Кубок Днепра-2008

Игорь Михайлович Крыгин затеялся поднимать парусный туризм в Днепропетровской области. Случайно обнаружив на берегах Днепропетровского водохранилища группку туристских надувнушек, наш мэтр решил их сорганизовать во что-то более активное. Придумал регату Кубок Днепра, согласовал её с местными надувнушечниками и властями, написал Положение и пригласил всех участвовать.

К сожалению, от Донецкой области поехали всего два экипажа – «Мистраль» и «Цыплёнок». К тому же экипаж «Мистраля» оставлял желать лучшего: в моей команде находились такие «мощные» туристы, как моя мама, сын Миша 14 лет и племянник Андрея Пилипенко Глеб Закорко – 16-летний отрок. Изначально планировался и сам Андрей, но судьба распорядилась иначе.

Во-первых, Андрюша не мог присутствовать при сборке катамарана, а во-вторых, его впоследствии у меня отобрали на катамаран «Вінні Пух». Так что предстояла мне проверка на живучесть и способность управляться с судном самостоятельно.

Для полного счастья я, как водится, взяла в поход своих собак – уже опытную стервозину Амгу – достойную представительницу породы среднеазиатская овчарка, и щенка дворняжки по кличке Шпилька. Шпильку я всего пару недель назад подобрала на улице и приютила. Очень уж мне понравилась эта аккуратненькая самостоятельная бездомная собачка, которая смело увязалась на прогулке за двумя моими «азиатами» с надеждой у нас навеки поселиться. Точный возраст Шпильки определить было невозможно, но по зубам я прикинула, что ей около 3 или 4 месяцев.

Кличку ей мы с сыном подбирали дня три – Пулька, Шпулька, Килька, Шилька…

Шпилька! За тонкие ножки, тонкий любопытный носик и тщедушное тельце.

Мама пришла в ужас от того, что я собираюсь щенка волочить за собой в поход. Но я знала, что делаю: ничто так не дисциплинирует собак и детей, как участие в походах в хорошей компании.

Добирались своим ходом – двумя электричками с пересадкой в Чаплино. Спасибо мальчишкам Мише и Глебу – ведь на их плечи легли все тюки «Мистраля» и наше барахло. Отец по состоянию здоровья мог нести только мегафон. От нас с мамой тоже проку мало.




Я со Шпилькой на руках, Глеб и Миша в электричке


Мой борзый отпрыск Мишаня возлежит на тюках с "Мистралем". Едем в Днепропетровск

В Днепропетровске нас встретил Саша Бережной – капитан катамарана «Бриз» - и на своей машине привёз в яхт-клуб «Сич».



Яхт-клуб "Сич"

«Сич» только-только строился, насыпались какие-то земляные валы. А мы приступили к сборке катамарана. «Мистраль» прибыл первым из гостей.

Сборка полностью легла на меня. Хлопцы могли лишь выполнять указания – принести то да сё, подкрутить это да это, засунуть это туда-то. Способность судна плавать лежала на моей компетентности – ничего не упустить, всё проверить, проконтролировать, не допустить халатности и излишней инициативы.

Мама добровольно взяла на себя обязанности кока.



Собираем "Мистраль" - женщина и двое мальчишек

В некоторых моментах нам очень помог Саша Бережной. Опытный конструктор, он быстро разобрался в строении «Мистраля» и по возможности оказывал помощь как советами, так и личным участием.
 
 
Саша Бережной - капитан катамарана "Бриз" - помогает нам со сборкой "Мистраля"


Мишаня уже снова чем-то недоволен - стоит в характерной позе протеста. Зато Глеб Закорко - 16-летний новичок - помощник хоть куда

Миша на крыше. Обозревает сверху нашу суету

Поскольку «Сич» охранялась злобными собаками, мне пришлось держать свою кикимору Амгу на привязи. Она могла отправиться к местным собакам на разборки и насаждать своё понимание вопроса, кто тут главный. К счастью, Шпилька уже тогда демонстрировала разумность – никуда не лезла и на неприятности не нарывалась, не удаляясь из лагеря. Но на всякий случай я её тоже предпочитала держать на привязи.



Пью чаёк, веду телефонную беседу, а Шпиля рядом прикорнула

Папа в "застеколье"

В первый день мы тусили с Сашей Бережным и Валентином Филипповым – капитаном катамарана «Вінні Пух». «Вінні» произвёл на нас просто неизгладимое впечатление. Весь сезон днепропетровские катамараны проводили здесь, в яхт-клубе. «Бриз» жил или на якоре, или на берегу. «Вінні Пух» покоился на специально сооружённых для него подставках на берегу. И третий катамаран – серийный «Простор» начальника «Сичи» - висел над водой на специальных подвесках. В общем, днепропетровцы не заморачивались лишними сборками-разборками своих судов.

Рассмотрев поближе их произведения конструкторской мысли, мы убедились: неспроста! Сложность конструкций, множество деталей, «забубённые» в сборке узлы отбивали всякую охоту без особой надобности  собирать-разбирать. Видно было, что катамаранчики – любимы, взлелеяны, но не рассчитаны на систематические игры в конструктор.

В особенности нас потряс «Вінні». Папа как-то подошёл ко мне и тихо, скорбно произнёс:

- Хочешь посмотреть на судейское судно, на котором мне предстоит сопровождать регату?

- Конечно, хочу! – с энтузиазмом отозвалась я и бодро зашагала вслед за папой вглубь территории клуба. В печально согбенных плечах родителя сквозила вселенская тоска.

Мы подошли к катамаранчику Валентина Филиппова. Сказать, что я была ошеломлена – ничего не сказать.

- Это будет мой последний поход, - с трагическим пафосом заявил папа. – Причём всё закончится ОЧЕНЬ быстро – жить мне осталось считанные дни…

При беглом взгляде на «Вінні Пуха» я полностью была согласна с драматической ситуацией. Когда отец заранее договаривался с днепропетровцами, Валентин пообещал ему отличный скоростной и надёжный катамаран в качестве судейского судна сопровождения. Кто же мог подумать, что представления наши и Валентина о надёжности и комфортности так радикально отличаются?

Совсем не гонщик по натуре, а скорее – созерцатель и мечтатель, Валентин и не собирался участвовать в гонках. Свой любимый «Вінні Пух» он предоставлял судейской коллегии.

«Пуху» на тот момент стукнуло уже почти 20 лет. На протяжении столь долгой жизни он избороздил немало акваторий Советского Союза и практически не ремонтировался. Конечно, какие-то мелкие поломки устранялись своевременно, но в глобальном масштабе катамаран предстал перед нами в своём первозданном виде.

Поплавки – двойные, причём внутренние камеры постоянно травили из-за ветхости, отчего поплавки хронически обвисали «на полшестого». Наружная оболочка под многолетним действием солнца и эксплуатации рассыпалась прямо под руками. На неё запрещалось наступать ногами и вообще как-либо трогать. Многочисленные прорехи были любовно залатаны.

Палуба представляла из себя ячеистую верёвочную сетку, натянутую на каркас из тонких дюралевых труб. Трубы скреплялись бесчисленными болтиками М6, которые торчали наружу и угрожали цепляться за одежду и седалищные органы. Как впоследствии выяснилось, именно это – одна из основных пыток «Вінні Пуха»: впивающиеся в попу и ноги узлы сетки и болтики М6.

Однако, для тех, кто не мог смириться с кайфом от этих ощущений, на борту присутствовала палатка – настоящий домик с иллюминаторами, выкрашенный серебрянкой. В нём с относительным комфортом можно было путешествовать.


                                        На катамаране "Винни Пух" романтика Валентина Филиппова. Эдакий ковчег

К высокой мачте карманом крепился внушительный грот, а на носу комком располагался стаксель. Оба паруса хранились в мятом состоянии и производили весьма жалкое впечатление, несмотря на размеры.

Весь кораблик вызывал тоску и жалость к его годам. Надёжность сего сооружения вызывала огромные сомнения. Однако у папы выбора не было: предстояло опробовать «Вінні Пуха» в многодневном ралли.

К чести Валентина надо сказать, что на поверку «Вінні Пух» оказался таки весьма надёжным судном, весьма быстроходным, а издалека – даже красивым и очень гармоничным. Эдакий «гадкий утёнок», превращающийся в красавца-лебедя, когда выходил на волю и распускал свои паруса-крылья.

Вот только попа от узелков и болтиков была таки синей у всех, кто вкусил «Вінні Пуха». За исключением самого Валентина – тот никогда не жаловался, а лишь настойчиво расхваливал все особенности своей лодочки, считая недостатки – преимуществами.

Помимо Шпильки и мамы с Глебом, в этом походе у меня присутствовали ещё новинки: свежеприобретённая чудо-палаточка и навигатор. Навигатор я получила в подарок от капитана лодки «Гадкий Утёнок» Володи Еремеева, эмигрировавшего в Америку. В качестве приза в конкурсе отчётов о походах и регатах за рассказ о Чемпионате Украины-2006.

Навигатором пользоваться я не умела, прибор не русифицировался (игрушка-то – из Америки!), и потому в свободное время тщательно изучала инструкцию, предоставленную из интернета Андрюшей Пилипенко. В этом походе навигатор нас один раз очень сильно выручил. Но об этом - позже.


Снова попиваю чаёк и заодно изучаю инструкцию по пользованию навигатором


Мама кашеварит

На следующий день прибыл экипаж катамарана «Цыплёнок» из пос. Новый Свет Донецкой области. Капитан Валентин Лаварько был с нами знаком, его старший матрос Николай Наталуха – тоже, а вот третьего члена экипажа – кучерявого белобрысого Юрика Протасова я видела впервые. Он меня – тоже. Его несколько пренебрежительное отношение к моей персоне «зацепило», ибо я уже привыкла к некоему уважительному статусу капитана в глазах мужчин, а тут какой-то молокосос отнёсся, как к рядовой бабе. Ладно, дружок, посмотрим ещё, кто – кого.

Пока новосветцы с невиданной оперативностью собирали «Цыплёнка», меня осаждали звонками друзья – отец Георгий и подруга-россиянка Александра Копанёва, приехавшая в Донецк в гости к родителям. Переговоры закончились несколько неожиданно: отец Георгий примчался из Донецка в Днепропетровск на такси, а Саня – на рейсовом автобусе. Эк батюшке захотелось в нашу тёплую компанию!

Вместе с Саней тем же автобусом ехал наш незабвенный Адмирал – Алексей Константинович Карцев, неугомонный старик, пожелавший примкнуть в наши ряды и пройти поход по Днепру.

Протусили Саня и отец Георгий всего два дня – субботу и воскресенье, но укатили обратно просто переполненные впечатлениями. И оперные партии ночью распевали, и на катамаранах катались, и с друзьями водоньку пили, и комарами поедены были, а Саня даже спала на палубе вместо палатки и осталась несказанно довольна. Если б только не комары!

Мне они за ночь поели всё лицо. Хотя я даже не слышала их гнусного писка.


Не упела я утром продрать глаза, как Андрюха всучил мне в руки бутылку с пивом и шустренько поймал этот момент в объектив своего свежеприобретённого фотоаппарата


Завтрак в базовом лагере. Слева направо: Игорь Крыгин, Ирина Карпенко, Валентин Филиппов, Александра Копанёва, Михаил Дмитрук


Прибыл экипаж катамарана "Цыплёнок".  Капитан Валентин Лаварько направляется поприветствовать главного судью


Подготовительные будни. Слева - катамаран "Цыплёнок", справа - "Винни Пух". Посрединке на воде белеется "Бриз". Между "Бризом" и "Винни" виднеются синие поплавки висящего в воздухе над водой "Простора"

К открытию соревнований прибыл Андрюшка. Слава Богу, хоть какой-то мужик на «Мистрале» появился, а то всё стар, млад, женский пол да собачий.


Открытие соревнований "Кубок Днепра-2008". В жёлтых непромоканцах - капитан повешенного "Простора", он же - начальник "Сичи"


Цветочным венцом награждается отец Георгий за неудержимое желание пообщаться с друзьями-парусниками на берегах Днепра


Стою в раздумьях пред "Мистралем" на фоне "Цыплёнка"


Для чего-то опрокинутый "Мистраль" и Саша Бережной с Алексеем Карцевым. Хорошо виден "Бриз"


Снова недовольный чем-то Мишель, и довольные Адмирал и Валентин Филиппов. И ещё какой-то местный дядечка

В первый день соревнований предстояли гонки по треугольнику. Саня и батюшка к тому времени уже возвращались в Донецк на такси, а мы готовились к старту. Выяснилось, что Валентину на «Вінні Пуха» нужен помощник – более прыткий, чем инвалид Михалыч. У меня изъяли Мишу. А Адмирала определили в экипаж к Саше Бережному, на «Бриз» - для гоночного балла и хорошей компании.

Помимо «Мистраля», «Цыплёнка» и «Бриза», в треугольниках ещё погонялись серийный «Простор», по этому случаю снятый с подвески, и серийный древний «Альбатрос», принадлежащий брату Валика Филиппова. Участвовал «Вінні Пух» в "Треугольниках" как судья или как участник – не помню.

Помню, что в качестве эксперимента прицепила стаксель не на раксы, а за две точки – фаловый и галсовый углы, максимально растянув его по передней шкаторине. И очень пожалела, что так поступила. Потому что исправить положение на воде уже не было никакой возможности: дул приличный ветерок, поднялась волна, а экипаж – нулевой. Единственный помощник Андрей занят работой со шкотами, на которых тогда ещё не было нормальных стопоров. Стаксель пузырём выдувался на подветренный борт, постоянно грозил выйти из-под контроля. Вытрепал все нервы.

Откровенно говоря, с таким экипажем и в таких ветро-волновых условиях я отчаянно трУсила. Но старт взят, надо идти по дистанции. И мы шли, летели, неслись…

В это же время по Днепру проходила регата жесткокорпусных яхт. На каком-то этапе их маршрут совпал с нашим, и пришлось носиться параллельно с ними. Помню, как потряс меня угол крена этих яхт. Они сбрасывали лишний ветер со своих парусов, а наши катамараны не могли этого делать, рискуя перевернуться или выломать матчасть… Гоняться в группе жесткокорпусников с неуправляемым стакселем и неопытным экипажем в сильный ветер – ещё тот адреналин!..

Но мы справились. Отгоняли несколько гонок. И даже вышли на второе место за «Цыплёнком», настолько этим огорчив начальника «Сичи», что он отказался от дальнейшей борьбы и дальше «треугольников» не пошёл.


Моя "поза гонщика"

Вечерами ходили гулять с собаками по окрестностям. Набрели на стихийно образовавшееся кладбище домашних животных. Щемило сердце, когда рассматривала маленькие могилки с трогательными надписями на дощечках, с  заботливо оставленными любимыми игрушками усопших четвероногих друзей.

В один из вечеров познакомились с весёлой компанией молодёжи. Ребята праздновали день рождения одной из девушек и предложили выпить и нам. Андрюха с радостью согласился, тяпнул, а потом в приливе чувств взял и подарил имениннице свой налобный фонарик! Ну молодца, конечно! Только экипаж «Мистраля» оказался без единого фонарика, ибо таковых ни у меня, ни у мамы, ни у Глеба, ни у Миши не было.

На следующий день нас ждала маршрутка – гонка-ралли до Запорожья с промежуточными финишами на о.Малый Махортет и ещё где-то по дистанции.

В маршрутку у меня отобрали Андрея и вернули Мишу. Единственного толкового мужика забрали! Папа заявил, что «такая корова нужна самому», что он помочь Валентину в управлении «Вінні Пухом» не в состоянии. А тот хоть и не нуждается в помощниках, но следить, чтоб инвалид-судья не выпал за борт, не может. Нужен кто-то третий. А мне не фиг жадничать.

Первый же переход к первому же промежуточному финишу внёс суровые коррективы в наши планы. Оказалось, что доскональное знание акватории Днепровского водохранилища нашими днепропетровскими друзьями никак не спасает регату от проблем.

Во-первых, их скорости разительно отличались от скоростей «Цыплёнка» и «Мистраля». К примеру, Валик разъясняет:

- Такой-то ориентир, до него – приблизительно два часа ходу.

Когда через два часа «Цыплёнок» по мобиле интересуется дополнительными признаками ориентира, выясняется, что искомое место он проскочил час назад, и надо возвращаться. «Мистраль» это место тоже проскочил, но на четверть часа позже. «Бриз» сейчас – как раз на траверзе, идёт на финиш. И кто в такой ситуации первым закончил гонку?

Первый промежуточный финиш возле каких-то островков оказался на воде, потому что причалить и отбить финиш там негде. Это добавило неразберихи в наши ряды. И хорошо, что экипажи подобрались довольно пофигистские, а то не избежать было бы разборок.

Следующий финиш с ночёвкой – на острове Малый Махортет. Началась старая песня – мы прибыли на остров на час раньше «Бриза» и «Вінні Пуха», но минут 40 искали, куда можно причалить. В итоге финишировали почти одновременно. Получается, что быть лидером – себе же хуже. Всё преимущество на дистанции нивелируется особенностями акватории и ландшафта. А также неспособностью местных туристов-парусников внятно описать ориентиры.



Причалили к камням острова Малый Махортет. Миша готов стреляться

Тут, на Махортете, произошла первая стычка с судьёй. Михалыч сердился из-за недоговорённостей по мелочам, которые лишали участников более-менее справедливого решения. Участники стали проявлять пофигизм по отношению к результатам, что взнервировало судью ещё больше: что за регата, где никто не хочет побеждать? А если и хоть чуточку хочет – то не может из-за обстоятельств?

Сказочный островок стимулировал нас принять самое мудрое в данной ситуации решение: а ну её, ту маршрутную гонку! Ведь нет никакой возможности пройти её адекватно. Посему пройдём её походным порядком. А раз так, то задержимся на острове Счастья ещё на сутки.

Накал страстей погасил сам Махортет. Маленький, не больше километра в диаметре, романтически-необитаемый остров. Богатый на красоту: тут тебе и камни у воды, и склонённые деревья, и непроходимые джунгли леса, и степные поляны, полные пауков в паутинах, бабочек и кузнечиков. Тут тебе и плантации гигантского шиповника, и какого-то экзотического, нигде доселе невиданного растения («огурца» на прутиках), и ковры чилима на поверхности воды. И рыбалка! Такой роскошной рыбалки у меня отродясь не было!

Мужики беспрерывно ловили рыбу и тащили к нам с мамой. А мы едва успевали её чистить и готовить. И пекли её, и уху варили, и жарили, и вялили на солнце, и собак кормили… Уж даже взмолились: хорош! Или прекращайте, или давайте помощника на обработку.




Загадочное растение на Малом Махортете. Какие-то кустарниковые огурцы

С собаками я гуляла в хащах острова. Амга бегала на свободе, вынюхивая заросли. В лагере на всякий случай я её привязывала – всё-таки слишком нас много, чтоб она воспринимала всех лояльно. А Шпилёндра вкушала своего собачьего счастья по полной: бегала где хотела, отыскивала и приносила в лагерь вонючие останки  птиц, растрёпывала их перья и тыкала нам в руки – поиграй и ты! При этом впадала в раж и устраивала настоящие битвы с нашими руками, ногами и вещами. Часто крала вещи и носилась с ними по лужайке, а капитаны и матросы пытались её отловить и отобрать своё имущество. Ну что с неё возьмёшь – щенок!


С подружкой-Амгушкой в джунглях Малого Махортета

Наконец, благодатное время общения с Малым Махортетом закончилось – пора дальше в путь.

По плану стояла балка Лёгкая. Но по пути мы совершили ещё один привал-причаливание, возле монумента героям, форсировавшим Днепр во время Великой Отечественной. Даже в голове не укладывается, как можно было, при полном обмундировании, холодной осенью переплывать столь широкую реку? Уже одно это можно назвать подвигом. А сколько же народу при этом полегло?!

И, конечно, брала за сердце надпись на монументе: «Вы – живые, вы – не камень над Днепром и над веками!». И присутствие рядом Адмирала - живого свидетеля и участника героической битвы, пусть не здесь, а в горах Кавказа, но уцелевшего свидетеля той эпохи и той мясорубки - придавало особый статус, ритуальность нашему визиту к павшим героям.


На фоне монумента павшим героям Великой Отечественой войны

Кто мог подумать, что пройдёт всего несколько лет – и уйдёт в небытие незабвенный Адмирал, а потомки его предадут память и о нём, и о его подвиге, и о подвиге этих живущих в камне над Днепром и – увы! – не над веками?...

Горько… Невероятно… Но – факт…


"Вы- живые, вы - не камень
Над Днепром и над веками!"
С ветераном Великой войны - Алексеем Константиновичем Карцевым

С Лёгкой балкой – конечным пунктом нашего сегодняшнего перехода -  произошла уж привычная история. Валентин поведал, что ходу до неё часов столько-то. А узнать можно по бетонным плитам справа по борту. По факту идущий впереди всех «Цыплёнок» достиг искомого места на час раньше, но проскочил мимо, не заметив бетонных плит справа по борту. Да и как их можно заметить, если они находились на самом верху обрыва в горизонтальном положении? Их можно было обнаружить только сверху, с топа мачты. Или по мелким косвенным признакам, понятным людям, которые здесь уже бывали.

"Цыплёнок" на маршруте. Юра Протасов щёлкает семечки

Мы, конечно, тоже проскочили, поскольку шли в прямой видимости за «Цыплёнком». Даже Саша на «Бризе» проскочил мимо, поскольку шёл за нами и ориентировался по головному в эскадре. И только «Вінні Пух» не промахнулся. Увидев, что мы пролетели поворот рукава реки в балку, он позвонил и развернул нас. Самое смешное, что «Цыплёнок»  с «Мистралем» всё равно успели войти в рукав раньше, хотя им и пришлось разворачиваться и возвращаться. Ветерок был хоть и слабый, но при возвращении попутный.

Балка Лёгкая представляла собой узкий канал, окаймлённый высокими крутыми берегами, заросшими густой зеленью. Пристать четырём катамаранам не было никакой возможности. Оставалось одно: три лодки подвести к одному более-менее пологому пятачку и расчалить между берегом и якорями. И «Мистраль» точно также расчалить, но возле другого, совсем крошечного,  пятачка.

Мы решили ставить лагерь на самой вершине склона, потому что перед глазами вздымалась только крутая стена зелени, в которой мелькала тропинка наверх. Взобравшись на верхотуру, остались очень удовлетворены открывшимся видом. Простор воды, отлично просматриваемые сверху катамараны и противоположный крутой зелёный склон. Само местечко на верхотуре уютное, аккуратное, надежно спрятанное в зарослях. Так и тянуло поставить здесь палатку.

Папу пришлось оставить в низине – ближе к другим катамаранам. По состоянию здоровья он не мог лазать по склонам гор. Нас потрясало, что 87-летний Алексей Константинович легко карабкался по тропам наравне с нами. Он утверждал, что всему виной – дыхательный аппарат Фролова и дыхательная гимнастика.

По мобильной связи друзья нам передали, что выше Запорожья произошла какая-то техногенная авария, и вредные выбросы попали в днепровские воды. В связи с чем было рекомендовано задержаться в Лёгкой балке на день-другой, а потом разворачиваться и чесать обратно в Днепропетровск.

Признаться, мы не особо огорчились, поскольку местность нам очень нравилась, и появлялась возможность хорошенько её исследовать. Гоночный режим соревнований этого нам не позволил бы.


Объедаем местную флору. То ли груши-дички, то ли яблочки. Мародёрствуют Миша, мама и кто-то на дереве


Идём в село за молоком - я со Шпилькой, Миша с Амгой и Андрюша Пилипенко с сумкой


Экипаж "Цыплёнка" медитирует над обрывом. Валентин Лаварько, Николай Наталуха и Юра Протасов, который снова щёлкает семечки

Пара дней в Лёгкой пролетела, словно сказочный сон: прогулки, рекогносцировка леса, рыбалка, песни у костра, задушевные беседы, экскурсия в ближайшее село за молоком. Там же, в селе, произошёл вот какой казус.

Возле магазина толокся бесхозный пёс, смахивающий на помесь немецкой овчарки и питбультерьера. Ласковый такой и никому не интересный. Юрец наш – матрос с «Цыплёнка» - парень добросердечный. Возьми да прикорми бобика. А бобик, не будь дурак, смекнул, что с нами посытнее будет, да плюс две сученции в нашей компании – и порысил следом. На одной из деревенских улиц из-за забора выскочил белый бультерьер и учинил драку с нашим приблудой. Выбежала следом хозяйка и, схватив буля за задние ноги, с визгом убиваемой свиньи начала стремительно крутиться на одном месте, раскручивая вокруг себя буля. А буль цепко держал в пасти несчастного бобика. Мужественный пёс, однако, ни разу не завизжал, а только пытался отбиться от белого монстра.

Мои собаки остервенело рвались в бой, но, к счастью, я во время прохода по деревне вела их на поводках.

Наконец, сила инерции вырвала бедолагу из зубов собаки-убийцы. Пёс-бомжара, прихрамывая, подбежал к нам за утешением. Тётка осталась причитать на улице, всё так же держа буля вниз головой за задние ноги.

Юрец окрестил найдёныша Дружком, и тот, хромая, добрёл с нами до самого лагеря. Признаться, я надеялась, что он на околице деревни отстанет и вернётся – всё же собаке привычней быть среди людей, а не по пустым лесам таскаться. Но километров 5-6 до стоянки Дружок преодолел, хоть и сильно хромал. Я оглядела рану: глубокие дыры от клыков в области предплечья. Ничего жизненно важного не повреждено. Но из-за глубины заживать будет долго и болезненно.

Завтра нам предстояло уходить на маршрут, возвращаться. Собакевича мы, конечно, подкормили за сутки, но что с ним делать дальше? Бросать здесь в лесу, одного – не по-человечески. Он ведь пришёл с нами, доверился. Что он здесь будет жрать, хромой? В селе хоть какой-то шанс, что подкормится.

Но никому из наших собака была не нужна. У меня тоже на борту – двое, причём в этаком вооружённом нейтралитете с Дружком. Очутятся на ограниченном пространстве палубы – передерутся, а там под «горячий зуб» недолго и нам попасть.

Обзвонив знакомых собачников Днепропетровска и Донецка, поняла, что привезти им собаку, конечно, можно. Некий шанс на устройство в приют в Донецке оставался. Но никто не хотел брать на борт животину! Всей толпой меня уговаривали, что – лето, тепло, пёс не пропадёт в лесу. И в деревню дорогу найдёт.

Я не могла приказывать капитанам, кого им брать на борт, кого – нет. И, скрепя сердце, согласилась оставить несчастного пса здесь.

Пока мы грузили катамараны, он с интересом наблюдал за процессом, ненавязчиво расположившись в кустах. Последним уходил «Цыплёнок» с нижней стоянки. «Мистраль» отчалил третьим. И вот, хотя «Цыплёнок» был всего в паре метров от пологого спуска в воду, а «Мистраль» отошёл от обрывистого склона уже метров на 10, за нашей кормой раздался громкий всплеск.

Я оглянулась. За кормой «Мистраля», нырнув с обрыва, плыл Дружок!
Ну как я могла его бросить?!

Притормозив лодку, дождалась самоотверженного пса и за шкуру выволокла из воды на палубу. Странное дело, но мои собаки не стали на него ни рычать, ни тем более прогонять. Дружок деловито отряхнулся и скромно улёгся в уголочке на трамплине. Все опешили от такого развития событий. А у меня в голове перещёлкнуло, что не Дружок он, а настоящий Матрос. Худой, хромой и очень умный пёс-Матрос.

Так его с тех пор и называла.

Матрос благополучно пропутешествовал с нами три дня. Первый день – от Лёгкой до Малого Махортета. По пути мы заскакивали к другому монументу павшим воинам-освободителям Днепра. Причалить нормально не было возможности, пришлось припарковать «Мистраль» бортом к рыбачьей лестничке и принайтовить.


                                                                    Вот такие трап-сходни! На их фоне - я, Миша и Глеб 

При этом все три собаки благополучно преодолели опасные ступеньки при выходе на сушу. В том числе и продолжавший хромать Матрос. После экскурсии точно так же дружно собачья команда взошла на борт корабля. Над нами не потешался только ленивый. Да-а, хорош экипаж: две бабы (капитан и кок), два пацана 16 и 14 лет и свора из трёх собак…

Ночевать прибыли на Малый Махортет. Но там ждало разочарование: в связи с выходными остров оккупировали рыбачки и праздноотдыхающие. Вот тут-то, полагаю, и сыграли свою роль собаки. Хоть и не было этого сказано открытым текстом, но соседствовать с «азиатом» и полуовчаркой-полупитом народ не захотел. К обеду следующего дня остров очистили только для нас.



Почти вся наша дружная компания на живописных брегах Малого Махортета. Слева направо, стоят: Коля Наталуха, Валик Лаварько, Адмирал, Саша Бережной, Глеб Закорко, Андрей Пилипенко. Сидят: Валик Филиппов, Оля Дмитрук, Миша Дмитрук со Шпилькой на руках. Возлежит спиной к зрителю - её Величество Амга Акташевна. Не хватает только Игоря Крыгина и Иры Карпенко

Матрос отъелся маленько, и начал нагличать. Амга его слегка вздула в воспитательных целях, хотя до этого была весьма терпима к зверю. Капитаны, матросы и родители потихоньку проедали мне плешь насчёт туманного будущего Матроса. «Неужели ты его потащишь в Донецк?»

Ребята, ну а что мне с ним делать??? Ведь он сам выбрал нас, выбрал мой катамаран и нашу компанию. Как можно его бросить? И где?

Проведя сутки на замечательных берегах Малого Махортета, снова тронулись в путь. Погода всё время баловала тихим ветром и отсутствием волн. Правда, очень надоедали богатенькие притырки на моторных катерах. Они носились по акватории, что сумасшедшие, и всякий раз протирались так близко от катамаранов, что я в душе просто обмирала от страха. Зацепит за поплавок – и ку-ку с моей командой. Сомневаюсь, что катеровладельцы обладали знаниями о расхождении судов, праве дороги для парусников и прочих ненужностях.

Царские хоромы на берегах Днепра тоже не радовали глаз. Может, и красиво – да не для простых смертных. Причаливать на эти частные территории категорически запрещено. У нас, граждан страны, отбирают нашу землю, нашу реку, наше право на пользование природными ресурсами.

Чтоб немножко отдохнуть и размяться, сделали вылазку на территорию пляжа какой-то базы отдыха весьма затрапезного вида. Матрос тотчас шуганул в кусты и был таков. Всё предыдущие дни он заходил на палубу первым, раньше всех, и в приглашении не нуждался. Словно боялся, что уйдём без него. И надо признаться, что не напрасно боялся.

Пришло время отчаливать. Уже все лодки пошли по маршруту, а я всё бегала и звала Матроса. В душе нарастало раздражение: не хочешь – и не надо. И тут он выскочил на зов, облизываясь. Видать, чего-то отыскал подъесться. Я подхватила его под пузо и помогла взобраться на палубу. Наши все уже давно восседали там в состоянии боевой готовности.

В последний миг Матрос соскочил с «Мистраля» и побежал в кусты. Я ещё позвала его, немного попыталась поискать, но он как в воду канул. Мальчишки и мама в один голос кричали:

- Оля, это – судьба! Он выбрал свой путь! Он больше не хочет на катамаран! Давай быстрей отчаливать, пока он не передумал! Это – база отдыха, здесь есть люди – не пропадёт теперь.

И я приняла нелёгкое решение – вспрыгнула на борт и ушла за эскадрой, постоянно оглядываясь. Сердце ныло, и, оглянувшись в очередной раз, заметила на берегу одинокую собачью фигурку. Матрос стоял у кромки воды и глядел нам вслед…

О чём он думал? О том, что теперь уж не доплыть, не догнать? О том, что слава Богу, нашлось более спокойное местечко для существования? Или о нашем предательстве?..

До сих пор не уверена, что поступила тогда правильно. Возможно, надо было вернуться за ним. Ведь предстоял всего один переход до Днепропетровска. А там – или местные зоозащитники с их вольерами и тюремным сытым существованием, или дорога в Донецк. Дорога нелёгкая, электричками, с двумя пересадками и такая же неизвестная судьба в Донецке у тамошних зоозащитников…

Через пару минут, оглянувшись опять, Матроса я не увидела. Ушёл. Всё понял… Прости, Дружок! Прощай!

Путь домой выдался долгим и напряжённым. Ветер скисал до почти что нуля, тащились мы невероятно долго. Начинало темнеть. Пришлось взяться за вёсла.

В сумерках я велела своему экипажу надеть спасжилеты. Мало ли что может приключиться. Все безропотно подчинились. А вот мой сынуля – 14-летний отрок в стадии гормональных всплесков - выпил сегодня последние капли моей крови. Попивал-то он её систематически на протяжении всего похода, но веслование и необходимость напялить ненавистный спасик поставили жирный крест на его будущем туриста-парусника.

У меня было горячайшее желание забрать у Миши весло, этим веслом накостылять как следует, а потом отправить гадёныша за борт и тем веслом пристукнуть, чтоб за борта не цеплялся.

Это был последний поход под парусами юного Миши. Я поклялась, что больше никогда его не возьму с собой. В следующий раз он пошёл с нами  только через  4 года, в 2012-м, по Чёрному морю, будучи уже совершенно другим человеком с повзрослевшими мозгами и психикой.

Накал страстей на борту собственного парусника совершенно «выключил» у меня понятие о туристском братстве. Я совсем не думала, как же там выгребают остальные экипажи по темноте и штилю, особенно – «Бриз», где двое на борту (один из двоих – 87-летний дед).

Единственным желанием, кроме как отлупить Мишу, было ещё желание поскорее добраться на берег, чтоб эти мытарства завершились. Во тьме Днепр сверкал россыпью огней. Найти тихий причал «Сичи» было бы абсолютно невозможно, если бы не навигатор. Впервые в жизни я использовала его и хвалила небеса, что хватило ума забить координаты базового лагеря в яхт-клубе.

Мы добрались успешно, через полчаса или час после «Цыплёнка». Валентин с Николаем и Юриком нас встретили, помогли затащить «Мистраль» на берег, тотчас накормили свежесваренным ужином. Мы расслабились и стали ждать остальных, подсвечивая им фонариками наше местоположение и переговариваясь по мобилам.

Притащились они часа два спустя. Очень уставшие. Папа не преминул прочесть лекцию на тему товарищества. Те, у кого есть на борту рабсила и навигатор, не должны были усвистывать вперёд, а обязаны были «пасти» товарищей, у которых на борту старики и инвалиды, неспособные грести вёслами несколько часов кряду. И, возможно, чем-то помочь аутсайдерам.

Конечно, всё верно. Это – хороший урок похода по Днепру-2008. Я его запомнила, как резюме мероприятия. Каждый поход – это опыт, это школа, это различные ситуации, из которых не всегда находишь правильный выход. Но главное – это правильные выводы.

На следующий день состоялось закрытие соревнований. Мы с мамой сочинили песенку и спели её перед всем честнЫм народом. Крыгин «подбил» результаты гонок по треугольнику и по итогам наградил «Цыплёнка» Кубком Днепра, нас – грамотами за второе место, «Бриза» - за третье. Но и без всяких подсчётов было видно, что «Цыпа» вне конкуренции. «Мистраль» ему уступал и в маршрутке тоже. «Бриз» автоматом выходил на третье, потому что «Вiннi Пух» вообще не торопился.

Впрочем, все днепропетровские туристы-парусники на протяжении всего мероприятия не особо торопились. Ну не гонщики они, и всё тут!


                                                                     Готовимся к закрытию соревнований


                                             Награждается юный кровопийца Мишаня Дмитрук

Подводя итоги похода, с тихой ностальгической грустью замечу, что при всех перипетиях и нестыковках это оказался очень, очень хороший поход. Путешествие малым коллективом, где каждый друг другу – товарищ и брат, где нет конкуренции (ибо сразу стало ясно, кто тут самый быстрый, кто не самый, а кто самый не самый), где царит доброжелательная расслабляющая атмосфера, где тебя окружает богатство природы великой реки – это счастье.

На стоянках мы собирались в одну кучу, даже если катамараны были разбросаны в разных местах, совместно готовили еду, совместно питались, пели песни у костра. Мужчины в полной мере проявляли заботу о нас, женщинах, что было, конечно, очень приятно. Да и весь коллектив подобрался спокойный – любители тишины и мирного созерцания. Даже мальчишки Миша и Глеб не буйствовали, прониклись всеобщим умиротворением. И кровь Миша пил только у меня, с остальными вёл себя вежливо и благоразумно.

Конечно, радовало всеобщее терпимое отношение к моим собакам. Радовало, что животинки отдохнули на природе, набрались впечатлений. Единственная заноза – это брошенный пёс Матрос. Но тут уж ничего не изменишь. Это тоже – урок, из которого я до сих пор не смогла сделать правильный вывод.

Спасибо, Днепр, за близкое знакомство, за твою благожелательность к нам, за массу хороших впечатлений и воспоминаний! Спасибо всем людям, которые не поленились почтить своим присутствием первый в истории Кубок Днепра по парусному туризму!

 

Все в сборе
Песня о походе "Посвящение "Кубку Днепра"