3-й Чемпионат мира
по гонкам на разборных и надувных парусных судах
"Балхаш-2014"
Часть 1. Казахстан
Не буду подробно описывать, как мы готовились, как мечтали, как планировали своё участие в ЧМ-2014, как жаждали увидеть Казахстан своими глазами. Достаточно сказать, что собирались ехать от Донбасса 3 полноценные команды – «Удача», «Мистраль» и «Трикстер». В итоге поехали только 2 человека, и без катамаранов.
Обстановка в Донбассе – постоянное ожидание «зачистки», массовое бегство жителей из зоны военных действий – висли тяжёлым грузом на нашей мечте. Двое детей, больные отцы, четыре собаки – за них надо быть в ответе, а не разгуливать по степям Центральной Азии. Ибо поездка предстояла долгая, не менее трёх недель.
И тут очень хочу выразить свою благодарность замечательным людям – моему мужу Владу Ульянову и моей мамочке Ирине Карпенко.
Кое-как определившись, кто за кем присматривает и ухаживает в наше отсутствие, мы столкнулись с новым препятствием: Владу срочно нужно было доделывать заказанную работу, и отлучиться с рабочего места он не мог никак. Скрепя сердце, пришлось расстаться с мечтой и не ехать на Балхаш. Однако тогда мы крупно «подставляли» Женю Коротких из Луганска и ребят из Ростова-на-Дону, с которыми договорились вскладчину ехать на регату на машине. Да и билеты на поезд до Ростова уже куплены.
Многочисленные поиски людей, способных внезапно сорваться с места и отправиться навстречу приключениям, ни к чему не привели. «Путёвки на Балхаш» «горели» синим пламенем.
Итак, отъезд – 7 июня, утренней электричкой, в Ясиноватую. 8 июня утром в очередной раз звонит Женя Коротких и уговаривает так, как змий не уговаривал Еву. Такой возможности в жизни больше не представится. Нас ждёт катамаран, нас ждут друзья из России и Казахстана, ждут бескрайние степи, пустыни, уникальное озеро Балхаш, аборигенные казахские тобеты, а на обратном пути - легендарные Самарканд и Бухара.
Через 5 минут после звонка Коротких – на связи Влад. Жалуюсь, что снова искуситель Женя соблазнял несусветно. Внезапно Влад заявляет:
- Так поезжай! Это я застрял с работой, а ты-то почему должна страдать от этого?
- А как же так? Ведь мы планировали вместе, да и вообще… Нехорошо – я поеду отдыхать, а ты останешься работать…
- Да я тебя на поезд лично посажу, чтоб убедиться, что уехала.
Чёрным юмором Владик, как обычно, скромно прикрывал благородный Поступок. Что тут возразишь? Мужчина. Этим всё сказано. Это звучит гордо.
Неожиданно и мама, которая ещё вчера открыто радовалась, что я приняла мудрое решение не ехать, сегодня заявила:
- Поезжай. Мы справимся. За нас не волнуйся.
И я забросала вещи в герму. В путь!
07 июня, суббота
В Ясиноватую добрались без приключений электричкой. Потому что ехать автобусом по дорогам опасно. Кругом блок-посты и витающие в воздухе рассказы о расстрелянных людях и отобранных машинах.
Там встретились с Женей Коротких, закупили продукты и сели в поезд до Ростова. Две границы пересекли тоже без проблем. Вот только у Украины закончились бланки миграционных карт, и пришлось оформлять миграционку прямо на ж/д билете.
К семи вечера по российскому времени (на час вперёд) прибыли на место, где были встречены Анатолием Кременем – туристом-парусником-альпинистом из Ростова. Кстати, в поезде, заметив наши гермы, какие-то мужички с уважением поинтересовались: вы боксом занимаетесь? Это везете боксёрские груши? :)
На микроавтобусе с праворульным управлением Толик довёз нас до своего дома. Там из-за забора облаяли две злобные псины, которые при ближайшем знакомстве оказались отнюдь не злобными, а наоборот – очень любвеобильными. Особенно Малыш - огромный метис кого-то с кем-то, смахивающий на ирландского волкодава. Поначалу, заметив из-под забора его могучие волосатые лапы и мощную морду, я даже спутала его с кавказской овчаркой.
В доме господствовали кошки и коты. 9 штук. Самых разных расцветок и возрастов. Они демонстрировали такую же любвеобильность ко всем людям, что и собаки во дворе. Кое-кто из кошаков тут же устроил небольшое представление по просьбе своей хозяйки Нади – жены Анатолия. Взаимопонимание с Надей у этих маленьких хищников было просто потрясающим. Куклачёв отдыхает.
Вечер прошёл в застольных беседах, упаковывании наших продуктов по баночкам и организованной «на дорожку» бане.
Ночевали на втором этаже, в кабинете-гостиной, украшенной разнообразными трофеями из многочисленных походов Толика. По трофеям Анатолий провёл небольшой экскурс, поясняя, что откуда и что всё это значит.
08 июня, воскресенье
Утром хозяева всё ещё собирались, а нас с Женей отпустили погулять по Ростову. Жара в городе – караул! Близко протекающий Дон не даёт никакой прохлады от раскалённого каменного мешка. Кстати, что крайне удивило – плохая подача воды в дома жителей. И это – при огромной реке в полукилометре отсюда!
Посетили рынок, где прикупили себе белые носочки на палубу – от ожогов. Цены на продукты и хозтовары в Ростовской области кратны нашим в среднем как 3,5:1. То есть минимальная пенсия должна быть где-то около 3,5 тысяч рублей, потому что у нас - 1000 грн. Но сдаётся, что минималка в России гораздо больше.
Погуляли по окрестностям. Конопля в Ростове растёт повсеместно. Никто её не уничтожает и, похоже, не использует по прямому назначению. Пожевали мороженое – качественное, из натурального молока. Правда, такой сорт был только один. Остальные, как и в Донецке – со всякими «ешками». В одном из небольших магазинчиков решили прикупить разливного кваса, но именно на нас его не хватило. Нацедив в бутылочку граммов 200, продавщица отдала его бесплатно. Мы поблагодарили и заметили, что доброе дело она совершила для жителей Донбасса. Девушка вмиг преобразилась:
- Может, вам как-то помочь? Вот возьмите хоть бутылочку ситро!
Но мы поспешно и насилу отказались, ибо её добрый порыв был настолько искренен, что нам стало неловко.
Вернувшись к Анатолию и Наде, дружно пообедали и загрузились в машину. Не праворульную, а в нормальную "Мазду". Фотографируя их собак, обнаружила, что мой Мишка-сынишка утворил маме пакость: не вернул назад карту памяти, и на фотик помещалось всего 4 кадра. Нужно было срочно покупать карту памяти. Разменяв Толику 100 евро на рубли, приобрела карту на 8 гиг за 440 рублей.
Толик наклеил на борт машины наклейку «Будь первым! Балхаш-2014», и мы тронулись в далёкий путь. На часах - 16-30 по местному времени.
Россия помнит о Великой Победе
Мост. Наверное, через Дон или один из его каналов
Ехали через Батайск - на Калмыкию. Толик планировал делать в сутки по 1000 км. Только при этом условии мы могли преодолеть более 4 тыс км до Балхаша в четыре дня. Пятый день - страховочный. Удивляли бесконечные, просто нереально бесконечные степи. Ровные, как стол. Засеянные пшеницей.
Житница. Здесь хорошо выращивать лошадей. Кстати, где-то в этих краях находятся знаменитые в прошлом советские конные заводы имени Будённого и имени 1-й Конной Армии, на которых выращивают замечательных спортивных лошадей будённовской, донской и чистокровной верховой пород.
А не заставили себя долго ждать эти самые заводы: вот они! Много лет мечтала побывать на каком-то из них, ведь ездила на лошадях, выращенных в этих степях: на золотисто-рыжих, солнечных, огненных конях с пламенным темпераментом - Диссонансе, Забеге, Заездчике, Пире, Разборе, Разгадке, Реванше, Ретро, Серпе, Спринте...
Одна из мечт сбылась.
Автомобильные дороги в степях - узкие, двухполосные. Радовали глаз круглые, скатанные в скатку стога сена. У нас в Украине не видели, чтоб так катали.
На первую ночёвку остановились уже в
Калмыкии, недалеко от Элисты, на одной из стоянок для фур. Толик с Надей поставили палатку, я устроила себе ложе на сложенных плитах прямо под открытым небом, а Женя полез спать в машину. Начавшийся моросящий дождик загнал меня тоже в машину.
Через телефон Анатолия и социальную сеть "Вконтакте" удалось выйти на связь с сыном, доложиться, что всё идёт по плану и разузнать, как там обстановка в Донбассе. Пока всё спокойно.
09 июня, понедельник
Жене пришлось спать в салоне с катамараном среди барахла. Потому что на сиденьях почивала я
Утром в наш стан пожаловал... среднеазиатский волкодав! Собака "оттуда", которую я мечтала увидеть живьём, ведь не секрет, что разводимые в городах САО, "тобеты" "алабаи", "азиаты" и "волкодавы" на самом деле сильно отличаются от первоисточника. Пришедший в гости экземпляр, действительно, радикально отличался от тяжёлых, инфантильных, "сырых" и ленивых представителей городского разведения. Длинноногий, крепкий, поджарый, и при этом - рослый, толстолапый и мордатый. Классика жанра. Живое воплощение того, насколько извращена порода недальновидными разведенцами.
Кобель хромал на правую переднюю, вёл себя очень скромно и к лагерю близко не подходил. Он явился не к нам, а пообщаться с местными дворняжками.
Местный волкодав
Местная дворняжка, по типу относящаяся к собакам-париям
Труп змеи, поднятый с дороги для фотосессии Калмыкия - республика степей и травы. Сеноперевозка Позавтракав Надиным борщом, отправились в путь дальше. Борщ и плов Надя сварганила ещё дома, в Ростове, в большом количестве, упаковала в сумку-холодильник. Собственно говоря, почти всю дорогу на Балхаш мы питались этими борщом и пловом, тратя время всего лишь на разогрев и на чай. Надя, конечно, очень старательно подготовилась к путешествию. Четыре термоса с горячим сладким чаем (один - Женин) постоянно стояли в машине, и мы попивали из них в течение дня. В сумке-холодильнике покоились батареи пластиковых двухлитровок с квасом и компотом. Разгорячённые раскалённым воздухом летнего зноя, мы охлаждали свои внутренности этими божественными напитками.
Интересно, что с пересечением невидимой границы республики
Калмыкия нам теперь попадались в подавляющем большинстве лица характерной калмыцкой наружности. Словно уже сейчас ты попал в другую страну.
И всплыло из памяти выражение "калмыцкие степи". Необозримые, ровные, дикие. Вспомнился известный советский поэт-калмык Давид Кугультинов, с его щемящими строками, пронизанными любовью к этим степям:
"... В те года, когда, горе мыкая,
Думал: кто б пожалел меня?
Не к тебе ль я взывал, Калмыкия?..
Ты во всех несчастьях - броня!..
...В пору ясную, в пору грозную,
Будь то солнечно иль темно,
В ночь ли звездную иль беззвездную
Было небо у нас одно.
Пусть огромна земля, которая
Всем нам - родина с первых дней,
Но всегда был моей опорою
Лишь один уголок на ней.
Поздним вечером, ранней зорькою
Лишь тобою душа полна,
Моя сладкая, моя горькая,
Небом данная мне страна!..
Так шуми, цвети степью, нивою,
Белый свой расширяя путь!
Благодатною и счастливою,
Навсегда живою пребудь!
Встретили три маленькие, голов на сотню каждая, отары. С ними были чабаны без собак. Степи довольно влажные, с большим количеством луж. Чернозёмы, впитывающие влагу, закончились. Почва стала глинистой, не пропускающей воду.
Калмыцкая степь Калмыцкие дороги Калмыцкие коровы
Калмыцкая отара
Наш водитель и командир - Анатолий Кремень Евгений Коротких. Огромное количество насекомых заканчивало свою жизнь на нашем лобовом стекле. Приходилось протирать видимость Ровная дорога, ровная степь. Гигантский обеденный стол Направляемся к Астрахани. Вот и первый солончак.
Солончак в степи Астрахань - большой, шумный, пыльный и очень жаркий город. Много мостов и мостиков, так как - куча
ериков. Проскочили мы его быстро, без остановок на экскурсию. Как потом выяснилось, Толик вообще не был склонен делать какие-либо остановки для осмотра достопримечательностей. Он гнал вперёд со страстью одержимого дорогой. Объяснял тем, что отстаём от графика, он не успеет собрать катамаран до открытия соревнований. Впрочем, назад мы тоже гнали. Из чего пришлось сделать неутешительный вывод, что задуманное автопутешествие удалось далеко не на 100%.
За Астраханью на какое-то время пошли зелёные луга (всё-таки устье Волги, да и Каспийское море рядом) с лошадьми и коровами, а потом - снова сухие степи и овцы.
Понтонный мост через реку Бузан
Преодолев понтонный мост через приток Волги - реку Бузан, через некоторое время подкатываем к границе Российской федерации. Предстоит пограничный контроль.
Граница России Российскую границу преодолели без проблем. Единственно - пограничники сильно удивились отсутствию миграционных карт. Штампик на ж/д билете их сильно озадачил. Но мы напомнили им про массовые эвакуации граждан из юго-восточных областей нашей страны - и те поняли, почему миграционные карты в Украине исчерпались.
Граница Казахстана Между таможнями Толик поменял энное количество рублей на
тенге по курсу 5,3.
Казахская таможня встретила лицами только казахской наружности и двуязычием. Оказывается, для украинцев при въезде в Казахстан необходим загранпаспорт. Россияне могут попасть по внутреннему. Зато нас с Женей ждало большое огорчение: в Узбекистане и россиянам требуется загранпаспорт, а таковых у наших Толика с Надей не было. Наша с Женей мечта посетить на обратном пути Бухару и Самарканд накрылась медным тазом, то бишь, отсутствующими загранпаспортами наших российских спутников. Увы. Не всем мечтам дано сбываться в одну поездку.
После казахской таможни нас окружили люди, укутанные в цветастые одежды, закрывающие лица (пекло-то какое!) с предложением поменять рубли на тенге по курсу 5,0. Я предложила им гривны, но они отказались.
После пересечения границы мы попали в Страну Лошадей. Косяки и табуны разных размеров благородных и диких мастей паслись там и сям в степях, толклись возле каждого водоёмчика. Вольные, почти дикие лошади, не знающие седока. Под палящим солнцем, но - "не под седлом и без узды" (В.Высоцкий).
"Нам, коням, негоже спать в стойле, нам свободы подавай запах!
Не успели подковать люди, а без подков оно куда проще". (А.Розенбаум)
Казахстан - Царство Гуингнмов. Вот только там их едят... Первые же казахские селения - аулы - поразили аскетизмом невиданным. Из Википедии: "
Аул... представляет собой деревню или село с квартальной или хаотической застройкой домами из сырцового или обожжённого кирпича (реже из дерева), с загонами для скота, хлевами, амбарами, колодцами, иногда с огородами и садами". Живут же люди, и наверняка преданны своей Родине...
Следующим крайне нас удивившим зрелищем был непонятный каменный городок из крохотных домиков. При детальном рассмотрении это оказалось... казахское кладбище. Согласно местным традициям, могилы не украшают растениями (какие растения в таком пекле?), а огораживают каменными или шлакоблочными стенами, которые по возможности украшают башенками. Вообще, казахи очень трепетно и уважительно относятся к памяти покойных предков.
Казахское кладбище С фасада к каменному пристанищу усопшего ставят надгробие с именем покойного. С тыла ставят ступенечки, которые подводят к металлической, запертой на замок калиточке. Родственники приходят сюда помолиться за упокоившуюся душу. Обычно на подобных кладбищах не так уж много "домиков", в среднем штук 20-30. Располагаются казахские погосты отдельно от христианских, в нескольких километрах от селений, но места в степях хватает всем. И живым, и мёртвым. И мусульманам, и христианам, и атеистам.
Кстати, вдоль дорог мы замечали немало одиноких могил с надгробиями. Сначала думали, что эти могилы - результат гибели на дорогах многочисленных лихачей. Как это принято у нас - хоронят там, где с жизнью расстался. Однако, как пояснили нам наши казахские друзья, это не так в Казахстане. Тут принято размещать могилы вдоль дорог для того, чтоб как можно больше людей отдало дань памяти усопшему. И прочло молитву. Чем больше людей здесь за него молятся - тем лучше ему живётся там.
Я поинтересовалась, а как же можно успеть помолиться, если машины носятся мимо могил со скоростью более 100 км/ч? Ответ: принято сбрасывать скорость в таких местах, и хотя бы несколько слов молитвы, пускай мысленно, произнести. Традиция.
Захоронение уважаемого Едилбая Следующим поводом для наших восторгов послужили впервые увиденные на свободном выпасе верблюды! Это вам не зоопарк, не зверинец, не цирк. Это - вольные животные, пускай и домашние. Нам удалось воспользоваться паузой в движении авто и выскочить поближе к этим зверюгам для фотосессии. Особо приближаться не рискнули. Верблюды - животные крупные, сильные, смелые, независимые. Ещё накостыляют непрошенным гостям...
Большую часть фото Казахстана нам пришлось делать на ходу, из окна мчащейся машины. К счастью, верблюды стали попадаться довольно часто, и даже переходить перед нами дорогу. Разок Толик даже подъехал к идущим по обочине кораблям пустыни вплотную и разрешил фоткать, пока есть возможность.
Бактрианы, в отличие от одногорбых дромадеров, обрастают на зиму роскошной шубой и способны переносить сильнейшие морозы КазахстанаНа лето шуба облезает полностью.
Упругие торчащие горбы - признак хорошей упитанности верблюда Едем по трассе в город
Атырау. По дороге в довольно большом по местным меркам ауле Аккызтау заходим в магазин, где приобретаем кисломолочный напиток "Тан" (у нас в Украине такого нет, а в России продаётся) и местную сим-карту, чтоб пользоваться интернетом. Тусящие под магазином молодые казахи начинают что-то спрашивать у меня на плохом русском. Понять что-то конкретное трудно, но подозреваю, что вызвала у них нехорошие ассоциации своим весьма вызывающим прикидом. В здешних краях не принято, чтоб женщины шастали в коротких шортах и с приоголённым животом. Женя делает мне справедливое замечание, после которого уже из машины не выхожу. Так, на всякий случай. Пока не приму более пристойный вид. Надо уважать чужие традиции.
Емхана. Госпиталь. Больница Продолжаем двигаться навстречу Солнцу. Здесь время сдвинуто ещё на час вперёд. От украинского отличается уже на два часа. Но мы с Женей не замечаем, что не досыпаем эти два часа. Очень интересно и необычно всё вокруг. Особенно - для меня. Ведь Женя родился и рос в Узбекистане, многие азиатские вещи ему знакомы. Он сейчас ностальгирует по Родине, по стране детства. А я восхищаюсь увиденным. Ведь одно дело - читать в книгах, другое - видеть собственными глазами. Как написал наш Валерий Петущак, герой Украины, в своей повести о путешествии на яхте "Лелитка" вокруг света: "Ощущение - будто оказался на открытой странице учебника географии, которая внезапно ожила. В конце концов, разве не ради "оживления" страниц, которые когда-то пробудили в душе мечту о море и путешествиях, мы и отправляемся куда глаза глядят?"
Часам к девяти по местному времени становимся на ночлег на очередной стоянке для автотранспорта. Сторож любезно предлагает весьма уединённый уголок за железным забором. Тут хоть и навалено кругом строительного хлама, но зато безлюдно и есть маленький клозет. За всё удовольствие просят 200 тенге (или 40 рублей, или 10 гривен).
Толик с Надей по-прежнему ставят палатку, а я облюбовала постамент из шлакоблоков. Всё не на земле. Женя снова в машине. Ужинаем борщом, мажемся от комаров и погружаемся в сон. Интернет-связи нет. С Украиной связаться не можем. До Атырау - считанные километры.
Ночёвка под Атырау. Женя, Надя и Толик 10 июня, вторник
Подъём в 6-00 по местному времени. Солнышко уже довольно высоко, ощутимо пригревает. На завтрак - Надин плов из Ростова. Подбираю себе одежду так, чтоб полуголой ехать в машине, но в случае необходимости было что накинуть, чтоб не дразнить гусей.
Закончилась вода.
Утро в нашем бивуаке Моё спартанское ложе Набираем 10-литровую бутыль в расположенном на стоянке колодце. Стартанули в 7-00. Едем в Актюбинск, по-местному -
Актобе. По роскошному автобану. Толик уступает руль Жене и отправляется на заднее сидение, к Надюше. Я перебираюсь на переднее, рядом с водителем. Красота! Отсюда - чудесный обзор местности.
Женя с Толиком набирают питьевую воду в местном колодце.
По возможности старались её кипятить. Но я пила и сырую. Хорошая вода Автобан плавно переходит в обычную дорогу. Ищем трассу А-27, потому что, согласно навигатору, именно она ведёт в Актобе. В поисках этой самой трассы попадаем в какой-то посёлок. Названия его на карте не нашла.
Весьма мрачный пяти- или четырехэтажный жилой дом
Скромная улица рабочего посёлка (недалеко - предприятие "Казахгаз", на котором, скорее всего, работают жители этого поселения) Навигатор уверенно ведёт нас через этот почти безжизненный посёлок к искомой трассе. Но внезапно асфальт заканчивается. Дальше - голая степь. Более похожая на пустыню.
Больше асфальта нет Толик верит своему прибору, и целеустремлённо выезжает на практически полное бездорожье.
Дорога... Без слов. По таким мы ехали почти 400 км. Со скоростью 60 км/ч А далее начинается самая интересная, самая захватывающая и драматичная часть нашего автопутешествия - ралли по пустыне "Париж - Дакар", пардон, "Атырау - Актобе". Практически 400 км полного бездорожья. Ибо назвать ДОРОГОЙ то, по чему мы скакали сломя машину - невозможно при всём уважении к братскому казахскому народу.
Трасса А27 таки нашлась. Но это было что-то неописуемое! Словно её подвергали длительной и сильной бомбардировке с воздуха. А потом гуляющие по окрестностям верблюды, видимо, неудержимо гадили на остатки асфальта, и их ядовитые кислотные испражнения растворили то, что осталось после бомбёжек. Даже не дыра на дыре, а узкие полосочки более-менее твёрдого асфальта, соединяющие гигантские и бесконечные выЕбоны, пардон, выбоИны.
Все встреченные нами фуры ничтоже сумняшеся пёрли с огромной скоростью справа и слева от этой трассы, прямо по голой пустыне, поднимая в небеса гигантские пылевые облака, образующие за ними километровые хвосты. Словно кометы.
То есть, по сути, сама трасса представляла из себя сплошную осевую. А справа и слева от неё шло по пять полос грунтовок, из смеси
лёсса, глины и песка. И мы поняли, что и нам следует съехать вниз с трассы, на эти самопровозглашённые дороги.
Удивительно, как наша машинка выдержала это испытание со столь минимальными потерями! Если скорость нашего авто на трассе А27 не превышала 40 км/ч, то на грунтовке Толик разогнал её до 60-ти. И всё равно нам с Женей казалось, что напрасно он так насилует машину. Рано или поздно этот ужас закончится, а вот машина может не дожить до сего светлого часа.
Мы скакали, словно сумасшедшие, по колдобинам и ухабам. Понимая, что сегодня нас ждут интересные вещи, Женя по-джентльменски заранее уступил мне место рядом с водителем.
- Я хочу, чтобы ты лучше видела всю эту красоту. Хочется тебя порадовать и удивить.
Да уж, порадовалась и удивилась я сегодня! Искренне так считаю. Ибо с переднего сиденья раскрывался полностью обзор пустынного пейзажа, прелестей нашей "дороги жизни", удивительной фауны данной местности.
Многочисленные суслики, волоча свои жирные животишки по песку, выбегали прямо из-под колёс. Зачастую принимались метаться, не зная, куда сунуться - вправо или влево. Тогда Толик притормаживал, чтоб не раздавить зверька.
Как ни странно, мы повстречали не менее двух десятков
орлов, причём столь плотная популяция, сосредоточенная на относительно небольшой площади пустыни, рушила все мои представления о чётких границах охотничьих владений у хищников. Видимо, корма для этих суровых величественных птиц было столь много, что они прекрасно уживались в таких количествах. Поскольку на горизонте на многие десятки километров не просматривалось ни одного дерева, несчастные орлы были вынуждены занимать хоть какие-нибудь господствующие высоты: придорожные столбики!
Горделивые птицы восседали на этих столбиках, словно точёные изваяния, и неторопливо обозревали окрестности.
А мы мчались... Вот когда я сполна оценила действие ремня безопасности! Сколько раз за этот день он спасал меня от увечий! Если бы не он, летала бы я по салону, словно теннисный мячик. Ибо то Толик резко и внезапно тормозил, то машина взлетала в воздух, а потом жёстко падала на пылящую землю. Один раз мы подлетели вверх на все 4 колеса и ухнули вниз, как в пропасть. Оказывается, лёсс - обманчивая субстанция, маскирующая довольно глубокие выбоины. Вроде бы - участок относительно ровной дороги, и можно "газануть", но под плотным покрытием обнаруживается наметенный слой мягкой летучей пыли, и - попадание в яму с гарантированным повреждением для машины и её содержимого. На заднем сидении летали Женя и Надя, хоть и пристёгнутые поясными ремнями. На одном из ухабов Надя вскрикнула: сильный удар отразился болью на её позвоночнике. Все вещи перемешались в диком хаосе. Термосумка с борщом, положенная аккуратненько сверху, кувыркалась как клоун на арене. Тяжеленный тюк с инструментами прыгал по салону и в конце концов выдавил замок-защёлку на боковой двери. Десятилитровый бутыль с водой, как конкурная лошадь, преодолевал все препятствия на своём пути в самых разных направлениях. Что уж говорить о более мелких и менее увесистых вещах! Мы потом до-о-олго разбирали этот мусоровоз, выбирая свои вещи из немыслимого нагромождения тюков, коробок и упаковок, густо присыпанных лёссовой пылью.
Я не знаю, каким запасом прочности обладала наша машинка, но она держалась! Всего-то отлетел бампер (прилепили тут же скотчем) и треснул картер, стало течь масло. А также оказались до невероятности погнуты диски. Стало травить левое переднее колесо. Однако одержимого гонкой по пустыне Толика эти мелочи не могли остановить.
Пылища стояла такая, что я была вынуждена надеть свою кепку с пришитой к ней "занавеской" и зашторить лицо. Только это спасло мою носоглотку от удушающей лёссовой пыли. Закрыть окна мы не могли, поскольку тут же начинали обливаться потом и умирать от жары. Хорошо - спасали Наденькины компот и квас, но их трудно было пить из расплёскивающей жидкость кружки.
В какой-то момент Толик обнаружил, что топливо на исходе. А до ближайшей заправки незнамо сколько километров. Тут же он выслушал лекцию от супруги на тему "Такой-сякой, не взял с собой канистру". Признаться, тут мы с Надеждой были солидарны. Места в машине хватало вполне даже на десяток запасных канистр. Но теперь уж поздно причитать. Надо принимать решение. И Анатолий его принял: для экономии горючего отключил фары. По законам Казахстана, фары должны гореть постоянно. Но мы находились в абсолютно дикой местности, где не встречались даже верблюды. Только орлы, суслики, одинокие пыльные фуры и плавящее мозги Солнце. Если бы, не дай Бог, наша машина сломалась, или закончилось топливо, нам пришлось бы ох как несладко в столь пустынном краю!
Наконец, перед въездом из Атырауской области в Актюбинскую мы узрели на горизонте заправку. Толик радостно устремился к ней, совсем позабыв, что пора включить фары, ибо рядом с заправкой маячил какой-то аул. И позабыл совершенно напрасно. Потому что как из-под земли, откуда-то материализовались ГАИшники!
Отутюженные, даже, похоже, не вспотевшие в этом адовом пекле. В фуражках с очень высокой тульей. Остановили нас, представились, попросили предъявить документы. И сами тоже предъявили - штраф в 9 тыс тенге за выключенные фары.
- Да мы выключили только для экономии топлива. Тут же никого в округе нет на сотни километров. И как скоро будет заправка, не знали. А дороги у вас!..
- У нас в Казахстане - отличные дороги! - мрачно прервал Толика представитель закона. - Или платите штраф, или мы забираем ваши права до уплаты штрафа.
А платить, оказывается, надо только в кассе в ближайшем городе (ха! "ближайшем"! Километрах в пятистах ближайший-то), куда они его сейчас отвезут. А мы пока подождём его здесь, в машине. А возвращаться он будет сюда на такси, потому что катать его туда-сюда ребята не намерены.
Мы - в лёгком шоке от выставленного ультиматума. Толик пошёл в логово ГАИшников разруливать ситуацию. Обещание позвонить начальнику в Алма-Ату вмиг умерило аппетиты блюстителей порядка. Ограничились двумя тысячами прямо сейчас наличкой.
Очередное кладбище в степи.
По-казахски - мола Уладив вопрос со штрафом и заправив алчущую машину, выехали на более-менее приличную дорогу и дали возможность Толику отдохнуть. За руль сел Женя. Я по-прежнему восседала на козырном переднем сиденье.
После испытаний сегодняшнего дня мы окрестили нашу многострадальную машину
Дромадером.
По мере продвижения на север пустыня плавно сменилась более зелёной степью. Даже стали попадаться очень обширные ковыльные участки.
Ковыльная степь А также снова появились животные: коровы, лошади, верблюды. В большинстве своём они толпились у всяких водоёмчиков. А лошади ещё облюбовали укрытия от палящих солнечных лучей: навесы на остановках автотранспорта, мосты. Так смешно там кучковались, словно ждали рейсового автобуса.
Культовые животные Казахстана спасаются от палящего солнца А ещё я, наконец, увидела миражи. Самый простой из них - мокрый асфальт впереди на дороге. Словно разлито небольшое озерцо. Из-за него создаётся ощущение, что дорога как бы обрывается в никуда, а слева и справа её окаймляющие обочины устремляются прямо в небо. Если на горизонте в этот момент появляется встречная машина, то она как бы летит над дорогой между этих обочин.
Когда же машина попадает в пятно "воды", то отражается в ней, как и положено, вверх ногами. Создаётся полная иллюзия, что тебе навстречу летит автомобиль по огромной гладкой луже. И даже ярко-жёлтые фары настоящей машины столь же ярко светят с фасада отражённой машины.
Следующее явление - вообще шедевр зрительного обмана. На каком-то расстоянии внезапно огромная, на всю ширину дороги, лужа вместе с отражённой в ней машиной начинает стремительно исчезать у тебя на глазах, испаряться с невиданной скоростью. Миг - и нет даже никакого намёка на воду: сухой асфальт, и всего лишь одна машина, не две.
Мираж на дороге - уходящие в небо обочины Но более коварным является мираж с озёрами и островами. Справа и слева степь на горизонте окружена большими водоёмами, на которых виднеются большие плоские острова. Если не знать о таком явлении, как мираж, если бы Женя не сказал мне, что это мираж, то я была бы в полной уверенности, что море в нескольких километрах от нас. Сразу включилось воображение: усталый, изнурённый жаждой путник идёт, идёт навстречу этим призрачным морям, а всё - напрасно. Морей нет! Только раскалённая степь. Моря испаряются и исчезают так же стремительно, как и лужа на дороге, при сближении с ними на какое-то расстояние. И выплывают вновь на недосягаемом горизонте.
Мираж в степи - огромные водоёмы с островами Жаль, что качество фототехники и оператора не даёт возможности увидеть на снимке то, что видишь своими глазами. Жалкая копия того потрясающего, абсолютно натурального зрительного обмана.
На горизонте - несуществующее море с островами Потом снова нормальная трасса стала напоминать военную трассу с воронками от бомб, и пришлось съехать на обочину. Кстати, Казахстан - страна степей и дорог. Но содержать в идеальном порядке все дороги или не хотят, или просто не успевают. Понятное дело: их тут тысячи и тысячи километров, по ним гоняют гружёные фуры одна за одной на больших скоростях, а латать дыры вовремя не получается. Пока залатал один участок - другой уж разваливается.
Сказать, что ничего не делается, нельзя. На всём протяжении нашего маршрута (около 5 тыс км по Казахстану) то там, то сям ремонтировалось полотно, прокладывались новые дороги, строились объездные. Немало сотен км мы преодолели по отличным автобанам со скоростью за 100 км/ч. Но частенько попадались вот такие участочки, и тоже на десятки километров, которые приходилось объезжать, глотая пыль.
Объездной участок дороги А ещё мы во множестве видели
смерчи. Самых разных размеров, далеко от нас и не очень. Видели, как они из ничего зарождаются, как из земли поднимаются вверх крутящиеся воронки песка и пыли и стремительно движутся по степи. И исчезают столь же внезапно, как и появляются.
Ещё один участок "приятной для колёс" дороги Наконец, добрались до Актобе. Почти закончились тенге, обмененные на таможне. Горючего оставалось километров на 50. Однако, по непонятной для нас причине, Анатолий не стал искать в Актобе ни заправки, ни обменника. Хотя мы миновали, кружа по городу, несколько банков и заправок. Но наш водитель, вызывая гнев супруги, летел вперёд.
Актобе - довольно большой город на реке Илек, левом притоке Урала. Очень похож по архитектуре на Астрахань. Эдакий город из советского прошлого с вкраплением современной застройки. За исключением разве что деревянных домов, которых здесь, в отличие от Астрахани, нет.
Едем в направлении Чимкента. Ищем место для ночлега, пока топливо ещё не закончилось. Тормознули в степи близ очередной стоянки для фур. Удобный асфальтовый пятачище, выведенный подальше от трассы. Общественный туалет. Бетонные огромный стол и скамьи вдоль него. Кроме нас, никого здесь нет. Темнеет.
Быстро варим ужин, едим и располагаемся на ночлег. После сегодняшнего скакания по колдобинам и ухабам Надя жалуется на боль в позвоночнике. Расстилаем с ней карематы и делаем ряд упражнений для снятия напряжения с позвонков. Я это делаю из профилактических целей: не хочу, чтоб скрутило. Наде тоже полегчало назавтра.
Толик ставит для себя и супруги палатку, Женя отправляется в пыльную машину, а я кладу каремат прямо на стол, и на столе же прекрасно высыпаюсь. Ночь очень тёплая, и комаров практически нет. Со временем к нашей стоянке пришвартовались несколько фур, но уже с рассветом они отправились по своим маршрутам.
11 июня, среда
Солнце разбудило меня - ещё не было шести утра. А вчера легли затемно. Но никаких следов усталости или необходимости наличия будильника не замечается. День всё сокращается (едем навстречу Солнцу), но никакого дискомфорта от этого не ощущается. Более того - если бы не часы на руке Толика и в машине - знать бы не знала, что время сдвигается, ускоряется. Живём по режиму Солнца.
Пока мы с Надей кипятим воду для чая, мужики чистят машину от пыли. Сказать, что в салоне полно пыли - это ничего не сказать! Пришлось перетряхивать все вещи вплоть до катамарана. Всё покрывал слой лёсса толщиной сантиметра в два-три.
Помимо пробитого картера и текущего в связи с этим масла, с боковой дверцы сорван замок, повылетали заклёпки на задней двери (сорвало клипсы), не работает замок на задней двери, т.к. забит пылью. Травит левое переднее колесо.Погнуты диски. И ко всему прочему нет топлива.
Толик купил у задержавшегося на стоянке дальнобойщика сколько-то литров солярки, чтоб дотянуть до ближайшей заправки. И внимательно посмотрел карту Казахстана. Сюда мы ехали только с картой европейской части России. Всё, что касается дорог Казахстана, находилось в навигаторе. По навигатору же вчерашняя дорога выглядела отличным автобаном. Толик до сих пор в себя не мог прийти от ралли Атырау-Актобе.
Дальнобойщик советует ехать не на Чимкент и Алма-Ату, как мы планировали изначально (хотелось поглядеть южный Казахстан, Байконур, знаменитую в прошлом столицу, горы...). А на Костанай и Астану. Якобы там точно хорошая дорога. А по километражу никакой разницы. Да вот только тогда горят синим пламенем наши с Женей мечты о Байконуре и далее по списку! Однако не нам решать, какой дорогой ехать. Все решения принимает Анатолий, и советчики ему не нужны. Он - водитель, он - Командор пробега. Безропотно подчиняемся.
Впрочем, как показало время, и через Байконур с Алма-Атой и Чимкентом мы бы точно так же неслись сломя голову, без остановок на разглядывание достопримечательностей.
Итак, поднимаемся теперь севернее, едем на Костанай. Однако, машина остро нуждается в мелком ремонте. По пути высматриваем заправки и автозапчасти.
Уж привычная картина: если в степи озерцо - там и скот Достигнув какого-то небольшого селения с подавляющим преимуществом казахского контингента, находим искомое. Заправляемся и покупаем необходимые для ремонта запчасти. Я разглядываю пасущуюся поблизости стреноженную вороную лошадь ориентировочно
кустанайской породы или близкого метиса.
В магазинчике с запчастями нам удаётся разменять рубли на тенге. Решаю и себе поменять тысчонку: а вдруг сувениры какие встретятся или что-то интересное. Не будешь же брать из общака. Получаю на руки более 5 тыс казахской валюты и знакомлюсь с самой старшей женщиной из семьи, содержащей магазинчик. Женщина свободно, хоть и с акцентом, говорит по-русски. Но сетует, что молодёжь уже не так вольна в русскоязычии, как её поколение. С трепетом узнаёт, что мы - из несчастного Донбасса, из зоны военных действий. Сообщает, что у неё в Луганске живёт подруга. Очень переживает за неё и за нас.
Под сенью деревьев наши мужики приступили к починке картера, а мы с Надей готовим завтрак и обеденный перекус. Мы с Женей прогуливамся за хлебом в ближайший магазинчик (80 тенге буханка, или 16 рублей, или 4 гривны). Как у нас. Вот только пенсия-минималка у казахов 200 долларов, а в Украине до войны - 100. После войны ещё меньше будет...
Как оказалось, тормознулись мы для завтрака и ремонта возле местной школы... им. Т.Г.Шевченко! О как! И здесь Тарас Григорьевич!
Русскоязычная школа имени Т.Г.ШевченкоГуляющие по аулу верблюды Из всех скотов мне по сердцу верблюд Передохнет - и снова в путь, навьючась.
В его горбах угрюмая живучесть,
Века неволи в них её вольют.
Он тащит груз, а сам грустит по сини
Он от любовной ярости вопит,
Его терпенье пестуют пустыни.
Я весь в него - от песен до копыт.
Не надо дурно думать о верблюде.
Его черты брезгливы, но добры.
Ты погляди, ведь он древней домбры
И знает то, чего не знают люди.
Шагает, шею шепота вытягивая,
Проносит ношу, царственен и худ, -
Песчаный лебедин, печальный работяга,
Хорошее чудовище верблюд.
Его удел - ужасен и высок,
И я б хотел меж розовых барханов,
Из-под поклаж с презреньем нежным глянув,
С ним заодно пописать на песок.
Мне, как ему, мой Бог не потакал.
Я тот же корм перетираю мудро,
И весь я есть моргающая морда,
Да жаркий горб, да ноги ходока.
Борис Чичибабин
Тронулись в путь. По мере продвижения на север сухая красно-рыжая глинистая степь с гуляющими верблюдами сменялась на более зелёную, нам привычную, ковыльную. Только вот в Украине таких ковыльных просторов нет. Разве что на заповедных территориях
Каменных Могил,
Хомутовской степи,
Аскания-Нова. А здесь - нескончаемые колышущиеся ковры этого нежного и очень коварного злака. Из более чем 300 видов ковылей в Украине произрастает всего 7, все - охраняемые виды. А
ковыль украинский даже удостоился чести попасть на коллекционную монету достоинством в 2 гривны.
Государство удостоило заповедную траву высокой чести Ковры из ковыля
Проезжаем реку
Тобыл. Необычайно красивый пейзаж: в степи - река, на реке - зелёные деревья, скалы, а вокруг - селение человека.
Время к вечеру, но таки добираемся до
Костаная.
Город потрясает своей современностью. Прекрасная архитектура, модные постройки, чистота на улицах и зелень. Муниципальные автобусы - двухэтажные! Выходим в магазин подкупить необходимых продуктов. Мы с Женей приобретаем кефир. Он в Казахстане необычайно вкусный, по средней цене около 200 тенге за литр (40 рублей или 10 гривен).
С приятным удивлением отмечаем, что никаких злачных киосков с сигаретами, пивом и прочими опиумами для народа в округе не наблюдается. Нет и ни одного человека, попивающего на ходу пивко, как это сплошь и рядом распространено в Украине.
Улица украинского писателя Николая Гоголя в Казахстане! Современный электронный светофор
Весь город украшен вот такими вазонами с цветами Миновали роскошный городской оазис в засушливых казахстанских степях. Едем дальше, поскольку ещё светло. На очередной заправке Толик наполнял бак очередной порцией дешёвой и, по его словам, поганой солярки по 115 тенге (23 рубля, или 5,75 грн) за литр. Надя фотографировала роскошь ковылей, а я наблюдала за сусликами. Ничуть не стесняясь гремящей фурами трассы, зверьки деловито шастали по обочинам.
Дороги в Казахстане, как правило, расположены выше общего уровня степи. И потому обочины находятся в низине. Я не поленилась поэкспериментировать - насколько близко суслик меня подпустит. Осторожно, стараясь не шуметь, не шуршать, я спустилась к одному из зверьков в гости. Тот, заметив меня, неторопливо, но целеустремлённо пошёл к норке и скрылся в ней. Подошла ближе, на расстояние в метр, замерла. Суслик просидел в укрытии не более нескольких секунд. Любопытство пересилило страх. Высунул мордочку, с интересом уставился на меня и стал нюхать воздух. А потом начал кричать, издавая тонкие, монотонные, отрывистые звуки. Что он хотел мне сказать - я не поняла. Скорее всего, предупреждал об опасности собратьев. А может, просто ругался и прогонял меня прочь.
Суслик возмущается. Фото не моё - из интернета.
Очень похож на того, который на меня ругался Толик уже заправился и стал подгонять нас в шею. Пришлось бросить эксперимент с сусликом на полпути. Едем дальше. Теперь всё чаще занимаю козырное место рядом с водителем. То Женя рулит, то просто уступает мне почётное место, как более обзорное. Очень уж ему хочется, чтоб я как можно больше увидела, как можно больше впечатлений набралась и не пожалела, что поддалась на его уговоры.
Пусть Женя не переживает. Уже одна вчерашняя скачка по пустыне эмоционально покрыла все мытарства и тяготы пути. Даже ради одного этого дня стоило ехать. Ведь читать в учебниках и видеть, обонять, осязать прочитанное - очень разные вещи!
Надя фоткает ковыль После Тобыла степь перешла в лесостепь, а после Костаная - даже в лес. Настоящий сосновый лес! Невероятное количество
грачей чернело в кронах деревьев, летало над дорогой и лесом, собирало что-то на дороге. К сожалению, не все оказывались настолько чуткими и ловкими, чтоб вовремя улетать из-под колёс. Вернее, взлететь-то они успевали. Но и только. Мчащиеся на стокилометровой скорости машины сбивали их насмерть. По обочинам валялось очень много чёрных трупиков с растопыренными крыльями. Ветер от пролетавших автомобилей колыхал их безжизненные и уже никому не нужные перья...
Одного и мы сбили. Прямо лобовым стеклом догнали. Птица, получив смертельный удар, отлетела на обочину, всё ещё размахивая крыльями в тщетной попытке спастись. На трассе между Костанаем и Астаной я, не особо напрягаясь, насчитала более 96 мёртвых грачей.
Кстати, в предыдущие дни мы стали убийцами ещё одной птички.
Воробья. Пернатые на протяжении всего пути попадались нам на глаза, что-то склёвывали на дороге (наверное, камушки или насекомых) и самонадеянно взлетали в самый последний момент. Толик несколько раз даже резко притормаживал, чтоб дать возможность птичке выскользнуть из лап железной смерти. Одна из них не успела, и тоже ударилась о лобовое стекло. Даже застряла в дворниках. Мне пришлось на ходу высовываться из окна и с усилием выколупывать трупик. Жалко...
На ночлег сегодня устроились довольно рано, чтоб нормально приготовить ужин и немного отдохнуть. Ещё было довольно светло, часов около 20-00 по местному времени. Местом стоянки выбрали недостроенную автозаправку. Женя, как обычно, спал в машине, Толик, как всегда, поставил палатку для себя и Нади. И я, наконец, удосужилась поставить свой вигвамчик, но без тента. Главное, чтоб комары не донимали и пауки-змеи в логово не забрались.
Недостроенная автозаправка. Тут мы переночевали. Впереди столица - Астана Луна и степь 12 июня, четверг
Подъём в 5-50 по местному времени, в 3-50 по Ростовскому и в 2-50 по нашему, украинскому. Абсолютно никакого ощущения, что мы с Женей уже на 3 часа опережаем домашний режим. Никакой усталости или невыспанности!
Сегодня дорога ровная, отличная, скоростная. И если бы не поганая солярка, из-за которой двигатель машины не в состоянии выжимать выше 90 км/ч, мы бы, наверное, уже сегодня были бы на подступах к Балхашу.
Привлёк наше внимание какой-то странный забор. Тянулся он вдоль трассы с двух сторон просто нескончаемым коридором. Мы предположили, что это какое-то снегозащитное сооружение.
Снегозащитный забор на подступах к Астане А ещё неподалёку от Астаны делали новый автобан. И делали его на совесть!
Мощнейшее покрытие для супер-пупер-автобана под столицей Казахстана Наконец, въехали в Астану. Очень современный, поражающий воображение город. Мегаполис в степи. В общем и целом практически не отличается от Костаная. Разве что ещё более помпезный. Привлекли внимание на выезде из города тучи чаек, кружащих с громкими криками над какой-то горой. Оказалось, это - местная свалка мусора.
Свалка мусора близ мегаполиса привлекает тучи чаек. Но на фото их не видно, т.к. снимок плохого качества, сделан моими кривыми руками из окна автомобиля В Астане заскочили в гипермаркет, по-моему, "Акджол". Нечто типа нашего "Амстора", где есть всё. Толик на близрасположенном базарчике автозапчастей что-то покупал для своего Дромадера. Я приобретала какие-то мелочи, забытые дома. А заодно - кефир (мы с Женей крепко "подсели" на этот чудесный напиток, который в казахском исполнении отличался просто волшебным вкусом) и необычный для нас "
Шубат" - кисломолочный напиток из верблюжьего молока. Ещё Анатолий купил карточку для выхода в интернет. Однако, несмотря на выложенные деньги, попасть во всемирную паутину мы так и не сумели.
Командор за рулём своего Дромадера Мечтательный взгляд в окошко - на степные просторы После Астаны продолжаем снова спускаться на юг. По географической широте. Но по факту - подниматься, т.к. степь, доселе на тысячи километров ровная, стала повышаться над уровнем моря. На горизонте замаячили даже небольшие горы! Степь вокруг всё более обретала зелёный цвет, уже больше напоминая луга. Встречались в этих лугах и отары. Но по-прежнему без собак.
Местность становится холмистой и зелёной
Дорога в никуда...
Одинокие горы среди степи Встречаются и солончаки. А между двух огромных холмов, в низинке, мы заметили танки! Наверное, проходили какие-то учения, и это был полигон. В невероятных клубах пыли игрушечные издалека танчики носились строем и были видны с трассы, как на ладони. Никакой секретности!
И здесь - солончаки На ночлег остановились тоже довольно рано - возле очередного придорожного конак уя - гостиницы. И первое, что я с радостью заметила - косяк пасущихся рядом лошадей. А возле загона для них - привязанного
тобета!
Бедная собака сидела на короткой, двухметровой, цепи и нудилась от жары и безделья. Опасаясь близко подходить, я сделала несколько снимков издалека. Но кобель практически не удостоил меня вниманием. Моя
Амга уже бы давно прогнала нахалку с фотоаппаратом.
Любительница животных Надя за каким-то сарайчиком обнаружила ещё одну собаку, очень смахивающую на борзую. Помимо среднеазиатских овчарок, меня ещё весьма привлекают борзые и лайки. А тем более - аборигенные. Собаки, умеющие выжить в столь суровых условиях при минимальной помощи человека (а то и без таковой), достойны самых высоких похвал и самого пристального внимания. У них совсем другая физиология, совершенно другой уровень интеллекта - это удивительные животные!
Отсюда понятно моё стремление запечатлеть всех встреченных собак на фото, а потом выложить это на любимом
собачьем форуме, где обсудить со специалистами увиденных животных.
Тобет. Он же - казахский волкодав. Он же - среднеазиатская овчарка. Но, сдаётся, что не аборигенного происхождения, а заводского. Увы. Одно печально: борзая тоже была привязана, на верёвку, один вид которой вызвал у Нади шок. Возмущённая таким отношением к собаке, Надюша молча отвязала борзую. Я, честно говоря, не стала бы этого делать: всё-таки у собаки есть хозяин, который имеет полное право содержать животное так, как содержит. И наши зоозащитные порывы могут им быть восприняты весьма негативно.
Как потом выяснилось, у рыжули была хозяйка - владелица гостиницы. Собака прибыла к ним из какого-то аула вместе с косяком купленных лошадей. И целыми днями носилась в степи с этими лошадьми. На ночь коней загоняли в загон, а собаку привязывали. Правда, в ту ночь, что мы там провели, лошадьми в загоне и не пахло - гуляли по степи. А собака тусила возле нашего лагеря. Хозяйка, заметив мой интерес, предложила забрать пёсу с собой. Ей она ни к чему, а нам если нравится - то пожалуйста, забирайте.
Аборигенная борзая. Смахивает на тайгана, но не чистопородный тайган
Очень милая собаченция. По словам казахов - метис борзой Борзая молодая и нерожавшая, очень деликатная. Вежливо приняла от нас пищу, аккуратно поела, совсем не была назойлива. Радостно включилась в беготню, и весело подбрасывала в воздух какую-то шкуру, приглашая меня присоединиться к игре, что я и проделала.
Если бы не предстоящее пересечение трёх границ, не неизвестность на Балхаше (на каком буду катамаране, куда дену собаку), если бы не военные действия у меня на Родине, а главное - не наличие в хозяйстве аж 4-х собственных собак, я бы рискнула - забрала сучонку. Очень уж она мне понравилась.
Ночуем по местам: Толик с Надей в своей палатке, я - в своей (борзая ночью приходила, нюхала, кто там сопит за тряпичной стенкой), а Женя - в машине. Ростовчане, узнав о недорогой баньке, отправились в конак уй, а мы - на боковую.
13 июня, пятница
Недаром пятница, 13-е, считается нехорошим днём. Утром мы не смогли найти Надю! Моросил дождь, а её не было ни в палатке, ни в гостинице. Без неё мы приготовили завтрак, поели, собрали вещи. Но продолжить путь, естественно, не могли. А время шло...
Наконец, Толик прочесал близлежащие кусты, и привёл оттуда свою жену. Оказывается, шум от проезжающих фур не давал ей уснуть, и она тихонько перебралась из палатки куда подальше от дороги и так крепко заснула, что даже дождь не смог её разбудить.
Стартуем в 10-00. Продолжаем продвигаться на юг, к
Караганде. Внезапно Дромадера повело, запахло жжёной резиной. Выскочив на дорогу, мы увидели, что покрышка превратилась в груду лохмотьев. Да-а... Четыре тысячи по дорогам Казахстана нелегко даются! Пока мужики меняли колесо, мы с Надей на обочине беседовали о нелёгкой женской доле.
"Вот оно как, Михалыч!"
Караганда потрясла как современным видом мегаполиса, так и страшными дымами из труб. Промышленный центр! По контрасту с ней так тиха и прекрасна степь!
Облачность Сегодня - последний день нашей "долгой дороги в дюнах". От Караганды до
Приозёрска - всего ничего осталось, каких-то жалких 546 км! Вот уже и посёлок
Гульшат, административно подчинённый городу
Балхаш.
Такая вот Гульшат - Весёлый Цветок... Один из посёлков в Карагандинской области И снова - верблюды. Юг, однако Через город Балхаш добрались до Приозёрска. Сделали остановку - сходили в магазин, купили продуктов, мороженое (тоже очень вкусное, без химических добавок). Понюхали джеду - так в Женином детстве жители Узбекистана называли ягоды
лоха. Яркий аромат растения стоял в раскалённом воздухе осязаемой стеной. Полюбовались на выпускников и выпускниц - сегодня у них последний звонок. Поглядели на полуразрушенный город Приозёрск - как только он перестал быть интересен военным, всё начало сыпаться. Хотелось бы надеяться, что казахстанцы отстроят и обновят этот уютный южный городишко.
От Приозёрска до стапеля на озере Балхаш добирались ещё 9 километров. Прибыли чуть позже 16 ч по местному времени. Некоторые катамараны на берегу были уже собраны, некоторые - в процессе. Расставшись с нашим временным автомобильным экипажем, радостно устремились навстречу старым и новым друзьям и приключениям.
Часть 2. Чемпионат мира. Регата