III Чемпионат мира по гонкам на разборных и надувных
парусных судах
"Балхаш-2014"


 Часть 1. Казахстан

Часть 2. Регата
Приозёрск
Карагаш
Гульшат
Остров Зелёный

Дневник регаты написан О.Дмитрук под ночной грохот канонад.
Редактирован Е.Коротких  (в перерывах между артобстрелами) и И.Крыгиным.

Тас-Арал

20 июня, пятница


          Сегодня – «гвоздь программы», долгожданная и волнующая 100-километровая гонка.
       Вчера на вечернем совещании капитанов единогласно решили стартовать как можно раньше, потому что Балхаш славится утренними ветрами, которые постепенно стихают к обеду и «умирают» к вечеру.
         По прогнозам на стокилометровку выпадал попутняк, но накануне вечером дул весьма свежий ветер с запада. Слабо верилось, что за несколько часов он развернётся на 180 градусов.
          Но это слабо верилось тем, кто не знает Балхаш. Ветер развернулся! И к моменту старта дул как надеялись – с востока.
        Старт – в 5 ч. Туристы паковали вещи, складывали палатки и выводили на воду катамараны в утренних сумерках. Я наготовила перекуса на сутки. Судейство начало предстартовую процедуру в 4-55, чтоб, не отступая от плана ни на минуту, дунуть в сирену ровно в 5.
         Выяснилось, что ребята не взяли на «Хануман» форпик (палатку на пирамиду). Поговорили в Приозёрске, что ставить будем только на стокилометровку, да на этом и «забили». Ну и ладно. Лето, не замёрзнем. Шли же мы на «Мистрале» без кокпита 23 часа в штормовую погоду через Азов – не умерли.

Старт на рассвете. Физиономия капитана

       Удачно войдя в стартовый створ, лодки дружной компанией устремились обратно – в сторону Приозёрска. Развернули разноцветные геннакеры. Поскольку фордевинд, то вся эскадра шла очень кучно и представляла собой просто неописуемое по красоте зрелище. И главенствующее положение в этой красоте занимал Балхаш – с его умопомрачительной лазурностью воды.

На попутном ветру места на водоёме всем не хватает - столпотворение. "Хануман" - по центру. По правому борту от него - наш прямой конкурент тримаран с прикольным названием "Бурундук-шатун"

Шикарный цвет воды

Очень красивое зрелище

       Катамараны летели с весьма приличной скоростью: ветер усиливался и поднимал волну. Но – короткую, на которой не получалось серфировать, как я ни старалась. Ребята с капитаном всё внимание переключили на управление геннакером, а я, как обычно, рулила.

То ли что-то жую, то ли о чём-то умничаю. Жевать ещё рано (солнце только встало), так что, скорее всего, делюсь богатым жизненным опытом :)

          Гигантский спинакерообразный красный парус выпендривался, не хотел работать всей площадью, и Женя бесконечно колдовал над хануманскими движителями, рокируя их между собой, сматывая, подматывая, убирая, перемещая с борта на борт. Хлопцы запарились бегать из угла в угол.
         Дело усложнялось тем, что совершенно нельзя было нагружать носовую часть палубы. Чёртовы носы безбожно втыкались в воду на попутняке и своими тупыми оконечностями тормозили ход, грозя совсем зарыться в лазурные струи.
        Время от времени наиболее огромные волны начинали  пихать катамаран под зад, чем подворачивали его лагом, параллельно себе, и не хватало площади рулей, чтобы немедленно  откорректировать положение лодки. Плюс вечная проблема рулей «Ханумана»: на высокой скорости они выходили из вертикали до почти горизонтального положения, нагружались сверх меры и не могли функционально работать. А пока Женя и Саша втыкали их животами обратно, я не могла рулить полноценно (продольная тяга, задранная вверх для продавливания перьев, мешала управлению). Конечно, в эти минуты волны обязательно пользовались беспомощностью нашего катамарана и разворачивали его под углом к надлежащему курсу.

Какая-то инопланетная реальность. Цвет и структура воды - непередаваемы


Я тут красивая :).  Да на таком роскошном фоне. Да при полезном деле.

Как же не разместить фото себя, любимой, крупным планом!

        Геннакер по-прежнему не работал в полную мощь. Мы оглядывались по сторонам и замечали, что на остальных лодках цветные паруса работают безупречно, и только наш красный пролетарий морочит голову. Мы даже делали попытки его убрать – вдруг просто на «бабочке» «Хануман» пойдёт быстрее? Женя проверял по навигатору – нет, скорость упала.
       В конце концов мне это надоело, и захотелось лично взять в руки геннакер-шкот, чтоб понять, почему гадёныш не работает как следует и как ликвидировать этот саботаж.
       Женя с радостью сел за румпель. Но прежде чем приступить к обуздыванию непокорного паруса, пришлось организовать перекус и выполнить несколько мелких и нужных дел.

Дядя Женя рулит!

      И тут очень большая волна подхватила «Хануман», повернула наискось, воткнув носы в воду, а порыв ветра (не забываем, что ветер на Балхаше – ВСЕГДА порывистый, со шквалами) надавил на грот и, не прекращая, а даже наращивая давление, стал всё глубже вонзать носы катамарана в воду.
       Вот уж мы видим, как, не вынеся давления, мягкие носы завернулись вверх, до самых стрингеров, тем самым создав такой тормоз, что весь корпус тяжеленной лодки накренился, наткнувшись на это препятствие, и приподнялся кормой из воды. Если б ветер хоть чуточку ослабил напор! Но нет!!! От оверкиля через носы нас отделяли мгновения.
      Этих мгновений хватило даже малоопытному экипажу, чтоб сообразить, в чём спасение: все сунулись ещё ближе на корму. А Саша, находившийся от кормовой части дальше всех, совершил прыжок отчаянного леопарда, резким приземлением своего тела вернув «Хануман» в горизонтальное положение.
       После инцидента кэп велел к чёртовой матери снимать геннакер, ставить штормовой стаксель, брать рифы на гроте и сдвигать груз ближе к корме. Параллельно свободные руки-ноги отправил для набивания носовых отсеков поплавков.
          Когда всё было сделано, Великий Педагог припомнил ребятам вчерашнее дуракаваляние:
       - Это из-за неуважительного отношения к катамарану. Видите, нельзя так делать. Лодка сама учит вас правильному отношению. Я понимаю, что вам после приключений перехода «Гульшат – Зелёный» необходимо было расслабиться. Но во всём надо знать меру. Теперь обещайте Балхашу, что не пожалеете принести в жертву его милосердию энергетическую бутылочку. Он нас пощадил. А мог перевернуть.
       Ребята, естественно, горячо пообещали, что не забудут доброту озера, и по возвращении в Приозёрск обязательно принесут ему в жертву огненную воду.

Хорошо-то как! Саша и Лёва.

А Лёша вахту сдал

      На все манипуляции с парусами и потенциальными оверкилями у нас ушло много времени. Мы скорее были согласны продуть гонку, но прийти невредимыми. Соперники стали нас догонять и обгонять. Костью в горле торчал «Одиссей» Кулика, который оранжевым пятном неудержимо надвигался сзади. Надо было уходить. Азарт гонщиков возобладал над разумом путешественников. И мы подняли геннакер. Я взялась за геннакер-шкот.
      Нам с Сашей таки удалось привести в чувство пузатого негодника: геннакер заработал в полную мощь. Оставшиеся до финиша часы мы вдвоём не выпускали из рук шкотов, реагируя на малейшие заходы ветра изменением положения паруса. У меня затекали части тела от малоподвижной позы; я уж крутилась, вертелась, пересаживалась, но расслабиться и не думала: азарт гонщика отключил инстинкт самосохранения.
       На финише, у острова Тас-Арал, который так выручил нас в переходе «Карагаш – Гульшат», снова началась ветровая «труба». Зато волны стихли – только рябь. Кроме того, нам пришлось подвернуть, и курс стал в полветра. Геннакер угрожающе выдулся в бок, и стал больше тянуть в сторону, чем вперёд. Мы его смотали. Саша и Лёша научились делать это виртуозно и быстро. Конечно, научишься, если капитан всё время орёт:
       - Быстрей-быстрей-быстрей! Да быстрей же!!!
     Но тут потерявшего ход «Ханумана» настиг давно шедший параллельно Сергей Кравченко и даже обошёл. Геннакер на «Элке» тоже угрожающе выдулся в сторону. Однако лодка, оставляя за кормой пенящиеся буруны, стремительно уходила от нас прочь. Этого мы с Женей стерпеть не могли.
       - Может, и мы поставим геннакер? – с надеждой поинтересовался Женя.
       - Конечно! – с энтузиазмом подхватила я.
      Красный огромный парус мгновенно взвился над «Хануманом» (ставить его ребята тоже научились), мы с Сашей взялись за шкоты, и началась бешеная гонка за «Элкой».
    Теперь и за «Хануманом» пенились кильватеры, а брызги из-под тупых носов заливали палубу. Плевать! Догнать и обогнать Кравченку! «Хануман» вжарил по полной, на всех трёх парусах общей площадью более 50 кв.м.
       И таки мы сделали это!!! Обошли Сергея и финишировали первыми в своём классе.
      Но эйфория длилась недолго. Поскольку все прямые конкуренты прибывали на финиш с небольшим отрывом за нами. Учитывая их более выгодные ГБ, мы могли крупно пролететь в этой гонке и перегадить результаты всей регаты. Ведь у стокилометровки был самый высокий коэффициент дистанции – 1,4. То есть, набранные очки увеличивались почти в полтора раза.
       Всё-таки, что значит – попутный ветер! Никто не ожидал, что самая в перспективе трудная гонка окажется одной из самых лёгких и скоростных. Суда приходили очень кучно, одно за другим. Время прохождения дистанции первого финишировавшего («Айсберга») – 7,5 ч. «Ханумана» - 8,5 ч.
        С такой скоростью стокилометровки я ещё не преодолевала. Да и вообще, переходы в районе сотки мне удавалось совершить всего дважды, и оба – в походном, а не гоночном режиме.
         126 км через Азов (23 ч, т.к. и бейд, и штиль были поначалу).
         98 км от Обиточной косы до Ялты на Азове (11ч, т.к. тоже на штиль попали).
        Получается, что у «Айсберга» средняя скорость была 13,3 км/ч. Дима Овсянников рассказывал, как он заранее готовился к этой длинной гонке, какие меры предпринял из-за попутного ветра, благодаря чему мог себе позволить не брать рифы и не убирать геннакер – так и шуровал на полную катушку все 100 км.
       Женя потом локти кусал, что не додумался вовремя сместить дифферент «Ханумана» на корму и набить поплавки до звона. Так бы мы избежали риска оверкиля через носы, не пришлось бы рифиться и идти какое-то время без геннакера. Не профукали бы первое место.
        Что ж, бывает. И на старушку- прорушка, и на морского волка - затмение.
       Даже многострадальный и лихой женский экипаж «Монелла» с мужской помощью сумел восстановить судно на острове Зелёный и пройти сегодняшнюю гонку. Правда, отец контролировал свою дочь, шёл недалеко и при случае консультировал, передавал какой-то инструмент для ремонта. Потому что «Монеллу» потрепало и на попутных волнах, что-то начало отваливаться. И мужественная капитанша Ирина недрогнувшей женской ручкой забивала переданной кувалдой какую-то отваливающуюся запчасть на место.

Стоянка на острове Тас-Арал


       Жара давила неимоверно. Ранний подъём и многочасовое напряжение гонки забрали энергию. Неудержимо клонило в сон. Ребята под палящими лучами ставили лагерь, а я из-за отсутствующих колышков могла расслабиться и не тягаться с палаткой. Залезла в прохладу хануманского подполья и только приготовилась прикорнуть, как нарисовался дядя Женя и начал соблазнять.
       - Пошли по степи гулять! Выспишься в машине. Когда ты сюда попадёшь? Вылезай, не ленись. Потом жалеть будешь.
       С кряхтеньем пришлось выползти в пекло и отправиться гулять. Пожалеть о содеянном не довелось, потому что мы увидели много интересного.
     Во-первых, верблюжью колючку. Во-вторых, верблюжьи следы. В-третьих, верблюжий помёт. В-четвёртых, самих верблюдов. И ещё, ещё, ещё…

По разному типу помёта можно сделать вывод о присутствии на острове как минимум двух видов крупных травоядных животных

       Но обо всём по порядку. Женя предусмотрительно взял у кого-то из участников бинокль. И мы теперь могли получше рассмотреть большую белую птицу, прогуливавшуюся по степи, а потом долго летевшую вдоль кромки острова. Кто-то из журавлей или аистов?
      Тас-Арал (с казахского - Каменный Остров)– относительно небольшой остров. В самом широком месте не превышает 9 км, в самом узком – 3 км. Мы вознамерились пересечь его в самом узком месте.
       Ландшафт степной, но с курганами. Причём издалека эти курганы кажутся очень высокими, но когда взбираешься на них, совсем не ощущаешь подъёма, потому что они очень пологие. А стоя на вершине кургана, не считаешь её вершиной – так, холмик.
         На одном из холмиков Женя заметил странную груду камней. Подойдя ближе, мы увидели интересную картину: крупные, неправильной формы острые каменюки выложены по идеально ровной окружности диаметром метров в 20-25. В центре окружности выложена куча таких же каменюк с ямой посредине – словно колодец. Но неглубокий, чуть глубже полуметра. Что это за сооружение? Откуда взялись на острове такие каменюки, если вокруг один песок да глина с мелкими камешками вперемешку? Для каких целей построено?

Странное каменное построение

Центральная часть каменной окружности

Ещё одна постройка. Говорят, это древние захоронения

Центральная часть

И ещё



Вот такой камешек...

Растение засушливых районов

        Пока я раздумывала над происхождением и предназначением данного проекта, Женя фотографировал охотящуюся в этих камнях ящерку. Животное настолько индифферентно отнеслась к человеку, что мы были даже обижены её гордыней. Женя поднёс фотик вплотную к ящерке, а она вместо того, чтоб юркнуть под камень, попыталась влезть в чёрное и, как ей казалось, уютное, похожее на прохладную норку, окошко объектива.

Местный житель


       Потерпев фиаско, ящерица развернулась и отправилась ловить небольшого кузнечика. Она подпрыгнула и сняла его с высокой травинки. Кузнечик засучил лапками, да поздно. Он весь исчез в прожорливой пасти. Только длинные ножки торчали.
        На некоторое время ящерка застыла в задумчивости. Складывалось впечатление, что она была в растерянности: что делать с этими ножками? Подумав, стала заталкивать их глубже в пасть. Мне казалось, что она сейчас начнёт помогать себе передними лапками.
        Наконец, кузнечик окончательно скрылся в её утробе. Ящерка, как собака после вкусного обеда, несколько раз  облизнулась и не спеша отправилась дальше.
      А мы горели желанием повстречать верблюдов. Следы их мозолистых двупалых ног, вмятины от лёжек, кучи навоза, клочья линяющей шерсти на кустах попадались постоянно. Но само стадо где-то пряталось.

Клочья линяющей верблюжьей шерсти на кустике

       Женя отважно шёл по очередному холму, полагая, что стадо может отдыхать в зарослях во-о-он тех деревьев и кустов. А я что-то стала «очковать»:
       - Женя, а вы в курсе, что самец верблюда очень опасен, если охраняет свой гарем? Быки и жеребцы отдыхают. Я читала книгу этолога Баскина о поведении стадных животных, в частности, верблюдов. Ну их в баню – встречаться вот так на пустынном острове. И деревьев нет, чтоб залезть, и скорости не хватит, чтоб  удрать. Верблюды могут бегать со скоростью до 65 км/ч.
        Гляжу – и у Жени пыл поостыл. Осторожней стал.
       Чуть не на цыпочках перебрались мы с ним сквозь растительную зону на противоположный берег Тас-Арала. На каждом кустике висели клочья верблюжьей шерсти. Значит, это излюбленное место их «тусовки». Зверюги могут показаться в любой момент.
       Но и противоположный берег пустынен. Зато красив-то как! Голубая лагуна из одноимённого фильма. Пологий пляж из жёлто-оранжевого песка так и манил искупаться. Что мы и сделали, недолго думая.
               На берегу валялись дохлые раки. Виднелись лисьи и верблюжьи следы.

Голубая лагуна

Балхашский рак

Отличные отпечатки верблюжьих следов

На верблюжьей тропе

Куколка какой-то бабочки. При прикосновении неожиданно начинала извиваться

        Райский уголок

         Мы отправились вдоль берега на очередной холм. И тут Женя ИХ увидел!
        Большое, голов в пятьдесят, стадо царственно прогуливалось в полукилометре от нас вдоль кромки воды. И – самое потрясающее! – ПРИНИМАЛО ВАННЫ! ВЕРБЛЮДЫ КУПАЛИСЬ!!! Животные, которые терпеть не могут влажность и заболевают во влажном климате, - купались в Балхаше!
        Обалдевшие, мы долго разглядывали их в бинокль. А потом Женя забеспокоился:
       - Вдруг они нас сейчас заметят? Ты знаешь, с какого расстояния верблюды начинают охранять своё стадо? Пошли-ка подобру-поздорову.
       На обратном пути я прихватила большущий клок рыжей верблюжьей шерсти, отвалившийся во время линьки. Привезу своим, пусть пощупают. Скажу – главный верблюд лично подарил.

Подарок от верблюда

Аксакал

         Интересно, что на Тас-Арале мы не заметили ни мышей, ни сусликов, ни змей. Да и норок не встретили крупнее паучьих.
       Но больше всего, конечно, нас впечатлили практически полудикие верблюды. Живут тут сами по себе, жрут непонятно что. Есть ли у них вообще хозяин? Местные ребята сказали, что наверняка есть, ибо тут недалеко на материке какое-то казахское селение.

Вид с холма на наш флот

Зеркало

Лес мачт на пустынном острове Центральной Азии

       После прогулки вскипятили чайник и, разморенные жарой, забрались в спасительный холодок хануманского подполья вкусить сладостного напитка. А тут мимо Кулик прохаживался с любимой женщиной. Мы их и пригласили откушать чаю.
      Очень душевные получились посиделки, точнее, полежалки. Анатолий Палыч и Евгений Григорьич, два морских аксакала, с кружками дымящегося чаю в руках, делились воспоминаниями о былых подвигах, мечтали о подвигах грядущих, а мы, женщины, с благоговением внимали, тоже посёрбывая чаёк. ЧУдно-то как!

Вечерняя сиеста в отличной компании


Мир и покой

       А затем прибыло судейство: их теплоходик приткнулся носом в берег. Я отправилась узнавать результаты. Хотя ещё гуляя по степи, произвела в уме подсчёты и пришла к выводу, что как бы мы ни финишировали в оставшихся гонках, первое место нам уже обеспечено всеми предыдущими стараниями. Так что теперь главное – не разломаться. Просто прийти на финиш в последнем переходе. Однако мы с Женей решили своему экипажу об этом не говорить. Пускай выкладываются до конца.
       Тем не менее, экскурсию на судейское судно я совершила. Где и пообщалась с главным судьёй, услышав хвалебные отзывы о «Ханумане» и его команде. Мы таки сегодня оказались вторые по пересчёту исправленного времени. Кулик нас обошёл. Молодец!

С Димой Овсянниковым (Катамаран "Айсберг", г.Санкт-Петербург, Россия) на судейском судне

         Пока я прохлаждалась на теплоходе в интересной компании Залозновой и Овсянникова, стемнело. А участники затеяли красивое мероприятие.
      Там и сям, возле каждого катамарана, в темноте зажигались китайские фонарики и, как символы дружбы и душевного тепла, летели над чёрной гладью Балхаша в далёкие звёздные дали, оставляя в сердцах тихую грусть надвигающегося расставания…

Закат


Росчерки в небе - полёт китайских фонариков

Запуск НЛО

Фейерверк

Потом к нам пришла Гульжихан:
       - Вы хотели поговорить о казахском языке? Я готова ответить на ваши вопросы.
     Вежливая Гульжихан упорно называла меня на «вы». Беседа с ней оказалась очень интересной и полезной. Гульжихан даже сказала, что некоторые мои вопросы заставили её задуматься о, казалось бы, простых и привычных вещах. Говорили мы не только о языковых оборотах, но вообще о казахском быте, традициях, обычаях. Как здорово, что Олег Парамонов взял её на регату.
      Гульжихан впервые в жизни попала в условия походной жизни, на парусник, но держалась умницей, хоть и обгорела вся, бедняжка, на солнце.

Гульжихан Байгазыкызы (г.Алматы, Казахстан)

      И как завершающий аккорд чудесного вечера – песни под гитару у затухающего маленького костерка. Солировали, конечно, алма-атинцы Александр Дмитриев и Лидия Смелова. Но и кроме них находилось, кому взять в руки гитару.
      Робкий огонёк костра подкармливали скромными подачками хвороста, и только Гульжихан подбрасывала верблюжьи высохшие кизяки, которые нормально горели и совсем не воняли.
     Молодые наши ребята Саша, Лёша и Лёва всегда тусили с молодёжью. Их, естественно, не привлекали нудные компании старпёров. Гораздо интереснее среди хорошеньких девушек, которых в данной регате вполне хватало.
       Было немножко грустно. Потому что Тас-Арал в нашем маршруте - последнее место, где гуляют вольные верблюды и непуганые ящерицы, где степь можно пощупать руками, вдохнуть её жаркие запахи, полюбоваться идеально чистым берегом лазурного Балхаша и постараться унести домой воспоминания об этой дикой, аскетичной красоте.
 
 Фото: Е.Коротких, В.Лукьянов, И.Ляпкало, А.Козеко, Л.Иванов, Д. Ан, А.Громов.

Читать далее: Мы - чемпионы мира!