пытается отремонтировать мотор

Испытания мотора на воде

Предстоит обкатать починенную технику по бухточке. Вот что при этом происходит.

Чтоб дейдвудная труба находилась в воде во время испытаний, «Мистраль» приходится вынести на воду кормой вперёд. А чтоб не уплыл, Миша и Аня приставлены держать его за носовую балку. Когда пришло время испытать мотор в движении, желающие запрыгивают на борт «Мистраля», а остальные остаются на берегу. Олег разворачивает лодку носом к морю, Влад дёргает за верёвочку, газует, и катамаран бодро описывает круги по бухточке. Рулит Влад. Винтом от мотора. Издевательски демонстрируя Андрюхе, как это делается. Все всем довольны, пора на берег за вещами. И тут Юрик зачем-то ползёт на нос и…раздаётся его удивлённый возглас:

- А ты что тут делаешь?

На него из-под палубы смотрит выпученными глазами... Анька! Девчонка всё это время, что мы гасали по бухте, болталась в воде, намертво вцепившись в носовую балку. Оказывается, когда мы развернулись в море и Миша отпустил катамаран, она не расслышала команды на отпуск и, как порядочный исполнительный матрос, честно осталась выполнять задание – держать «Мистраль».

Крикнуть о своём местопребывании не могла, поскольку все силы бросила на цепляние руками за балку, а главное – удержание на ногах пляжных тапочек. Встречное течение норовило их смыть с ног, но Анечка боролась до последнего, из последних сил тянула носочки вверх. Тапочки остались на ногах. Юра вовремя Аню обнаружил. Не пришлось вылавливать в море ни её, ни тапочки.

Удивительное дело, но Влада мотор слушается беспрекословно. Однако, стоило нам вернуться к берегу, загрузиться и рассадить по местам экипажи, как всё начинается сначала. Ветра по-прежнему нет. Связываемся в караван. Андрюха дёргает стартёр, а мотор не заводится.

К нам на борт перебирается Влад, дёргает верёвочку, и мотор заводится. С торжествующим видом Повелитель техники возвращается к себе на корабль. Мотор немедленно замолкает. Больше он заводиться не желает.

Ничего не остаётся, как весловать к восточной части Алушты в поисках подходящего места для ночлега, пока ещё не село солнце.

По дороге встречаем прогуливающуюся по глади моря байдарку. Её пассажиры радостно приветствуют нас и предлагают помощь. Подсказывают, куда можно обратиться для решения вопроса с мотором. Наши ребята собираются сами разобраться с агрегатом, но меня что-то тянет обратиться к специалисту. Пускай за это даже придётся заплатить.

«Космос» и «Трикстер» черепашьим темпом сунутся дальше – искать стоянку, а «Мистраль» сворачивает к жёлтенькому причалу Алуштинской спасстанции, и тоже со скоростью улитки. Вместо Миши я беру с собой Олега, как человека, сведущего в моторах. Мишаня отправляется весловать на «Космос». Анька по-прежнему рулит на «Трикстере».

Вытащив катамаран на уже полупустой в вечернее время городской пляж в районе жёлтенького причала, ищем мастера по ремонту моторов Володю. К сожалению, ожидать приходится до девяти вечера, поскольку он где-то с кем-то обкатывает какую-то яхту.

Ничего не остаётся, как полтора часа ждать, рассматривать активную жизнь приморской спасательной станции, жевать хот-доги и лакомиться мороженым. Угощает Олег. Время от времени к «Мистралю» подходят люди, интересуются, восхищаются. Нам приятно. Потихоньку пропагандируем парусный туризм, ненавязчиво пиарим спонсоров.

Наконец, прибывает долгожданная яхта. Мастеру требуется не более четверти часа, чтоб определить причину выпендривания нашего мотора, устранить её и профилактировать рецидивы. Оказывается, одесситы немного неправильно посвятили нас в тонкости эксплуатации мотора. В карбюраторе запала топливная игла. Мастер высвободил её и посоветовал не подкачивать топливную смесь грушей, когда подключаем внешнюю канистру. После этого проблем с мотором больше не возникало! Заводился он всегда с ПЕРВОГО же рывка стартёра.

Самое удивительное, что от денег за работу мужик отказывается!

- Ребята, если б у вас были деньги, вы бы путешествовали не на таких яхтах. Спасибо, что любите паруса. Мне приятно было вам помочь.

Но мы-таки всучили ему полтинник гривен. Любая работа должна быть оплачена. Тем более, что денег он не вымогал, а, наоборот, отказывался. Пусть это будет ему премия за доброту.

Тем временем, стемнело. Наши отыскали более-менее приличное место. Влад диктует координаты, вбиваю их в навигатор и отчаливаем. На моторе, поскольку ветра по-прежнему нет.

Идти в темноте, конечно, стрёмно в окрестностях курортного города, вблизи причала, к которому на ночлег один за одним подходят катерки и лодки. Андрюха страшно переживает, что по пути сюда мы проходили мимо торчащих из воды ржавых буёв с натянутым между ними тросом, а теперь в темноте ничего не видно, и высок риск напороться на железяки.

Сам он, как обычно, сидит спиной по ходу движения, следит за глубиной погружения дейдвудной трубы и мучительно выворачивает шею, близоруко щурясь сквозь очки. Олег сидит на правом поплавке, пригружая правую корму.

Время от времени Андрей умоляет уходить вправо, подальше от берега, чтоб не рисковать. Я иду по прямой, проложенной навигатором. До ребят всего пара километров. Зная, как «хорошо» я вижу, особенно в темноте, Андрей просто места себе не находит.

- Оля, что это за огни? – периодически раздаётся его тревожный голос, - прямо по носу?

- Не вижу никаких огней прямо по носу.

- Как не видишь? Отворачивай вправо!

- Да я без линз. В темноте вообще ничего не вижу!

- Поворачивай вправо!

Наш курс пересекает расцвеченная огнями, словно новогодняя ёлка, прогулочная яхта. Вправо не поворачиваю, поскольку проходит она достаточно далеко.

А потом поддувает вечерний бриз. Выключаем мотор и подбираем гика-шкот. Вдуло резко и довольно сильно. На одном гроте «Мистраль» летит со скоростью 11,5 км/ч. Очертания берега в темноте совершенно не видны. Многочисленные огоньки больше мешают, чем помогают. Среди них трудно определить, который наш.

Ребята на берегу машут фонариками, дают в качестве ориентира чей-то костёр. Сближаюсь с берегом. Оказывается, костёр – ориентир неверный, ибо их два, а один из них наши не видят, но видим мы. Иду дальше первого костра, ко второму, и только тогда среди мелькания множества огоньков определяем наши фонарики. Навигатор приводит в нужное место очень точно.

Влад успокаивает, что берег пологий, безопасный для выхода, можем не бояться куда-нибудь влететь. Хорошо, что дует с суши – подходим на остром бейде, мягко. Мужики принимают «Мистраль».

Вытаскиваем катамаран на берег, разгружаемся, обмениваемся новостями. Стоянка в темноте производит впечатление приличной и малолюдной. Кажется, что за катамаранами начинается лес. Но когда отправляюсь в него с известными целями, выясняется, что это – высокий обрыв. Поиски укромного местечка ни к чему не приводят. Потому что вдоль обрыва проходит тропа. Всю ночь по этой тропе курсируют люди. А правей и левей обрыва – уже огни цивилизации. Приходится перенести решение вопроса на утро.

Ребята уже приготовили ужин, но не едят, дожидаются нас. Ужинаем и заваливаемся спать на палубах (только Аня – в палатке). Мы ещё не в курсе, что предстоит беспокойная «весёлая» ночь с подвыпившими отдыхающими, безумной молодёжью, поставившей палатки невдалеке и бесконечными перемещениями народа вдоль катамаранов туда-сюда.

Переход Аюдаг - Алушта ("Шанхай")  - 26,2 км, 9 ч чистого ходу, с учётом простоев - 15 ч

Средняя скорость 2,9 км/ч

Алушта ("Шанхай") N 44° 41’ 30,4 ’’ E 34° 26’ 17,9’’

г.Алушта 066-263-88-46, позывные «Лебедь-141» и «Лебедь-142»

Глава 21. Рыбачье. Испытание прибоем

Продолжение следует...

Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна. Мой счёт в Приват-банке       4405 8850 1839 5928      на имя Дмитрук Ольги Игоревны