Впервые под парусом - на Чёрное море


Фильм о регате "Морское братство-2009"

Фото: Андрей Пилипенко

       Эта регата крепко осела в памяти, ибо с ней связаны необыкновенные приключения - смешные и рискованные. Как, собственно, вся наша жизнь, сплетённая из слёз и счастья.
       "Морское братство" организовывал крымский энтузиаст парусов Александр Яницкий. Участвовать в "МБ" было очень заманчиво, но и папа, и друзья хором кричали, что это - безумие. Переться на "Мистрале" в Чёрное море! Это смерть! Утонешь! Размажет о скалы! Катамаран не выдержит, рассыпется!
        Но Крым и Чёрное море - это вечный магнит, неодолимый, сказочный, желанный до смерти. И в 2009 г мы собрались ехать.
      Неприятные приключения начались с самого начала. Накануне Влад потянул правую руку, и в травмированном состоянии отказался от поездки. Кроме него, в экипаж приглашались Ольга Залознова, Ольга Потапская  и Андрей Пилипенко. Узнав, что Влад не едет, Андрюша ликовал: 
        - Я буду один с тремя Ольгами на Чёрном море в Крыму! И пусть все обзавидуются!
      Но в последний миг Ольга Потапская преподнесла сюрприз. Мы уже загрузили "Пирожок" Андрея "Мистралем" и вещами, поджидали Олю, как вдруг она пришла с заявлением:
      - Ехать не могу!
     К счастью, в команде у нас присутствовал новенький - молодой парнишка Стас Меркушов, и "потеря бойца" хоть и расстроила, но не катастрофично. А дальнейшие события показали, что и слава Богу, что Ольга не поехала! Лишний вес "Мистралю" в тех перипетиях мог бы сильно навредить.
       Стартовали из Донецка в самое пекло - в два часа пополудни. Залознова ехала рядом с водителем и невыносимо страдала. Потому что "Пирожок" гнал от мотора горячий воздух в салон - прямо ей в голые ноги. Нам в грузо-пассажирском отсеке было не многим лучше. Груда вещей и катамаран съели всё жизненное пространство, приходилось сидеть скрючившись, в страшной духоте. На полдороге Ольга не выдержала и перебралась к нам.
       - Этот чёртов жар испепелил мне всю растительность на ногах - жаловалась Оля. И тут же с удовлетворением резюмировала:
       - Зато теперь можно эпиляцию лет пять не делать!
       На её пыточное место отправился Стас, сложив, как кузнечик, свои длиннющие ноги коленями к ушам.
      Помимо жары и духоты, "Пирожок" издевался дополнительно: почему-то постоянно вскипала вода в радиаторе, каждые полчаса приходилось   останавливаться, ждать, пока немного остынет мотор, заливать новую воду... Создавалось впечатление, что он работал не на бензине, а на воде.
       Короче говоря, наша пытка "Пирожком" длилась 13 часов. До Феодосии мы добрались в три часа ночи. Найти в темноте лагерь, не имея навигатора, было невозможно. И потому мы приняли решение завалиться спать прямо возле машины, на ковриках-карематах, расстеленных на глинистой крымской земле. Очень хотелось размять затёкшее в неудобной позе тело и надышаться свежестью воздуха.
       Все пытки с нами разделяла моя верная собачка Шпилька, которую я взяла с собой в поход. На ночь пришлось её привязать, чтобы не попала под машину на дороге.
        Разбудили нас первые лучи Солнца, принесшие гул просыпающегося города. Оказалось, до лагеря мы не дотянули всего пару километров.
       Стапель располагался в между Феодосией и Береговым, на пляже какого-то дома отдыха или санатория.
       До обеда удалось собрать "Мистраль". Приехавший Саша Яницкий негативно высказался по поводу моих сантехнических труб:
       - Вы с ума сошли? В Чёрное море соваться на ЭТОМ? Я не допускаю вас к гонкам, мне инциденты не нужны!
      Тогда я показала ему документ, подписанный нашей техкомиссией, о том, что "Мистраль" прошёл техосмотр и годен к такого рода испытаниям. Саша сильно расстроился, но успокоился тем, что ответственность за гибель экипажа будут нести люди, подписавшие допуск к участию. А меня, мадам очень амбициозную, такое недоверие к "Мистралю" только подстегнуло. Если до сего момента вполне устраивало просто само по себе участие в "Морском братстве", то после этого разговора появилось горячее желание вырваться в тройку лидеров регаты.

Стапель, базовый лагерь - "Золотой пляж" под Феодосией

       "Мистраль" приехал с обновой - свежеизготовленным пером руля. Папа скрупулёзно вычислял "элероны" и проч., не доверяя профилям НАСА. Посему и шверт, и перо руля у нас были эксклюзивные. Считаю, что именно благодаря им моему паруснику удалось не просто выжить в этих испытаниях, но и выжить весьма успешно.
        А испытания предстояли нешуточные и удивительные.
       Сначала выяснилось, что судейства, как такового, на "МБ" нет. И пусть регата уровня Чемпионата АР Крым - судьями выступят сами участники! Потому что Саша Яницкий не сможет ни участвовать в этот раз, ни судить. Наши колебались не долго и единогласно поручили судейскую и секретарскую деятельность Ольге Залозновой - матросу "Мистраля". А потом, кстати, периодически пытались нас обвинить в подтасовке результатов!
       Потом выяснилось, что некоторые участники совершенно не доверяют мерилкам других участников, и затеяли поголовный переобмер со скрупулёзнейшими вычислениями до сантиметра.
       Далее начались приключения с поворотными знаками. 
      Выдал Саша Яницкий то ли два, то ли три надувных буя с бутылями в качестве якорей. И к ним - якорные концы длиной метров по 25. Якобы, хватит. А тут глубины метров по 40. Почесали туристы затылки, да полезли песок набирать в бутыли. А знаки решили ставить не очень далеко от берега, чтобы хватило длины якорных концов. Да не тут-то было.
     В итоге уже вторая гонка по треугольнику прошла под лозунгом "Догони буй", а третья - "Отыщи буй и перепрячь!". Потому что "якоря" до дна не достали, и знаки понесло. Под конец их приходилось уже не просто догонять, но сначала долго искать где-то на горизонте, потом за ними гнаться, в результате чего дистанция стала не треугольной, а "до дальнего знака и обратно".
       "Мистраль" довольно удачно отгонял "Треугольники" и попал в тройку лидеров (не помню уже каким - 1-м, 2-м или 3-м).

Оля Залознова и днём, и ночью подводила итоги 

     
 
        Шпилька провела с нами на борту все гонки и не жаловалась на неудобство, хотя море не было таким гладким, как Днепр в 2008-м
       В базовом лагере я познакомилась с женщиной из России, которая приехала сюда отдыхать вместе с мужем. Россиянка восторгалась нашими яхточками и умилялась Шпилькой. Ей очень нравилось, что Шпилька не лает. Оказывается, до знакомства с моей собачонкой она жила в святой уверенности, что все мелкие собаки ужасно гавкучие, шумные и мешают жить. Не знаю, как бы вела себя Шпилька, если бы первой командой, которую усваивают ВСЕ попавшие в мой дом собаки, не была команда "Рот закрой!"
       Эта женщина с грустью смотрела на мой старенький и местами довольно обшарпанный "Мистраль", сравнивала его с красавцами "Ducky" и в душе желала, чтобы мой энтузиазм был вознаграждён именно таким роскошным кораблём, а не ветхой пластиковой конструкцией...
       Но я уверяла её, что грустит она напрасно, что мой "Мистраль" - самый лучший и быстрый надувной парусник всех времён и народов, что у нас за кормой куча побед, и тут мы тоже планируем победить. Однако, судя по всему, добрая женщина не разделила моей уверенности.
      Я обещала покатать её на "Мистрале" в утро выхода на маршрутную гонку, перед стартом. Вместо неё изъявил желание вкусить парусной романтики её супруг.
       Но случилась оказия.
      Утром ветра не было. Выйдя на воду в 8-00, мы безжизненно торчали под берегом. Пришлось грести вёслами, что не позволило мужчине вкусить хоть какого-нибудь кайфа. Зато внезапно с берега заорал в мегафон Яницкий:
       - Кто позволил выйти на воду до 9 часов???!!! "Мистраль"!!!! Вы будете наказаны за нарушение пограничного режима!!! Я сниму вас с регаты!!!
     Памятуя, как не хотел Саша нашего участия в "МБ" в связи с сантехнической пластиковой рамой, я скоренько погребла к берегу. Ведь он может воспользоваться ситуацией, чтобы в законном порядке не выпустить "Мистраль" на маршрут. Кто же знал, что погранцы дали разрешение на выход на воду не раньше девяти утра! А если окажешься там в восемь - это есть нарушение их предписания, и возможны какие-то санкции.
       Саша бушевал так сильно, что россиянка вступилась за нас. Якобы, муж в девять уже уезжает, и иной возможности его покатать у нас не было.
       Гроза миновала, на маршрут нас Саша выпустил, но история эта построила между нами стену отчуждения. Которая, к счастью, благополучно развалилась, когда мы пошли в свой супер-пупер-гипер-мега-поход в 2012 г.
 

Мухоловка - внешне страшное, но полезное животное

     Первый переход на мыс Чауда значился походным. То есть мы не гонялись, а неторопливо следовали на финиш, рассматривая достопримечательности берега. Волнение хоть и не сильное, но укачало нашу Шпильку. Так опростоволосилась она всего дважды в жизни - в нынешнем долгом переходе и в 2011 году при огибании мыса Тарханкут при крепком встречном ветре и сильном волнении.
       В этой регате, помимо сорокаметровых якорных концов (обычно нам хватало 15 м), мы ещё были обязаны иметь на борту рации. Не у всех они оказались в наличии, чему Саша Яницкий не сильно обрадовался. Но "Мистралю" повезло: Андрей накануне прибарахлился шикарной морской рацией аж на 25 Вт мощности. Правда, весила она целых 15 кг и занимала много места.
       В целях безопасности мы были обязаны отслеживать друг друга на маршруте и каждый час связываться по рациям и докладываться, кто где находится и кого наблюдает в зоне видимости. Оказалось довольно удобным нововведением. А ещё гоночная инструкция поощряла подвесные движки. Тоже для безопасности флота. У кого на транце болтался мотор - получал в гоночный балл огромный бонус. "Мистраль" такого бонуса не получил - ведь у него не было движка.
 

Андрей Пилипенко. Старпом.




Ольга Дмитрук. Кэп. Перекус изюмчиком




Стас Меркушов. Матрос. Балдеет




Ольга Залознова. Матрос. По совместительству - секретарь регаты

Удивляюсь, как беспечно я ходила на столь хлипких и вдобавок ржавых тросиках вант-путенсов! А всего один лопарь хилой верёвочки в роли талрепа на ванте - это совсем за гранью... Вот чего надо было опасаться Яницкому, а не сантехники в раме!

 

Стас замёрз




Идём на мыс Чауда




Промежуточный финиш. Чауда



Первым делом предстояло расчистить площадку под катамаран и палатки - от костей павших животных, мусора, камней и песчаных барханов
 

 

Это сколько же здесь пауков и змей!




Равноправие в действии - капитан и матрос, женщина и мужчина - работа одна на всех!




 




       Обосновав лагерь, отправились было прогуляться по плато над обрывами. И с первых же шагов поняли, КУДА МЫ ПОПАЛИ.
      Мыс Чауда кишмя кишел пограничниками, ядовитыми пауками и змеями. И не известно ещё, кто был опаснее. На протяжении двухсот метров нам встретились наряд пограничников, две гадюки и тарантул. Желание гулять засохло на корню.
       Шпильку привязали к катамарану, ибо она вознамерилась открыть охоту на змей. Помимо гадюк, береговые кручи пугали обилием каких-то чёрных змеек. Они появлялись совершенно неожиданно из расщелин и улепётывали со страху прочь. Но поскольку я не великий знаток змей, то на всякий случай тоже улепётывала - в другую сторону. А. удаляясь от лагеря по физиологической нужде, громко топала, предваряя своё появление, чтобы змеи успели расползтись. Много, много седых волос оставила мне на память Чауда...


Вид на лагерь издалека и свысока

       Помимо этих страхов, в ночь Чауда преподнесла ещё один. Весь горизонт полыхал зарницами. Влажность воздуха достигла ста процентов и каплями повисла на катамаранах и палатках. Атмосфера дышала надвигающимся штормом.
    Оглядывая неприступные обрывы, я в ужасе размышляла, куда спасаться в случае навальной волны. КАК на эти почти вертикальные глинистые стены заволочить катамараны? Поплелась за разъяснениями к Сергею Мельничуку, капитану "Седьмого неба" и более опытному мореходу. Мельничук был спокоен, аки удав. 
     "Будет шторм - будем спасаться." Больше ничего от него добиться не удалось. Полночи я не сомкнула глаз в ожидании усиления ветра. 
      Но ветер пришёл только утром. И не такой страшный, как я опасалась. Вполне можно выходить на маршрут. Сегодня предстоял гоночный переход через Феодосийский залив - на мыс Киик-Атлама.
     Давать старт эскадре было некому - ведь Ольга Залознова занималась секретарской работой, а от судейской напрочь отказалась. Пришлось Мельничуку брать бразды правления в свои руки.
     Но "Мистраль" затребовал отложить старт - выяснилось, что у нас разошлась по швам палуба, а зашить её - часа два работы. Мельничук отрядил своих матросов нам в помощь и отложил старт всего на... 15 минут. Матросы удивили меня несказанно: им хватило 12 минут на то, чтобы в четыре руки украсить палубу "Мистраля" ровными рядами стежков. Потом выяснилось, что оба они работают в обувной мастерской. И стало понятно, откуда такое скоростное умение.

Стартуем на Киик-Атламу. Отмашку даёт Сергей Мельничук

     Переход на Киик-Атламу выдался интересным и удачным для всех, кроме Мельничука. Прилетевший ветер устроил нам отличные испытания и настоящую гонку, в результате чего "Седьмое небо" поломал мачту. Захар Емельянов отправился ему на помощь, а мы приняли решение не болтаться под ногами у них и следовать на финиш. Ибо опыта у нас маловато, тут как бы самих спасать не пришлось. Может, и не совсем верное решение с точки зрения туристского братства, но верное с точки зрения общей безопасности.


Гоночный переход Чауда - Киик-Атлама




Вырисовываются очертания Киик-Атламы. Прямо по центру - отколовшийся островок Иван-БабА. Но в фас его пока не видно




Иван-Баба чётко по носу. Финиш - правее, на отлогом каменистом пляжике

 

Стас в роли подпорки для "бабочки"



Палящее солнце вынудило экспериментировать с защитой лиц от ожогов. Первый опыт использования занавесок-платочков




Пролив между материком и Иван-Бабой

       Киик-Атлама - потрясающе красивый уголок Крыма. Закрытый от доступа по суше дикий каменистый пляжик у подножия скал. Может, есть в Крыму и более красивые и интересные места, но мне они пока не ведомы. До сих пор считаю Киик-Атламу жемчужиной дикого побережья Крыма.
     Шпильку здесь поджидало очень опасное и неприятное приключение. Видимо, собачку укусило какое-то ядовитое членистоногое. Она внезапно завизжала, поджала заднюю ногу и заскочила в тень под катамаран. И там принялась страстно вылизывать эту ногу. Беднягу начало трясти.
      Пробежавшись по лагерю, я раздобыла антигистаминный препарат у киевского экипажа "Наяда" и бахнула дозу наугад. А потом туда же добавила какую-то таблетку "для печени".
     Больше ничем помочь бедной Шпильке не могла. Оставалось наблюдать за собачкой и надеяться на благополучный исход. Всё-таки она - дворняжка, и здоровья у неё должно быть много. Часа через полтора Шпиля угомонилась и заснула. Я только периодически, между купаниями в удивительно прозрачной черноморской воде, подходила проверить, дышит ли она. 
       К вечеру Шпилёндра ожила и как ни в чём не бывало бегала и сопровождала нас на прогулку по скалам.
   И лишь ночь показала, что не всё так ладно в Шпилькином самочувствии. То ли яд членистоногого сказался, то ли превышенная доза антигистаминного, но собаченция полночи "ловила галюны": вскакивала из-под моего бока, истерично лаяла в чёрную пустоту, пучила глаза, бегала по лагерю, суетилась, топталась по чужим катамаранам. Ни до, ни после этой ночи такого безумного поведения она не показывала. Так что дело явно не в звуках крымской ночи, а в укусе неизвестного ядовитого животного.
       Кроме неё, не спали и люди в лагере: помогали Мельничуку при свете фонариков чинить поломанную мачту. Наутро "Седьмое небо" был готов к старту.

Изнурённая морским путешествием Шпилька лакает воду из тапочка




Вид сверху на лагерь участников 




Другой ракурс. Очень уж красиво




Сергей Филиппов (катамаран "Аллегро") и Стас Меркушов ("Мистраль")




Андрей на фоне маяка




Пейзаж




Лагерь вечером




Абориген Киик-Атламы



       Однако приключения эскадры продолжались. С неконтролируемым поносом и безудержной слабостью свалился матрос "Наяды" - пожилой мужчина, любитель крабов. Дружная команда "Наяды" славилась своей страстью к морской пище, и постоянно занималась ловлей крабов, рыбы, креветок, криля и пр. черноморских даров. Ловцы они были успешные, к тому же люди щедрые. И угощали весь лагерь. Однако дедушка, видать, сильно подналёг на любимых крабов.
       Его обессиленное тело лишили завтрака, загрузили на борт "Наяды" и стартовали. Сегодня предстоял  переход  походным порядком до бухты Чалка.


Утренний улов от "Наяды"

 


Собираемся в путь - в бухту Чалка



       После похода-2007 по Азову, когда "пескоструйкой" шторма частично стёрло надпись "Мистраль", на одном из бортов моего парусника осталось позорное буквосочетание "...С...РАЛ..." Андрей с Ольгой целый час потратили, чтобы уничтожить букву "С". Осталось нейтральное "РАЛ".



Утренняя суета



Чётко виден отколовшийся островок

Известняки полуострова Меганом



       Обходя нескончаемые отроги полуострова Меганом, познакомились с таким гадким явлением, как морское течение. Мало что штиль и жара, так ещё и встречное течение испытывало наше долготерпение. Пока мы не догадались отдалиться мористее отрогов - топтались на месте, разглядывая малоинтересные серые камни. И только Шпилька радовалась, потому что вблизи, казалось бы безжизненных, гор летало огромное количество птиц. Охотница Шпилька с энтузиазмом отслеживала их. Больше всего нас напрягали черноголовые хохотуны, т.к. их саркастический смех словно издевался над нашими бренными телами и измочаленными зноем душами.

       Но главным издевательством прозвучала разудалая песня с какого-то скучающего борта: "Ой, моро-оз, моро-о-оз, не моро-озь меня!.." Мы пытались узнать, кому это так холодно в адово пекло, но лень победила - сморила в сон.


Расслабляющий походный режим




Команда "Аллегро" - Валентин и Сергей Филипповы




Идём дружной эскадрой

 

 


Экипаж катамарана "Вектор" - семейство Гудым


 

Вид с моря на посёлок Коктебель




Приближаемся к заветному Карадагу

 

 


Отощавшая Шпилька. Тяжкие испытания выпали на её долю

       Зато благодаря стараниям Саши Яницкого (которого мы видели всего три дня за регату, и все эти три дня - в Береговом) участники "МБ" получили разрешение на приближение к заповедному Кара-Дагу чуть не вплотную. Многие из наших восприняли это буквально, и даже проплывали в Золотые ворота. Я побоялась, что мачта "Мистраля" может не пройти по высоте, да и вообще приближаться к скалам как-то стрёмно... Так что мы держались несколько дальше остальных участников. А издалека Кара-Даг ещё красивее.


Красавец Карадаг и мы на его фоне:




 

 

       История с Чалкой имеет своё приключение. Выданные координаты показали путь к берегу, и "Мистраль" устремился к суше. На финише мы очутились первыми. Однако нас насторожило, что идущие в кильватере за "Мистралем" катамараны почему-то сунулись дальше по маршруту, даже не думая нас окликать. 
      В это время к "Мистралю" подошли личности странной наружности - бородатые и завёрнутые по такой жаре в... белые полупрозрачные накидки, под которыми угадывались нагие тела. Встретили очень вежливо и гостеприимно. Однако предупредили, что это место - нудистский пляж, и тут свои законы. Мы, конечно, выпучили глаза от удивления. Бородачи успокоили, что для людей "с моря" делаются исключения, т.е. нам не обязательно бегать по берегу в чём мать родила. А в ходе дальнейшей беседы выяснилось, что один из "свободных людей" - сын знаменитого туриста-парусника из Москвы Григория Шмерлинга, одного из основателей форума "Под гиком". Более того - как я заочно знала Шмерлинга-старшего, так и Шмерлинг-младший заочно знал моего отца, известного туриста-парусника из Донецка Игоря Крыгина, основателя парусного туризма в Донбассе.
       Мы уж подружились и стали разгружать "Мистраль", как позвонил Захар Емельянов, капитан катамарана "470", и сказал, что мы не туда высадились. Следует пройти морем дальше на два километра и причалить в бухточке Чалка. А это мы попали в знаменитую Лисью бухту.
       Попрощавшись с гостеприимными нудистами, вышли на воду и вскоре финишировали в Чалке.

Прямо по носу - бухта Чалка



       В Чалке запомнился невероятных габаритов общественный туалет. Дворец из свежеструганых досок гордо возвышался на холме. Мог похвастаться аж двумя отверстиями в деревянном полу. Глубина под ними казалась пугающе бездонной. По крайней мере, в её недрах чудились отголоски эха, пока лишнее содержимое организма бесконечно долго достигало неведомого дна. Кроме того, стены от "очков" отстояли так далеко, что ты чувствовал себя посреди танцевального зала, когда располагался над дыркой в полу. В общем, ощущения просто фантастические. Когда я спустя три года снова попала в Чалку, то очень хотела проведать этот незабываемый общественный туалет и привести в него на экскурсию друзей. И была крайне разочарована, что он куда-то исчез. Возможно, море подмыло берега, и грандиозное сооружение утонуло. Или, наоборот, кто-то утоп в бездонной глубине "очка", и туалет демонтировали.
       Здесь же, в Чалке, страдальцу дедушке с катамарана "Наяда", наконец, полегчало. На радостях он полакомился любимыми крабами. Проблемы с кишечником не замедлили вернуться и снова свалили отважного морехода с ног. В дальнейшем никаких перемен в состоянии его здоровья не наблюдалось: бедняга гоночный день голодал, к вечеру ему становилось легче, он на радостях закусывал крабами, ночь бегал в туалет, день валялся бездыханным и голодным, вечером ел крабов, потому что полегчало... И так - до финиша "МБ". Спустя три года мы случайно в походе встретили "Наяду", и дедушка по-прежнему радостно ел крабов. Вилимо, научился справляться с ситуацией.
     Наша компания дружно прогулялась по окрестностям, исследуя достопримечательности сухопутного Крыма. По пути от пуза объедались обнаруженной красной и очень сладкой алычой.
       На следующий день предстоял очередной переход в походном режиме до пос. Весёлое, что за посёлком Новый Свет и горой-Носорогом. Бедолашного любителя крабов снова погрузили на борт в состоянии полного обессилевания и велели сутки воздерживаться от еды.

Гоночный переход Чалка - Весёлое




Гора-Носорог. Вид анфас. Слева от неё - финиш



Напряжение гонки



       В Весёлом нас ждали приехавшие на денёк из Донецка друзья - Миша Косик и Оля Потапская. А персонально меня - очередное приключение. На этот раз взбунтовались мои кишки (привет от вчерашней алычи!) - чтобы дедушке с "Наяды" не было так одиноко голодать. И мы с ним на пару протаптывали дорогу в общественную уборную местного дома отдыха. Всю ночь вахту держали. Я, конечно, от еды тоже отказалась, и если не бежала в туалет или обратно, то молча умирала на коврике-каремате.


Промежуточный финиш в Весёлом. Встреча с группой поддержки

       Ни страсти в нашем маленьком коллективе, ни предстоящий завтра гоночный переход, ни прыгающая по телу Шпилька  не могли вывести меня из состояния летаргического сна. И только мелкие ремонтные работы по катамарану чуть-чуть бодрили. 


Умираю на коврике, а Шпилька выцарапывает моё тело на вечернюю прогулку




Мелкий ремонт "Мистраля". Отличное перо руля сделали! Оно нас буквально выручило в этой регате



Ольги - Залознова и Потапская - готовят ужин и хвастаются крабами



       
      
       Наутро я проснулась здоровой, как огурчик. Ибо нет лекарства в мире лучше, чем стресс. В предвкушении гоночных страстей организм мой удивительным образом сконцентрировался на поставленной задаче и больше ни одним позывом не мешал её осуществлять. Гоночный переход назад к бухте Чалка ознаменовался попутным ветром и нашей безоговорочной победой на этом этапе. Ведь попутняк - любимый курс "Мистраля".
 

Догоняем пиратское судно "470"




Обгоняем "470"...
Как выяснилось спустя несколько лет, капитан "470" Захар Емельянов якобы целенаправленно "слил" "Мистралю" этот Чемпионат. На открытии регаты он отметил, что за победу призом служит стандартный бесполезный Кубок. А за второе место дарят красивую тару с вином. Понятное дело, что вино Захару больше понравилось, и он позволил самой "упоротой" получить свою победу...




Ещё один крымский абориген



       Вторая ночёвка в Чалке запомнилась чудесным походом в горы, на Эчки-Даг, к источнику пресной воды, и волшебной песенной ночью у костра. 
       Питьевую воду можно было раздобыть из небольшого ключа у самой кромки моря, между бухтами Чалка и Лисья, невдалеке от Киногородка. Но Ольга Залознова - завсегдатай этих мест - предложила совершить более увлекательную экскурсию за изумительно чистой родниковой водой из источника на горе Эчки-Даг.  И мы отправились в пеший поход. С нами за компанию почимчиковало семейство Ивана Гудыма, капитана катамарана "Вектор".


Романтический путь из Чалки в Лисью




Поднимаемся на гору Эчки-Даг




Наша цель - где-то в тех вершинах




Один из видов на Лисью бухту




Наш маленький отряд упорно движется к цели - источнику вкусной родниковой воды




Очередной представитель местной членистоногой фауны




Счастливые лица добравшихся до вершины




С семейством Гудым и Мишей Косиком




Возвращаются с запасами воды




Перед заходом солнца



       Последним этапом маршрута являлся гоночный переход из Чалки в Береговое. На место стапеля и антистапеля. 
       И это оказался экстравесёлый переход.
     За мысом Илии вдуло резко и сильно, вмордувинд. Налетел ливень. "Мистраль" начало швырять на волнах, захлёстывать. Необходимо было брать рифы. Малообученная команда не могла этого сделать на ходу, значит, требовалось стать левентик, чтоб снять нагрузку с грота. Но волны и сильный ветер постоянно сбивали катамаран. Дала команду выбросить якорь.
     А он не достаёт до дна! Глубина - больше 40 м! Ну и чёрт с ним, пусть будет плавающий якорь, только берите рифы поскорее, а то слишком активно нас сбрасывает к скалам Илии! Бедная Шпилька совсем растерялась от суеты на борту, от льющейся отовсюду воды и подлетающего на волнах "пола" под лапками. Я засунула её к себе под куртку-непромоканец, а то ещё улетит за борт, и фига с два её выловишь в такой круговерти!
    Под рифами "Мистраль" совсем потерял ходкость, но мы продолжали бороться за первенство до последнего. Постепенно ветер стал стихать, ливень превратился в моросящий дождик, и нас стали настигать участники, которых мы лихо "сделали" в первой половине дистанции, до мыса Илии. Особенно обидно, что самые сильные конкуренты - "Седьмое небо" и "470" - резво мчались по неутихшим пока волнам под спинакерами! А мы ползли под рифами. Снять их мне было "стрёмно" - потому что на сильном ветру мягкий такелаж "Мистраля" разболтался настолько, что только чудо удерживало мачту в относительно вертикальном положении. Грузить её сильнее - это однозначно уронить. И потерять хоть какое-нибудь призовое место.
     Так что пусть не первое, пусть третье - но лучше так, чем ничего. Соперники у нас все довольно сильные - куча "Даков", "Седьмое небо", "470"... Было бы престижно выиграть в такой компании, особенно с моей чудо-командой...
      На финише мы были далеко не первые, и Мельничук потешался над нашей слабохарактерностью:
      - Что же вы, ребята? Перед финишем ветер стих, мы все спинакеры повыбрасывали, а вы телепались под рифами?
    В ответ я пригласила Сергея подёргать "Мистраля" за ванты. Он подёргал, мачта заходила ходуном, и глаза Мельничука стали огромными и испуганными:
     - Вы с ума сошли, на такой разболтанной посудине ходить?
     - Так отож!
    Как ни странно, но даже в этом переходе после пересчёта по ГБ "Мистраль" оказался... первым! И по сумме гоночных переходов маршрутную гонку он выиграл! А с учётом того, что и "Треугольники" не прошляпил, то МЫ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ "Морского братства-2009"!!!
       Наша знакомая россиянка, уже отправившая своего мужа обратно в Россию, была несказанно рада за нас и крайне озадачена. Мой сантехмаран, как я хвалилась ей неделю назад, таки умудрился выиграть у всех этих новеньких и более красивеньких парусников. Расчувствовавшись, добрая женщина пригласила нас в столовую - вместо супруга. Порции на него выдавались, а он уже уехал. Мы, конечно же, с благодарностью воспользовались возможностью пожрать вкусной готовой пищи. Разделили пайку супруга на "девочек" - меня и Ольгу Залознову.
       Но этого женщине показалось мало. Воодушевлённая нашей победой и одновременно огорчённая тем, что из-за катания её супруга мы попали под гнев организатора, она подарила мне... конвертик с деньгами. 
       - Купите себе хороший парус и побеждайте!
     Папа, узнав о поступке россиянки, положил в мою кубышку столько же. Добавив ещё столько же, через год я приобрела на "Мистраль" великолепный профессиональный геннакер. Взлетая над палубой "Мистраля", этот парус всегда будет напоминать мне о душевной щедрости этой женщины, а заодно и моего папы. Спасибо им!
     У нас оставался резервный день. И чтобы придать "Морскому братству" весомость и дать возможность участникам получить глубоко заслуженные спортивные разряды, Яницкий и Ко задумали провести ещё две дистанции - "Гонку капитанов" и "Гонку экипажей". Результаты этих дистанций уже никак не могли повлиять на итоговый результат, но приносили регате статус Чемпионата АР Крым со всеми вытекающими.
     Обе гонки проводились в Феодосийском заливе, по классической треугольной дистанции. Погода стояла на редкость "правильная" - лёгкий стабильный ветер, на воде - мелкая рябь. Я впервые шла гоняться в одиночку. Это было немного страшно и ужасно интересно. Но всё прошло просто идеально - "Мистраль" настолько чётко стоял на курсе, что на попутняке я даже бросила румпель и отправилась на нос расправить стаксель на "бабочку". Финишировала не первой, но получила массу удовольствия от управляемости собственного парусника.
       Следом стартовали экипажи без капитанов. И это было настоящее представление!
      Сначала все капитаны, оставшись на берегу, бегали, размахивали руками и страшно орали указания своим "бестолковым" матросам. Яницкий строго пресёк эти подсказки. Тогда капитаны стали бегать и махать руками молча, но их лица выражали невероятное страдание - одно на всех. Ведь "тупые" матросы делали всё неправильно!
       А потом кэпы угомонились - ведь суда ушли на дистанцию, и повлиять на результат уже не было возможности. Страдала только я. Потому что весь флот бодро добежал до первого знака, обогнул его и устремился ко второму, а "Мистраль" наглухо застрял на подходе к первому знаку. Паруса его работали, но парусник стоял, словно вкопанный. Самый опытный из команды - Андрей - был назначен мною рулевым и капитаном. Сидел за румпелем недвижимо, смотрел вперёд, что-то там рулил - но судно стояло, как заколдованное!
       И только когда участники стали один за одним финишировать, "Мистраль" неожиданно стронулся с места, бодренько пролетел оставшуюся часть дистанции и на попутняке даже догнал и обогнал аутсайдеров. 
       На финише я его встречала в гробовом молчании. Так опозорить чемпионское судно!
       - Что там у вас произошло на подходе к первому знаку? Почему зависли?
      Ситуация разъяснилась самым комичным образом.
     Оказывается, Андрюше не хватило опыта выйти из суперострого бейдевинда. Он балансировал на грани левентика, но не терял присутствия духа, терпеливо ожидая, когда же "Мистраль" соизволит дотащиться до знака. Обгоняющие справа и слева участники не могли вывести нашего Андрюшу из душевного равновесия.
      Нервы сдали у Ольги.
      - Андрей, может быть, надо что-то сделать, чтобы ускориться? Паруса как-то переставить, дифферент поменять?
      Но кэп невозмутимо отвечал, что всё идёт по плану.
     Ещё через несколько минут Ольга снова попыталась изменить ситуацию, но теперь её уже осадили оба мужика - и Андрей, и Стас. А поскольку со Стасом у Оли на протяжении всей регаты время от времени вспыхивали мелкие стычки, то стерпеть двойного прессинга Ольга не смогла, и потому замолчала и устроилась на носовой палубе, пригрузив её своим весом. Стас не мог смириться с командованием двух баб (одну - меня - он ещё терпел, как капитана, но Ольгу уже не всегда), а Ольга не могла смириться с тем, что молодой мальчик пытается ею - опытной мадемуазелью - руководить. Мне приходилось всю неделю неоднократно рявкать малоизвестное морякам слово "Брэк!".
      В общем, вопреки команде, "Мистраль" таки финишировал.
     На следующий день приезжало телевидение, снимало репортаж о регате. 

     Интервью местному телеканалу

       Мне было нестерпимо приятно, что именно "Мистраль" победил - смог доказать Саше Яницкому, который даже не хотел допускать его к гонкам, что он на данный момент здесь - самый-самый! Хоть и сантехмаран. Первый мой выход на Чёрное море - и такой успешный!
       Ольга Залознова благодаря нашей победе получила звание КМС Украины, а Стас - первый разряд.
      Но главное всё же не это.
     Главное - что "Морское братство"-2009 оставила в памяти небывалый заряд лёгкости, доброты, дружбы с самыми разными людьми! Это оказалась очень чудесная и незабываемая регата, с кучей приключений и происшествий. Так всё удачно совпало - и море, и погода, и люди, и события...
       Не побоюсь сказать, что это было первое и самое лучшее "Морское Братство" в моей жизни. Самое настоящее.

       Домой ехали тоже с приключениями. Андреев "Пирожок" уже не так алкал воду, потому что ночь. Но всё равно тащился очень медленно, и назад мы добирались около 10 часов. Блуждали в поисках дороги на материк. Результатом многочасовой скрюченной позы в недрах "Пирожка" стал острейший приступ болей в моей спине - пришлось лечиться.
       Но всё равно здОрово, что у нас есть Андрей и его автомобиль - как бы ни было тесно, душно и долго, на всегда интересно и гораздо удобнее, чем поездами и электричками.

Команда-победитель

Фильм о регате "Морское братство-2009"