IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -
победа там, где согласие
Судовой журнал "Мистраля"
о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах
Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина, фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов, А.Карцев, И.Антипов, М. Дмитрук
Вступление
Прежде, чем начать рассказ о наших приключениях, хочу выразить благодарность всем людям, без чьей помощи нам вряд ли бы удалось столь благополучно осуществить этот несколько безумный проект.
Во-первых, это руководство Донецкого физико-технического института НАН Украины в лице его директора В.Н.Варюхина и председателя профкома института В.Ф.Дроботько – за оказание материальной помощи на приобретение новых поплавков для «Мистраля» и невмешательство в личное пространство и время Владислава Ульянова. О том же невмешательстве в моё личное пространство и время искренне благодарю личный состав кафедры фармакологии Донецкого национального медицинсткого университета.
Во-вторых, особая благодарность - фирме «Happy dream» за финансовую поддержку нашего проекта и честное выполнение условий договора.
В-третьих – благодарим Управление по делам семьи, молодёжи и спорта Донецкой облгосадминистрации в лице начальника, Л.И.Золкиной за оперативность при оформлении письма командованию погранвойск Украины, что позволило нам беспрепятственно пройти маршрут, и за предоставленный автобус, на котором мы благополучно вернулись из Седово на родину.
В-четвёртых, выражаем свою глубокую признательность И.М.Крыгину и его супруге Т.Н.Ошурковой. Первому - за своевременные действия по урегулированию пограничного конфликта, за постоянную поддержку советами и прогнозами погоды, которые, если быть откровенными, частенько не подтверждались (но это уже другая история), за предоставленные в безвозмездное пользование новенькие паруса для «Трикстера», за редактирование и корректировку этого судового журнала и за роскошный арбуз, который он привез вместе со съемочной группой ТРК «Донбасс» на место нашего финиша – Кривую косу. Вторую - за тёплую встречу на Белосарайской косе.
В-пятых, очень благодарны одесским парусятникам-пневмофилам Александру Косинскому, Вадиму и Светлане Дрепиным, Игорю Ноуру, Александру Цвигуну – за восхитительный приём в Одессе, за всестороннюю помощь и предоставление в бесплатное пользование подвесного мотора.
В-шестых – огромная благодарность Владимиру Усову – капитану парусного катамарана «Викинг» и его матросу Роману Жоге – за гостеприимство, великолепную экскурсию по Керченской крепости и всестороннюю помощь при транспортировке в Донецк катамарана «Космос».
В-седьмых – благодарим Евгения Соколова, усилиями которого наши катамараны были в срок доставлены в Одессу за весьма скромные деньги.
В-восьмых – не можем не упомянуть высокий профессионализм и отзывчивость Юлии Миншакировой – ведущей новостей телеканала «Донбасс». Благодаря её заботам наш поход регулярно освещался в СМИ.
В-девятых – всем тем, которые, как впоследствии выяснилось, ожидали нашего визита по пути следования, но к кому мы не попали.
В-десятых – всем, кто знал о нашем путешествии и волновался за благополучный его исход.
Ну и, конечно, низкий поклон всем родственникам и коллегам по работе, оставшимся на берегу, прикрывавшим наши тылы и взвалившим на себя наши обязанности на долгих 48 дней – с 27 июня по 14 августа включительно.
Глава 1. Подготовка
Поход начался, по сути, за полгода до выхода в море. Владу пришла в голову идея осуществить проект, давным-давно витающий в умах туристов-парусников, но никак не осуществлённый в первую очередь из-за временнЫх рамок: пройти на разборных парусных надувнушках вдоль всей морской границы Украины – от Румынии до России. Или наоборот.
Владислав Ульянов. Главный идеолог и командор похода, капитан катамарана "Трикстер"
Протяжённость маршрута – около 1600 км, из которых большая часть – вдоль скалистых неприступных берегов. Расстояние диктует длительность похода. При условии преодолевания в среднем по 50 км в день – не менее 30 дней. И это – чисто ходовых, без днёвок, без учёта непогоды – штормов и безветрия, без форс-мажоров и прочих неожиданностей. Требовалось закладывать в график движения минимум ещё дней 15 на что-нибудь непредвиденное.
Столь длительный поход создаёт дополнительные трудности. Мало кто может себе позволить болтаться в морях в отрыве от семьи и работы целых полтора месяца. Разве что пенсионеры (а у них ограниченные средства и уже не то здоровье, чтоб жариться под солнцем весь световой день). Или фри-лансеры, по-старому – шабашники. Или безработные, но у них тоже «время есть, а денег нет».
Наш с Владом образ жизни позволял осуществить эту давнюю мечту пневмофилов-аксакалов, поскольку мизерная зарплата на госпредприятиях, как в том анекдоте, давала право за такую сумму «ничего не делать и даже немножечко вредить». Ко всему прочему, нам очень повезло с коллективами на рабочем месте, и коллеги могли, если что, прикрыть наши спины. Например, если начальство звонило мне на кафедру и просило пригласить старшего лаборанта, дежурная лаборантка бодро докладывала, что «она где-то на территории, звоните на мобильный». Имелась в виду довольно обширная территория медицинского университета. Я решала все возникшие вопросы по мобильному, и оппонент даже не догадывался, сколь велика территория, по которой я передвигаюсь.
Это я - Ольга Дмитрук. Капитан "Мистраля". Очень серьёзна и даже немножечко сурова
Когда я с энтузиазмом подхватила идею Влада, и мы начали её развивать, возник вопрос: на чём идти.
- Это будет повод мне достроить свой катамаран! Я уже шесть лет строю «Трикстер», пора заканчивать, – воодушевился Влад, - а ты пойдёшь на «Мистрале».
Два катамарана позволяли взять с собой побольше людей, да к тому же я понимала, насколько моего старпома гнетёт роль постоянного серого кардинала. Он хотел и мог сам быть капитаном. И придётся мне с этим смириться.
Но, побывав дважды на Чёрном море, в том числе в местах, где Влада со мной не было – от Чауды до Весёлого, я трезво понимала, что без подстраховки подвесным мотором осуществить задуманное будет ох как непросто! Двигаться по маршруту в случаях штиля, встречного течения на мысах, поломки возможно только под мотором. Он – хоть какая-то гарантия нашей безопасности. Мотора у нас не было, как и денег на него.
Зато подвесной лодочный мотор был у Саши Бакулина, с которым мы уже дважды ходили в походы: в 2010 – по Днепродзержинскому водохрану (он шёл на своём катамаране) и в 2011 – по Чёрному морю от Орловки до Одессы (был у меня в экипаже). В обоих случаях Саша нам очень понравился в качестве походного товарища – бесконфликтен, весельчак, руки и голова работают как надо, не курит, алкоголем не злоупотребляет. Наш человек! Да ещё с мотором. Да ещё работает, как и мы – в правильном месте, с правильным коллективом и за неправильные деньги. Подходит по всем статьям.
Александр Бакулин. Капитан катамарана "Космос". Рачительный хозяин и опытнейший мореход
Посему третьим пригласили Сашу Бакулина с его катамараном «Космос». Любовно выпестованный Сашей титановый красавец обладал лишь одним недостатком – парусами из фанеры. В том смысле, что хоть и выглядела сия парусная ткань как плотный дакрон и так именовалась у производителя, но по твёрдости и несминаемости больше походила на указанный строительный материал. В связи с чем паруса плохо реагировали на взятие рифов и филонили в лавировку. Однако по Днепровскому походу мы помнили, что ходовые качества «Космоса» (тогда он звался «Ё-моё») весьма неплохи и не намного уступают «Мистралю». Посему более-менее уравнять катамараны по скоростям не составит большого труда таким опытным мореходам, как мы.
Саша согласился почти сразу. Но на протяжении полугодовой подготовки неоднократно пытался изменить своё решение: то его жена сломала руку и ему пришлось взвалить все семейные хлопоты на себя. То у него не было команды в экипаж, то ещё что-то. Людей мы ему пообещали.
- Но мне нужно не менее трёх матросов, и опытных. Мужиков. Баб не надо – от них какой прок. Впрочем, на троих одну можно.
Уповая на его мотор, мы всячески Саше потакали и соглашались со всеми поставленными условиями.
Далее следовало разработать маршрут. Часть Черноморского и Азовского побережья была нам знакома, но бОльшая – нет. Пришлось на свой страх и риск на незнакомых территориях проставлять места стоянок только ориентируясь на расстояния между точками – в среднем, по 50 км.
Много споров вызвала начальная точка: с запада на восток или обратно? Всё прогрессивное парусно-туристское человечество планировало 2 августа встретиться на Тендровской косе, в месте гибели Виктора Ивановича Феденюка, чтоб почтить память товарища в годовщину его смерти. Если двигаться с востока на запад, то попасть на всеобщую мишпуху ко 2 августа было вполне реально, если стартовать из Седово не позднее начала июля. Но просчитать точную дату прибытия на нашем надувном парусном транспорте за более чем тысячу километров практически нереально. Мы могли промахнуться туда-сюда на неделю! Или бы опоздали к точному сроку, или бы припёрлись раньше и куковали на пустынной косе без мобильной связи и поддержки цивилизации. А в столь длительном маршруте нельзя терять ни одного дня! К тому же, финиш у румынской границы – понятие весьма призрачное, и как оттуда выбираться домой уставшим путешественникам – ещё тот вопрос. А финишировать на родине как-то уютнее, проще доставить потрёпанный груз и «утомлённых солнцем» людей к близкому дому.
Если же двигаться с запада на восток – то нам понадобилась бы не больше недели, чтоб достигнуть Тендры 2 числа. Зато потом предстояло пробираться на восток ещё почти полтора месяца, то есть до середины сентября. А в это время уже могут начаться частые шторма.
Поэтому, взвесив все «за» и «против», мы скрепя сердце решили не привязываться к дате 2 августа. Почтить память Феденюка мы сможем в любой точке Земного шара. А попадём на место его смерти в другое время – это не помешает нам соорудить там какой-никакой памятничек.
Итак, решено: идём с запада на восток, от Румынии к России, от Вилково до Седово. Старт – в последних числах июня, потому что 15 августа я обязана быть на рабочем месте: из отпуска возвращается завкафедрой и захочет меня лицезреть воочию, а не на территории.
Следующий этап – набор команды. «Мистралю» - ещё двоих-троих, Владу – одного и Саше – тоже троих. На весь срок смогли идти только мы (я, Влад, Саша), а также Юра Протасов, Аня Белогурова и Сергей Дудник.
Юра неоднократно принимал участие в соревнованиях и походах на новосветских катамаранах «Цыплёнок» и «Энергия», а также ходил с нами в пеший поход в Алешковские пески, с Мельничуком – на байдарках по Кальмиусу и с кем-то ещё покорял Эльбрус. То есть был достаточно опытен, неприхотлив и умел фотографировать. А фотографы и видеооператоры нам были нужны до зарезу. Потому что как только начинается веселуха – все запихивают свои камеры по гермам и бросаются спасать ситуацию, хватаясь за шкоты и запрыгивая на борта. Самые интересные кадры всегда оказываются утраченными для истории. Так что Юрику было поставлено конкретное условие: что бы ни случилось - оверкиль, буря, шторм, ураган, тайфун, всё рушится, всё ломается, всё разваливается, всё идет ко дну, все плачут или смеются, всех размазывает о скалы, всё летит к чёртовой матери и тонет – его задача никуда не вмешиваться и ничего не делать. Только снимать. Как профессиональный папарацци.
Юрий Протасов. Наш фотограф, видеооператор, вегетарианец и сыроед.
В смысле - сырых продуктов
На одном из общих собраний участников, когда я распределяла задания, выяснилось, что Юрик в очередной раз экспериментирует над собой: теперь он увлёкся сыроедением и будет питаться отдельно от нас. Надо только, чтоб в его рационе постоянно присутствовали гречка и подсолнечное масло. Пришлось предупредить экспериментатора, что его труп из похода привозить не собираемся, ибо это может стать нехорошей тенденцией. Одуматься он не пожелал, но клятвенно пообещал не умереть на маршруте.
Аня Белогурова – хрупкая и физически слабенькая девушка, безработная на данном этапе. Опыт её ограничивался участием на «Мистрале» в Кубке Донбасса-2012, где она проявила себя очень мужественно, толково и многообещающе. И хотя Аня не совсем соответствовала моим критериям для женщин, пребывающих на борту «Мистраля» (см.1 часть «Судового журнала «Орловка – Одесса», стр. 1), я решилась взять её с собой. В конце концов, должен же кто-то быть в коллективе главным коком?
Анна Белогурова. Завхоз и главный кок
С Сергеем Дудником мы впервые познакомились в мае этого года на Кубке Донбасса. Капитан маленького парусничка «Кефир». Опыта путешествий под парусом – почти никакого, учитывая недавность приобретения «Кефира» и технические характеристики катамарана. Но – интересная, явно одарённая личность мужского пола, что немаловажно – лишних баб никому не надо! - с высоким потенциалом. Да ещё может пойти на весь срок, поскольку шабашит на московских элитных ремонтах и сам себе хозяин. Он умудрился очаровать нас за пару часов знакомства настолько, что мы без колебаний включили его в состав экспедиции.
Сергей Дудник. Гитарист, на все руки мастер и просто очень хороший человек
Остальные участники шли на ограниченные сроки – кому сколько позволяла работа. Предстояло составить график смены состава, что оказалось довольно сложным, чтоб учесть интересы и возможности каждого. Но мы справились, и на маршруте всё шло согласно этого графика.
Последний месяц перед началом похода для нас с Владом можно смело охарактеризовать одним коротким, но ёмким словом: АД. Влад просто не вылезал из мастерской физтеха, там ел, ночевал и дневал, умудрившись построить катамаран в считанные недели. Причём делал его на совесть, очень тщательно выверяя каждый узел – как, впрочем, он делает всё и всегда.
Правда, «Мистраль» оказался совсем заброшен после Чемпионата мира и Кубка Донбасса. За исключением, разве что, шверта. Андрей в очередной раз его утоньшил по передней кромке и заново покрыл лаком. Менять ржавые тросы на заранее купленную нержавейку Владу было некогда и незачем: этот поход планировался последним для нынешней рамы «Мистраля». В отличие от пластико-сантехнических шпангоутов, дюралевые трубы сильно поела коррозия, и требовалась практически полная их замена. А пытливый разум моего старпома уже строил какие-то перемены и улучшения конструкции. Конечно, меня несколько волновали ржавость тросов и трещины в трубах, но если Влад уверяет, что всё нормалёк... Ладно, поверю на слово. А если что – будет повод лишний раз поддеть: мол, ты же говорил, а я, наивная, поверила...
Для меня же ад выглядел как бесконечная возня с бумагами, компьютером, чиновниками и интернетом. Трудно упомнить всё то количество манипуляций, что были совершены ради соглашения со спонсорами, администрацией города, средствами массовой информации и маршрутно-квалификационной комиссией.
Помимо вышеизложенного, в последние дни, когда появились деньги, надо было успеть заказать по интернету и получить столь необходимые экспедиционные принадлежности: морские рации, солнечные батареи с контроллером, гермомешки, спасжилеты, подвесной мотор и пр.
К сожалению, аппетиты наши оказались гораздо сильнее, чем количество средств. И из всего желаемого мы приобрели лишь две рации мощностью 5 Вт, две неплохие 10-ваттные батареи с промокаемым, как впоследствии выяснилось, контроллером, нержавеющие кастрюли и запчасти к «Трикстеру».
Причём на изготовление парусов для «Трикстера» не оставалось ни денег у нас, ни времени у парусных мастеров, и потому Крыгин любезно предоставил в пользование абсолютно новые дакроновые паруса «Мумы», изготовленные в Николаеве «Омегой».
Определившись с людьми, предстояло приобрести билеты на поезд для первой партии участников – до Одессы. В многочисленных плодотворных переговорах с одесскими парусными туристами было принято решение стартовать не из Вилково, а от Затоки. Одесситы обещали всестороннюю помощь, если начнём из Затоки, и всякие приграничные неожиданности и природные неприятности в виде камыша, если пойдём от Вилково. Посему, покряхтев и всё взвесив, сократили маршрут почти на 100 км, чтоб не «дразнить гусей».
Раздав поручения участникам и распределив, кто за что отвечает в подготовке похода, я обязала народ искать спонсоров и пообещала 10 % за успешное решение вопроса. А сама засела за компьютер, бомбардируя бесчисленные бренды заранее составленным письмом. Но никто не откликнулся.
По наводке умного человека обратились в Управление по делам семьи, молодёжи и спорта донецкой облгосадминистрации. Там очень обрадовались нашей инициативе и включили её в План мероприятий к 80-летию Донецкой области. Правда, отказ в материальной помощи мотивировали поздними сроками обращения к ним. Но клятвенно обещали оплатить проезд первой или последней группе участников, а также обеспечить экспедицию флагами Донецкой области.
Протоптав в облгосадминистрацию даже не тропу, а широченный тракт, максимум, чего я добилась – бумажки, что они будут нам всячески помогать. И всё. Обещанных флагов Донецкой области, которые мы бы с удовольствием и гордостью пронесли вдоль всей морской границы Украины, так и не нашли. А составленное мною письмо для пограничников готовы были оформить на своём бланке и подписать, но отказались искать адрес, куда посылать. Типа, вас тут много, а у нас самих завал, так что фамилии, адреса, явки и пароли ищите сами. А мы с Владом так и не сумели отыскать никаких координат пограничников, и потому плюнули на это письмо: будь, что будет! Поедем без него.
Следующим этапом подготовительного дурдома стали переговоры со спонсорами, которых все-таки отыскал Юрик, за что ему отдельный наш респект. Оформление договора, консультации с юристами, проверки-перепроверки (чтоб не надурили), электронная переписка... Первый транш поступил на карточный счёт за неделю до старта.
В первую очередь заказали и отпечатали рекламный логотип спонсоров на самоклеющейся плёнке в количестве 8 экземпляров (6 – на три грота с двух сторон и 2 запасных) и потом тщательно налепили на паруса, в том числе и бакулинские. Отклеются или нет – покажет практика.
Денег на подвесной мотор по-прежнему не хватало, поскольку предстояли более важные покупки. А Саша Бакулин в последний момент решил, что свой мотор не возьмёт, ибо у него, у мотора, слишком короткая дейдвудная труба, а опускать ниже, к воде, нельзя, будет заливать волной, и мотору наступит каюк. Влад был готов идти и так, но я по-прежнему считала, что и без того авантюрный поход без подстраховки двигателя ничем хорошим не закончится. Как минимум – мы лишимся рабочих мест, ибо прибудем в Донецк в сентябре. Да и график смены состава полетит ко всем чертям.
И тут неожиданно выручил одессит Саша Косинский, щедро предложив воспользоваться его подвесным мотором. О доброте и отзывчивости этого человека надо писать отдельный рассказ! Дорогущий импортный мотор мог больше к нему никогда не вернуться – мало ли что могло произойти в походе? Стоит ли говорить, насколько я благодарна ему за такой бескорыстный поступок!
Следующим этапом лихорадочных приготовлений стало оформление залога легитимности нашего пребывания в морских водах – маршрутных книжек. Всю длину маршрута пришлось разбить на четыре участка для разных маршрутов с разными руководителями, чтобы выжать из проекта максимум пользы. От Затоки до Керчи я вела четвёрку, от Керчи до Счастливцево Влад вёл двойку, от Кирилловки до Бердянска Саша вёл единичку и от Бердянска до Седово единицу вёл Андрей. Согласование всех вопросов и неточностей с МКК (а для четвёрки требовалась или киевская, или луганская МКК, которая через день уходила в поход, и пришлось экстренно отправлять рейсовым автобусом в Луганск Мишаню за подписями) заняло массу сил и времени. Маршрутные книжки я переписывала заново, собирая по всему Донецку необходимые подписи и печати, оформляя медсправки и страховки...
Ещё одной статьёй отбирания времени явилось стремление привлечь к нашему проекту средства массовой информации. Итогом стала большая, на две полосы, статья о парусном туризме в газете «Спорт Донбасса» и съёмки телевизионщиками нашей обкатки на Кальмиусе.
Получив накануне от спонсоров кепки-футболки с символикой «HAPPY DREAM», мы постарались одним махом убить нескольких зайцев на берегах городского водохранилища на речке Кальмиус.
Во-первых, нацепив фирменные кепки-футболки, дали интервью телевидению, чем пропиарили себя и спонсоров.
Во-вторых, покатали и спонсоров, и телевизионщиков, и друзей-родственников.
В-третьих, провели контрольную сборку катамаранов, если можно так выразиться. Присутствовал только «Мистраль». Ну и за компанию подтянули ещё парочку маленьких катов – «Живчика»(Альбатрос) и «Подарка» (Ducky – 13, действительно подарка этой фирмы). На то время парусник Влада представлял собой еще только раму с палубой на поплавках, с отдельно лежащей мачтой, с парусами от крыгинской «Мумы» и полным отсутствием руля, вант, штага и подъёмного устройства для шверта. Причём на календаре светилась суббота, 23 июня. А 27, через три дня – отправка катамаранов в далёкий путь. Как ни странно, меня нисколько не волновало сие обстоятельство. Я уже хорошо к этому времени знала Влада. И если нормальному человеку не по силам было изготовить за четыре дня полкатамарана, то в способностях руко-гения я нисколько не сомневалась. Сделает. В крайнем случае, пойдёт на «Мистрале».
Саша свой «Космос» не обкатывал, предпочитая заниматься семейными делами. Впрочем, подготовка к походу для него начиналась и заканчивалась подготовкой «Космоса» и личного снаряжения. Любое общественное поручение отклонялось с мотивировкой: «мне надо готовить катамаран, там работы невпроворот!» Посему мы скоро оставили его в покое. И без Саши найдётся кому побегать. Ведь если хочешь сделать хорошо – делай сам. Поэтому вся тяжесть организации экспедиции легла на наши с Владом плечи.
И последнее, что предстояло сделать – придумать девиз мероприятия. Помог с этим Крыгин. "IBI VICTORIA UBI CONCORDIA" (лат.) – победа там, где согласие. Хорошо, что на латыни: все узнают, какие мы умные, и ни западу страны с его украинским, ни востоку с его русским не надо будет напрягаться. Универсальный язык науки. И очень отражает главную идею нашего похода. Ведь только в согласии можно прийти к успеху. Не нужно ссориться из-за языкового вопроса или разницы менталитетов. Все мы разные, но цель у нас - едина. А нашему миниколлективу в особенности нужно держаться вместе, чтобы пройти маршрут до конца. Мало кто верил, что мы сможем это, не поссорившись ни разу. Председатель МКК так прямо и говорил:
- Оля, уже давно научно доказано психологами, что три недели – предел спокойного существования коллектива в экстремальных условиях. Дальше начинаются конфликты, потому что нарастают усталость и раздражение. А вы будете в пути 6 недель, в два раза дольше. Делай всё, чтоб сохранить коллектив. Чтоб никто не сбежал с маршрута раньше времени. Это – самое важное.
Я запомнила это напутствие и прочла участникам небольшую лекцию в начале пути.
У нас никто не ушёл раньше времени. Уходили в свой срок – со слезами на глазах. Потому что покидать экспедицию не хотел никто. Слишком всё было хорошо. Удивительно мудрые, интересные и терпимые люди собрались под наши паруса.
Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна.