Кубок Донбасса - 1985
КД-79
КД-80
КД-81
КД-82
КД-83
КД-84

24-26 мая 1985 г. пос. Светлодарское, Углегорское вдхр

Мне – 12 лет. Снова я – в роли балласта в том же самом составе экипажа Д-5. Те же воспоминания, та же радость от встречи с уже ожидаемыми приятностями и неприятностями, от причастности к весёлому братству удивительного парусного народа. Конечно, общалась я только с Ирой Васюковой да с папой и его тогдашней гражданской супругой Наташей Пономаренко. Взрослые дяди и тёти мало обращали на меня внимания, а я их просто стеснялась.

То ли в этот год, то ли в предыдущий, 1983, был введён знак на берегу. Для этого предстояло вытащить лодку на сушу и обнести вокруг буя, расположенного метрах в трёх от уреза воды. Товарищам на катамаранах проблем это не представляло, а вот с байдарками дело обстояло хуже. Выскакивать из её корпуса значительно труднее. Но папа велел делать это как можно быстрее, а я была послушной девочкой. Моя задача примитивна до безобразия: быстро выскочить, не попав под ноги бегущих с лодкой мужиков, и стремительно залезть на своё место, когда она окажется снова на воде.

Поскольку в памяти не осталось, что папа на меня орал за медленное влезание, можно сделать вывод, что возвращалась я на своё место достаточно быстро и никого не задерживала.

Очень «заводил» азарт, с которым папанька гонялся. Он всегда выходил на воду за победой. Не знаю, в чём это выражалось, но эмоции и ощущения этого азарта сохранились в памяти до сих пор. И, наверное, передались и мне: если уж вышла на старт - то однозначно за победой.

В этот год нам не удалось завоевать первое место. Только 3 в общем зачёте и 1 – в классе. И ещё наша байдарка оказалась самой быстроходной лодкой. Кубок выиграл Виктор Феденюк.

В качестве приза мне вручили брезентовую штормовку, которую я догнала в размерах лишь несколько лет спустя. И носила много лет, налепив на её рукав эмблему «Парусный туризм», полученную в далёком 1983. И ещё всем вручали памятные самодельные значки. Мне – с надписью «Юнга».

А вот воспоминания о КД-85 и предшествовавших этому событиях одного из уважаемых аксакалов нашего движения - Игоря Леонидовича Хазрона, капитана сначала серийного "Альбатроса" "Си игл", потом - серийного "Простора" "Maverick".

При довольно грустных обстоятельствах (в больнице) я познакомился с неким Васей Дейнекой, и мы закорешевали.
Это было в 1982 году. А в 83-ем он перешёл работать в Физтех и там увлёкся парусами. В 84-м он, по его словам, совершил «кругосветку», т.е. в компании других прошёл от Мариуполя (тогда Жданов) по Азовскому морю по периметру и окончил поход опять же в Мариуполе. Честно говоря, от его рассказов у меня потекли слюни – куда там Павловским собакам! – и я пристал к нему на тему: а как бы и мне так же? В ноябре или октябре 84 (проклятый склероз!) он мне выдал следующую информацию: «Если моё желание не понты и не голый трёп, то вот тебе рабочий телефон Крыгина Игоря Михайловича. Звони и договаривайся».
Что я и сделал.
С Крыгиным мы договорились встретиться вечером, после работы. Я явился в Физтех, где мы и встретились. Михалыч с серьёзным выражением лица добыл какой-то кондуит, внёс туда мои анкетные данные, спросил, когда и как я заинтересовался парусами. Похоже, мой ответ, проистекающий из прочтения книг о капитане Бладе и тому подобной беллетристики, его разочаровал. Я с грустью подумал, что мне здесь «рады» до беспамятства, особенно после вопроса Михалыча: «Чем шкоты отличаются от фалов?», и собрался вежливо попрощаться. Но Михалыч заявил, что главное – желание, а чего не знаю – научат.

 Затем он предложил мне поучаствовать в ремонте яхты «Витязь», на что я с радостью согласился. Ведь лучше всего изучить матчасть именно при ремонте (видно, что написал механик, верно?) да и, кроме того, проще познакомиться с народом во время совместной работы.
 
Работы велись по субботам и воскресеньям до мая, затем по неведомым мне причинам плавно свернулись, но я действительно познакомился с кучей парусного народа и получил приглашение от Мишенина Володи войти в состав его экипажа на предстоящих гонках "Кубка Донбасса".
 
Автобус на Углегорское водохранилище, в посёлок Светлодарское, подали от Физтеха. Он был набит битком и людьми, и разобранными катамаранами. В дороге я с завистью прислушивался к разговорам о прошлых и предстоящих гонках, о бывших и предстоящих походах. Мне зверски хотелось в поход под парусом, о котором у меня появились теоретические знания, но это похоже на изучение секса по книгам – пока не попробуешь, ничего не поймёшь.
 
Лагерь на берегу водохрана меня поразил. Как сейчас помню: "народу больше, чем людей". Моросит дождь, но народ ставит палатки, собирает катамараны, шутит, галдит, шумно приветствует знакомых, кое-кто уже разводит костры. В общем, встретились люди, которым реально хорошо вместе и плевать на дождь – он ведь когда-то, да кончится. Первая мысль новичка – хочу быть одним из них. А, блин, хотеть – значит мочь! Вот с этой позиции и будем стрелять, решил я.
 
Саму гонку помню плохо – запредельные эмоции! – помню результат: 6-е место. Помню кайф от того, что доверили стаксель-шкот, да ещё и объяснили и показали, как он влияет на скорость. А 6-е место – подумаешь, 6-е место! - ведь я был на борту. И не пассажиром, а членом экипажа, оказался свой среди своих, а это не объяснишь и не опишешь – это надо прочувствовать.
 
Вот вкратце о моей первой гонке на Кубок Донбасса. Если описывать все, в которых я участвовал, получится, как говорит Михалыч, четырехтомник типа «Война и мир».
 Резюме:

В 1984 году уже существовало нечто типа секции парусного туризма внутри областного турклуба. И возглавлял её Игорь Крыгин, ведя документацию ("кондуит", со слов Хазрона) и деятельность (помимо КД и пр., например, ремонт двухмачтового парусника "Витязь"). Все "ниточки" тянулись в Физтех, к Крыгину.

Опробован «Знак на берегу».

Учреждены дополнительные призы.
Новые имена:
Мишенин Владимир,
Хазрон Игорь.

Кубок выиграл катамаран "В-13", капитан то ли Александр Стародуб, то ли Виктор Феденюк (г.Ворошиловград).

КД-86