Первый Чемпионат мира по гонкам на

разборных и надувных парусных судах


Начало тут. Фильм о регате тут.

28 апреля 2012

В Черкассах «Мистраль» ещё ни разу не был. Потому что ВСЕ воспоминания участников черкасских регат сопровождаются красочными описаниями жуткого холода и сильных ветров. Нет плохой погоды – есть плохая одежда. Хорошей одежды у нас не было.

Но к Чемпионату мира мы подготовились основатенльно: закупили яхтенные костюмы «Ордана», заказали новые поплавки «Мистралю» (за месяц до гонок, но Олег Хамидулин успел!), прикупили яхтенных верёвочек и нержавеющих тросов с талрепами, сварганили новый шверт  и почти соорудили новую мачту из броварского профиля. Как-никак, в этом году «Мистралю» исполняется 20 лет. Надо порадовать свой кораблик обновками.

Новенькие поплавки "Мистраля"

 

Однако дни почему-то летели с такой скоростью, что из всего вышеперечисленного окончательно готовыми к эксплуатации оказались лишь поплавки и шверт. Пришлось бедняге гоняться под старой, гнутой во всех мыслимых и немыслимых направлениях мачтой.

Вот с такой мачтой мы дерзнули претендовать на победу

Черкассы порадовали солнечной тёплой погодой, зеленью и цветущей сиренью. Чистыми улочками, редкими прохожими, воспитанными немногочисленными водителями.

Бортмеханик "Мистраля" - Андрей Пилипенко, учёный-физик

Базовый лагерь угодил большим пространством, чистым песком и сенью деревьев, под которой мы скрывались от жаркого солнца. Огорчил – одиноким туалетом. Хоть и чистенький, с умывальником, но его явно не хватало на такое количество народа, и потому перед единственной заветной дверью никогда не пустовало «свято место». Впрочем, находчивый Михалыч использовал сие обстоятельство с пользой: топчущийся в безделии люд припахал в своих интересах (собрать палатку перед выходом в «море»).

Андрюшин пепелац. Разгружаемся.

Доброе утро, Барнаул!

Приподнятое настроение при сборке катамарана улетучилось в мгновение ока, когда мы обнаружили, что забыли в Донецке два важнейших узла: подмачтовый и швертовый. Однако я уже настолько уверовала, что присутствие Влада и Андрея гарантированно решает все проблемы, что даже не впала в истерику: ребята что-то придумают.

Мэтр парусного туризма Украины Михалыч осваивается в лагере

Андрей что-то пьёт

Совещаемся, как раздобыть недостающие запчасти катамарана

По счастью, Миша Хаджинов выезжал из Донецка сегодня поздно вечером, и путём долгих и многочисленных телефонных переговоров удалось состыковать массу людей, которые добрались до физтеха, открыли дверь комнаты Влада, отыскали в груде железяк нужные узлы «Мистраля» и передали их Мише Хаджинову.

Прибыл уникал Валентин Филиппов, привёз патриарха "Вiнни Пуха"

А пока мы собрали, что могли, и просто болтались по лагерю, знакомясь с участниками. Были потрясены конструкциями российских лодок, буквально «заточенными» на скорость. Бедный, в моём представлении легкокрылый, «Мистраль» выглядел на их фоне тяжеловозом. Ну и куда нам с ними гоняться? Всё равно что рысака выставить на скачки против чистокровной верховой.

"Мистраль" и "Кайфун" - "рысак" против "чистокровки"

Но ещё больше ошеломила теоретическая гоночная подготовка россиян: пункты и параграфы ППГ и гоночной инструкции сыпались из них, точно из адвокатов на судебном процессе. Даже я, прошедшая неоднократную спецподготовку по ППГ и ПППС в недрах физтеха, чувствовала себя представителем ясельной группы в университете яхтинга. Что уж говорить о многочисленных украинских туристах-парусниках, которые на гонки выезжают для того, чтоб пообщаться с друзьями и подышать воздухом свободы?

Куда уж нам с нашим рылом да в суконный ряд?

Однако я ехала с целью – победить. И даже собачку Шпильку не стала брать, о чём впоследствии неоднократно пожалела.

Так что будем гоняться!

Всю ночь наши нежные туристские барабанные перепонки лопались от неимоверного музыкального сопровождения справа и слева – от кабаков «Рыбки» и «Ривьеры». Надежда, что в одиннадцать ночи, согласно закону, они заткнутся, умерла в страшных корчах. Серёга Холин, бывший депутат, вызывал милицию, но это помогло ровно на четверть часа. Грохот продолжался до трёх утра.

 

29 апреля

К полудню приехал спаситель Миша, привёз долгожданные запчасти. Мы рванули доводить до ума и обкатывать на воде «Мистраль». Однако уже второй день участники мучались от штиля, и потому достойно опробовать работу парусника мы не смогли. А напрасно.

Совещаемся со старпомом

Ибо шверт и поплавки – новые, а как работают – мы не знали. Мелькнула у меня мысль прицепить старый, проверенный шверт, да Михалыч убедил, что новый – лучше: без трещин и заусениц. Вот только не учли мы, что передняя кромка нового шверта незначительно отличалась от таковой у старого. И что такая мелочь может роковым образом сказаться на ходовых качествах «Мистраля».

Так организаторы привлекали зрителей

Или развлекали участников

А чтоб неповадно было участникам чемпионата бегать за милицией, кабак «Рыбка» сегодня ночью устроил полный Армагеддон: пригласил трэш-рок-группу. И вчерашний музыкальный вечер показался нам ангельским песнопением в сравнении с сегодняшним концертом.

 

30 апреля

В торжественной обстановке состоялось открытие I Чемпионата мира.

Экипажи "Мистраль" и "Авось" в своё время позаботились о командной форме

Приветственное слово почётного гостя, одного из основоположников парусного туризма  - Крыгина Игоря Михайловича

Национальный колорит: экипаж катамарана "Борей" чимчикует поднимать флаги соревнований

Сейчас выстрелит пушка!

Мэтр Михалыч и часть экипажей "Астер-2" и "Мистраль": Светлана и Вадим Дрепины, Влад Ульянов на фоне обещанной пушки

Звучали приветственные речи высокопоставленных чиновников. Многочисленный экипаж «Борея» в национальных украинских костюмах с музыкой прошёл перед строем, поднял флаги соревнований. Михалыч в качестве почётного гостя пальнул из пушки. Всё здорово. Но…

Всего две страны присутствовало на Чемпионате. Поднимали два флага – Украины и России.

Украина и Россия

Но гимн звучал только украинский. И чиновники говорили большей частью на украинском. Я – патриотка, и мне очень приятно, что именно в моей стране состоялся I Чемпионат мира. Я с гордостью за страну выслушивала от россиян комплименты в адрес Украины: яркая, солнечная, живая, тёплая, плодородная, душевная... И всё же… Из уважения к приехавшему сопернику – неужели так трудно говорить на том языке, который понятен всем? А если и демонстрировать национальную речь – то не всеми чиновниками подряд. И гимн… Ведь не двадцать стран приехало. Два можно было и сыграть. Достаточно, что украинский флаг висел выше российского.

Ну да на фиг политику! Гоняемся, чтоб доказать, что наши разнокалиберные и универсальные туристические парусники умеют не только грузы таскать, но и быстро бегать!

Из-за обилия участников все старты – с воды, по флагам, раздельные для групп. В нашей группе - 26 экипажей.

Во что превратили городской пляж туристы-парусники: бело от парусов!

Мировой рекорд: 71 разборной туристический парусник единовременно на одной акватории!

Готовимся к старту по треугольной дистанции

Гонки по треугольнику (точнее – петле) вымотали все нервы. Во-первых, продолжался штиль. И если первая гонка ещё как-то дышала, то вторая доконала даже самых терпеливых. Особенно – финиш. Против сильного днепровского течения и слабого, едва заметного ветра.

В ожидании сигнала толчёмся у стартового створа

Старт для группы 13 открыт

Выходим на старт второй гонки

Штиль доконает и мёртвого!

«Мистраль» очень достойно пробежал обе гонки (4 место в первой), особенно - вторую. И – застрял на финишной черте минут на…. надцать! Небольшая относительно веса площадь его парусов не могла противостоять мощной силе течения, ветра не хватало, чтоб продвинуть корпуса за заветную черту… Закончилось всё моим психом, Влад забрал руль и, помучившись тоже минут …надцать, протащил катамаран за финиш. В итоге мы оказались 15-ми.

Последовавшее за сим совещание капитанов дало ощутить в полной мере разницу между непритязательными украинскими парусниками и «подкованными» российскими. Мы считали своих кэпов вольнолюбивыми и гордыми. Ха! Просто не были знакомы с россиянами. Вот кому палец в рот не клади! Пункты нарушенных параграфов летали в воздухе, словно картечь. Аннулирование гонки из-за штиля, некомпетентность судьи, уровень соревнований – всё припомнилось. В том числе и предлагалось штрафануть лодки, пересёкшие по дистанции стартовый створ (и нас в том числе). Но выяснилось, что судья не читал гоночной инструкции, и потому лично НАСТАИВАЛ на прохождении дистанции именно так. Поклялся впредь исправиться.

Ситуация в подробностях. Идём на второй буй. Течение несёт в стартовый створ, ветра нет. Идущий перед нами катамаран влепляется в борт судейского судна. Прилагаем титанические усилия, чтоб не повторить его «подвиг». Судья кричит:

-Да обходите «Аякс» правым бортом! Что вы все левым лезете?

Судейское судно "Аякс"

В последующем диалоге выясняется, что нет запрета на пересечение стартового створа в обратном направлении. Это – бред моего воображения.

- Не делайте из меня идиотку: вчера на совещании этот момент обговаривали. Нельзя!

- Можно! Идите!

Ну а потом, естественно, нас чуть не дисквалифицировали за это. Слава Богу, таких оказалось достаточно – кого судья лично спровоцировал на нарушение гоночной инструкции. И потому дисквал никому не дали.

А под самый вечер согласно намеченной программе состоялся общественный борщ с салом.

Украинский национальный бренд

Наварили огромный котёл национального блюда, хватило на всех с избытком - мы даже завтрак наутро не готовили, подъедали борщевые запасы. Правда, очередь за борщом напомнила мне вереницу бомжей за бесплатным обедом.

Очередь за дармовым борщом

Ну и не совсем удался план Кравченко - посидеть всем с миской борща на зелёной лужайке за общим "столом" и дружно познакомиться под перечавкивание национального достояния. Большая часть участников, получив паёк, расползлась по своим местам.

Сало-борщевые посиделки

 

1 мая

В 10 ч – старт первой гонки-ралли Черкассы – Сагуновка, 28 км. Михалыча отправили на судейскую яхту «Lucky» и за полчаса до старта отчалили, взяв пример с товарищей группы 10. Пересекли водохранилище и стали на противоположном берегу недалеко от стартового створа. Познакомились с экипажем из Барнуала – на «Даке-15». Пофоткали очень интересный корень какого-то водяного растения: словно живая огромная многоножка.

Интересный корень водяного растения

Пытаюсь растительной сороконожкой постращать свой экипаж

Чилим, или Водяной орех, или Чёртов орех. Опасен для поплавков и босых ног. Занесён в Красную книгу Украины и многих других стран

Я проколола ногу водяным орехом – потом ранка заживала больше месяца.

Непривычной для нас, украинцев, оказалась процедура старта. На треугольниках она сильно напрягала своей сложностью. Не привыкли мы работать с морскими флагами. Но ничего. Чемпионат мира немного исправил этот пробел. А к маршрутке я уже досконально выучила, что надо делать по какому флагу и сколько минут это занимает. Даже интересно стало. Ну а как иначе разобраться со всей этой разнокалиберной толпой парусников?

Регата на фоне Черкасс. Красиво!

Стартовали очень удачно, на правом галсе, практически сразу после сигнала. Но шедший нам наперерез на контргалсе один из «Экстримов» не уступил дорогу, надеясь, что проскочит. Не проскочил. Мы зацепили его штевнями и были сбиты с курса. Я заорала протест, но хлопцы оправдываться не стали. Не уверенная полностью в своей правоте (а вдруг россияне лучше осведомлены, кто прав, кто нет – и я попаду впросак со своим протестом?), плюнула и «забила».

Кэп рулит

Старпом бдит

Бортмех так лежит

Ветерок крепкий, встречный, судно идёт неплохо, но не так остро, как российские. Постепенно нас начинают обходить наши одногруппники. Пытаемся исправить ситуацию, изучая, что ещё можно сделать для увеличения скорости. Передняя шкаторина стакселя пошла волнами: вытянулась брызгами и ветром верёвочка, что растягивает галсовый угол. Прошу набить стаксель-фал. Ребята стонут, что это на таком ветру вручную, на воде, невозможно – ведь уже когда-то пробовали. Привыкшая во всём доверять старпому, с тихой грустью смиряюсь.

Надёжное плечо друга позволяет убрать паразитную парусность кэпа

Однако продолжающие нас обходить уже и украинские экипажи начинают раздражать. Настойчиво прошу очень постараться и хотя бы попробовать набить верёвочку галсового угла. Андрей легко это делает, пузыри по стакселю исчезают, ускоряем ход. Я готова прибить своих матросов-старпомов-бортмехаников за то, что не сделали этого раньше. Но помалкиваю. Зачем ссоры на борту?

Из-за нового шверта призовое место уплыло - эк воду тянет, пакостник

Обнаружилось и кое-что похуже плохо работавшего стакселя. Новый шверт немилосердно тянет воду! Не режет её, как старый, а толкает перед собой, создавая фонтан, водяную горку и тормозя нас изо всех сил. И с этим ничего уже не поделаешь: старый остался в базовом лагере. Как потом выяснилось, новые поплавки имели более сплющенную с боков форму, подняли клиренс сантиметров на 10 и высунули из воды те части шверта, которые были рассчитаны на подводную работу. Осознав это, мы обнаружили, что и перо руля тоже тянет воду! Всё, хана победе!

Однако мы ещё неплохо прошли эту гонку, заняв в ней 6 место. Cтоянка очень понравилась: длинная полоса песка, песчаные кручи, сосновый лесок…

Стоянка близ Сагуновки. Лепота!

Тишь, гладь да Божья благодать!

Абориген днепровских песков

Организаторы бесплатно раздавали участникам крупных лещей – в смысле, рыбу. Сбегав к «Борею», я выудила из большого пластикового ящика парочку рыбин и полезла через буераки радовать своих мужиков.

Дары Днепра и организаторов

А потом по берегу ходила мрачная личность мужеского полу, волоча на верёвке кучу рыбин по мелководью и чуть ли не насильно всучивала её желающим и скромничающим. Андрюха зацепил ещё одну и помчался в укромное место чистить.

В итоге мы налопались свежей рыбы до отвала и оставили бакулинцам. Они причалили через пару-тройку часов после нас и были рады готовому рыбному наварчику.

Лес мачт

А я открыла купальный сезон. Слишком уж было жарко, да и вода в Днепре – удивительно чистая. Погода позволила купаться ежедневно.

Закат. И - долгожданная тишина...

 

2 мая

Восход

Раннее утро в лагере

Днепр к нам благоволил

Готовимся к старту на остров Жовнино

Старт – на остров Жовнино, дистанция - 31 км. Ветерок кислый, хоть и попутный. Настроили навигатор и залегли отсыпаться.

Нас догнал и разбудил "Ураган"

Ураганный ветер "Ураган" обогнал просто сильный ветер "Мистраль", а на воде по-прежнему штиль

За несколько километров до финиша ветер начал крутить и умирать. Влад сменил меня на руле, ибо я снова была на грани нервного срыва: вроде, шла-шла по курсу, а путь на навигаторе прорисовался дугообразный. Скудный ветер (или паскудный) доводил своим отсутствием до кондрашки. Лучше посплю.

Спасибо - этому дому, пойдём к другому!

Слабый ветерок к обеду совсем скис и принёс немало огорчительных сюрпризов лидерам

Наконец, с горем пополам дотащились до финиша. Результат - 14-е. Отыскали замечательное местечко для лагеря: снова пологий песчаный пляж, за ним – кучугуры из песка и сосновый лес.

Земля обетованная

Нам повезло: где стали – не было муравьёв. Та часть участников, что ушла правее и в лесок, оказалась заложницей этих дерзких и назойливых хозяев острова Жовнино.

Счастливое безмуравейное место

А вообще лагерь растянулся не меньше, чем на полкилометра. Чтоб добраться до совещания капитанов, следовало выходить «из дома» за четверть часа.

Совещание капитанов

Наконец, пообщались с Михалычем: его яхта стала внутри острова в заливчике, и он получил возможность сойти на берег.

Залив на Жовнино, куда могут причаливать жесткокорпусные яхты

От продолжительного сидения, двусуточной неходячки и солнечных ожогов у него сильно распухли стопы, и тапочки не налезали. Однако неунывающий Михалыч бодрился и бродил по шишкам, сосновым колючкам и муравьям босиком.

Приятно, что Серёжа Кравченко заметил моё недовольство «Мистралем» и проявил живое участие:

- Это не вы хуже бегаете. Это конкуренты у вас очень сильные.

- Ну да! Именно поэтому мы проигрываем даже украинским экипажам – тем, кого всегда с лёгкостью обходили! Это – проблема глупой головы, которая нацепила для ответственного старта необкатанные поплавки и шверт. Это «Мистраль» не бежит. Мы его просто не узнаём!

Потом Сергей Мягков посоветовал удлинить ватерлинию, загрузив носы – ибо обратил внимание, насколько они высовываются из воды.

Идеально по ватерлинии

Проведали Михалыча, посидели у большого пионерского костра, организованного черкасчанами, попели песни.

Два капитана: Ольга ("Мистраль", г. Донецк, Украина) и Сергей ("Вита", г. Москва, Россия)

К полуночи вернулись к себе и славно посидели  в компании питерского экипажа «Кайфун» (до чего мне понравилось это прикольное название!), Пети Подтяробы и бакулинцев. Витя Воронин дорвался до публики и самозабвенно гитарАстил.

Мы на брёвнышке сидим, за Ворониным следим

 

3 мая

Сегодня – гонки по треугольнику, больше похожему на петлю. Бейдевинд, фордак и – финишный бейд. Дистанция короткая, суда старшей группы легко будут обходить маломерков (особенно на попутняке под геннакерами) и предстояла свалка на знаках нешуточная. Больше всего я опасалась именно этого – толкотни у знаков, на старте и финише. Поскольку понимала, насколько сильны россияне в знании правил и насколько слабы украинцы. И ещё не известно, что хуже.

Да и в 2006 году я дала себе слово не протестовать: следить за собой, не нарушать, а у других пускай собственная совесть говорит.  Но тут, скорее всего, без этого не обойтись. По крайней мере, на треугольниках в Черкассах прямо перед нами российское судно навалилось на знак и не подумало крутиться на 360. А я поскромничала подавать на него протест. Впрочем, мы приучены добровольно оправдываться после нарушения, не дожидаясь реакции товарищей. А тут все молчат – значит, можно не заморачиваться. Логично, конечно, и не противоречит правилам. Просто разный менталитет. Пока.

Совет Мягкова очень помог, «Мистраль» «проснулся». В лавировке был неплох, на фордаке из-за отсутствия спинакера терял преимущество, потом навёрстывал на финише. С чувством удовлетворения заметила, что плотность катамаранов на единицу пространства меня уже не пугает, а даже нравится. Что таки опыт есть – мы ни разу не нарушили правил, соблюдая собственные интересы, зачастую на рискованных манёврах просачиваясь перед чьим-нибудь носом. Я даже позволяла себе похулиганить перед знаком на фордаке, выдавливая соперников, настигавших с кормы и мечтавших пронырнуть к знаку сбоку.

Но радовались мы рано, потому что обнаружили ещё одну проблему из-за новых поплавков: волны от носов сходились точнёхонько на шверте! Хоть продавай их или делай под них новую раму! Однако, несмотря на кривую мачту, тормозящий шверт и это новое неприятное обстоятельство, мы как-то умудрились погоняться в тругольниках с весьма терпимым результатом: 5, 13 и 7 место из 26.

После гонок по берегу бегали черкасчане и тревожно предупреждали о шторме в Черкассах и настойчиво рекомендовали закреплять катамараны и переносить палатки на косогор. Якобы, здесь всё налетает слишком внезапно, и надо поторопиться.

Приближается штормец

С запада резко задуло, небо на горизонте почернело. Со скоростью и ловкостью горных козлов мы скакали по круче, умудрившись перебросить лагерь в течение получаса и связать «Мистраль» с петербургским «Кайфуном», стоявшим по соседству.

И снова - дружба народов: украинский и российский катамараны ("Мистраль" и "Кайфун") в одной связке готовятся к встрече шторма

Но стихия только попугала и прошла стороной.

С Лотой - матросом с "Вiнни Пуха" - радуемся жизни

Дикий берег

Ноев ковчег

Вечером организовали большой пионерский костёр. Вернулись старые добрые времена, когда – все дружно у огня, и гитара – по кругу! И пускай возле именно этого костра были не все – это физически невозможно. По всему лагерю слышались песни и струнный перезвон. Но здесь – совсем другое. Старое, забытое и такое романтичное… Оказывается, среди туристов-парусников так много музыкально одарённых!

Взвейтесь кострами, синие ночи...

И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт

После полуночи проводили Михалыча на яхту спать. Он угостил нас жареной рыбой от владельцев «Лакки». Договорились, что если мы остатки рыбы завтра утром не заберём – её выбросят за борт, как остывшую и невкусную.

Но утром, прибежав с кастрюлькой, мы поняли, что опоздали.  «Лакки» ушла, вывалив «невкусную» рыбу на корм их хищным собратьям. А мы губу раскатали, что завтрак готовить не надо…

Ночь на Днепре

 

4 мая

 

Старт – за поворотом острова, между «Аяксом» и красным буем, против ветра. После пересечения створа надо обойти левым бортом оттяжной знак и тогда попутняком – на Васютенцы. Расстояние - 27 км.

До старта - 19 минут. А ещё ого-го сколько идти! Едва успели

Створ так оттянули от Жовнино, что мы едва не просчитались: подошли к «Аяксу» за 4 минуты до старта – во время поднятия флага «папа». Зато старт был кучным, лодок шесть выстроилось правым галсом и шло в створ. «Мистраль» - самый подветреный. Но мне, неискушённой в профессиональных яхтенных гонках, даже в голову не пришла возможность выдавливания конкурентов за створ. Зато слева подлетел будущий чемпион мира «Бруно», и его кэп  Дима заорал просто ОЧЕНЬ страшным голосом, чтоб все  услышали:

- Все – круче к ветру!!! Никого не пущу!!! Дорогу подветреному!!! Никого не пропущу! Все – круче к ветру!!!

Народ начал приводиться, и мы в том числе. Но справа по борту у нас сунулся «Вiнни Пух», который не привёлся так круто, как мы. А потому вышел вперёд и столкнулся с «Бруно» перед носом «Мистраля». На них навалились ещё лодки, и заварилась небольшая куча-мала. Дима Овсянников едва успевал выкрикивать:

- Протест! Протест! И вам - протест! Если сейчас не оправдаетесь – и вам протест!

А мы, удачно при приведении притормозив, пропустили «Бруно» перед собой – для «поцелуя» с «Вiнни Пухом» - и тихо, незаметно проскочили у свалки с подветра.

Так же на грани фола обогнули оттяжной знак, выйдя на него левым галсом наперерез трём правогалсным судам. Умудрились, не помешав, перед самыми их носами поменять галс и зайти на знак раньше, пропустив только более внутреннего.

Опьянённая виртуозностью своего мастерства, очень скоро совершила маленький промах, за который потом жестоко и справедливо расплатилась.

На пути «Мистраля» - стартовый створ. Чистый. Суда старшей группы сгрудились слева - у «Аякса», им стартовать через 5 минут. Наши сворачивают вправо, чтоб не попасть в створ. Впереди спокойно прошёл «Странник». Никаких протестов ни от кого не поступило. И потому я решила не сворачивать в общую толпу к знаку, а чесать прямо. Мелькнула мысль, что, наверно, не стоит соваться в стартовую линию, не зря почти все обходят её. Но потом Влад напомнил, как судья настойчиво гнал нас в створ на треугольниках в Черкассах. И потому мы дерзко пересекли его под носом у судейства и участников. Никакой реакции ни от кого не последовало. Значит, можно, а остальные просто перестраховываются.

Все рванули в стартовые ворота

Геннакера у нас не было

В Васютенцы идти можно было в «трубе» между островами и материком, а можно – выйти за остров на открытую воду. Поскольку спинакеров-геннакеров у нас не было, то кратчайший путь к финишу – фордаком и «бабочкой», без лишних галсов и километров. Карта показывала, что по прямой «трубы» - короче. Поэтому мы распялили паруса, уселись и щёлкали семечки, наблюдая, как галсами вправо-влево сновали катамараны под геннакерами.

Вот так Андрей и просидел "бабочкой" всю дистанцию

Влад. Снимок из-под палубы

Неси меня, "Мистраль", в дальнюю даль...

Интересно, что далеко не всегда суета туда-сюда себя оправдывала. Зачастую мы обходили прямым курсом эти мотающиеся на скорости парусники или шли с ними почти вровень. В итоге, благодаря хорошему гоночному баллу, стали седьмыми в этой гонке среди одногруппников.

Но… На вечернем совещании обнаружилось, что гоночный комитет впаял нам штраф за ненадлежащее пересечение стартового створа, и вместо 7 очков «Мистраль» получил 20! А я с запоздалым ужасом вспомнила, что судья после возмущений россиян в Черкассах обещался впредь скрупулёзно изучить и соблюдать гоночную инструкцию, а там НЕЛЬЗЯ пересекать створ!

Слева, возле Саши Косинского, виднеется моя мрачная морда: на совещании выяснилось, что мы хапнули штраф

Замеченная Владом закономерность: «Мистраль» исправно гонялся с переменным успехом - 4 место, 15 место, 6-е, 14-е, 5-е, 13-е. Сегодня он должен был быть в первом десятке. Но число 7 превратилось в 20. Нарушение гармонии! Значит, завтра должна быть цифра до 10.

Пляж изобиловал муравьями. Что эти твари (Божьи творения) жрали в песке – загадка. Наверно, пляжников. А поскольку сезон навигации ещё не открыт, нет ни матрасников, ни рыбаков, то мы стали долгожданными жертвами. Часть экипажей («Астер-2», «Одиссей», «Астер») не выдержали и позорно бежали за полкилометра в лесок.

В гостях у муравьёв

Промежуточный финиш в Васютенцах

Но перед этим мы успели смотаться в компании луганцов в ближайший магазинчик за пивом, квасом и мороженым. Благодаря доктору Васе Солнышкину удалось зафрахтовать местную машину «Скорой помощи», и поход за продуктами по жаре оказался стремительно коротким и необременительным.

Вечером я отправилась к луганчанам. Влад отсыпался в палатке, скрываясь от мурашей, Андрей где-то бегал. А мне хотелось попеть.

Тихий вечер не обещал ничего плохого

Ещё один закат

Получился такой замечательный вечер! Оказалось, что чуть не каждый второй у луганчан может играть на гитаре, что голос Светы Дрепиной по тембру очень близок моему, что гитарАсты поют очень чисто, и много песен – для общего хорового исполнения.

НапЕлись – всласть!

В полночь я ушла спать, а народ ещё два часа играл в «крокодила».

 

5 мая

Последний переход, 30 км. Возвращаемся в Черкассы.

"Вiнни" провожают в путь

Солнечная дорожка

Старт – по очень тихому ветру. Многие из группы 10 застряли в створе, перекрывая для нашей группы ошмётки жалкого ветра. Но «Мистраль», умница, умудрился поймать какое-то дыхание, и прошмыгнул в створ.

Толкучка перед стартом

Дима Овсянников и "Бруно" (Санкт-Петербург). После обеда станут чемпионами мира в нашей группе 13

Володя Белоклоков и "Санта Мария" (г. Москва). Через несколько часов - вице-чемпионы мира в группе 13

Сергей Бондаренко и "Икар" (г. Донецк). Третье место в чемпионате мира в группе 13

Максим Мальков и "Мазай-Трим" (г. Санкт-Петербург) - оригинальный тримаран и интересный капитан. Так тепло отзывался об Украине! Мы даже погордились своей Родиной

Игорь Ващенко и его "Стелс" (г. Херсон). По-моему, судно очень соответствует своему названию. Вице-чемпион мира в группе свыше 16

Первые несколько часов гонки оказались невероятно утомительными. При почти полном безветрии шла небольшая волна, которая удивительно сильно для своих жалких размеров раскачивала катамаран. Гик мотыляло, паруса хлопали. И ничего с этим поделать мы не могли. Разве что придерживать гик, чтоб меньше размахивал.

В навигаторе сели батарейки, определить скорость и направление нашего передвижения было невозможно. А водохранилище в этом месте – как море, берегов не видно. Где финиш – неизвестно. Соперники растянулись влево-вправо до горизонта.  За кем следовать, чтоб не наворачивать лишние километры?

Но «Мистраль» сунулся вперёд. С удивлением узрели, что умудрились догнать компанию «даков», и даже «Бруно» болтался справа по борту от нас. Но это потому, что мы выдернули шверт: зачем он сейчас? Только тормозит.

Раз на воде волна – значит, где-то дует. И надо быть готовым к перемене погоды.

Наконец, задуло и здесь. И очень быстро задуло сильно.  Бейдевинд. «Мистраль» взбодрился и – рванул. Мы отдали шверт и залегли. Причём хлопцы высунулись за пределы рамы – на поплавки. Ибо я пошла ва-банк. Или поломаться к чертям, или вырвать упущенное вчерашним штрафом. Понятно, что победить на «Мистрале» в такой сильной компании – надежда наивная. Но хотя бы попасть в десятку!

Ощущая, как на порывах наветреный поплавок приподнимается из воды, я лишь перекатилась ближе к борту, но не потравила паруса. Пан или пропал!

Ветер мало что крепкий, но и очень шквалистый. Каждое усиление выбивало фонтаны из-под палубы от шверта, поток воды отбрасывал шверт к корме – оттяжка не справлялась, ослабевала. Судно немедленно и резко уваливалось, рывком набирая скорость. Я срочно приводилась, шверт прыгал на место, тормозил своей широкой кромкой, «Мистраль» «втыкался» в воду. Я уваливалась, набирая ход, и всё повторялось. Эти рысканья очень напрягали, но изменить что-либо было невозможно: экипажу приходилось откренивать. Влад что-то подтянул в оттяжке шверта, но это помогло не сильно.

Зато восторг-то какой! Брызги, ветер, скорость, риск! Появилась возможность потягаться с соперниками, ибо мой парусник стал самим собой и отважно сражался за первенство.

Наконец-то, началось веселье! Вот как можно из почти гладкой воды выдавить такие брызги?

Мы пересекли финишный створ в числе лидеров. По итогам гонки – третьи! Лучший наш результат за весь чемпионат! И закономерность соблюли! Ну ведь можем, если захотим! Почему же не можем раньше, когда есть все шансы?

Ветер наделал беспорядков, поломав некоторым участникам шверты и мачту. Я поблагодарила своих мужиков и конструктора «Мистраля» за надёжную матчасть: старую, двадцатилетнюю, гнутую и скорродировавшую на море, кое-где замененную, но верой и правдой служившую. И Олега Хамидулина – за поплавки. И Женю Кубицкого – за паруса.  «Мистраль» - выдержал. Пластик – не подвёл.

Финишировали все. Никого спасать не пришлось. Ура!

До темноты успели разобрать катамараны, поесть и принять красивый облик для торжественного закрытия.

«Мистраль» занял восьмое место, попав-таки в первую десятку.  Мы сделали всё, что могли, и остались вполне удовлетворены результатом. Выше головы не прыгнешь. И даже отсутствие штрафа в предпоследней гонке нас могло сдвинуть всего на одно место вперёд. Достаточно сравнить очки, полученные «Мистралем», и первого катамарана группы – «Бруно»: 69 и 15. Очень большая разница!

Однако, «Икара» - единственную украинскую лодку, выступившую в группе 13 лучше «Мистраля» - мы когда-то побеждали. Значит, по-прежнему потенциал есть.

Закрытие соревнований началось в девять вечера, когда стемнело. В свете автомобильных фар звучали благодарственные речи, вручались призы и медали, победители забирались на пьедестал и поливались шампанским.

Повезло и «Мистралю»: получил сертификат на 100 евро от компании «Катран» для яхтенных верёвочек. Это так актуально для нас!

Подарочный сертификат. Счастья - полные... э-э-э...

Особыми грамотами награждались люди, внёсшие свой личный и неоценимый вклад в развитие парусного туризма в мире. Среди них – Герой Украины Валерий Петущак и – мой папа.

Когда разрозненные аплодисменты Михалычу переросли в ритмичные овации – защемило сердце и на глаза навернулись слёзы. Крыгин может быть очень вредным и сварливым, может легко настраивать людей против себя, но то, что он - интереснейшая личность – несомненно.  И то, что он сделал для парусного туризма Украины – заслуживает этих оваций. И то, что он прошёл этот чемпионат вместе с нами – больной, хромой, полуторарукий, с дважды оперированными мозгами – есть подвиг. Рулил яхтой, пил водку, свистел в судейский свисток на финише, ругался с Ольгой Залозновой… В этом он весь, это – его жизнь.

И я очень благодарна Серёже Кравченко и всем, кто помог Михалычу пройти почётным гостем Первый Чемпионат мира по гонкам на разборных и надувных парусных судах.

Всё было здОрово и чудесно!

Фото: Владислав Ульянов, Максим Мальков, Михаил Артемьев, Nemo, Иван Ляпкало, Александр Ерёменко, Яна Зиброва, Ольга Дмитрук

Официальные результаты и обсуждения на форуме тут