ЧЕМПИОНАТ УКРАИНЫ-2005
Телерепортаж о регате
В этом году мы обновили раму "Мистраля". Вместо исчезнувших в неизвестном направлении дюралевых шпангоутов сварганили эксклюзивную и оригинальную раму из водопроводных пластиковых труб. Весь процесс творчества подробно описан в моём докладе на научной конференции, проходившей в Донецком институте искусственного интеллекта. Издан он в научном сборнике ВАК.
Испытав сантехнику в щадящих условиях Кальмиусского и Краснооскольского водохранилищ, решили усложнить задачу - пройти маршрут Чемпионата Украины-2005 по Азовскому морю.
Сказано - сделано. В экипаже у меня оказались двое молодых мужчин - Володя Яремчук (старпом, сменный рулевой) и Витя Воронин (матрос и бортмеханик). А также сестра Маша Карпенко 15-ти лет (боцман) и четырёхлетняя среднеазиатская овчарка Амга (постоянный телохранитель во всех начинаниях).
Поскольку личного автотранспорта ни у кого из нас не было, поехали по-старинке - на электричке до Мариуполя, а там своим ходом по морю - до базового лагеря. Точное место базирования лагеря было до сих пор нам не известно. Постоянный организатор и судья туристских регат Игорь Крыгин в мае перенёс сложнейшую операцию на головном мозге, и теперь без него всё было несколько запутанным и туманным. Но мы решили ехать, а там "война план покажет".

В ожидании электрички. Тюки с "Мистралем", я, Амга и Вова.

 

Учитывая, что женская половина экипажа не могла полноценно переносить грузы, весь тяжкий труд пал на плечи наших двух мачо. Мы с Машей транспортировали мелочь: провиант, воду и личные вещи команды. Амга привязывалась к первому или последнему из тюков для охраны.
В Мариуполе с помощью привокзальных тележечников дотащили барахло до моря, где и приступили к сборке. За полдня из-за жары и неопытности осилили только раму. Мачту с парусами оставили на завтра. Привязав Амгу к собранной раме катамарана, мы с Машей и Вовой отправились на ж/д вокзал умыться перед ночлегом пресной водой. Витя от такой "барщины" отказался и предпочёл дежурить на вещах в паре с собакой.
Когда через полчаса мы вернулись, глазам нашим предстала драматическая картина. Какой-то очень крупный мужичок, вдрызг наалкоголизированный, издалека ругался с Витьком непристойными словами. Ама разрывалась басовитым лаем. Заметив нас и осознав, что хозяйкой крапчатой стервозы являюсь я, мужичок внезапно спустил штаны, демонстрируя сначала укушенное бедро, а потом целое и невредимое мужское достоинство. Этим самым достоинством он выразительно тряс и грозился с его помощью поиметь сначала крапчатую тварь, а потом всех нас.
Поскольку в полной оторопи от бурных событий мы не нашли что сказать в ответ, мужичок натянул штаны на место и сообщил, что пошёл за друзьями и топором.
Отойдя от ступора, кинулись за разъяснениями к Вите. Оказывается, сей местный субъект захотел поближе ознакомиться с катамараном. Но поскольку едва стоял на ногах и вёл себя дерзко, Виктор решил его культурно отшить. Не получилось. Субъект упорно щупал лодку, не обращая ни малейшего внимания на разрывающуюся от ярости Амгу и что-то вещающего Витю.
Оскорблённый полным игнорированием своей персоны, Витя злорадно предупредил, что катамаран охраняется злобной собакой, от которой лучше держаться подальше. Мужичок возрадовался новому препятствию и с воплем "Где она? Я её сейчас заломаю!" отправился прямиком Амушке в пасть. Виктор не стал ему препятствовать никакими средствами, кроме словесных. Видать, в душе он мечтал, чтоб хоть Амушка поставила наглеца на место.
Витины мечты сбылись. Ама захлопнула капкан на бедре бедолаги. Смелой собаке не было дела до того, что её собрались заломать. Мужичок, конечно, отступил. Но был крайне возмущён таким негостеприимством.
Я в шоке от происшедшего. Интересуюсь, неужели нельзя было как-то разрулить ситуацию мирным путём? На что Витя оскорблённо заявил, что хамство должно быть наказуемо.
И что теперь делать?
На берег примчалась женщина с советом: бегите! Сейчас здесь будет полпосёлка.
Отважный Витя гордо выставляет грудь навстречу опасности. Пусть только сунутся! Я их!..
Пользуясь правом капитана, жёстко распоряжаюсь немедленно бросать все шмотки на борт и как можно скорее уходить в море на вёслах. Разве сможем мы - две женщины и два парня, даже под прикрытием кусающейся крупной собаки, - спасти себя и катамаран от расправы?
Поспешно выгребая подальше в море, решаем оставаться ночевать на воде, на якоре. И хорошо, что уже сгустились сумерки, и нас с берега не видно. Исчезли. Надеемся, что не сядут в лодки и не будут обшаривать акваторию.
Готовимся к ночлегу - первому ночлегу на воде, под открытым небом Азовского моря.

 

Ночёвка прошла успешно и была полна некоторой романтики. Якорь, к счастью, держал хорошо, и нас не снесло в порт.
Поутру, взявшись за вёсла, причалили километрах в полутора западнее места вчерашней сборки, на городской пляж. Тут поставили мачту, паруса, позавтракали и отправились в первое самостоятельное морское плавание.
Я время от времени позванивала папе, консультировалась и спрашивала совета. Порт обошли достаточно близко, но благополучно. Дул лёгкий встречный ветер. "Мистраль" шёл очень увалисто, никак не хотел держать приличный угол к ветру. Оказалось, мы неправильно его загрузили. Исправив дифферент (разгрузив носы), получили отличный угол атаки и с полным комфортом добрались до окрестностей Мелекино.
В походном порядке я и сама училась рулить на морской ряби, и ребятам давала. Трудно оказалось с Витей. В некоторых вопросах он со мной спорил, не признавая никаких доводов. Например, утверждал, что при бейдевинде дрейф бывает не всегда. Вот сейчас, например, его нет. Потому что он, Витя, его не чувствует. Утомившись спорить и доказывать, я плюнула: нет так нет.

Плечом к плечу. Спокойной ночи!

 

Заночевали на полупустынном берегу где-то недалеко от Мелекино. Амгу, конечно же, привязала - во избежание эксцессов. Мы вечером достаточно долго гуляли с ней на свободе по полудикой природе Азовских берегов.
Песчаная собака Амга и Маша с телефоном. Утро


Ясное оптимистичное утро обозначило, что место базового лагеря по-прежнему под вопросом. Главный секретарь Елена Стребкова на телефонный звонок посоветовала двигаться в сторону Ялты. Где-то там. Замечательно! Завтра - уже открытие соревнований, а точные координаты старта не знают ни судейство, ни организаторы. Ладно. Найдём. Чем хороши наши корабли: будем идти вдоль берегов, нас заметят, нам маякнут.

Копаюсь в "гермомешке". В тот год вместо гермиков мы использовали мешки от собачьего сухого корма из плотного полиэтилена, вставленные в обычные "сахарные" мешки, чтоб предохранить полиэтилен от проколов. Плохая идея. Гермики такие - совсем не гермики.

 

Обед на борту. Вова, я и Амга.

 

С берега нас заметили. Стали названивать и направлять к флагштоку.
Поскольку прибыли мы одни из первых, то "забили" себе удачное местечко возле "вольера" для катера. Лодки в клетке не было, а вот прочность решётки и размеры "вольера" радовали. Туда можно было спокойно поселить Амгушу и уже не бояться, что она кого-нибудь "приложит". Поскольку ключей от навесного замка мы не имели, пришлось сделать подкоп и отправлять собаку "домой" через низ, ползком. А потом этот лаз заваливать вещами, чтоб собака не вылезла несанкционированно. Дважды-трижды в день я её выводила на часовые прогулки свободно побегать по диким местам. И возвращала обратно. На свободе Ама никого не трогала, а вот "при исполнении" всегда превращалась в мегеру. А чтоб никому из отдыхающих не пришло в голову всовывать в решётку пальцы, Маша написала страшный плакат-предупреждение об опасной собаке: "Граждане! Берегите части тела! Злая собака!"

Полуденный отдых

"Берегите части тела! Злая собака!"

Заявка команды "Мистраль" на участие в соревнованиях

Закат в Ялте

"Мистраль" - маленький ковчег, к которому стекаются люди, Адмиралы, гитары и собаки

В гости к нам частенько приходил Адмирал - Алексей Константинович Карцев. Вообще-то он числился в составе ГСК и должен был столоваться там. Но по каким-то причинам Адмирал предпочитал наше общество. А мы с радостью поощряли эту его тягу и кормили из своего котла.

 

Лагерь парусников в Ялте

 

В первый день соревнований проводили, если не ошибаюсь, треугольники. Результатов "Мистраля" не помню. На следующий день ожидался приезд телевидения. А у нас - спасработы, самая интересная дистанция. Помню ещё, что до синевы спорила с судейской коллегией, пытаясь доказать, что гоночный балл при спасработах надо учитывать. Пока не приехал Алексей Костогрыз с соответствующими документами, мне никто не верил.
Да и вообще, на этот раз подобралась ГСК из людей, занимающихся каким угодно видом туризма, но только не парусным. Некомпетентность судейства провоцировала постоянные стычки с судьями и возмущения капитанов.

Очередные "разборки" и обсуждения ошибок судейской коллегии

Возвращаемся из гонки

 

Днём на пляже мы заметили живую лошадь. Серую в яблоках. На ней катали за деньги. Как истинные конники, мы с Машей не смогли пропустить это событие и побежали знакомиться. Оказалось, что прокатом занимается мой знакомый по конно-спортивной школе ДСО "Локомотив" Володя Палагута. Коня зовут Код. И Володя не против, чтоб мы проехались верхом бесплатно.
Конечно же, мы не упустили этой возможности.

Вечер. К "Мистралю" подтягиваются даже лошади

 

Конь достаточно темпераментный для проката по жаре и песку. Но всё равно уже "потухший" и тугой на руку и шенкель. Я, естественно, с апломбом шиканула перед нашими, прогалопировав по пляжу, чего не позволяют делать неумёхам. Но мы-то, типа, конники!
На самом деле это был последний галоп в моей жизни. Потому что в 2006-м в мои руки попала книга  Александра Невзорова "Лошадиная энциклопедия", которая взорвала в моих глазах мир взаимоотношений человека и лошади. С тех пор верхом не сажусь вообще. Из принципиальных соображений.

Жеребец Код. Я верхом - в последний раз. После 2006, ознакомившись с "Лошадиной энциклопедией" А.Невзорова, на коня не сажусь

 

Кэп проверяет на ночь глядя, как там любимый парусник спать собрался

Утром следующего дня прибыли телевизионщики ТРК "Украина". Им приглянулся наш экипаж - и женщина-капитан, и собака на борту, и пластиковые водопроводные трубы. Поэтому у меня брали интервью, а спустя месяц пригласили к себе в студию поговорить о собаках.
Справедливости ради скажу, что интервью брали у многих, и репортаж сделали достойный.
На спасработах выбрасывали за борт кэпа. Поскольку залезаю я на высокий борт "Мистраля" медленно, мы решили, что Витя предварительно обвяжет меня верёвкой и за неё выдернет из воды. Получилось всё здОрово, но для меня не совсем здорОво. Трудолюбивый Виктор дёргал смело, решительно и не глядя куда. Я вылетала из воды быстро и неудачно - прямо в троса вант-путенса. Но Витю не смущали ни синяки, ни царапины на моём теле. Искусство требует жертв. А чтоб я не мёрзла, мокрая, между попытками, он накрывал меня большой клеёнкой. В ней я и сидела, как в прозрачном коконе.

На соревнования прибыл бывший главный судья - Игорь Крыгин. Ревизирует "Мистраль"

 

Интервью ТРК "Украина"

Шьём порванную палубу
По всяким сомнительным вопросам мы без зазрения совести бегали консультироваться у Крыгина, который прибыл на море в качестве отдыхающего матрасника. Так что немалую роль в нашем успешном участии в Чемпионате сыграл Михалыч. Он советовал, подсказывал, направлял, ругал или одобрял. А мы учились.

Консультация у мэтра

 

Потом специально для телевидения по просьбе судейства участники сымитировали старт в маршрутную гонку. Правда, внимательный турист заметил бы подозрительно девственные палубы катамаранов, на которых, якобы, участники уходят к необитаемым берегам с ночёвкой. Ни средств для ночлега, ни кухонных принадлежностей, ни запасов провианта.
А зачем? Ведь у нас сейчас будут продолжаться гонки по треугольнику, а маршрутка завтра. Грузить катамараны хламом никто не желает, ибо через полчаса - старт очередного треугольника.

Старательно изображаем готовность №1

Старт открыт! Воронин не торопится... Интересно, что Амгуша с нами на корабле (лежит на носу) даже в показушном старте

 

Уходим в море

 

Любопытно получилось: "Мистраль" замешкался на старте и оказался позади всех. Но благодаря этому остался в зоне ветра, который ему никто не перекрывал

 

И уже через 5 минут обошёл всю честнУю компанию. Вот бы так в реале, а не на показухе!

Результаты второго дня (спасработы, треугольик) по-прежнему не помню.
В очередной вечер на пляж снова прибыл Володя Палагута с Кодом. Мы снова катались и фотографировались. Я пыталась осуществить давнюю мечту - запечатлеть в одном снимке мои страсти - коня и парусник. Получилось, мне кажется, весьма хреново.

"Мистраль", Код, Маша, я, Вова и папа.

 

На третий день был дан старт в маршрутную гонку. Первую в моей практике судовождения. А потому самую памятную. Из ГСК никто не хотел сопровождать регату, и потому с коллективом отправили самую молодую - Ольгу Залознову. Как давно было узаконено Правилами, посадили её на борт лидирующей лодки - в данном случае это был "Ducky-19s" Виталия Коваленко. А вес у Ольги имеется, лодочка у Виталика к перегрузу чувствительная, и потому понятно, как "рад" он был довеску в виде судьи.
В общей компании отправился и древний, как мир, самодельный катамаран Влада Ульянова, который тот выкупил у прежнего хозяина Валентина Михалыча Василькова. Кат дышал на ладан, поплавки держались неизвестно на каких соплях, но ветер был попутным, Влад обещал только чуть прогуляться с компанией и вернуться...
В общем, в ажиотаже никто не заметил, как Влад дотянул до Урзуфа - первого промежуточного финиша.
Тут все высыпали на берег. Была запланирована ночёвка с дискотекой, с участием в песенно-танцевальном конкурсе детворы из детских оздоровительных лагерей. Руководила всем процессом Татьяна Ошуркова, которая работала летний сезон музработником в этих лагерях. Она-то и договорилась с начальством о приёме парусных гостей, предоставлении детям возможности пообщаться с туристами и их парусниками, договорилась о столовой, дискотеке и прочих полезностях и приятностях.

 

                                                                                      Осаждённые любопытными пионерами катамараны

Больше всего меня напрягало, что беззаботные толпы детишек опасно близко подходят к "Мистралю". Ведь в экипаже нашей лодки состоит Амга Акташевна. И сейчас сия мегера упрятана под палубу в тенёк и столь коротко привязана к осевой балке, что никак до детишек не дотянется. А всё равно страшно. Вдруг кто из детей захочет нырнуть под палубу?
Поэтому вчетвером мы заняли оборону по периметру лодки и вплотную никого к ней не пускали.
К счастью, утробное ворчание и рычанье из недр катамарана, подкрепляемое нашими рассказами-ужастиками, отвадило детей от "Мистраля" и они устремились к более безопасным парусникам.

Пространство вокруг "Мистраля" зачищено от детей. Для их же блага

Вот теперь можно спокойно попить чайку вместе с организатором детского беспредела - Ошурковой Татьяной Николаевной. И даже Амушку вытащить на свет Божий, чтоб детвора издалека могла повосхищаться её размерами и красотой. Чтоб знали дети, какие необычные матросы могут встретиться на борту туристского парусника

В течение часа подтянулись даже самые мелкие и тихоходные лодки, ведь ветер дул попутный. При этом катамаран Влада Ульянова решил уйти в самоволку, и, тихо соскользнув с берега в воду, отправился дальше по маршруту. Его коварный манёвр вовремя заметил Володя Петровский и самоотверженно ринулся в погоню. Беглеца-то поймал, но намочил все вещи в карманах. Потом над ним потешался весь лагерь и обзывал фальшивомонетчиком. Потому что Володя вывешивал сушить на солнце промокшие денежные купюры одинакового достоинства.
Но это был намёк Владу от его катамарана. Намёк остался нераспознанным. А напрасно.
Попутный ветер раздул страсти в среде капитанов. Одна часть настаивала на немедленном выходе в море, чтоб, пользуясь попутняком, пройти как можно дальше по маршруту. Другая часть считала, что уговор дороже денег: люди готовились к нашей встрече, репетировали вечерние мероприятия. Опять же - пиво, девочки, дискотека... А взамен - голые пустынные берега Бердянки.
Спор не смогла разрулить даже Ольга Залознова - не хватило ей ни знаний, ни опыта, ни авторитета. Да и репутация судейства была на этих соревнованиях сильно подмочена более старшими товарищами.
Дело закончилось неожиданно. Толик Рагулин вытащил свой "Корсар" на воду и самовольно отправился по маршруту, на мыс Змеиный. Поскольку лодка Коваленко на предыдущем этапе была перегружена Олькой, "Дак-19" уступил первенство "Корсару". Поэтому, согласно Правилам, Толик схватил Залознову и был таков. Остальным ничего не оставалось, как броситься за ним в погоню, чертыхаясь и возмущаясь. Могли бы, конечно, наплевать на Рагулина - пусть себе гуляет по морю. Но ведь он увёз судью... Да и киевляне больше жаждали гоняться, чем по детским лагерям прохлаждаться.
Владу Ульянову тоже ничего не оставалось, как в совместном потоке рвануть на Змеиный. Ибо идти против ветра, как оказалось, он не умел. Надеялся на смену ветра, на то, что возвращаться будет не один. В общем, из двух зол выбрал меньшее и понёсся попутняком в общем потоке.
На "Мистрале" же обнаружился форс-мажор. Машенцию стало укачивать! Закрыв лицо своей крапчатой чёрно-зелёной банданой, она молча страдала, ненавидя весь свет. Мы тогда ещё не знали, как ей помочь. А вот Амушка чувствовала себя великолепно и постоянно с надеждой пялилась на берег. Для неё это было первое серьёзное путешествие на парусном катамаране. И сразу - в море, в Чемпионат Украины!

Маша сражена морской болезнью наповал. Аму, может быть, тоже мучала тошнота. Да только кто собаку об этом спрашивал?

В общем стремительном потоке на попутном ветре мы донеслись до берега, пригодного к высадке - пологого, песчаного, под глинистыми обрывами. Пока Маша отходила от морской качки, я шустренько пробежалась с Амгой по пустынным берегам Бердянской косы. Пускай собачка расслабится после гонки, хлебнёт запаха земли да мышцы разомнёт.
И тут команда по участникам: стартуем дальше! Здесь оставаться опасно из-за риска обвалов. Залознова снова перекочёвывает на "Дак", ибо из-за неё "Корсар" уступил первое место. Впрочем, мы подозреваем, что Толик специально "слил" эту гонку, чтоб Ольку забрал вечный лидер Коваленко.
Владу тоже ничего не остаётся, как продолжать шуровать в общем потоке на своём на ладан дышащем судне.

Пустынные берега Бердянской косы. Один из недолгих промежуточных финишей

Наконец, очередной этап бесконечной сегодняшней гонки завершился несколькими километрами западнее, в районе с. Новопетровка. Тут капитаны решили заночевать. Никакой власти никакое судейство над ними уже не имело - ни передаваемая, как эстафета, с судна на судно Ольга, ни оставшиеся в базовом лагере указующие персты ГСК. Навести порядок в этой анархической компании мог только Крыгин. Но он помалкивал тоже в базовом лагере, принципиально не вмешиваясь в ситуацию.
Поставив палатки, мы с упоением помчались исследовать дикие нехоженые места. Мы все были здесь впервые в жизни, и нас интересовало абсолютно всё. И тучи мошкары в зарослях, и неведомые растения, и толпы змей под ногами, вдоль самой кромки воды. Воронин с непоколебимой уверенностью убедил нас, что это - всего лишь безобидные полозы, и мы предпочти змеиное общество комариному. Потому что оно хоть не звенело и не кусалось.
Амга с восторгом нышпорила по окрестностям и самозабвенно вынюхивала всё и вся. Находясь не при исполнении, она никогда не нападала ни на кого, и я была спокойна, что случайно встретившиеся нам наши же туристы не пострадают от её секьюритского рвения. Собака чётко понимала разницу: работаем, охраняем-зубы распускаем - не работаем, расслабляемся, отдыхаем-бегаем.

Красоты нехоженых дорог

К нашему ужасу, мы не взяли никакой защиты от комаров. А с закатом солнца полчища мошкары доросли до угрожающих масштабов. Ночью нас спасло только то, что мы мудро легли спать вдоль баллонов, под катамараном, где воздух продувался сквозняком.
И проснулись с нормальными портретами. А вот тех, кто залез в палатку или спрятался в уютном местечке от ветра, ждал страшный сюрприз. За ночь кровопийцы превратили их лица в неузнаваемые маски. Глаза - лишь щёлочки, лбы - как у Карла Маркса, а пальцы - словно сардельки, и не сгибаются. Сильнее всех пострадали Мишель Хаджинов (первое место среди Карлов Марксов) и Олька Мерзликина (первый приз среди безглазых).

О чём задумались, сестрицы?

На вечерней прогулке с собакой мы, как обычно, нашли много полезной и не очень полезной дряни, выброшенной морем. В частности, несколько распарованных пластиковых тапок, зажигалок и один девственно целый презерватив в упаковке. На совещании капитанов наша команда решила поднять настроение участникам и с шутливыми комментариями раздарила найденную дрянь заслужившим её капитанам. В частности, презерватив ушёл в копилку молодой паре - Владу Ульянову и Ольге Мерзликиной. Они тут же использовали его по назначению: засунули туда мобильник. Чтоб не промок. Море в то же утро предоставило им возможность испытать защитные свойства кондома.
Ветер был встречным, плюс неслабый прибой. Неопытному экипажу на ветхом катамаране предстояли нелёгкие испытания на обратном пути к дому. Опасаясь за их судьбу и учитывая тихоходность старой лодки, было принято коллективное решение выпустить Влада на маршрут на час раньше общего старта. Как прозорливо поступили капитаны!
В полукилометре от берега катамаранчик перевернулся. Оказывается, односторонне лопнули троса шверта, и тот начал подруливать, не давая возможности привестись и сделать поворот оверштаг. Влад бился-бился над оверштагом и таки добился своего! Вот только после поворота они с Олькой оказались на одном подветренном борту, чахлый спускающий поплавок подбило волной, и парусник кильнулся.
На спасработы отправились Сергей Мельничук на "Седьмом небе" и Виталий Коваленко на "Даке-19". Катамаран и часть вещей выловили, экипаж спасся сам, забравшись на борт спасателей.
Мобильник в презервативе промок. Вот такие у нас кондомы.
В стане туристов-парусников инцидент вызвал бурную дискуссию на извечные темы: кто виноват и что делать? Бросать ребят с малопригодным к плаванию катамараном, в промокших вещах, было как-то не по-товарищески. С другой стороны, волочить на своих лодках лишних людей и лишний груз "не улыбалось" никому. Это - проигрыш гонки. "Заточенные" на спорт и победу киевляне настаивали на том, что в назидание за беспечность Влада с Ольгой надо оставить здесь: до автобуса не больше пары километров, на улице тепло - одежда высохнет, катамаран упакуют и на автобусе довезут в базовый лагерь. А впредь будет неповадно ходить на рухляди и портить людям соревнования. Всё-таки у нас ЧЕМПИОНАТ УКРАИНЫ, а не увеселительная прогулка. В логике киевлянам не откажешь. Всё верно.
Но как-то не по-туристски. Поэтому катамаранчик Влада разобрали на запчасти и более-менее равномерно распределили между всеми катамаранами, кроме киевского. Владислава и Ольгу посадил Рагулин к себе на "Корсар". "Мистраль" тоже волок какие-то трубы и шверт.
Помимо прочего, нашли ещё виноватых - ГСК! Нельзя выпускать на маршрут лодки, не готовые к плаванию! Нельзя допускать к участию в серьёзных соревнованиях неопытные экипажи!
Старт для всех нас выдался тяжелым. Особенно - для Амги. Мы впервые в своей жизни выходили сквозь прибой. Катамаран подскакивал на волнах, вздымая в небо то нос, то корму. Получив команду "На борт!", собака взлетела в воздух, целясь на палубу. Но именно в этот момент корма тоже взлетела, и Ама ударилась грудью о кормовую балку. Вторая попытка повторила неудачу. Вообразив, что, наверно, нужно прыгать ПОД катамаран, в третий раз Амочка нырнула под кормовую балку - и была встречена мощной морской волной. Совсем растерявшись от невозможности осуществить задуманное, собака принялась методично пытаться то нырнуть, то взлететь. И всякий раз получала то поток воды в морду, то трубой по ногам. На пятой или какой-то там попытке Вовка просто схватил собаку в охапку и забросил на палубу. Я не могла этого сделать по причине Амкиных габаритов - 50 кг живого веса!
Гонка по встречному ветру, через встречную волну разительно отличалась от вчерашней прогулки на фордевинде. Мы порядком измотались. Ведь опыта хождения по таким условиям у нас не было. Собака, подбрасываемая волнами на носу "Мистраля", распустила когти, словно львица, пытаясь зацепиться за скользкий тент палубы. В напряженном цеплянии за скользкий прыгающий островок суши в бурном море она провела нелёгких пять-шесть часов. После этого приключения я сшила ей спасжилет. Вот так смыло бы за борт - как спасать? До берега не доплывёт, за катамаран "руками" не зацепится, вытащить тяжеленную мокрую тушку на борт, не имея приспособлений, очень трудно.
Зато спать в базовом лагере попадали, как убитые. И Амга в том числе.

Укатали пеструшку морские горки

На следующий день предстояли гонки без руля. Кто-то з киевлян попытался возмутиться абсурдности этого спецзадания, но мы голосовали "За!". Судейство уже почти ничего не решало: всё принималось Советом капитанов. Я тогда насчитала около 20 "проколов" судейства, но сейчас уже мало что помню. Помню, как спорила, что при поднятом руле шверт выбирать не надо - это не есть приспособление для управления, а всего лишь средство уменьшения дрейфа. А поскольку дистанция ставится против ветра, то идти и без руля, и без шверта парусник не сможет.
Я знаю, почему киевский экипаж бастовал: у них, претендентов на призовое место, совсем не получалось ходить без руля. А у нас - отлично получалось. И потому мы были очень нацелены на это спецзадание.
Так и вышло. Им гонка без руля испортила итог, а нам - улучшила. В своём классе в этой гонке, состоящей из трёх попыток, "Мистраль" стал первым. Мы очень удачно сумели использовать согласованную работу парусов и шверта.
Кстати, судьи разрешили идти уменьшенным экипажем. И мы этим воспользовались: не взяли Витю, как самого тяжёлого. После гонки возвращались на берег галфвиндом, на огромной скорости. Хотели получить кайф - настолько были окрылены успехом. "Мистраль" начало сильно кренить. Маша вылезла на борт и, держась за стаксель-шкот, вывесилась над водой - откренивала своим тщедушным организмом.
Миг - и Маша за бортом! Даже вскрикнуть не успела. Оказывается, лопнул шнурок на кипе стаксель-шкота. Хорошо хоть, Машенция не выпустила из ручонок шкот, и потому от "Мистраля" не отстала. После этого случая мы дома заменили шнурки от ботинок на кипах на нормальные крепкие верёвочки.

 

Выходим на старт Гонки без руля.

 

Возвращаемся с победой в Гонке без руля

Остаток дня мы катались на "Мистрале" по Ялтинской бухте. Витя учился рулить на крепком ветру. А поскольку товарищ он очень упрямый, и в мужском деле авторитет бабы для него - ничто, то весьма скоро он выломал шверт. На мои призывы или увалиться, или потравить гика-шкот он презрительно отмалчивался. После поломки, получив поток матюков, он совсем надулся и поклялся не садиться за руль "Мистраля".
Поломка шверта - не катастрофа, но весьма неприятно. Потому что нам завтра предстояло возвращаться в Мариуполь. А ветер усиливался и дул навстречу предстоящему маршруту. Ремонт в кустарных условиях мог не спасти ситуацию. От окончательной ссоры нас спасло известие: мы - ВТОРЫЕ в ЧЕМПИОНАТЕ! В классе до 12 кв.м. Несмотря на небольшой опыт, на сантехническую раму, на лишний вес в виде собаки и владовых железяк... Есть у нас потенциал!
Наутро началось награждение участников и закрытие соревнований. Я разве что не летала от нашего успеха. Сколько мытарств с "Мумой" - и такой стремительный спурт на "Мистрале"! А ведь у нас так много впереди возможностей улучшить результат! Это - только начало! Испытания пластиковой рамы закончились триумфом.

Закрытие соревнований. Слева в белой футболке и синих шортах - пан Соколов А.В., вице-президент ФСТУ

Награждается В.Медведев (г.Краматорск)

А теперь и мне вручают награду - одну на всех

После закрытия все побежали к флагштоку делать коллективное фото на память.

Фото на память

Не хватает Амги. Она честно прошла с нами этот Чемпионат

Вернувшись к катамарану, мы стали готовиться к выходу в море. Мужики уже кое-как отремонтировали шверт. И хотя он вызывал во мне смутные сомнения, ничего иного всё равно не оставалось. У нас не было личного транспорта для перевозки катамарана.
Когда я стояла на палубе и чем-то сосредоточенно занималась по подготовке корабля к путешествию в Мариуполь, подскочила Маша и внезапно разразилась гневной, на грани истерики, речью, лейтмотивом которой звучала фраза "Как вы все меня достали!!!" Опешив от такого взрыва эмоций, я тоже стала накаляться, ибо искренне не понимала, что произошло и в чём моя конкретно вина, что на меня можно так орать.
Подскочил Витя, и тоже стал громко говорить что-то бессмысленно-обиженно-агрессивное. Это сейчас я опытная и понимаю, что любое конструктивное решение можно принимать ТОЛЬКО на СПОКОЙНУЮ голову. Эмоции в данном случае - страшнейшие враги. А тогда... В общем, мы зацепились, и дело закончилось тем, что Маша развернулась и уехала в Донецк. Через 10 минут за ней рванул и Витя. Бросив нас вдвоём с Вовой с катамараном и собакой. Без возможности ни морем уйти, ни по суше уехать. Этот поступок меня окончательно доконал.
Я не понимала причин бунта. Ведь всё шло спокойно и хорошо, никаких даже предпосылок не было к таким взрывам. Что произошло? Наши уехавшие товарищи так ничего и не разъяснили.
Пришлось побегать по берегу и, срочно раскидав "Мистраль" на запчасти, рассовать уезжающим участникам по две-три трубы от моей лодки. Люди кряхтели, впихивая невпихуемое, но забирали наш парусник  мелкими частями.
А сами мы втиснулись в автобус луганчан, и без того плотно набитый вещами и людьми. Мы с Вовой стоя на ступеньках ехали всю дорогу до Донецка, а бедняга Амга ютилась на тех же ступеньках у наших ног. И тоже - стоя, что для собаки - весьма суровое испытание.
По возвращении домой, собирая куски "Мистраля" по всему Донецку, я таки разузнала причину атомного взрыва. Она оказалась одновременно и проста, и по-прежнему не понятна.
Оказалось, что Маша изыскала возможность тайно приобрести бутылку шампанского, чтоб торжественно облить меня, капитана, во время церемонии награждения. Для осуществления процедуры она решила "припахать" Витю. Тот отказывался по непонятным для Маши причинам. И тогда она втихаря открыла бутылочку и сунула её Виктору. Крышка на бутылке под действием газов стала выдавливаться. Витя изо всех сил давил на неё руками, чтоб не выстрелила. А в нужный момент не стал меня поливать: отошёл от толпы и выстрелил шампанским в пустоту.
Мария на Виктора обиделась.
А под раздачу попала я. Кто его поймёт, какими кривыми извилинами Судьбы.
В итоге получилось то, что получилось.
Не умаляя своей вины (событие послужило мне хорошим уроком на будущее), всё равно считаю, что бросать команду и лодку - нельзя. Как бы ни было тошно находиться вместе, но парусник надо довезти до дома. А потом - иди на все четыре стороны!
Наступив на горло своей обиде, в Донецке провела переговоры тет-а-тет и с Машей, и с Витей. Маша хотя бы объяснила своё поведение. Пусть и абсурдна причина, но она была. А вот Виктор...
В общем, мы остались в приятельских отношениях. Но больше я его на борт "Мистраля" не зову. Да и он не просится.
Кроме того, работа судейской коллегии вызвала немало споров уже постфактум. Понятно, что люди не имеют понятия о парусном туризме. Они имеют понятие о просто туризме, каждый о своём виде - водном, пешеходном, велосипедном. Понятно, что они ещё учатся судить именно парусные соревнования. Совершают ошибки одну за другой. Но для чего тогда так негативно относиться к Совету капитанов? Типа, мы - судьи, и всем остальным - молчать? Кто же тогда поучит, как не опытные капитаны? Атмосфера соревнований накалялась неоднократно разногласиями между судьями и участниками.
А после всего судейство получило оценку "отлично".
Вот такой вот вышел скандальный Чемпионат.
Подробнее о нём - в газете "Академия".

Трое в лодке, не считая собаки - серебряные призёры Чемпионата Украины 2005 г по парусному туризму в классе судов площадью парусности до 12 кв.м