Чемпионат Украины-2001

        Чемпионат проводился на Белосарайской косе, с базовым лагерем в районе маяка. Впервые в его организации принимала участие свежевыпеченная Федерация спортивного туризма Украины. Все тогда были очень вдохновлены тем, что мы не одиноки, что нашёлся хоть кто-то, желающий помочь.
       Однако плюсы и минусы ФСТУ обнаружились очень скоро. Причём в основном – минусы. Во-первых, товарищи из Киева схватись за головы от того, что на таких утлых судёнышках люди собрались в маршрутную гонку – это же опасно! Во-вторых, возня с пограничным режимом им тоже не улыбалась, и потому было принято твёрдое решение маршрутку отменить. Для всех участников маршрутка – главная манящая сила соревнований на море, святое дело. Ради треугольников никто на Чемпионат не потащится.
         А в-третьих – бюрократия требовала для столь серьёзных соревнований довольно внушительной судейской коллегии: главный судья, судья-инспектор, судьи на каждой дистанции, секретари, главный секретарь, комендант лагеря, судья по безопасности, судьи старта-финиша и пр. Огромная команда бездельников, должная выполнять работу, которую спокойно выполняли до этого всего два человека – Крыгин и кто-то из его знакомых особей женского пола.
      Однако парусная общественность готова была терпеть всё это безобразие ради одной-единственной мечты – упрощения пограничного режима для надувнушек, которую обещало реализовать руководство ФСТУ. Ведь с получением Украиной статуса независимости прессинг на туристов парусников в открытых водоёмах усилился до неприличия. Отнеся надувнушки в разряд маломерного флота, государство стало требовать на них соответствующий пакет документов: судовой билет, техпаспорт, удостоверения яхтенного рулевого, а для путешествий по морям – судовую роль. Всё это стоило немалых денег, плюс ещё транспортный налог. Учитывая, что требования к получению Судового билета напрочь лишали такой возможности самострой (процедура узаконивания в госструктурах собственной конструкции на её способность плавать практически непреодолима по ряду причин) – овчинка выделки не стоила.
         Ни уровень комфорта на борту, ни сроки эксплуатации, ни возможность заработка на надувных туристских парусниках не стоили тех усилий и материальных вложений. Это не крейсерские яхты, по стоимости многократно затмевающие расходы на их допуск в море. В итоге парусный туризм на открытых водоёмах стал тихо умирать. Конфликты с пограничниками, аресты на надувнушки – кому это надо?
В общем, чтоб угодить всем, главный судья и организатор ЧУ Крыгин придумал обозвать маршрутную гонку «Большим треугольником», а гонки по треугольной дистанции в заливе – «Малым треугольником». Максимально сократив дистанцию маршрутки (от маяка Белосарайки до мыса Змеиного и обратно), он убил двух зайцев – и парусникам оставил возможность сходить подальше, и начальство удовлетворил безопасностью маршрута.
       С большой судейской бригадой пришлось смириться – за «работу» людям впервые выделило деньги государство. Небольшие, конечно, но ведь не из карманов участников. Да и на халяву отдохнуть на морском берегу, в отместку помахав флажком – не велика нагрузка.
      Я ехала в качестве главного секретаря. На столь важные соревнования – впервые. С собой волокла подругу Галю (в качестве помощника судьи), сына Мишу 7 лет, сестру Машу 11 лет и четырёхмесячного щенка среднеазиатской овчарки – крапчатую Амгу.
Толпу судей из Донецка (и нас в том числе) везли на заказном автобусе. Киевские судьи прибыли своими путями уже прямо в базовый лагерь.
        Я никогда не была на Белосарайской косе. Из-за нищеты существования не видела моря целых 8 лет. Для меня этот Чемпионат – как прорыв в лучшую жизнь. Да ещё со мной рядом те, кому я тоже хотела показать это чудо – море: сын, сестра (до этого моря тоже не нюхавшая) и недавно приобретённый очень породистый щенок.
       Помню, жара стояла в эти дни такая, что я даже не ставила для себя палатку – спала под тентом. Детям, конечно, поставила.
Как прошёл чемпионат – воспоминаний почти не сохранилось. Экипажей было не много, работы секретарской – как обычно на Кубке Донбасса.
       Зато помню хорошо приключения со щенком. Даже в столь юном возрасте Амушка проявила свой характер. Я собиралась держать её на свободе – ведь щенок же, пусть бегает по лагерю. Ни для кого она не представляет опасности. Да не тут-то было.
       Стали подходить участники с жалобами: щенок лезет в продукты. Посоветовала им отгонять Аму: не фиг шариться по чужим вещам, а контролировать её постоянно я не в состоянии. Пускай жизнь и обстоятельства её поучат, что можно делать, а что – нельзя.
        Через некоторое время – снова жалобы: отгоняем, а она в ответ рычит, скалится. И не то что не убегает, а нас же от наших вещей и отгоняет. Может, по возрасту она и маленькая, но по размерам большая. Мы её боимся.
        Вот так наглая Амочка сама себе устроила обструкцию. Пришлось держать её в лагере на привязи, в тени тента. Но зато мы очень много с ней гуляли утром и вечером. Постоянно ходили на лиман и бродили по щиколотку в солёной горячей воде, месили сивашскую лечебную грязь, гоняли тучи чаек и крачек. Любовались дикой природой Приазовья. Сейчас, когда всё так колоссально изменилось, мне больно вспоминать то время – время беззаботного восхищения нетронутыми человеком природными угодьями.
        За десять лет Белосарайскую косу застроили коттеджами, пансионатами и в буквальном смысле слова засрали – теперь в камыши босиком не зайдёшь: всё заминировано и завалено пластиком и битым стёклом. Развитие автотранспорта дало возможность толпам бандерлогов приезжать сюда легко и просто и загаживать окрестности дерьмом и мусором.
          А дикую природу вытеснили на самый кончик косы. От заповедной территории «Меотиды» остался 200-метровый кусочек песчаного пляжа. Это ужасно… Животным нет покоя, птицам негде гнездиться…
А в 2001–м просто тучи их вздымались на крыло, потревоженные одиноко бредущим человеком…

 
Судейская коллегия

Старт в маршрутную гонку (Большой треугольник). С флажком - это я!

До старта спасработ 30 секунд...

Моё логово


А это дети - Миша, Маша, Амга


Мой щенок - среднеазиатская собака Амга


Сестра моя Маша и Амга

Галя, Маша и Миша катаются на Урагане


Шквал сломал Ураган

Рапорт главному судье

Интервью для СМИ

С Галиной

Парусники на воде

Принимаю финиши

Построение и награждение


Творчество участников.

ОЙ НА МОРІ ВІТЕР ВІЄ...
Дмитрук Ольга, г. Донецк.
На мотив «Ой, на горі та женці жнуть…»

„Поп, заткнись, мерзавец! Ты мне мешаешь!»

       Эти отчаянные вопли неслись из мегафона главного судьи Чемпионата Украины2001 Игоря Крыгина во время проведения спасработ. Благодаря неоднократной повторяемости рефреном звучали в мозгу всех участников, и потому стали эпиграфом к данной песне. Между очередным судном, вышедшим на дистанцию, и судейством бродил по колено в воде отец Георгий, укутанный в шелестящий костюм из светоотражающей пленки. В руках он носил второй мегафон и делился с участниками собственной точкой зрения на происходящие события в мире и парусном туризме в частности. Хорошо поставленный протодиаконский голосище перекрывал скромные потуги голосишки ученогофизика, а мощный сверкающий торс закрывал от судьи подробности событий на трассе.

       Несколько слов об упомянутых персонажах. 
       «Гуляльный» — один из самых величественных разборных туристских катамаранов. Его конструктор и капитан Виктор Феденюк в представлении не нуждается. Это — «морской волк» парусного туризма Украины, основоположник всего движения. Собственно, с него все и началось. 
       «Корсар» Толика Рагулина — мощное, чемпионское судно, избороздившее немало водных просторов и давшее старт многим будущим туристам-парусникам. 
      Пан Лесничий Юра потрясал в то время способностью приходить на «Альбатросе» всегда в числе лидеров. Жалкий носовой платок (сморкальник, шморгало) в семь квадратов всегда мелькал среди двенадцатиметровиков. Как удавалось Юре так быстро ходить на хлипком суденышке, да еще избороздить сотни километров озер и рек СССР — тайна за семью печатями. В своем классе Лесничий не имел равных.
       «У0517» — номер парусника Саши Еременко. В то время катамаран еще ходил под желтым просторовским гротом и не знал, что будет зваться «Одиссей». Еременко не был бы Еременко, если б не рвался за победой и не побеждал и в те годы тоже.
       Харьков олицетворяет Саша Коломоец, к сожалению, рано ушедший в мир иной (в 2004 г.), но оставивший после себя целую плеяду последователей. Его фанатичная преданность парусным путешествиям стала образцом туриста-парусника, а построенные им катамараны «SLAM» — базой для развития этого вида туризма в Харькове. И хотя он не участвовал в Чемпионатах Украины, предпочитая в это время находиться гденибудь в Карелии или на Волге, не упомянуть его в числе наиболее ярких личностей парусного туризма было просто невозможно. 
       «Си игл» — «Альбатрос» Игоря Хазрона, неисправимого мечтателя-пирата. Тихоходное до неприличия судно не смущало капитана, он всегда соревновался с надеждой победить. Что мечта неосуществима, понимали все, кроме него. А виновата во всем, по мнению Хазрона, была женщина на борту — его супруга Вера. Через некоторое время чета приобрела еще один катамаран, чтоб удовлетворить капитанские амбиции супругов. Практика показала, что к тихоходности «Си игла» Вера не имеет никакого отношения.
       Людмила Игнатова — постоянная соперница «Си игла» в борьбе за последнее место и приз «За волю к победе». И дело опять же не в женщине-капитане, а в общей ветхости несчастного «Альбатроса» Люды. Показательным примером может служить награждение в 1999 г. одного из матросов Люды титулом «секс-символа гонок» за беспрерывное надувание в течение всех соревнований постоянно спускающего поплавка. Куда уж тут за первыми местами гоняться! Тем ценнее участие Игнатовой в гонках. Как говорится, на хорошем корабле каждый рулить может. А ты погоняйся на таком!

Ой на морі вітер віє,
Ой на морі вітер віє.
На усіх вітрилах
Невеличкі яхти
Йдуть по хвилях.

Попереду йде «Гуляльний».
Попереду йде «Гуляльний».
Веде своє військо,
Військо побратимське,
Розбиральне.

Білі крила розгорнув птах.
Білі крила розгорнув птах.
То «Корсар» Рагулін
Ріже швертом воду —
Швидко, аж страх!

Приспів:
Гей, свіжий вітер, гей!
Ми з тобою йдем по хвилях!

Посереду — пан Лісничий.
Посереду — пан Лісничий.

Під своїм шморгалом
Переможець Юра
Ніби вічний!

Жовтой плямою на білом,
Жовтой плямою на білом
«У ноль п’ять сімнадцять»
Знову хоче Кубок!
Оце діло!

Поряд з ними мчиться Харків.
Поряд з ними мчиться Харків.
Мандрівник завзятий,
Батько добрих «СЛАМів» —
У порядку!

Приспів:
Гей, свіжий вітер, гей!
Ми з тобою — у порядку!

А позаду суне «Сі ігл».
А позаду суне «Сі ігл».
В ар’єргарді рветься
І з Людмилой б’ється
Ігор щосил!

В «матюгальник» — відчувайте! —
В «матюгальник» — відчувайте! —
Керівник процесу
Лається невтомно:
«Не мешайте!!!»

Гей, хто в яхті — озовися!
Гей, хто в яхті — озовися!
Хай попутний вітер
Віє вам в дорозі!
Не журися!

Приспів:
Гей, свіжий вітер, гей!
Ми — з тобою! Не журися!
2001 г.