Глава 1. Приключения начинаются

Фото: Иван Антипов и другие участники регаты

"Кубок Седова" оказалась интересной регатой, очень необычной, но я всё никак не могла найти в себе душевные силы о ней написать.

И вот, похоже, время пришло. Точнее, вдохновение.

Поскольку в связи с политическими событиями ресурс пригодных к плаваниям акваторий катастрофически уменьшился, а моря сильно хотелось, то мы решили не упустить возможность потусить с народом на берегу Кривой косы.

Собрали очередную толпу друзей, взяли «Мистраль», «Трикстер» и среднеазиатскую овчарку Аяра. Аренда автобуса даже вскладчину потрошила наши кошельки весьма изрядно, и потому мы были счастливы услышать от Мельничука, что с нами поедет Толик с «Оптимистом» и ещё кой-кто «безлошадный».

Первый сюрприз случился накануне поездки – вечером, когда водитель отправился в Макеевку загружать «Оптимиста». Мы же должны были всем остальным коллективом догрузиться в Донецке. Растерянный водитель доложился, что «Оптимист» не влезает в его автобус, потому что балки его («Оптимиста») не разбираются, едут цельными четырёхметровыми кусками. А без «Оптимиста» и нам дорого платить, и Мельничуку обещали привезти участника.

Кто никогда не искал на ночь глядя микроавтобус, способный перевозить на крыше четырёхметровые балки и прочие более короткие катамаранские вещи, а в салоне – гору из ещё двух катамаранов с огромным псом-волкодавом впридачу – тот меня никогда не поймёт. Но утром к нам прибыл таки автобус с полузагруженным «Оптимистом» верхним багажником. Мы догрузили его частично наверху, частично – в салоне и, вдохновлённые предстоящим путешествием, тронулись в путь.

Конечно, этот автобус обошёлся нам гораздо дороже того, в который не влез «Оптимист». И люди возроптали на неучтённые расходы, особенно капитан «Оптимиста», с которого я мстительно потребовала сумму взноса бОльшую, чем с остальных. За то, что не предупредил о том, что его разборной парусник на самом деле НЕ разборной. Остальные пассажиры не виноваты, что стоимость перевозки резко возросла. А я не обязана наизусть помнить, чья лодка какие габариты имеет в упакованном виде, но нервный вечер и поздняя ночь в суматошном поиске автобуса, а также уговоры пассажиров на увеличившиеся расходы  стОят гораздо бОльшей компенсации.

Прибыли на берег Кривой косы, на базу отдыха «Золотое руно», которая занимала самую крайнюю, западную, территорию обжитой азовской косы. За «Руном» уже начинались полудикие места: какие-то эллинги-гаражи для катеров и забегаловки для не понятно каких отдыхающих. А ещё западнее – разрушенный рыбхоз и заповедная территория  национального парка «Меотида».

Заброшенный рыбхоз

По побережью уже сновали некоторые команды, собирая парусники. Лагерь решено было разбить не на песке у воды, а глубже на суше, между домиками для отдыхающих и заборчиком, отделяющим пляжную зону.

Довольно выразительные лица участников регаты

Вторая неприятная неожиданность поджидала сразу по прибытии и выгрузке: мы были немедленно атакованы голодными комарами. Причём поражало: до камышей – метров 150-200, солнце уже шпарит по полной, ветерок дует приличный. А этим тварям – хоть бы хны! Если они так активны средь бела дня, ветра и пекла южного лета, то что нас ждёт вечером и ночью? О-о, на этот вопрос мы через несколько часов получили ТАКОЙ ЯРКИЙ И ПОЛНОКРОВНЫЙ ОТВЕТ, что по гроб жизни не забудем Седово! В своих путешествиях регулярно общались с комарьём, и были готовы  к нападениям крылатых хозяев плавней. Эта самонадеянность теперь вызывает только саркастический смех, но о комарах – в своё время.

Слева - наша беседка и возле неё две наши палатки
        Итак, наша дружная компания включала в себя:

1. Ольга – капитан «Мистраля» и Аяра, главный идеолог процесса.

2. Влад – капитан «Трикстера» и главный техник обоих бортов.

3. Мария  – старпом «Мистраля» и кок компании.

4. Вадим – матрос «Мистраля», абсолютный новичок в парусах, но глубоко порядочный человек.

5. Олежек – матрос «Мистраля», сын Вадима. На борту бывал – гонялся на «Мистрале» в какой-то из городских донецких регат. Отличался богатырским аппетитом и всегда помогал утилизировать лишнюю пищу.

6. Олег – приятель с приличным опытом плаваний - и поход-2012 по Чёрному и Азовскому, и самостоятельные катания на «Подарке», и какие-то местные гонки. Но в связи с большими габаритами Олег оказался безлошадным, потому что мы с Владом понимали - с Олегом на борту никаких призовых мест нам не видать. Поход – это поход, а гонки – это гонки. Тут становишься вредным и противным даже для друзей, если у тебя появляется шанс на победу. А меньше месяца назад «Трикстер» с таким фурором выиграл «Кубок Донбасса», что ему «светила» в этой компании победа. А «Мистраль» уже полностью укомплектован моими друзьями, которым я много лет обещала вылазку на море под парусами.

7. Никита – матрос катамарана «Трикстер». Приехал отдельно от нас с мамой и младшей сестрёнкой, и жил отдельно, и питался отдельно. «Кубок Седова» был первой регатой в его жизни.

8. Иван – фотограф компании с десятидневным опытом парусного похода по Чёрному морю. В экипаж Ваня не рвался, ибо приехал за красивыми снимками. Как истинного художника, его мало привлекали стандартные фото, он постоянно находился в поиске красивого ракурса и изобретал-выдавал такие шедевры! Ваня прибыл только на выходные и, к сожалению, в понедельник вечером покинул нашу компанию.
       9. Павел – приятель Ивана, приехал тоже только на выходные, потусить с другом и его приятелями, искупаться в море и отведать свежих впечатлений. Был не прочь покататься, но из-за «происков Мельничука» ему это не удалось. За молчаливость и невозмутимость я его прозвала Самурай.

10. Юлия - мама Никиты, опыт в парусном туризме - покатушки на "Мистрале" и одна гонка на ""Боливаре" по Старобешевскому вдхр.

11. Аяр – среднеазиатская овчарка, опытный турист-парусник, начавший парусную карьеру в щенячьем возрасте (в 4 месяца). Но в связи с габаритами тоже, как и Олег, ни разу не участвовал в серьёзной регате – только походы. Моря Аярка никогда не видел, и я решила его познакомить с морем хотя бы на склоне лет. И правильно сделала – потому что через каких-то два месяца после поездки мой Аярушка стремительно умчался за радугу.

Я надеялась пристроить Олега к кому-нибудь на борт, т.к. в нашей парусной тусовке постоянно не хватает матросов: все рвутся в капитаны, а людей в экипажи набрать не могут. Но я даже не представляла, какой ажиотаж вызовут мои матросы в стане участников. В следующий раз  будем матросов продавать, а не разбазаривать понапрасну! Но об этом – далее.

Нам удалось захватить в свои владения большую крытую беседку со столиком и лавками. Беседка эта буквально спасала нас, и особенно – пожилого Аяра - от неминуемой смерти в адовом пекле солнечных лучей. И трапезничать было удобно – сидели, как люди, песок из мисок не выколупывали. Мы могли себе позволить шиковать в походных условиях, рассаживаясь большой дружной компанией за общим столом.

Палатки расположили по периметру беседки.
      С шутками-прибаутками, соскучившиеся друг по другу и по морю, собирали лодки. Причём Вадик и Олежек-младший деятельно и продуктивно принимали в этом участие, постигая устройство «Мистраля». Олег старший и Маша успевали ещё и к «Трикстеру» сбегать - подсобить. Чтобы не путаться с Олегами, буду здесь называть старшего из них Рудиком. К вечеру суда были почти собраны, наутро в воскресенье планировалось их обкатать.

"Господи, неужели мы его собрали?"

Прогулялись по лагерю. С радостью заметила среди приехавших Леонида Викторовича Хирного – одного из «отцов-основателей» самодеятельно туризма, и в частности – парусного, в Донецкой области. Умница Мельничук мало того, что пригласил его в качестве главного судьи, так ещё и доверил ему капитанствовать на катамаране "Горняк" - полноправным участником! Пусть человек вспомнит боевую туристскую молодость!

Аксакал спортивного (самодеятельного) туризма Леонид Викторович Хирный - в нижнем ряду справа

Леонид Викторович открыл охоту на комаров

А с судьями у нас по-прежнему – полный швах. Бился-бился Крыгин за судейство, проводили семинары и Стребкова, и я – а всё без толку. Судей нет. Спасибо, хоть Хирный согласился.

Героическая Машенька - спасительница Аяра

Память не задержала подробности каждого дня. Поэтому, отступая от привычных описаний регат и походов, разобью дальнейшие события по темам – отдельными рассказиками.