О направлениях разборнушечного флота

К счастью, все люди - разные. У каждого - свои интересы, зачастую диаметрально противоположные. Тем не менее, в разборнушечном флоте отчетливо наблюдаются 4 основных направления: гонщики, спортсмены, туристы и походники.

 

Гонщики в своих соревнованиях используют принцип: кто быстрее примчится, тот и молодец. При этом практически отсутствуют какие бы то ни было ограничения к судам. Так, единственное ограничение, использованное на ЧМ-1 – не более 8 квадратов на человека – абсолютно условно. С таким же успехом можно было бы ввести 80 кв./чел. Во всяком случае, я еще не видел трехместных катов с 24 кв.м. только лавировочных парусов. Гоночный балл также чисто условный и используется лишь для того, чтоб удалось различить, кто занял 27-е место, а кто 28-е. Сумел соорудить шустрое судно, да ещё умеешь им искусно управлять – ты победитель. Достоинством этого направления является то, что гонщики заняты конструированием все более и более быстроходных судов – одним из основных атрибутов победы.

Спортсмены, наоборот, озабочены «справедливым», на их взгляд, гоночным баллом, который бы уравнял шансы на победу, на какой бы посудине ни шёл. Чтоб в «сухом остатке» осталось бы только умение рулить. В этом отношении они подобны изобретателям perpetuum mobile. Как те, так и другие игнорируют то, что, как уравнивающая формула, так и вечный двигатель принципиально невозможны. Различие между спортсменами и изобретателями лишь в том, что первые явное несоответствие ГБ скоростным качествам ката объясняют «неиспользованием возможностей, предоставляемых гоночным баллом». Мол, у тебя дерьмовые поплавки (паруса, шверт, перо руля, мачта, гик и т.д.). Вторые свою неудачу сваливают на малые размеры устройства. Мол, если сделать его раз в десять крупнее, да вместо цилиндрических шестерёнок поставить конические, да вместо найденных на мусорнике побитых ржавчиной шариковых подшипников поставить новенькие фирменные роликовые и т.д., то машина закрутится, как миленькая. Остаётся порадоваться, что уравнивающая формула невозможна. Иначе, в отличие от гонщиков, у спортсменов творческая мысль в конструировании судов полностью бы атрофировалась, т.к. зачем что-то пилить–строгать, если достаточно придумать самую справедливую из справедливых формул, которая всё сравняет, на каком уродце ни плавай. При этом украинские спортсмены не замечают, что в России от ГБ МАРИНС практически отказались за бесперспективностью и бессмысленностью и занялись гонками. В Украине с ГБ МАРИНС продолжают считать проявлением «высшей справедливости».

Туристы давным-давно отказались от попыток что-либо уравнять и используют ГБ, учитывающий качества, необходимые для туристических парусных походов. Ходишь под минимально необходимыми парусами (с целью безопасности); на лёгкой (вес судна гоночным баллом не компенсируется); надёжной и крепкой посудине (в ГБ входит кол-во народа на борту – чем больше, тем лучше, предоставляя при этом возможность поучаствовать в соревнованиях максимально большому количеству народа, а не только «элите»); да ещё если умело управляешь лодкой, то имеешь максимальные шансы на победу. Если, конечно, твоё судно при этом сохраняет неплохую скорость. Кроме того, гоночным баллом отдельно поощряется количество новичков на борту, так же как и количество и категорийность совершённых походов. Т.е., имеешь безопасное, подъёмное силами экипажа,  достаточно быстроходное, прочное и надёжное судно; ходишь в большой компании; да ещё делами, а не словами вовлекаешь людей в парусный туризм; да ещё ходишь в походы; да ещё умело управляешь судном – ты победитель. Туристский гоночный балл за эти заслуги с лихвой компенсирует отставание в скорости от гонщиков и спортсменов. В этом отношении показательна О.Дмитрук. Так, после окончания маршрутной гонки КД-12, от одного весьма опытного участника поступило предложение её отменить. Мотивация – в этом Армагеддоне поломанная мачта, куча оверкилей, встряваний в камыши, да ещё так основательно, что только на следующий день, да ещё с посторонней помощью, с большим трудом удалось эти лодки выколупать. Пришлось привести в пример уже упомянутую барышню, которая, имея в экипаже «сантехмарана», помимо себя, четырёх абсолютных «чайников», в том числе пожилую маму и десятилетнюю племянницу, сообщившую впоследствии, что всю гонку «плакала про себя», прошла маршрут. При этом «Мистралю» тоже удалось угодить в камышовую ловушку, но самостоятельно из неё выковыряться. Неудивительно, что по итогам регаты Ольга, будучи далеко не лидером по скорости, отхватила главный туристский приз – серебряную яхту на бирюзовой волне – за 33 года побывавший в руках многих парусных асов, из них 10 – в руках Александра Ерёменко, который построил такое судно и так рулил, что соответствовал всем требованиям ГБ, пока туда не ввели приоритет новичков. Это Александру–спортсмену не понравилось, и с 2011 года он взялся за внедрение на КД ГБ МАРИНС, мечтая превратить соревнования туристов в состязания чисто спортивные.

Походники в соревнованиях вообще не участвуют, а ходят в походы. Уж сколь совершенны их лодки и сколь они умелые рулевые – тайна сие великая есть. Но нравится людям ходить в походы – пусть ходят. Хотят они плевать на соревнования – их право

Подводя итог, не хотелось бы вешать бирки, что хорошо, что плохо. Более того, следует сказать, что хочется людям чем-то заниматься, не принося вреда другим, будь то гонки, спорт, туризм или походы – пусть занимаются. В этом отношении для меня образцом является Гриша Шмерлинг. Когда у него поинтересовался, зачем он изобретал ГБ МАРИНС, тот ответил так: «Ну, хотят люди заниматься спортом, пусть занимаются». Тем не менее, будучи сторонником туризма, отдаю предпочтение туристам. Подобно гонщикам, их творческая мысль относительно улучшения эксплуатационных качеств судов не стоит на месте, не заскорузла, как у спортсменов, у которых пределом мечтаний является создание самой справедливой из самых справедливых формул, для чего они занимаются усовершенствованием ГБ МАРИНС. То шверт из обмера выбросят. То усреднённые 75 кг. на человека заменят истинным весом. То вес школьников начинают считать пропорциональным возрасту. Далее, если гонщики и спортсмены занимаются удовлетворением личных амбиций, мол, «я – самый быстрый» или «я – самый умелый рулевой», то туристы занимаются общеполезной деятельностью. А именно - предоставляют возможность максимально большому количеству народа «оттянуться» на соревнованиях и вовлекают новых людей в паруса. По этим качествам с неменьшим основанием к туристам можно присовокупить походников. Ни гонщики, ни спортсмены этой благородной деятельностью не занимаются. Да еще с великим апломбом, как носители и хранители «высшей справедливости», поглядывают на туристов и походников,  ничего не понимающих в истинной, нетленной и великой справедливости. Но гонщики более лояльны и толерантны. А у спортсменов даже основатель разборнушечного парусного флота Украины, не «завёрнутый» на спорте Витя Феденюк  в спортивных наградных грамотах не упоминается, хотя Всеукраинский парусный слёт 2012 года был посвящён его памяти. Для спортсменов это мероприятие являлось всего лишь рядовым областным Кубком Донбасса.

Исходя из вышесказанного, предлагаю всем организаторам парусных регат опередить новации Всеукраинского парусного слёта SailTwix – Парус Два в одном (а не как было SaleTwix – Распродажа Два в одном – таков уж я англоязычный грамотей), проводя свои соревнования под девизом, скажем, SailThrix, где разыгрываются призы одновременно в трёх номинациях: для гонщиков, спортсменов и туристов. Кто чем хочет заниматься – пусть тем и занимается.

 

С почтением                                                               Крыгин.