КАСПИЙ-2017
 
И явилась мне как откровенье 
Эта мысль, что подспудно жила: 
Счастье есть не в удовлетвореньи, 
А - в способности страстно желать! 
                                      А.Дольский
I часть

Здравствуй, Актау - Белая гора!
 
Фильм об участии команд "Мистраль" и "Трикстер"

02 сентября


       Вчера закончился наш поход по Волге. Сегодня продолжаем сидеть на территории яхт-клуба «Ривмар» (он же – «Астронавигатор») и решать вопрос доставки судов и экипажа в Актау.
       Написала на сайте «Под Гиком» - ждать ли нам помощи от организаторов регаты или выискивать резервы самостоятельно. Кулик посоветовал обратиться к Коротких, якобы, у него есть вариант. Но Жене я отправила сообщение ещё вчера, и ответа пока нет. Так что, не надеясь ни на кого, обзваниваем транспортные агентства.
       Называемые суммы вводят  в состояние ступора: доставка 300 кг багажа (это вес «Мистраля», «Трикстера» и 50 кг гермомешков с барахлом) в Актау обойдётся минимум в 25 тыс руб! Да проезд каждому человеку – 2700 плюс собака ещё 700 руб. Итого – минимум 36500 руб! И это – только в один конец! А ещё питание на Каспии, а ещё стартовые взносы, путь от Актау в Астрахань и из Астрахани в Донецк!
       Даже с учётом щедрости Миши Холодова такие суммы для нас не подъёмны. Если не будет помощи извне – будем возвращаться домой без всяких чемпионатов МАРИНС.
       Между тем только Шпильке  хорошо и беззаботно – она везде находит объект для охоты и самозабвенно предаётся любимому занятию. В данном случае это - лягушки. Немного омрачают её жизнь местные яхтклубные собаки, лелеющие мечту наказать наглую самозванку, и при всяком удобном случае нападающие на неё всей сворой. Но стараюсь отслеживать их перемещения и вовремя отгоняю от четвероногой подружки.
       Выяснив, что раньше понедельника, 4 сентября, нет смысла суетиться с ветеринарными документами на Шпильку, расслабляюсь и предлагаю поход в город на экскурсию. Аллочка хочет купить друзьям астраханских подарков (конкретно – натуральную шерстяную пряжу, которой в Израиле не продавали). Шпильке нужно  приобрести препарат против блох и клещей, а также – витамины для лечения авитаминоза, вызванного немеряным потреблением в течение трёх недель исключительно рыбы. Сигналом о нарушении в организме стал депигментированный нос собачки. Всегда абсолютно чёрный, он за время волжского похода приобрёл мраморность –  розовые проплешинки. В организме что-то нарушилось, и нужно восстанавливать баланс веществ.
       Сегодня относительно прохладно. Общее впечатление об Астрахани - очень красивый купеческий город, многонациональный, со старинной архитектурой, с множеством белых и чёрных иномарок, но… какой-то зачуханный. Главная достопримечательность – исторический Кремль. Зелени маловато: улочки, как в Европе – узкие, без газонов, мостовая отделена от тротуаров обычными заборчиками. После просторного и зелёного Донецка как-то тесновато…
       Когда мы спустя пару недель будем возвращаться из Актау и ехать по центральным улицам Астрахани, наше мнение поменяется: в городе много и современных зданий, и красивых мест, и чистоты, и зелени. Видать, пешком путешествовали не в тех местах.
       Шерстяной пряжи Алла не находит, зато покупает килограммов …надцать льняной и бамбуковой. Всё равно – натуральные нити, не акрил какой-нибудь, которого в Израиле - завались.
       Мужиков поражает, что разливное пиво в Астрахани продают… на вес! Но 1 сентября, 25 мая и 20-какого-то декабря реализация пива ЗАПРЕЩЕНА! Можно подумать, что его нельзя купить накануне этих праздников и не нажраться в нужные дни!
       На ужин – борщ, куриные крылышки на решётке и арбуз, который наконец-то попадается спелый и очень вкусный.
 
03 сентября

       Миши, как водится, с утра уже нет в лагере. Можно и не спрашивать, где он. Даже в этом болоте, напичканном подъёмными кранами, лодками, катерами, моторами – он с упоением ловит рыбу. В нашем коллективе два неисправимых охотника – Миша и Шпилька.
       На завтрак Михаил приволакивает… килограммов пять (!) рыбы – караси, два сомика, подлещик. Бедняга Михаил, так мечтал поймать сома кил на сорок, а удалось только таких крошек – не больше килограмма каждый…
       Сегодняшний день посвящаем, наконец, неспешной разборке и упаковке катамаранов. Параллельно устраняю неисправности и большую часть дня убиваю на штопку палубы: все мои «усиления», не прошитые нитками, отклеились. Пришлось срочно прошивать, пока совсем не отлетели.
       Когда спину начинает ломить, меняю род деятельности: перепаковываю барахло, откладывая не нужное на Каспии. Набирается целая 100-литровая герма! Заодно перебираю аптечку, заготовленную Доктором. Уменьшаю количество медикаментов вдесятеро, отложив 3 флакона с физраствором и капельницей (всё равно внутривенно у нас никто не умеет колоть, а весят стеклянные флаконы ого-го!), пачек 10 фталазола (наши туристские желудки переваривают всё), пачек 5 валидола, пять катушек лейкопластыря и т.д. Перебирая аптечное хозяйство, всё думаю о заботливости Доктора – надо же, сколько всего наложил, на все случаи жизни и на целую роту больных людей! Аптечный склад с собой таскали, а не походную аптечку.
       Влад с Сергеем снова мчатся за пивом и арбузом, а я, заглянув в интернет, обнаруживаю радостную новость: Женя Коротких едет сюда, и 4 числа за ним прибудет тентованная «Газель» из Актау, в которую влезут и наши катамараны! Ура! И стоить эта машина будет всего 5 тыс рублей! На всех!!!
       Влад притаскивает удивительное молоко в тетрапаке – 6% (!!!) жирности! И всего 68 руб литр. Мне этого молока достаётся несколько глотков, но и того хватает, чтоб едва успеть добежать до туалета. Поэтому, когда на следующий день Влад приносит ещё пару литров, уже не рискую приложиться к столь жирному молоку. Но вкусное!!!
       Тем временем жизнь в затоне кипит: на воду выходит деревянный ял под гафельным вооружением. На нём грудится десятка полтора детей. Ял на порывах ветра кренится, чуть не зачерпывая бортом воду, а руководитель и капитан – тренер детворы – зычно что-то командует. И ял, пугая нас риском кильнуться, послушно курсирует туда-сюда в свободной от иных лодок акватории. Ял сделан исключительно натурально, даже серо-зеленоватые паруса кажутся тяжёлыми, брезентовыми – настоящими!
       А потом подходит самодельная яхточка «Касатка». С неё сходит молодой человек, обвешанный  кинокамерами, которого Боцман подводит к нашей компании – знакомиться. Виталий – профессиональный режиссёр, и снимает цикл фильмов об астраханском яхтинге. Поэтому его интересуют наши персоны, имеющие хоть и отдалённое, но всё же некое отношение к астраханскому яхтингу.
       Виталий берёт у нас обширное интервью и обещает, что через полтора-два года можно будет лицезреть себя не просто в каком-то банальном видеоролике, а в настоящем документальном фильме, сделанном по всем канонам. Наша дружная исповедь у микрофона весьма впечатляет режиссёра:
       - Вы так слаженно рассказываете, словно привыкли давать интервью. Даже не представляю, что отсюда можно вырезать, а ведь придётся! Вы так дополняете друг друга!
       Конечно, мы не впервой даём интервью. Особенно я – бывшая нештатная корреспондентка разных изданий, регулярно общающаяся с прессой по самым разным вопросам, не только парусным…
       Капитан «Касатки» Сергей Дьячков приглашает на экскурсию на борт. Мы лезем все, включая Шпильку, и долго восхищаемся умелыми руками Сергея, сделавшими «конфетку», очень удобную для жизни и плавания. Больше всего мне нравится, как грамотно в подобных яхточках используют малое пространство: и раковина, и камбуз, и спальное место – всё есть!
       Приглашаем Сергея с нами отужинать, и он с удовольствием угощается борщом и арбузом.
       Не удивительно, что в связи с постоянными интересными событиями сегодняшнего дня «Мистраль» пакую уже в темноте. И всё равно не успеваю, ибо приезжает… «Удача»! Два Жени - Коротких и Ляшко, водитель Вадик и новенький матрос – Лёня. Мужики с дороги тут же приглашаются за стол, и начинается пиршество и поднятие тостов за встречу. Мишин утренний улов в жареном виде вызывает неподдельное восхищение луганчан.
       Отъезд назначаем на завтра после обеда. В тентованную «Газель» влезет весь груз и 4 человека: капитаны-владельцы катамаранов (мало ли что будет ждать на таможне) и Женя Ляшко (помогать разгружать-загружать «Удачу» на той же таможне). Остальные – Лёня, Миша и Серёжа – поедут на рейсовом автобусе «Астрахань-Актау», следующем в Казахстан один раз в неделю только по понедельникам. Автобус – в 17ч, а поезд Аллы – в 16 ч. Так что ребята успеют посадить Аллу в вагон. Как всё отлично складывается!
 
04 сентября

       Часов в 9 утра прибывает «Газель», и мужики приступают к погрузке. Мне не верится, что террикон барахла влезет в небольшое пространство, но остаётся уповать на мастерство упаковщиков. Пока они грузятся, нас со Шпилькой местный яхтсмен Михаил безвозмездно везёт на машине в ветлечебницу – оформить необходимые документы на провоз животного за границу. Та справка по форме А1, что я брала дома, действует всего 5 дней, так что давно просрочена.
       В ветлечебнице заявляют, что собаку необходимо чипировать, иначе её не пропустят в страну таможенного союза. Так Шпилечка на старости лет получает электронный чип под кожу холки. Стоит это «счастье» вместе со справкой на провоз животного… 1395 руб!
       Подозреваю, что чип этот вряд ли понадобится, потому что для его прочтения нужен электронный ридер, который, скорее всего, отсутствует в большинстве организаций. Мой Аяр прожил с чипом всю жизнь, и никого это обстоятельство не интересовало. Но не поспоришь: лучше перестраховаться и идентифицировать собаку, чем потом нас не пропустит таможня. Пачка документов на собаку стала превышать общее количество бумаг на меня и мой катамаран.
       Груз в «Газель» прекрасно уместился. Вадик отправлен в какое-то уютное место Астрахани к знакомым, где ему предстоит, ожидая нас из Казахстана, две недели отдыхать и ловить рыбу. Десятикилограммовый запас мишиной солёной рыбы располовинен: часть забирает с собой Алла, часть - мы вместе с ведром. Впоследствии эта рыба окажется более ценной валютой, чем даже водка: сухая вобла к столу открывает двери любым знакомствам! Знал Миша, что делал, когда засаливал улов про запас!
       В 14 ч наша «Газель» трогается в далёкий путь. Ребята, заказав по телефону билеты на международный автобус, остаются ждать такси до вокзала. И только в дороге меня осеняет, что диспетчерша не даром несколько раз напомнила о том, что 17 ч – время отправления автобуса по Актау, а не по Астрахани! То есть автобус отходит по астраханскому времени тоже в 16 ч, как и поезд Аллы! И, провожая Аллочку, они обязательно опоздают на автобус! Но у нас не было телефонов, кроме телефона водителя с казахской симкой, и предупредить мы уже не могли! Катастрофа! Прямых автобусов на Актау больше нет, только с пересадкой в Атырау. Радует, что заказаны места пока без оплаты, так что есть надежда – их подождут, не желая терять деньги за забронированные места…
       Едем весело. Наш водитель Артур - интереснейший субъект. Небольшого росточка, худенький, сутулый, с «золотыми» фиксами во рту, беспрерывно курящий – язык не поворачивается звать его полным именем. Не Артур, но Артурчик. Так вот Артурчик – бесподобный рассказчик, с необыкновенно колоритным языком, уморительными речевыми оборотами типа «футболы-мутболы». Он беспрестанно что-то говорит, и сама речь его, потрясающий коктейль разнонациональных выражений, присказок и баек, не даёт уснуть ни нам, ни ему самому. Беспрестанно оглядываясь на сидящую за спиной аудиторию, он ни на миллиметр не дёргает руль, доказывая тем самым, что внешний вид обманчив, и он, такой на первый взгляд невзрачный мужичок – на самом деле водитель высочайшего класса.
       Кроме того, за его тщедушным обликом кроется неимоверная выносливость, ошеломляющая семижильность: отмахав полторы тысячи километров от Актау до Астрахани, он отдохнул всего пару часов и снова сел за руль – ехать назад эти полторы тысячи!
       Как выясняется, Артурчик – дитя Советского Союза: молдаванин по крови, украинец по паспорту и казах по гражданству! И везде он свой. Российскую таможню минуем относительно спокойно, отделавшись «малой кровью»: таможенники просят разгрузить только правый верхний угол «Газели», чтоб с помощью какого-то сканера просветить остальное пространство с грузом. И всё! На собачку вообще внимания не обращают. Правда, и Шпилька мастерски играет роль партизана: лежит под сиденьем, не подавая признаков жизни. И только глазки в темноте светятся.
       Проверка документов заканчивается вызовом всех четверых в отдельную комнатку для беседы с ФСБшником. Простой вопрос «Откуда едем?» вызывает смятение в наших рядах и подозрительную паузу. Потому что ответить однозначно и односложно мы не можем. Осознав, что пауза нехорошо затягивается, я смело поясняю, что едем все из разных мест, у каждого свои планы, кто-то – из Луганска, кто-то – из Волгограда (изначально – из Донецка),  а в Астрахани встретились и теперь едем все в одно место. ФСБшник, проверив свою базу, успокаивается и с миром отпускает нас восвояси.
       Впоследствии узнаём от своих ребят, ехавших рейсовым автобусом, что этот же ФСБшник проявил немалый интерес к персоне Дудника – чуть ли не единственного, кто из пассажиров привлёк его внимание. Слишком подозрителен вид Сергея – с длинными кудрявыми волосами, свежим плотным загаром и не совсем славянской внешностью. Но всё заканчивается благополучно.
       Казахскую таможню проходим ещё быстрее благодаря космополитизму Артура. Пока предъявляем документы невероятно вежливым и плохо разговаривающим по-русски казахам, Артурчик умудряется вообще без всякого досмотра прогнать машину на выход. Казахские номера его «Газели», весёлая улыбка с прибаутками на казахском языке – и своим везде у них дорога, везде у них почёт.
       С наступлением темноты делаем привал в степи и готовим ужин – варим картоху в мундирах и закусываем её мишиной селёдкой из ведра. И снова трогаемся в путь. Нас постепенно морит сон, но спать в тесноте не удаётся: очень затекают ноги из-за малого пространства между нашими сиденьями и передними. Кроме того, в ногах тулится бедняга Шпилька, и на неё не хочется наступать. В конце концов Артур делает остановку и говорит, что ему необходимо хотя бы два часа поспать.
 
05 сентября

       Сказать, что меня ломает в сон – это ничего не сказать! Я готова лечь прямо под машину, на холодную землю, к каракуртам и скорпионам, лишь бы – ЛЕЧЬ!!! Принять горизонтальное положение! Но никто не покидает машины, все пытаются спать сидя. Усталость берёт своё, и мы проваливаемся в забытьё. Часа на полтора-два.
       Очнулась на плече отнюдь не Влада, а Жени Ляшко. Ёпта! Голова – как чугунный горшок. Осоловелые глаза друзей бессмысленно блестят в свете звёзд. Сон ли это? Нет, больше похоже на пытку.
       Тем временем Артурчик, перекемаривший в сидячей позе, положив голову на руль, на удивление свеж и бодр. Постепенно и мы осознаём, где находимся. Ух, как же тяжела дорога к тебе, Каспий!
       Едем дальше, внимая бодрым рассказам о верблюдах и прочих жителях Казахстана. Больше всего впечатляют повествования о том, как неопытные водители, не снижая скорости на прямых дорогах казахской степи даже ночью, нередко врезаются на полном ходу в вышедших на трассу верблюдов или лошадей. И тогда – «Салям алейкум!»



       И действительно, «корабли пустыни» бродят по трассе с такой невозмутимостью, словно у себя по двору дефилируют. Ни гудки машин, ни грохот проносящихся мимо фур не вызывают ни малейшего колебания их величественных фигур. Артурчик рассказывает о приятеле, который решил пошутить над верблюдом, прогуливавшимся аккурат перед ним по трассе. Приятель подъехал под самый хвост верблюда и как следует гуднул клаксоном, чтоб полюбоваться, как испугавшийся царь пустынного мира будет подскакивать и удирать прочь.
       Но полутонный «царь» никуда не побежал, а просто сел костлявым задом на капот приятелевой машины, смяв его в лепёшку весом и твёрдостию своих костей. И - салям алейкум!






       Время от времени выходим размять гудящие от застоя крови нижние конечности или заскочить в дукен (магазин). Ноги у меня сильно отекли в лодыжках.
       Артурчик – просто бесценный водитель! Знает, где можно найти самые дешёвые и вкусные арбузы. Где будут красивые места – Ак-Тау, Белые Горы в степи. Много рассказывает о Казахстане, о его истории и современности, о природе и жителях степей, о приезжих узбеках и родных молдаванах. Останавливается в красивых местах, чтоб мы могли полюбоваться пейзажами и сфотографироваться.
       В какой-то момент, у заправки, он вскрикивает, показывая на большой автобус: «А вот тут должны быть ваши! Давайте остановимся и посмотрим!» Автобус заезжает на заправку, и пассажиры пёстрой массой высыпают размять ноги. Неужели наши таки опоздали, попутав часовые пояса?
       Но – ура! – вот они, Лёня, Миша и Серёжа! Сильно удивлены встрече. Ведь у них нет уникального Артурчика, который в своей вотчине знает абсолютно всё и всех. Оказывается, они вовремя разобрались с часовыми поясами и всё успели – и Аллу посадить, и в автобус погрузиться. Долгая дорога тоже утомила их до невозможности. Миша жалуется на отёкшие в лодыжках ноги. А Сергей заявляет:
       - Мы так долго едем, что мне уже кажется, Актау – это миф. Его нет на Земле! Есть только однообразная бескрайняя степь. Ребята, нас обманули!
        Да, однообразие казахской степи утомляет до невменяемости. Наша, донецкая, степь радует глаз то перелесками, то ложбинками, то кустарником, то селением, то железнодорожным переездом, то подъёмом, то спуском…  А здесь – полтысячи, тысяча километров ровного, как стол, пространства. И лишь фигуры верблюдов да косяки коней вносят хоть какое-то движение в не меняющуюся картину. Вести автомобиль в таких условиях, наматывая на кардан милю за милей, одинаковые до усыпления бдительности – само по себе является подвигом…

 
       Для нас путешествие из Астрахани в Актау занимает 26 часов. Для Лёни-Миши-Серёжи – 27. Таки Актау – не миф, а реальный город в бесплодной степи. Здесь даже нет пресной воды, вся – из Каспия, через опреснители ставшая пригодной для питья… Актау – город Артурчика, и он умудряется провести нам обзорную автоэкскурсию – как теоретическую, так и практическую.
       На пляже «Нур-Плаза» – конечном пункте нашего путешествия – оказываемся третьими. Там уже стоят палатки Ромы Пульникова, владельца одной из версий «Элки», и Миши Пажетнова, знаменитого Каменюги, капитана лодки со смешным названием «Великий Кукурузо». В Актау уже 20 ч пополудни, и солнце стремительно катится к горизонту. С Каменюгой, а также Пашей Смирновым, капитаном катамарана «Трезвый», и его напарницей сегодня мы уже встречались, когда лазали по Белым Горам в сотне километров от Актау. Шпиля там надыбала целое поселение сусликов и отдалась упоительной охоте, а мы вкушали местные красоты и отдыхали от сидячих поз.

Ак-Тау - Белая Гора


 
       Разгружаем катамараны на берегу, посреди огромного песчаного пляжа, а палатки размещаем под сваями отсутствующего навеса от солнца и дождя. Через несколько часов встречаем свои экипажи, измученные автобусом, ужинаем и с наслаждением уваливаемся спать, не в состоянии ходить по гостям:  долгая бессонная дорога в неудобной позе – лучшее снотворное.

 
06 сентября

       Просыпаемся на рассвете и скоренько мчимся собирать катамараны. «Мистраль» предстоит по мелочам перестроить на гоночный режим. К примеру, перенести точки крепления погона стаксель-шкота для оптимального натяжения паруса шкотами. Колдует над этим Миша, как главный теоретик всех физических явлений на паруснике.
 
 
        Во время сборки обнаруживается потеря трубочки для палубы, и Сергей бодро удаляется на поиски строительного магазина, где можно приобрести пластиковую двухдюймовую сантехническую трубу. Бродит он несколько часов, прежде чем находит трубу.

Заезд первых участников и сборка катамаранов

       Настроение умудряется испортить сначала Женя Коротких. Печально вздыхая и пряча глаза, с долгими извинениями признаётся, что «Газель» стоит не 5, а 10 тысяч руб. Моё возмущение прыгающими тарифами прерывает ещё более ошеломительная новость.
       Приезжает Председатель спортивного комитета яхт-клуба «Бриз» Александр Аверкиев и сообщает, что «Газель», которую он за нами прислал, стоит… 40 тыс. руб!
       - Как так-то? Обещали 5, потом откуда-то выплыло 10, а теперь уже 40?
       - А вы думаете, что полторы тысячи километров порожняка и обратно полторы тысячи с грузом, да через границы – всего 5 тысяч? Не будьте наивны!
       - Мы не наивны, и прекрасно всё понимаем. Но нам была озвучена и даже написана цифра 5, а не 40. И мы восприняли это, как спонсорскую помощь от организаторов. Если бы мы знали, что 40, то вообще бы никуда не поехали. У нас нет таких денег. А теперь, если и наскребём, назанимаем эту сумму, то возвращаться домой будет не за что.
       Белый от изумления Женя Коротких робко возражает, что ему в переписке была указана сумма не в 40, а в 4 тыс. руб. В итоге мужики отправляются изучать интернет-переписку – кто кому чего написал и кто кого не понял. А мы, посовещавшись, решаем, что больше 5 тыс. платить не будем принципиально. Нас обманули (не важно, кто – Женя Коротких или Александр Аверкиев), мы рассчитывали на 2 тысячи, а не на 15. Готовы доложить ещё 3, но не 15 же!
        Наконец, щекотливая ситуация разрешается в нашу пользу. Оказалось, ошибся именно Аверкиев, забыв приписать нолик к числу. Он благородно соглашается оплатить собственную ошибку, но обратный путь спонсировать уже не собирается. Обещает помочь с разрешением на выход в нейтральные воды, чтоб мы могли вернуться в Астрахань морем.
       Отдав обговоренную сумму в 2 тысячи, далее полностью посвящаем день подготовке катамаранов и отдыху.
       Купаемся в Каспии. Берег, выбранный для стапеля, не очень удобен. Конечно, пространства много, но расстояние от уреза воды до лагеря – метров триста. Заморишься бегать. Урез воды испорчен ковром гниющих водорослей, издающих малоприятный аромат. Глубина моря хуже, чем в Азове – полкилометра мели по колено. Но если в Азове всё время мягкий песочек на дне, то в Каспии песок перемежается крупными и не всегда гладкими валунами и шероховатыми плоскими камнями. Лечь на пузо и ползти, наслаждаясь морем, не получается – бьёшься о камни. Влад даже порезал руку о них. Да и вода довольно прохладная, хотя солнце жарит по полной.

Длинная каменисто-песчаная мель. Плавать весьма затруднительно.

Для швертов и перьев рулей даже не безопасное - бьются о камни на дне. Азовское море, хоть и такое же мелкое местами у берегов, но хоть с песчаным дном.

Не радующий глаз индустриальный пейзаж слева от "Нур-Плаза"

       Постепенно пляж заполняется прибывающими участниками. Шпиля, самозабвенно мышкующая в высокой траве на границе пляжа, пропадает из виду, заслонённая растущим лагерем. За этот день собачка то ли переловила всех мышей в округе, то ли убедилась, что их нет, и далее скучала, без дела болтаясь по территории. Наконец, отыскала занятие – гонять местных шавок. А шавки – довольно симпатичные. Поначалу запуганные и не доверяющие людям, быстро осваиваются, подъедаются у туристов и понимают, что их тут никто не обидит. Весёлая компания детей и собак, бегающих по пляжу, радует глаз. Жаль этих пёсиков – когда лагерь снимется, останутся неприкаянными: доверились людям, а их бросили…

Шпилечка скучает. Здесь охотиться не на кого. Ни мышей, ни лягушек, ни птичек. Только змеи, а на них охотиться запрещает хозяйка
      
          Обед готовить некогда, и Миша делает предложение, от которого мы не можем отказаться: пообедать в кафе национальными блюдами. Он угощает.
       Приодевшись в цивильное, отыскиваем более-менее нормальное заведение, но местных яств не оказывается в меню. Приходится удовлетвориться окрошкой, шашлыком из баранины, лагманом и курицей.
       На ночь обещают усиление ветра до 20 м/с. Вечером раздувает, но далеко не 20.
       До поздней ночи шатаемся по лагерю, знакомясь с прибывающими экипажами, слушаем пение Кулика и вливаемся в компанию участников международной парусной регаты МАРИНС-2017.

На закате

С правой стороны "Нур-Плаза" тоже индустриальный пейзаж

 
07 сентября

Стапель с высоты птичьего полёта
 
Утро на пляже "Нур-Плаза"
 
       Утро начинается на рассвете под крики Короткиха:
       - Скорее фотоаппарат! Там эфа!
       Пулей выметаюсь из палатки: ядовитая пустынная змея эфа – это круто! И, не успев до конца проснуться, уже бегу к остову полусобранной «Удачи» - пялиться на эфу. Сонному Владу всучиваю поводок со Шпилькой с наказом – ни в коем разе собачку не выпускать из палатки! Эфа – не ужик, может оказаться объектом охоты, последним в жизни Шпильки.
       Пёстрая крупная змеюка лежит, свернувшись, в тросах «Удачи», и увидеть её совсем не просто, так отлично замаскировалась! Женя говорит, что заметил её, только сунув руку в троса, которые под рукой возьми и зашевелись. Смахнув со лба выступивший со страху холодный пот, он бросается за фотиком – редкий кадр! Воспоминания детства, проведенного в солнечном Узбекистане!

Фотозагадка от Евгения Коротких: отыщи змею.
 
       Я не знаю, как выглядит эфа, и потому верю Короткиху. К тому же змеи, как грибы: если точно не уверен – считай ядовитой и остерегайся. Помню только, что эфа перед атакой складывается в характерную полулунную розеточку. Розеточки от этой эфы я так и не дождалась. Перепуганная больше нас змея поспешно удирает к воде и плывёт прочь. Меня «терзают смутные сомнения» - а эфа ли это, если она так любит плавать?
       Сегодня – день рождения у Серёги Дудника. Мы заранее сговорились и приветствуем его появление из палатки дружным построением, докладом, ором и подарком – маской и трубкой для подводного плавания. Серёга, даже спросонья осознав всю меру нашей любви, тронут и собирается в город за угощением.
       А я аннексирую у него мобильник и, забравшись в палатку, погружаюсь в интернет-чтиво об эфах и водоплавании у змей. Узнаю, что плавают даже пустынные ядовитые змеи, хоть и не любят. Что для определения ядовитости или безопасности не существует точных критериев. Наблюдаются какие-то общие закономерности, но из всех них есть исключения. Радость от Каспия слегка меркнет. Гуляющие по городскому пляжу подозрительные змеи что-то напрягают…
       Ветер тем временем стихать не собирается. По лагерю летают всякие вещи, в том числе и довольно увесистые. Нашу газовую печку задувает, во все щели метёт песком. И Сергей с Владом отправляются в город на поиски питьевой воды, именинного угощения, провизии для предстоящего ралли и материала для ветрозащиты печки.
       Народу прибавляется. Приезжает на микроавтобусе команда клуба «Фордевинд» из Макеевки. Земляки!!! Они с тремя лодками – «Седьмое небо», «Оптимист» и «Горняк». Чуть позже прибывает большой автобус сборной Украины, забитый до потолка людьми и барахлом – восемь парусников!

С Толиком Кременем из г.Ростов-на-Дону
 

Оля Дмитрук . Сзади маячит Миша Холодов

Влад Ульянов
Серёжа Дудник


Разъясняю Олегу Парамонову устройство сантехмарана



       Ветер по-прежнему метёт песок. А изобретательные Влад с Серёгой, не найдя ничего подходящего в строительных магазинах, отыскивают на ближайшей помойке клад со строительными отходами. И камастрячат из них отличную ветрозащиту.
       Празднуем Серёгин  день рождения. В гостях – макеевчане и Кулик с гитарой, на столе – курица, пиво с мишиной таранкой, тортик и большой арбуз. Остаток дня бездельничаем – гуляем, общаемся с людьми, купаемся в море.
       Туристы продолжают прибывать. Лагерь разрастается на глазах. Палатки ставят вплотную, чуть не на головы соседям, хотя места на пляже – завались. Но так уж, видно, устроен человек. Любит густонаселёнку. Наш ближайший сосед – Миша Лобанов, бессменный председатель парусного клуба «Бриз» г. Иваново, капитан катамарана «Топаз-5». Голос у него лужёный, темперамент - огневой, здоровье - крепкое, характер - добрый, неунывающий. Не соскучишься с таким соседом. Просыпается рано, ложится поздно. И всегда всем и всему радуется. Причём громко.

Михаил Лобанов - весёлый шумный капитан, г. Иваново Ивановской области

       Ночью дует ещё сильнее. В темноте какой-то катамаран по берегу прокувыркивает. Поэтому принимаю решение связать вместе «Мистраль» и «Трикстер» и потравить наветренные поплавки. Влад тем временем укрепляет колышки нашей палатки. Всю ночь палаточка ходит ходуном под порывами ветра, а песок и дождь неутомимо шуршат и скребут о тканевые стенки нашего непрочного домика.

"Трикстер" и "Мистраль" к штормовому ветру готовы: связаны бортами, заякорены за берег, паруса убраны, а наветренные поплавки приспущены.
 
08 сентября


 
       Утром приезжают Саша Ерёменко с донецким экипажем и «Одиссеем», а также Ольга Залознова. Оля с 13-00 и до 20-00 - на приёме заявок от участников. Без перерывов на еду и туалет. А мы с Мишей едем в город за водозащитными штанами для него и пряжей из верблюжьей шерсти в подарок Аллочке в Израиль.
       Рейсовым автобусом попадаем сначала на один большой рынок, потом – на другой, где находим всё, что надо. Кроме верблюжьей шерсти. Оказывается, такого здесь нет.
       Впечатление от Актау противоречивые. Вроде, шикарный современный город, где пытаются поддерживать нормальную светскую жизнь. Стараются украсить улицы зелёными насаждениями, поливают, чистят, буквально вылизывают город.
       Жители крайне вежливы и воспитанны. А в автобусе молодёжь, едва завидев нас с Михаилом, подскакивает уступать места старшим. Детвора - в опрятной школьной форме. Но вот европейских лиц практически нет. Все – восточные. По-русски молодёжь понимает едва-едва. Старшее поколение, как ни странно, не намного лучше. Как нам пояснили, Актау населяют бывшие жители аулов, где с образованием полный швах. Все русскоговорящие казахи давно отправились искать лучшей жизни или в большие города типа Астаны и Алматы, или вообще в иные страны.
       Те, кто понимает важность знания русского, как языка международного общения, языка-ключика к мировой науке и культуре, тяготеют к русскоязычному населению. Националисты же, сурово придерживаясь только исконных корней, не понимают, что создают своим детям будущее, замкнутое  границами Казахстана.
       Очень много иномарок, преимущественно белого цвета. Невероятно суровы ГАИшники в смешных фуражках с высокой, как у гитлеровцев, тульей.
       Пока мы с Мишей исследуем город, Влад с Сергеем не сидят сложа руки: цепляют «Мистралю» обтекатели на краспицу, регулируют шверт, точат прорези на латах, чтоб не соскакивали с них натяжители. Можно выходить на воду. Но сильно дует. Неохота перед гонками напрягать лодки на мелководье с камнями на дне.
       Идём заявляться. Третьей на «Мистраль» - стройная девушка с роскошной косой толщиной в руку - Маша Дульцева из Екатеринбурга. Хорош у меня экипаж получается - международный! Донецк – Ашкелон – Екатеринбург! Круто. Настоящая международная регата. Воистину, «Каспий – море дружбы!».
       Приходится переобмерять паруса «Трикстера», т.к. новая система обмера. Главный меритель Кравченко, копошась со сборкой своего катамарана, открытым текстом называет нас дебилами: что там в обмере непонятного? Идите и меряйтесь! Уходим, посмеиваясь над Серёжиным гневом. Организаторы обещали мерителя, а ему недосуг. И все меряются сами. Кто там как и чего намерил – одному Аллаху ведомо. «Объективность и справедливость» начинаются ещё до старта, в момент подачи заявок.
       Наверное, косяки и недоработки организаторов я стану выделять жирным чёрным шрифтом, ибо слишком много их, чтоб молча игнорировать. Для искоренения подобного халатного отношения в будущем. И хорошее тоже буду отмечать, но уже жирным красным шрифтом. Ибо и его немало.
       Итак, первая недоработка – самостоятельный бесконтрольный обмер судов. А ведь регата - уровня Чемпионата мира, и на кону, как выяснилось, лежат не только кубки и престиж, но и немалые денежные суммы.
       «Мистраль», слава Богу, обмерять не надо. Его древние треугольные паруса прекрасно вписываются в новую формулу.
       Всем заявившимся участникам выдают флажки с эмблемой Чемпионата и наклейки на борта катамаранов, флажки Казахстана для размещения под правой краспицей, эксклюзивные футболки и значки.
       Пока что зарегистрировалось всего 32 судна. Маловато. Но едут ещё участники!

Лагерь туристов-парусников увеличивается с каждым часом. Как грибы после дождя, вырастают "шляпки" палаток.

       Глубоким вечером выясняется, что Залознову кормить некому, и барахло её – ноутбук и пр. - хранить тоже негде. Если бы Кулик лично не занялся этим вопросом, то пришлось бы всё волочить к нам в палатку. А так он напряг кого-то из участников, и вещи заперли в чьей-то машине. Ольку мы покормили и проводили до гостиницы. Человек с дороги и пяти минут не отдохнул, сразу за работу. Пора и честь знать. Что-то тут орги малость недоработали. Но то ладно, не буду выделять этот косяк: Палыч его исправил.
       Среди ночи к Короткиху, наконец, приезжает его экипаж. Молодые девчонки - хохотушки и красавицы. К столу «Удачи» немедленно стекаются все молодые самцы туристского лагеря, и шум стоит неимоверный. Песни, взрывы жизнерадостного гогота, визги, вопли… Я долго терплю, надеясь, что устали люди с дороги и вот-вот угомонятся. Да куда там! Покоя и сна не предвидится. В конце концов, не выдерживаю и выползаю из палатки с просьбой уйти орать на «Удачу», а не возле моих ушей. Молодёжь внимает и до рассвета не даёт спать катамаранам на берегу моря.

 
09 сентября

 "Трикстер" и "Мистраль" в сравнении с "Удачей" и "Спокойным"




       Комендантом нашего лагеря назначен казахский парень Азамат, член одного из организаторов регаты - общественной организации «Эко-Мангыстау».  Азамат, начиная с 6 сентября, с утра до вечера шатается по лагерю, разруливая всевозможные вопросы: где пить, ходить в туалет, мыться, купить еду, приобрести сим-карты, сувениры и подарки, водозащитные штаны, строительные материалы, верблюжью шерсть, шубат, где откушать местные яства, куда девать мусор…

Комендант лагеря - Азамат

       Туалеты здесь приличные – для женщин 4 кабинки и для мужчин – две. С умывальниками и зеркалами. С рулонами туалетной бумаги, которые каждое утро обновляются. Всегда по утрам чисто вымытые. За туалеты организаторам - респект!
       Правда, душевые – на улице и открытые, без кабинок. Так что мыться приходиться в купальниках и на ветру. Но для нас такие условия – просто рай.
       А когда узнаю, что Азамат интересуется природой и знает местную фауну, то добавляю ему специфических биологических вопросов. И узнаю, в частности, что местных змей опасаться не следует. Все эти «эфы» - обыкновенные «водянки» и «шахматки», т.е. не опасные охотницы на рыбу. И вообще, в здешних местах ядовитых змей нет. Хотя, конечно, в дикой степи водятся и стрелка, и гюрза, и гадюка.
       Сегодня напрягаем Азамата очередной просьбой – съездить с Мишей в милицию для регистрации в 5-дневный срок пребывания в Казахстане. Чтоб его не депортировали. Гражданам Украины без регистрации можно 90 дней жить в Казахстане, гражданам России - 30. А как быть с гражданином Израиля? Оказалось, тоже 30 дней. Но подобный вопрос организаторы могли бы выяснить заранее (второе упущение – сроки пребывания без регистрации в Казахстане граждан стран-участников Чемпионата). Ведь экипаж из Израиля ещё полгода назад заявил о своём участии, и можно было бы Михаилу не тратить полдня на выяснение очевидного.
       Ветер по-прежнему крепкий. Особо отчаянные экипажи всё же выходят в море порысачить, среди них и «Трикстер». Влад даже в одиночку прётся кататься, чтоб посоперничать с одноклассником – Мишей Лобановым и его «Топазом-5».
       Чуток позже, когда ветерок ослаб, выходим и мы на «Мистрале», пригласив на борт Азамата. Его сильно впечатляет безмоторное судно, и он даже задумывается о возможности покупки парусного катамарана для зарабатывания денег катанием публики. Предлагаем «Трикстер». Обещает подумать. Приглашаю его на «Мистраль» в качестве участника экипажа на предстоящую регату. Говорит, что подумает. А здорово было бы: супермеждународный экипаж – четыре страны на одном борту!

"Трикстер" возвращается на базу после обкатки

"Мистраль" возвращается на базу

       Потом Азамата переманили на одну из «Элок» - там крайне не хватало человека.
        До 14 ч продолжается регистрация, подъезжают новые и новые участники. Поговаривают, что по городу прошла информация о международной регате и сегодняшней Выставке безмоторных судов. Однако горожане проявляют к событию минимум интереса. В течение дня какие-то робкие казахи поодиночке и семьями подходят полюбопытствовать. Но если их набралось общим счётом с полсотни – то уже хорошо… То ли реклама по Актау слабая, то ли местным жителям глубоко наплевать на всякие там безмоторные суда.

Местные жители посетили Выставку безмоторных судов - экзотику в песках






Готовимся к торжественному открытию международной парусной регаты



       В 15-00 начинается церемония открытия соревнований. Для торжественности процесса мы с Мишей и Машей надеваем синие командные футболки с надписями «Мистраль», «Наше счастье – жить такой судьбою…». Я озадачена спецпризами от спонсоров: первые три лодки в сегодняшней «пробной» гонке получат призы в 60, 40 и 20 тыс тенге! А поприходный победитель всей регаты ожидает денежный приз в… 1000 долларов!












Миша Холодов (Израиль, г.Ашкелон) и Маша Дульцева (РФ, г.Екатеринбург) - мой экипаж

Представители клуба "Фордевинд" (гг.Макеевка и Донецк)

        Отлично! У нас ещё ни разу не было столь мощных материальных призов. Одно несправедливо: самая быстроходная лодка будет оснащена, скорее всего, по высочайшему уровню современной парусной техники. Что стоит немалых денег. А если капитан нашёл возможность так проапгрейдить лодку, то он явно не последнюю копейку вбУхал в оснастку. А эти призовые суммы хорошо бы вручать не поприходным лодкам, а которые с учётом гандикапа – первые. Там уже не только ходовые качества лодки работают, но и умение экипажа выжать максимум из своего корыта. И таким экипажам денежка для переоснастки корыт, думаю, больше нужна, чем владельцам заточенных на скорость яхт.
       Объявляю об учреждённом мною Призе Игоря Крыгина – параллельном зачёте по крыгинской формуле и крыгинскому классическому гандикапу. Который, в отличие от официального зачёта МАРИНС, позволяет выбрать лучших из всех заявленных команд, а не только внутри класса. Первые три лодки, согласно Положению, получат в подарок эксклюзивные книжечки – «Формула Крыгина», напечатанные тиражом в 4 экземпляра специально для победителей именного приза. В этих книжечках – воспоминания Игоря Михайловича о зарождении в Донбассе парусного туризма; об истории создания и проведения Кубка Донбасса; об истоках появления его гандикапной формулы, метко прозванной народом «КРЫГИНС»ом; размышления о настоящем и будущем парусного туризма Украины; наиболее любопытные письма-обращения к чиновникам от спорта и просто интересные байки из его походного прошлого. Книжечки богато иллюстрированы цветными фотографиями. Это, конечно, далеко не тысяча долларов, и даже не 20 тысяч тенге. Но надеюсь, что найдутся капитаны, для которых такой скромный приз будет не менее дорог, чем денежные купюры…

Приз Игоря Крыгина - эксклюзивные книги

       На 17 ч объявляют старт поприходной гонки, не входящей в зачёт, но имеющей на кону 120 тысяч тенге. Дистанция примитивна до безобразия: пляж «Нур-Плаза» - буй у набережной Актау - пляж «Нур-Плаза».
       «Мистралю» и «Трикстеру» ничего не светит в поприходной гонке, потому особо не напрягаемся. Хочется лишь сопоставить скорости наших катамаранов со скоростями других лодок и потренировать экипажи. Заодно гоночка может стать тренировочной и в плане процедуры старта-финиша.
       Понимаю, где стартовый створ, только когда часть лодок устремляется в него. Крохотный, едва видимый красный флажок, возвышающийся над уровнем воды на полметра, хрен заметишь за толпами парусов. Тем более, старт объявлен общий, для всей кучи. А ещё требуется уяснить – с какой стороны от судейской яхты этот флажок торчит. Несмотря на наличие у всех раций, внятно объяснить судейство не может.
       Помимо странного створа «Догадайся - где?» ещё появляется ребус «Угадай - когда?». Угадать надо точное время старта. Потому что ни в 17-00 ч, ни в 17 с минутами старт не объявлен. И стартовые флажки на низком флагштоке судейского судна расположены таким образом, что отличить поднятый флаг от просто болтающегося в ожидании поднятия – невозможно. Чувствую, тренинг процедуры старта нужен не столько участникам, сколько судьям.
       Главный судья Чемпионата - уже хорошо знакомый мне Виктор Сесоров. На предыдущем Чемпионате МАРИНС «Балхаш-2014» господин Сесоров заслужил моё искреннее восхищение своим высоким профессионализмом. Был в меру строг и требователен, вежлив с участниками, в меру юморил, всё и всегда делал грамотно и вовремя. И потому я уверена, что и нынешний Чемпионат судейство проведёт «с иголочки». И оказалась наивна, как младенец.
       Итак, стартовали. Лавировка против ветра. «Мистралем» рулит Миша, я – на шкотах. Между нами возникают некоторые разногласия в выборе курса относительно остроты угла к ветру, относительно дистанции и других участников. Но это всегда ожидаемо, когда на борту – два капитана, и у каждого свой опыт, свои знания и своё видение ситуации. Ничего, притрёмся.

Наклейки на бортах "Мистраля" ещё не снесло волнами, песком и ветром

Шпилька - путешественница



Крайний слева - "Мистраль", крайний справа - "Трикстер"
      
       К сожалению, ветер не наш – не более 4 м/с, а недогруженный парусами тяжёлый «Мистраль» на таких тихих ветрах еле ползает. Как, впрочем, и «Трикстер» - у него та же беда. Но у «Трикстера» есть летучий парус – спинакер. Пусть маленький, и не для галфвинда, но хоть какой-то. А у нас для попутных ветров только убогая «бабочка». К поворотному знаку приходим где-то в середине регаты, вместе с «Трикстером».

Поворотный знак
      
       На обратном пути, как и следовало ожидать, сильно теряем позиции, пропуская вперёд две трети участников, в том числе малютку «Трикстера». Приволакиваемся сразу за ним. Финиш по ветру. 
       Первым прилетел "Трезвый" и отхватил 60000 тенге, на втором месте - "Одиссей" - 40000, на третьем - "Косатка" и 20000 тенге.

Красно-жёлто-зелёный спинакер "Трикстера" - единственный спинакер на весь флот регаты

У "Мистраля" нет даже спинакера. И поэтому кому-то приходится на фордевинде становиться "бабочкой"
      
       Настроение у меня мрачноватое. Подозревала, что на старых парусах «Мистраль» уже не выдержит конкуренции, да ещё без геннакера. Но что настолько будет слабо двигаться?..  Это – караул!
       А на берегу назревает скандал. Интересуются, не была ли я свидетелем, как прямо на старте «Протон» из Москвы пропорол поплавок «Спокойному» из Одессы. Нет, я довольно удачно взяла старт в головке регаты, и потому уже не оглядывалась назад.
       Вокруг «Спокойного» - с полуспущенным поплавком и большой дырой в оном, собирается стихийное собрание. Обсуждают, спорят, ругаются. Саша Косинский от злости несёт всякий непотреб: якобы, его протаранили специально, по злому умыслу; а вот ещё чуть-чуть – и дыра вошла бы в мембрану, и тогда сдулся б весь поплавок, и катамаран пошёл на дно, а у него на борту – ребёнок…
       Капитан «Протона» приносит извинения, предлагает помощь, но Саша «завёлся». И я впервые за всё время знакомства слышу от него матюги. Пока народ выясняет, кто кому и по какой причине должен был уступать дорогу, по какой причине не уступил и можно ли было в той ситуации что-то сделать, появляется «Доктор Айболит» - Олег Хамидулин.
       С чемоданчиком, в котором "лекарства" для повреждённого поплавка. Словно хирург, Олег начинает священнодействовать над «раной», и капитан разгоняет шумную толпу от «постели больного». Стоять и молча любоваться работой Олега – можно. Но громко рот открыл – на тебя все шикают и гонят прочь.

Стихийное собрание возле "Спокойного" по поводу пробитого баллона

"Трикстер" и "Мистраль" всегда рядышком

"Медикаменты" для скорой помощи поплавку

Главный поплавочный "Айболит" - Олег Хамидулин (г.Харьков).
      
       Александр пытается подать протест на «Протон». Однако судья весьма резонно замечает, что раз гонка вне зачёта – протесты не принимаются. Мужики потом примирились, поручкались, Саша принёс извинения за грубость, но «осадочек остался»… Я думаю, если бы в экипаже не находились жена и малолетний сын Александра, тот бы вообще не стал бучу поднимать и матюгаться. Передрейфил мужик за жизнь потомка…

Коля Косинский (экипаж "Спокойный") и балдеющая Шпилька
      
       В 20 ч, уже в темноте, при свете фонарей – праздник представления экипажей. На бетонном пятачке, с микрофоном и принесёнными для публики походными стульями. Мы с Мишей – в футболках «Мистраль» и еврейских шапочках-банданах со звездами Давида на лбах. Представляем команду Израиля. А Влад с Сергеем стесняются, комплексуют, надевают чёрные футболки и уходят в тень. Ну ладно, паразиты, я вас таки вытащу!

Главный судья регаты - Виктор Сесоров

Главный организатор регаты - Анатолий Кулик

Экипажи презентуют друг другу друг друга

Партер


Галёрка. Женя Ляшко (г.Старобельск) и Серёжа Дудник (г.Краматорск)

Влад и его галлюциногенные грибы





        Мне очень нравятся абсолютно все презентации. Неповторимые, смешные, романтичные, музыкальные, искренние... Пели, плясали, юморили, орали, дурачились… Взрослые люди, съехавшиеся в этот пустынный край из самых разных далёких далей… Мы проехали две с половиной тысячи километров, а, к примеру, алма-атинцам пришлось преодолеть более четырёх тысяч! А Миша Холодов - с другого континента прилетел! А Володя Еремеев – даже из другого полушария!
 



 
       Конечно, запомнилось выступление земляков – парусного клуба «Фордевинд». Мужики хором спели куплет знаменитой донецкой песни:

«Спят курганы тёмные, солнцем опалённые,
И туманы белые ходят чередой.
Через рощи шумные и поля широкие
Вышел в степь донецкую парень молодой...»

       При этом мелкий полутой-недопинчер с мужественной не по размерам кличкой Тайсон и таким же суровым, как имя, характером презабавнейше подвывал в микрофон. Ай да Макеевка, порадовала моё сердце собачника!

Презентация клуба "Фордевинд" (Макеевка - Донецк)

Тайсон подпевает

Жители Донбасса настолько суровы, что даже такой микрон зовётся Тайсон
      
       Накануне в страшных муках я накорябала белый стих о «Мистрале» и о появлении еврейского флага на его левой ванте:

Они встретились снова
Четверть века спустя:
Один поменял флаг страны,
А другой – уж четвёртые руки.
 
«Мистраль» - самый старый участник,
Уж минуло ему двадцать шесть!
Славный путь у него за кормою,
Душ немало возил на себе.
 
И – хвала паутине всемирной –
Каспий собрал воедино
Мишу, «Мистраля» и Олю.
И с нами, конечно же – Шпилька,
Микроволчица морей!

Жаль, что Маша попала в экипаж "Мистраля" несколько неожиданно, и потому оказалась не отражена в стихах презентации
 
       После этого Шпилечка показывает «чудеса дрессировки» - свои коронные три команды: «Фус» с разворотами-поворотами на месте и в движении, «Хиа» с плотным подходом в ноги и «Хоп» с переворотом. Ничего особенного, но концентрация глаза-в-глаза у Шпильки отменная, и это её умение ошеломляюще действует на неподготовленного зрителя. После аплодисментов из рядов раздаётся провокационный вопрос:
       - А ты и с мужиками так же?

Шпилька демонстрирует несколько базовых для каждой обученной собаки навыков послушания

Высокая концентрация внимания на хозяина - основа основ профессиональной подготовки. Фронтальное положение.

Исходное положение

Довольно редко встречающийся трюк - переворачивание в прыжке. Шпилька уже не так чётко его выполняет: всё-таки возраст почти 10 лет, жёсткое покрытие площадки и травмированная в детстве левая задняя нога.


"Эвэйну шалом алейхем!"
     
       Даже не помню, нашлась ли я, что ответить… И от волнения забываю, что завершить презентацию мы с Мишей должны пением еврейской песни «Эвэйну шалом алейхем!» - «Мы пришли к вам с миром!». Но Миша, молодец, напоминает об этом, и замечательно, душевно поёт незамысловатый, но всегда актуальный текст. Я подпеваю, надеясь, что не сильно перевираю мотив.
       Собак больше нет ни в чьей презентации. Видимо, именно Донбасс богат ещё и на собачьи таланты…
       Спохватившись, вспоминаю о наших тихушниках с «Трикстера» и бесцеремонно вызываю их на подиум, объявив самой скромной командой. Ребята в чёрных футболках (у Сергея – с какими-то надписями, а у Влада – с ядовито-яркими и флуоресцирующе-цветными грибами-поганками) и штанах цвета хаки по-быстрому выкрикивают что-то смешное и весёлое и прячутся среди зрителей. Владу вслед раздаётся реплика «из зала»:
       - А где вы такие грибы нашли?

"Презентация "Трикстера". Краткость - сестра таланта
      
       В общем, что-то у нас хорошо получилось, что-то – скомканно. Ну и ладно.

 
       Утомились сегодня – сил нет. И пока народ «гудит», дрыхнем без задних ног. А орущий, радостно визжащий и поющий над нашими головами  разудалые песни, в том числе и похабные, коллектив «Удачи», вновь собравший всех страждущих мужчин с округи, испытывает наши нервы на прочность. Терпим. Не возмущаемся и не гоняем запевал. Нервы ещё крепки.
 
 










10 сентября



        Поутру – совещание капитанов, предварительные списки классов судов и обсуждение насущных вопросов. У Залозновой всё чин-чином: разложено аккуратно по папкам, отсортировано и представлено к осмотру. Самые многочисленные классы, конечно же, наши – мой до 13 и Влада – до 10 кв. м. В нашем классе – 14 лодок, в «десятке» - 18. И соперники один другого страшнее. Зубры и мастодонты парусов, победители и мастера. Шансов на победу в такой компании – НОЛЬ. Но будем посмотреть, как говорится. Мало ли что. Всё-таки гандикап – хитрая штука…

Малютка "Трикстер"

       Старт в «Треугольники», назначенный Положением в 10-00, перенесён на… 15-00! И даже главного судьи нет! Оказалось, он посмотрел, что по прогнозу ветер раздует только к 15 ч, и решил, что не фиг мучиться по штилю. Поэтому мы очередной день проводим на этом скучнейшем и надоевшем пляже на окраине Актау. Капец, неделю уж тусим в Казахстане, на вожделённом Каспийском море, а дальше «Нур-Плазы» не продвинулись!

Мачтовые джунгли
       
       Пользуясь паузой, время не теряем: готовимся к завтрашней маршрутной гонке. Кто поехал в магазины за провиантом, кто – пакует вещи. Отбираю в отдельную герму то, что не пригодится в маршрутке. Относим ненужное барахло под замок в украинский автобус. Водители там своеобразные: именно один из них и является тем товарищем, кто в лагере «Удачи» по ночам назойливо приобщает романтиков паруса к блатным и тюремным песням.
        К слову, наших украинских земляков хорошенько поколбасили казахские гаишники. Якобы, спать днём на сиденьях нельзя (потому что ремни безопасности тогда не пристёгнуты); в приграничных зонах нельзя останавливаться; ещё какие-то там «нельзя» тысяч на 10-20 тенге каждое… Я уж умолчу об отвратительной дороге между Астраханью и Атырау – все кишки можно перемолотить на колдобинах и ямах. Нам повезло благодаря Артуру, ибо он провёз нас какими-то аулами, где дорога более-менее существует.
       Артурчик потом пояснил столь высокую щепетильность служителей дорог: оказывается, на украинских номерах очень часто ездят по Казахстану узбеки, а узбеков тут очень не приветствуют и всячески суют им палки в колёса. Хотя у меня сложилось впечатление, что местные гаишники и чиновники не приветствуют всех, кто не казах.
       Несомненное добро, я бы даже сказала – супердобро, организаторы участникам сегодня сделали: полностью и бесплатно обеспечили туалетной бумагой и питьевой водой на всё время предстоящей маршрутной гонки! Правда, кому-то не досталось, но вина в том не организаторов, а особо запасливых жадин, захвативших чужие ресурсы. Так что освободившаяся часть дня была посвящена ещё и тасканиям рулонов бумаги и баклаг с водой.
       Итак, к 15 ч подходим к стартовому створу. Теперь-то знаю, как он выглядит. Ольга Залознова продолжает сидеть на приёме заявок (участники всё прибывают!), и кто вместо неё  у Сесорова секретарь – один Аллах ведает.

Ольга Залознова - главный секретарь регаты. Одна за всех и вся за всех секретарей
       
       Однако старт отложен: на флагштоке поднята «морковка». Я и это научилась понимать – флаг поднят или просто болтается. Как придурки, елозим вдоль стартового створа туда-сюда в общей компании, рискуя въехать друг в друга в предстартовой толкучке. А судейство, похоже, тренируется в шуровании тряпок по флагштоку. Постоянно у них там всё застревает. Третья претензия к организаторам: что, нельзя было наладить этот процесс ДО старта?
       Наконец, поднят флаг нашей стартовой группы. Решили разбить флот на две: в первой группе – все, кроме класса 10. Во второй, через 5 минут – «десятка». До старта 5 минут. Поднимают флаг «Папа»: до старта 4 минуты. За румпелем сижу сама, так как Миша лучше отслеживает обстановку и более чётко докладывает, на сколько часов и по какому борту та или иная помеха. Вот возьму старт – и отдам управление Михаилу. Всё ещё мотаемся вдоль створа. «Папа» пошёл вниз. Минута!
       Колокол! Дубляж по рации: старт открыт! Стартуем изумительно, лучше всех: первыми, по верхнему знаку створа, находясь выше всех по ветру и на правом галсе!
       Ветерок слабоват, но лучше, чем вчера. Окрылённая удачным стартом, надеюсь на успех. Гандикап нам поможет. Рулит Миша. Маше отдан приказ залечь и не парусить. Сама тоже отлипаю от трамплина лишь для того, чтоб перевести стаксель или осмотреться. И только Шпильке разрешено бегать по палубе.

Вот такая русалочка провожала на старте наши катамараны - внучка господина Аверкиева
       
       На первом знаке мы уже в конце первой десятки, а после поворота – две прямые бакштага. Народ выбрасывает разноцветные «хренакеры» необъятных размеров и стремительно исчезает, оставив «Мистраль» в побитом поле. А дистанцию назначили с петлёй, т.е. бакштагов - четыре, и каждый из них – как нож в сердце.




"Мистраль" во всей компании оказался не таким уж и большим катамараном 







Курс фордевинд. Чтобы хоть как-то увеличить полезную площадь парусности, мало "бабочки" - приходится подниматься всему экипажу в полный рост



       На лавировке удаётся частично наверстать упущенное, но с каждым попутняком упущенного всё больше и больше. В итоге к финишу, который против ветра, подходим в хвосте регаты, в хвосте даже второй стартовой группы! Вдобавок в створ не попадаем, и приходится делать резкий неожиданный оверштаг. И кой чёрт именно в этот момент припёр на финиш «Спокойного» на правом галсе?! Спешно уступаем ему дорогу, закладывая ещё поворот, и в итоге он вырывает финиш перед нами.
       Я убита показанными результатами. Тут никакой гандикап не поможет. Неустанно жалуюсь и ворчу. Миша воспринимает мой скулёж на свой счёт и обиженно отдаёт румпель: «Рули сама!». Ладно, попробую.
       Оглядываю горизонт в поисках «Трикстера»: как там Влад?
       Ещё не финишировал!
       И вдруг по рации судейство объявляет:
       - С момента финиша первого судна прошло тридцать минут. Согласно Положению, контрольное время истекло. Финиш закрыт. До старта второй гонки 5 минут.
       Тихо офигеваю. Вот это номер! Я не ослышалась? Беру рацию, запрашиваю:
       - Судейство, ответьте «Мистралю». Приём. Вы закрыли финиш по первому судну?
       - Да.
       - Для всех классов?
       - Да!
      - А ничего, что в каждом классе должно быть своё контрольное время? Я уж молчу о двух стартовых группах с разницей в пять минут!
       В ответ – тишина. Вот это залёт так залёт! Это даже не заедающие флажки и задержанный старт. Четвёртая претензия, очень большая: как можно закрывать финиш для всех классов и стартовых групп по одному-единственному контрольному времени? Это – грубейшее нарушение Положения и Гоночной инструкции!
        Первым прилетел, конечно, «Трезвый», который вчера отхватил главный приз. Фиг за ним угонишься! 

     
        Но надо стартовать. Второй старт «Мистраль» берёт столь же удачно, как и в первой гонке – выше всех по ветру, на верхнем знаке и первым по времени. Правда, в створе нам не уступает судно, идущее левым галсом.  Но наш катамаран успевает проскочить.




Класс "Десять" - самый мелкокалиберный, до 10 кв.м парусности. Впереди на фото - "Трикстер"

       Поскольку ветер усилился, проходим дистанцию лучше, чем в первой гонке. На лавировке «Мистраль» многих обогнал! Но попутняки нам во вред – хоть плачь, и без геннакера вообще никак!


Пришлось и Мише "бабочкой" побыть
       
          По более свежему ветру и Влад укладывается в контрольное время. По-прежнему одно на всех.
       Стремительно приближается вечер, и гонки по треугольникам закончены. На хрена добавлять петлю в дистанцию, если поджимает время? Это пятая претензия к судейству, но наиболее махрово она расцветёт в последний день соревнований.
       Итого, проведено всего две гонки, в одной из которых четверть флота не уложилась в контрольное время. И завтра уже – маршрутка, «треугольники» закончились до мыса Песчаного. А там ещё не известно, что преподнесёт погода.


 
       Возмущённая до дыма из ушей («накрутила» меня, конечно, тихоходность «Мистраля»), сколачиваю вместе с Димой Аном группу протеста. Дима, будучи юристом, обстоятельно излагает суть на бумаге. Прибывшему на берег главному судье вручается бумажное возмущение. Подходит Залознова и полностью разделяет наш бунт.

Судейское спасательное судно

       Невозмутимый, в отличном настроении, господин Сесоров совершенно спокойно заявляет:
       - Я по каждому классу должен считать контрольное время? Да кто разберёт ваши парусники – кто из какого класса? КАК их различать?
       Ольга требует, чтоб принимался финиш у всех судов. А там уже дело секретариата отыскать победителей в классах и вычислить по ним контрольное время для каждого класса. Просит предоставить протоколы старта-финиша. Женщина-секретарь протягивает пару картонных листков. И тут нас с Залозновой хватает удар, один на двоих, зато сильный: в протоколах старта-финиша НЕ УКАЗАНО ВРЕМЯ СТАРТА!!! И ВРЕМЯ ФИНИША ТОЖЕ!!!!!!
     Только напротив некоторых счастливчиков вписаны финиши. Оправдываясь, секретарь «катит бочку» на главного судью: якобы, ей велели записывать только порядок прихода судов и иногда время, если перерыв образовался. А так-то зачем писать, ведь лодки финишируют с разницей всего в несколько минут, а то и секунд?
       Залознова хватается за голову:
       - У нас не поприходные гонки! У нас – гандикап, и каждая секунда играет роль! И как мне это всё теперь считать???!!!
       Вот это суперномер от судейства! Куда там общему контрольному времени на всех! Шестая претензия. Тут вообще зашибись: не указано время финиша у процентов 80 участников!
       Так и не ведаю – удовлетворён ли был наш протест? Поговаривают, что аннулировали результаты первой гонки только для класса 10. А поскольку я-то в сроки уложилась, а Владу скостили эту гонку, то больше не парюсь данным вопросом.
       Остаток светового дня продолжаем собираться в завтрашнюю маршрутку. Ох, как же это непросто, когда ты за неделю пустил огроменные корни в своей палатке!

Мишина "валюта", изловленная ещё в волжском походе-2017. Рыбные запасы позволяли менять их на любой напиток, любую еду и стать "своим" в любой компании

Вид на конкретно наши палатки под тентами от солнца

       На ночь глядя приходит Андрей, Машин жених. Слегка подвыпимши. А может, и не слегка. С «наездом» – чего это мы его любимой запрещаем на борту сидеть?
       Терпеливо поясняю, что на попутняках не только не запрещаем, но просим сесть и даже встать – чтоб увеличить полезную парусность, ибо геннакера нет. А вот в лавировку – да, запрещаем торчать над поверхностью, чтоб паразитно не парусить. У нас даже рулевой лежит и не отсвечивает.

       На что Андрей воинственно заявляет, будто у них на борту такого издевательства нет – как хотят, так и сидят. На что категорически отрезаю: у себя на катамаране делайте, что хотите. А моим не надо командовать. Понадобится – экипаж пролежит, не поднимая голов, всю маршрутку.

       Андрей уходит восвояси. Больше он никаким образом за Машу не только не вступается, но даже и не особо беспокоится, когда мы приволакиваемся в хвосте всей регаты на ночь глядя.

 
       Несносная «Удача» дооралась этой ночью даже до того, что вылез с претензиями всегда скромный и невозмутимый Влад. А я жду: следующей артиллерий, уже бронебойной, пойдёт суровый Михаил, но он как-то отсиделся, не вступил в бои за тишину с женихами «Удачи». Потом сказал, будто ему почудилось, что то Влад поёт-орёт. А «своим» можно.



 
Фото: Михаил Холодов, Андрей Павлов, Иван Ляпкало, Евгений Антонов, Александр Ерёменко, Олег Парамонов, Поцхверия Гоча, Анатолий Тихомиров, Евгений Коротких, Станислав Берёзкин, Ирина Лукьянова и люди, скрывающиеся на парусном форуме "Под Гиком" под никами Дракоша, Александр ЕКБ, xaht, Lynx_G, pozdin, TARTAREN.

Видео: Михаил Холодов

Продолжение: Часть 2. Ралли