Во всесоюзном научно-популярном журнале «Катера и яхты» молодые физики, сотрудники Донецкого физико-технического института Академии наук СССР им. Галкина, Владимир Васюков и Анатолий Злачевский, вычитали, как можно вооружить обычную  байдарку парусом. Загоревшись идеей, приобрели на двоих байдарку и по чертежам из журнала сделали из нее скромный парусничек.
      Весной 1971 года, чуть ли не силой затащив в экипаж третьего человека – ярого поклонника моторов и подводного плавания Игоря Крыгина, путешественники совершили парусно-гребной поход в Карелию на Вуоксу. После чего упорно презиравший анахронизм паруса Игорь Крыгин в течение всего лишь года построил и себе парусную байдарку и «заболел» новым увлечением на всю жизнь.
         Параллельно на заводе «Точмаш» энтузиасты построили катамаран «Кит» - тоже парусный.
      Одновременно с ними А.Козенко («Пушкин») из Института черных металлов тоже соорудил себе парусный катамаран.
      При поддержке председателя Федерации туризма Донецкой области Леонида Хирного владельцами вышеперечисленных четырех парусных разборнушек были организованы первые соревнования по технике парусного туризма на акватории Старобешевской ГРЭС, получившие название «Кубок Донбасса».
    Но в последний момент директор ГРЭС отказал в использовании акватории, мотивируя низко расположенной ЛЭП.
      Пришлось срочно искать другую акваторию, которой стало Кураховское водохранилище. Так что первый «Кубок Донбасса» провели в 1978 году в Курахово.
          В Луганске на тот момент существовала уже довольно мощная эскадра катамаранов, автором и конструктором которых был мастер спорта СССР по водному туризму на байдарках и сплавных катамаранах Виктор Феденюк.

        Для Феденюка парусный туризм начался со знакомства с московскими туристами-парусниками на Всесоюзных соревнованиях по сплаву. В каком году это произошло – точно не помнит никто. То ли в конце шестидесятых прошлого века, то ли в начале семидесятых. Идея построить парусный катамаран для путешествий по морям, а не по «лужам», прочно засела в голове Виктора Ивановича.
          Однако попасть на Первый "Кубок Донбасса" луганчанам не довелось - именно из-за внезапного переноса регаты с одной акватории на другую. Поскольку мобильная связь ещё не существовала даже в мечтах, то предупредить луганских участников не успели - те уже были в пути в Старобешево. А когда прибыли на место и обнаружили пустой пляж, долго возмущались неудачной шутке донецких организаторов.
        Первый блин, как обычно, получился комом. Однако не ошибается только тот, кто ничего не делает.
      В Первом "Кубке Донбасса" участвовало всего… 5 вымпелов:
1. Тримаран "Д-4" на основе байдарки, капитан В.Васюков.
2. Тримаран "Д-5" на основе байдарки, капитан И.Крыгин.
3. Катамаран-самострой от Макеевского инженерно-строительного института, капитан ???
4. Катамаран-самострой, капитан А.Козенко ("Пушкин").
5. Катамаран-самострой, капитан Леонид Хирный.
Хлипкие конструкции тех времён выдержали всего 2 гонки. Победил Владимир Васюков, 2-е место занял – И.Крыгин. 3 место - у катамарана Макеевского инженерно-строительного института, в экипаже которого находился студент МИСИ Саша Кондауров, будущий конструктор катамаранов "Ducky".


Фамилии организаторов, капитанов-участников и названия лодок уточняются и будут вывешены в ближайшее время.
Ещё есть вероятность получения видео. Работаем над этим.
Будем благодарны за предоставленные фото- или видеоматериалы, за дополнения и уточнения: Игоря Крыгина, Александра Попова, Леонида Красова, Александра Кондаурова. 

Воспоминания Игоря Крыгина

В качестве эпиграфа:

Хотелось бы узнать дитем скольких человек является Кубок Донбасса по парусному туризму.

Витя Феденюк как-то говорил, что тоже приложил руку.

Евгений Коротких.

Жизнь человеческая коротка, поэтому многих из тех, которые стояли у истоков парусного туризма Украины и Донецкой области, уже нет в живых. Из памяти многое чего тоже стирается довольно быстро. Поэтому не хотелось, чтоб НАЧАЛО ушло в небытие. Я тоже уже многое чего не помню, и если найдутся свидетели тех событий, было бы хорошо, если бы они дополнили мой текст, а при необходимости и исправили, ведь я буду писать только то, что видел, хотя не исключаю, что смотрел «не с той» стороны.

 Ольге удалось выудить Володю Васюкова, доктора физ.-мат. наук, который давно живет в России и парусами не занимается. Удалось найти Леню Хирного, который никуда не уезжал, но контакты с которым мною давно утеряны, так как мы с ним рассорились в дым на личной почве, не имеющей никакого отношения ни к парусам, ни к туризму. Не удалось найти лишь Толика Злачевского, который, очевидно, по национальному признаку, давно осел в Израиле. Хирный давным-давно отошел от туризма, многое чего забыл, поэтому сказанное им требует уточнения. Я тоже многое чего не помню. Но некоторые эпизоды стоят перед глазами, как будто это было вчера. Перед тем, как продолжить, отмечу, что история КД теснейшим образом связана с походами, поэтому:

  а) правила проведения соревнований базировались на тех качествах и способностях, которые важны или полезны для туризма;

  б) дальнейшее повествование будет связано, скорее всего, с походами, чем с соревнованиями.

 Но все по порядку. Как-то, в незапамятные времена, скорее всего зимой 75/76 годов, мои сотрудники Володя Васюков и Толик Злачевский, скрывая от всех, в т. ч. и от меня, затеяли что-то пилить – строгать. Как впоследствие оказалось, Васюков, обнаружив в «Катерах и яхтах» описание байдарки, вооруженной парусами, загорелся этой идеей и увлек ею Злачевского. Они вооружали парусами трехместный «Салют». Но об этом я узнал позже, а тогда это держалось в строжайшей тайне. Узнал тогда, когда они предложили мне составить им компанию в парусном походе по Вуоксе. Меня это удивило, так как я никогда не имел какой-либо склонности к парусам и был в них ни бум-бум. Более того, вообще никогда не занимался каким-либо видом туризма. Как впоследствие оказалось, им просто-напросто был нужен шерп, который бы тянул их барахло. Так как в то время, учась в университете, я занимался подводным спортом, дайвингом по-теперешнему, то, естественно, отказался от их предложения. Более того, мои товарищи уже договорились в Крыму об аквалангах, воздухе и даже подработке по ловле то ли мидий, то ли устриц, то ли рапанов, то ли еще какой гадости, и ждали меня там. Поэтому мое категорическое нежелание идти на какую-то Вуоксу, да еще под какими-то парусами было вполне естественным. Однако Васюков со Злачевским пристали как банный лист к заднице. Мои заверения, что я – подводник, что меня ждут, что паруса – это отстой и прошлый век, что мне на них начхать и наплевать, что сейчас - век моторов, а под парусами ходят только недоделанные придурки, коим я себя не считаю, не принимались во внимание. Кончилось тем, что я, поняв, что в живых меня не оставят, плюнул на отпуск и, считая его пропавшим, согласился идти в поход с единственной тайной целью: если меня пригласят в следующем году, то отвечу, что один срок уже отбыл и пусть ищут дураков в другом месте.

 Подведем некий итог. Первыми в Донецке оснастили парусами байдарку Васюков и Злачевский. Я же в те времена был категорическим противником парусов и пошел в свой первый парусный поход практически насильно.

 Но продолжим.

 Злачевский почему-то в поход не пошел, а вместо него пошел начальник Васюкова, Сергей Лукин, тогда кандидат физ.-мат. наук, сейчас доктор. Живет в Киеве и давно парусами не занимается.

 Несколько строк из этого путешествия имеется в моей статье «Прощай, парус». Чего-либо значимого большего не помню, за исключением одного забавного эпизода. Ветер загнал нас на какой-то остров. На третий день захотелось грибов. Пошли с Васюковым собирать. Осмотрев нашу добычу, знатный грибной специалист Лукин отобрал штук пять условно съедобных и десяток несъедобных. Остальные - ядовитые. Нашел даже аборигена Кавказа - сатанинский гриб – страшно ядовитый, само название говорит. Но грибов-то хочется, поэтому выбросили явно ядовитые грибы, смешали условно съедобные с несъедобными и, чтоб не сдохнуть, поступили так. Их вскипятили, а воду слили. Вскипятили еще раз и оставили на ночь. Утром воду слили, вскипятили в свежей и опять вылили. И только в следующей воде сварили грибной супчик, вкинув туда пачку супа-концентрата. Полученные грибы ни вкусом, ни цветом, ни консистенцией не отличались от густых соплей. Однако благополучно, правда, без особого удовольствия, занырнули в наши желудки.

 Как тут появляется местный житель, прибывший на лодке по грибы. Мы поинтересовались, что ж он будет собирать, если за какой гриб ни возьмись, один ядовитее другого. Тот ответил, что совершенно отнюдь, что этот остров уникален тем, что тут нет не только ядовитых, но даже несъедобных грибов. Все съедобные. Он специально сюда плавает вот уже лет двадцать, гребет все, что заметит и даже поноса не бывает. После этого диалога как мне захотелось, предварительно измазав Лукина соплями из котелка, затем убить!

 Главный результат этого путешествия был тот, что к следующей весне у меня была уже своя лодка, будущая «Муму». Откуда у меня и такая любовь к дебютантам. Оказывается, даже страстного ненавистника парусов парусный поход может преобразовать в не менее страстного их поклонника.

 В начале весны, возможно 77 г., с газетой в руке заскакивает радостный Васюков. Оказывается, в Вечернем Донецке опубликовано объявление об открытии школы туризма. Естественно, мы с Васюковым пошли туда в надежде, что опытные инструкторы по парусному туризму обучат нас, обалдуев, уму-разуму. Там познакомились с Леней Хирным. Не знаю, подрабатывал ли он в турклубе, курируя водный туризм, но точно знаю, что там работала его жена Татьяна. А Леню я все время знал как председателя Донецкой областной федерации самодеятельного туризма (так это тогда называлось).

 Из разговора выяснилось, что никакой парусной группы в школе нет. Более того, Хирный был искренне удивлен, что в Донецке имеются парусники. Будучи мужиком энергичным и боевым, предложил организовать парусную группу, а нам вести там занятия. Так из слушателей мы превратились в преподавателей.

 Не помню, читал ли лекции Васюков, но то, что я вел там занятия, это 100%. Более того, как-то в качестве наглядного пособия приволок мачту от моей парусной байдарки.

 Вряд ли кто из этой группы впоследствии занялся парусами, так как не на чем было проводить зачетный поход. А разговоры о парусах без практики есть бессмысленное испускание звуков.

 Приближалось лето. Генератор идей – куда идти в поход – Васюков предложил для опробования моей байдарки не мелочиться, а гулять, так гулять - и пройтись по Онежскому озеру от Медвежьей горы до Петрозаводска. Удивили местные населенные пункты. На карте обозначено «село», а на самом деле, как правило, стоит одно громадное цельнобревенчатое, заброшенное домило.

 Как-то тормознулись на ночь рядом с подогнанной к берегу «кИжанкой». Так называются местные, весьма специфические лодки. Подходит ее владелец. Для знакомства налили грамм 50 спирта, коего у нас всегда было в достатке. Выпил и пожаловался на неудачную рыбалку. Мол, ничего не поймал, аж стыдно домой везти и предложил забрать этот жалкий улов. Как мы ни отказывались, высыпал нам ведра два великолепной рыбы. В знак благодарности налили еще грамм 50 огненной водицы. Потом еще. Не так уж много, как неожиданно для нас он бесчувственным телом свалился на прибрежный песок (гальку?).

 «Подставил» наших штатных рыбаков–бездельников, которые на стоянках, вместо того, чтоб заняться делом, берут свои супер-снасти и идут якобы ловить рыбу на уху, а на самом деле приносят несколько рыбешек размером с палец. К стыду наших рыбных кормильцев, снасть нашего нового знакомого оказалась состоящей из ржавого крючка, в качестве поплавка – корковая пробка с воткнутым в нее стержнем махового пера, и все это привязано к полузасохшей ветке в качестве удилища. Что мои друзья буровили в свое оправдание, уж не помню. Но по многолетней походной практике должен отметить, что все эти удилища-спиннинги - лишь лишний хлам на борту, такой же, как веер в надежде увеличить скорость.

 Лишь один раз рыбалка была удачной, когда мы штилем застряли между Каменским и Казантипом. Благо, у наших рыбаков был достаточный запас крючков и лески. Ловили всей толпой. В тех местах вода достаточно прозрачна, чтоб видеть бычков, лежащих на дне. Оставалось лишь без всякого удилища, а держа леску в руке, подвести крючок с наживкой к морде наиболее крупного из них. Больше всех не повезло Володе Богданову. Он был на вахте. И еще долго его долговязая тень кузнечиком прыгала по прибрежным скалам в отблесках костра, когда он жарил ведро бычков.

 Но вернемся на Онежское озеро. Прибыв в лагерь, мы обнаружили нашего нового знакомого в той же позе, но теперь облепленного толстым слоем комаров. Из опасения, что к утру мы обнаружим обглоданный скелет, на его же «кИжанке» повез тело в ближайшее село. Надеялся услышать благодарность от его жены, но чуть не получил тумаков. Мол, зачем привез эту сволочь. Пусть бы там и сдыхал. Сосед на своей моторке доставил меня в лагерь.

 После того, как мы насмотрелись на гигантские местные избы, хваленые постройки на о. Кижи на нас впечатления не произвели.

 До Петрозаводска уж не помню почему, но своим ходом не дошли, а с острова в город прибыли «Кометой».

 К весне 78 года выяснилось, что с парусами в Донецке мы совсем не одиноки. Парусный флот Физтеха пополнился тримараном Толика Стояна. Его приключения достаточно подробно описаны в сборнике Ольги Дмитрук «Муза ветров». Кроме Физтеха, точно помню, что в Донецке был еще один парусный катамаран, построенный ребятами из завода точного машиностроения. Стаксель у них был склеен из лавсановой пленки и с жестяным звуком гремел на ветру. Тогда завод работал на войну, а сейчас стоит в руинах. Эти ребята (не помню фамилий) давно сгинули со своим катамараном «Кит».

 Был еще один катамаран Саши Тарасенко, уроженца Макеевки, который тогда учился в МИСИ. Как мы тогда узнавали друг о дружке, как общались, ума не приложу? Ведь ни мобилок, ни ПК, ни интернета тогда еще не было. Были только проводные телефоны, да и то далеко не у всех. Да еще «бумажная» почта. Очевидно, слухами Земля полнится. Помню лишь, как познакомился с Сашей Тарасенко. Его парус я увидел из окна троллейбуса, когда по мосту пр. Ильича пересекал Кальмиусское вдхр., после чего выскочил на ближайшей остановке.

 Итого, есть целых пять лодок: две байдарки, два катамарана и тримаран. Почему бы не провести соревнования? С этим предложением обратился к председателю ДонОФСТ Лене Хирному. Как уже говорил, мужик он был заводной, поэтому эту идею воспринял с восторгом. При этом вспомнил, что, будучи родом из Таганрога, оставил там яхтенку. Поэтому решил построить катамаран и тоже участвовать. Ого! Уже набралось целых шесть посудин!

 Отправили письмо директору Старобешевской ГРЭС, чтоб тот разрешил провести регату на своем водохранилище, а Леня занялся Кубком и катамараном. Кубок он сваял за одну ночь, одноместный катамаранчик - за вторую. Особо гордился палубой, сплетенной из веревки собственноручно.

 За два дня до регаты приходит запрет из Старобешево, мол, над центром водохранилища проходит высоковольтная ЛЭП и участников поубивает током. Мчусь в Курахово. Решаю из-за дефицита времени без всяких согласований с Кураховским начальством проводить там.

 Прибыли все шесть судов. Как они узнали о переносе в Курахово, как узнали место сбора, как добирались, ведь автомобилей тогда ни у кого из них не было – не знаю. Скорее всего, сработали молодость, энтузиазм и великое желание участвовать. По всей видимости, большинство, если не все, тянули свои лодки от автостанции на своем горбу. И ничего. Никто не стонал, что пронести свою лодку на 100 метров есть идиотизм. Кстати, среди участников был и Саша Кандауров. Но об этом я узнал совсем недавно из его уст. А тогда он ничем не выделялся среди других участников, и никто и не мог даже догадаться, что среди нас присутствует будущий строитель «Уток». Кроме него, вполне возможно, участвовало еще много славных в будущем мореходов и прошу прощения, если их не упоминаю, т.к. помню только по участвовавшим судам.

 Кандидатуру гл. судьи предложил Хирный. Фамилию, хоть убей, не помню. Помню, что он занимался сплавом, в парусах ни бум-бум, в соревнованиях - тем более, как и все мы. Помню также, что он был греком, но не эллинцем – они «златокудрые» (рыжеволосые), а потомком выходцев с острова Пинос – кудрявый жгучий брюнет. Как будем соревноваться – договорились на совещании представителей команд. Выбрали: «кто первей». Знаков у нас не было, в связи с чем, как размечали дистанцию и размечали ли вообще – не помню. Однако финишная линия была. Помню также ужасающий жестяной грохот стакселя «Кита».

 Первый КД, если мне не изменяет память, состоял из одной или двух гонок, так как места четко определились и дальнейшие соревнования не имели смысла: Васюков (первое место), я (второе) и, возможно, Саша Тарасенко - третье. Хотя не исключено, что третье место не занял никто. А Хирный вообще всю регату, забившись в камыши, просидел на узлах своей самодельной сети. Первое, что он сделал, когда его вытащили из ловушки, это с великим счастьем на лице сжег на костре свою гордость – собственноручно сплетенную сеть.

 Через много лет я узнал, что все это время луганчане во главе с Феденюком бродили по побережью водохранилища Старобешевской ГРЭС в тщетной попытке нас найти. Как они узнали о КД и почему не узнали о переносе в Курахово, остается загадкой до сих пор.

Резюме:
К 1979 г в парусном туризме Украины звучали такие имена:

Васюков Владимир,
Злачевский Анатолий,
Ковалёв Иван,
Ковалёв Василий,
Козенко Александр,
Кондауров Александр,
Крыгин Игорь,
Лукин Сергей,
Попов Александр,
Стоян Анатолий,
Стоян Татьяна,
Тарасенко Александр,
Феденюк Виктор,
Хирный Леонид,

Первый Кубок Донбасса выиграл Владимир Васюков на парусной байдарке.

Кубок Донбасса-1980