III Чемпионат мира по гонкам на разборных и надувных
парусных судах
"Балхаш-2014"
Часть 1. Казахстан
Часть 2. Регата
Дневник регаты написан О.Дмитрук под ночной грохот канонад.
Редактирован Е.Коротких (в перерывах между артобстрелами) и И.Крыгиным.
Приозёрск
13 июня, пятница
Приветствуя участников и отвечая на их приветствия, я ещё не знала, на каком катамаране мне предстоит гоняться. Но что без лодки не останусь – в том была совершенно уверена. Женя поинтересовался, не хочу ли я на один борт с ним, поскольку места на катамаране для ещё для одного человека предостаточно. Конечно, я с радостью соизволила согласиться, ещё в глаза не видя, на чём предлагается бороздить балхашские воды.
А Женя, оказывается, уже давно и плодотворно общался через интернет с молодым капитаном из Екатеринбурга Алексеем. Состыковал их сам
Анатолий Павлович Кулик – личность суперизвестная в кругах туристов-надувнушечников всего мира. Конструктор и изготовитель катамаранов «Сибкат» (в народе прозванных по имени автора «Куликоидами»), Анатолий Кулик совершил кругосветку на кораблях своего производства.
Одно из его многочисленных изделий – гигантский «Сибкат-27», три года назад попал во владение к Алексею Лапакову из Екатеринбурга. Алексей опыт вождения парусника имеет покатушечный, команда у него совсем «зелёная» - за плечами всего 1 прогулка под парусами. Но зато ребята горели желанием попасть на Балхаш и имели для этого все возможности. Просто им нужен был хороший рулевой. И такого рулевого Кулик нашёл – Женю Коротких.
Женя консультировал Алексея по многим вопросам через интернет. И вот, наконец, долгожданная встреча состоялась наяву.
У меня создалось ощущение, что если ребята были искренне рады Жене, то моё появление и узурпация места на их катамаране стало несколько неожиданной новостью. Но поскольку так решил САМ ДЯДЯ ЖЕНЯ, им пришлось смириться. Более того, их первая реакция была примерно такова:
- О, хорошо – теперь будет кому еду готовить!
Возможно, тень, промелькнувшая по моему лицу, подтолкнула Женю немедленно внести коррективы в настроения хлопцев:
- Ребята, Ольга – не просто женщина. Она - владелец и капитан разборного парусника, знаменитого сантехмарана
«Мистраль». Мастер спорта Украины. Так что еду будете готовить по очереди.
Итак, наш экипаж: Алексей Лапаков – владелец катамарана; Алексей Казеко, не снимавший с головы оранжевого берета, Лёв Иванов и Александр Самохвалов. Мальчишки лет 24 - 25. Самый старший из них – Алексей Лапаков. Ещё потом стал выделяться Саша решительностью в действиях и спокойной уверенностью в себе. Лёва впоследствии понравился своей покладистостью, необидчивостью, исполнительностью и весёлостью. Лёша-Оранжевый Берет некоторое время оставался более загадочным субъектом, но тоже умел вести себя вежливо и с достоинством.
Команда катамарана "Хануман": Лев Иванов, Ольга Дмитрук, Евгений Коротких, Алексей Лапаков, Александр Самохвалов Короче, коллектив попался очень удачный. Ребята старались, учились, не ругались, не ныли, не возмущались. Когда - молча, когда - с шутками-прибаутками, когда - с лёгкими оговариваниями, но неизменно выполняли возложенные на них задачи.
Остаток сегодняшнего вечера мы посвятили знакомству с участниками, с собственным экипажем, установке временного лагеря и сборке катамарана. Возможно, я удивляла ребят тем, что принимала деятельное участие в сборке. Но ведь лодку, на которой собираешься гоняться, надобно знать не только снаружи, но и изнутри. Чтобы иметь представление, что за сюрприз она может преподнести на ветру и волнах. Возможно, их несколько смущали мои не совсем женские интересы, но пускай привыкают. Они ведь не в курсе, что свой собственный катамаран мне не раз доводилось полностью собирать самостоятельно.
Собираем "Хануман" Габариты возникающего парусника приводили в трепет: длина поплавков – 8,2 м (у «Мистраля» - 6), ширина по осям – 3,8 м (у «Мистраля» - 2,4), лавировочная парусность – 22 кв.м (у «Мистраля» - 12) и геннакер – 30 кв.м (у «Мистраля» - около 13), вес - 350 кг ("Мистраля" - 150).
А вот над поплавками и швертом хотелось рыдать. Ибо никакие шансы на призовое место с такими толкателями воды нам не светили. Впрочем, я ехала на Балхаш не побеждать. Пределом мечтаний было хотя бы просто попасть на эти берега и прокатиться балластом на ком-нибудь из участников. В крайнем случае, подошло бы и судейское судно. И потому я ни слезинки не пролила ни над шершавыми, латаными-перелатаными, бесконечно спускающими воздух поплавками странной конфигурации, ни над толстенным, практически не имеющим профиля сооружением, которое называлось «шверт». Лишь бы не мешало пройти дистанцию от начала до конца. Пусть и последними. Я просто настроилась на обычный спортивный поход по экзотическому водоёму.
Кстати, о водоёме. Первое, что потрясает от взгляда на Балхаш – необыкновенная, удивительная лазурь его воды. Второе – необъятность. Не озеро – море! Противоположного берега не видно. Третье – общий контраст с окружающей средой. Серовато-охристые оттенки берега подчёркивают яркость воды, контрастируют с ней, усиливая потрясающий голубовато-зеленоватый цвет озера. И четвёртое (замечается только при близком взгляде, вплотную): полная непрозрачность воды. Словно вся толща водоёма пропитана мельчайшей белой взвесью всё той же лёссовой пыли, образуя какой-то коллоидный раствор.
При этом вода пресная и очень тёплая, мягкая, нежная, во всех смыслах приятная, и пылевая взвесь не кажется чем-то инородным в этой ласковой среде. Говорят, в другой части Балхаша вода становится солёной и прозрачной, сохраняя потрясающий лазоревый цвет. Но маршрут регаты в те края не попадает.
Удивительный цвет БалхашаНе вода, а какой-то коллоидный раствор. Лиозоль.
14 июня, суббота
С утра дул довольно сильный ветер. Катамаран собран и готов к испытаниям. Алексей дал ему имя «Хануман» - индийский сын Бога ветра. Паруса «Ханумана» благодаря многолетней деятельности оставляли желать лучшего, особенно – стаксель. Однако форма грота вселяла надежду, что качество ткани не сильно испортит результат. На парусе выцветшими синими буквами гордо значилась надпись: «
The Indian ocean expedition-2007» - свидетельство героического прошлого нашего катамарана. Оказывается, на нём А.П.Куликом был в 2007 г совершён переход по Индийскому океану, от г. Фуджейра (ОАЭ) до о. Пукет через Мальдивы – это почти 7 тысяч км по генеральному курсу!
На обкатку лодки мы не стали ставить на пирамиду палатку – незачем, да и обзор лучше. Предварительно на берегу Женя прочёл ребятам лекцию об устройстве парусных катамаранов и принципе работы паруса. Внимали они с интересом, хотя мне показалось, что временами информации многовато, и женино желание выдать на-гора как можно больше сведений в единицу времени превышало возможности его речевого аппарата. То бишь, мысли опережали слова. Я потом ему об этом сказала – как педагог педагогу. Он согласился, что в курсе этой своей особенности. Всегда хочется дать больше, чем можется.
У меня тоже так бывает. Вижу, что клиент внимает с пристрастием, и гружу его, пока не замечаю в глазах «зависание».
А ещё Женя сообщил, что он – капитан суровый, дважды не повторяет. Если матрос не понял с первого раза – получает пендель, и тогда сразу «дойдёт». Хлопцы с энтузиазмом согласились на пендели.
Суровый капитан не повторяет дважды Меня Женя усадил на рули, а мальчишек приспособил под всё остальное. На себя взял общее руководство операцией. Такое распределение обязанностей нам понравилось, и в дальнейшем сыграло свою роль в нашем успешном результате. Не отвлекаясь на удержание курса, полностью уверенный в действиях рулевого, капитан мог сосредоточиться на остальных вещах: настройке парусов, контролировании скорости по навигатору, отслеживании конкурентов, погодных условий, состояния поплавков, дифферента и пр.
Приозёрск - город контрастов: сверхсовременный санаторий (в состоянии строительства)...... и жилые дома (в состоянии разрушения). Обкатка «Ханумана» произвела на нас с Женей удручающее впечатление. Во-первых, паруса – в морщинах, и потому тормозят. Тормозят поплавки, гребя своими печальными носами воду, даже гладкую. Тормозит толстенная кромка шверта: навигатор без оного показывал скорость чуть не вдвое большую. Тормозили перья рулей, у которых совсем не было профиля – так, легкое утоньшение кромки спереди и сзади. При вытаскивании одного из перьев скорость добавлялась очень существенно. Однако такую махину управлять всего одним коротеньким рулём представлялось нереальным.
Хорошо видны печальные носы "Ханумана", гребущие даже гладкую воду Расположение кип стаксель-шкотов пришлось полностью менять и долго, тщательно выверять, чтоб заставить хоть как-то работать этот несговорчивый, вытянутый во всех направлениях парус. Вместо одного пуза стаксель демонстрировал нам целых три: границы проходили по швам. По швам ткань не потянулась. И потому стаксель напоминал огромную белую колбасу, перетянутую верёвочками.
Стопора стаксель-шкотов располагались очень неудобно – на пирамиде, высоко от кип, под неправильным углом. Стаксель-шкот невозможно было сдёрнуть со стопора одним лёгким движением. А вручную им управлять трудновато, особенно в крепкий ветерок. Всё-таки немаленькая площадь у паруса.
Работать с гротом в одиночку тоже нереально – и из-за габаритов самого паруса, и из-за несовершенства проводки. Один человек давит всем телом на гик, а второй выбирает гика-шкот.
Полезным открытием для Жени оказалась оттяжка гика. Он никогда не признавал её эффективности, но здесь она занимала просто доминирующее положение. В процессе соревнований Женя настолько научился ею пользоваться, что даже уверовал в магические свойства этой конструкции. На «Мистрале» стоит оттяжка гика, но после хануманской оттяжки я поняла, что не использую и половины её возможностей.
Процесс отдачи и выбирания шверта – процедура для целой группы Гераклов, потому что трое молодых здоровых парней тратили на эти действа минуты три и литра полтора пота. Поднять или поставить перья рулей – задача тоже не для плоских умов. Сначала нужно было отвязать верёвочки, которыми перья выбирались. Потому что стопора не держали. Потом поднять поперечную тягу руля, выставить её в центральное положение и крепко надавить животом на каждый из румпелей, чтоб задавить перо в нужное вертикальное положение. Потом всё это завязать на узлы той же верёвочкой, то есть, сорлинем. Сии манипуляции очень мешали рулевому держать курс, в эти минуты судно становилось не совсем хорошо управляемо.
Во время движения по маршруту сорлини вытягивались, поскольку – не дайнима. Перья уходили назад от вертикали, почти в горизонталь, увеличивалось плечо, возрастала нагрузка на рули, что грозило их поломкой. Приходилось на ходу всё начинать сначала, что отнюдь не способствовало сохранению скорости.
Помимо прочего, поплавки сильно травили воздух. И как апофеоз безобразия – «Хануман» категорически не хотел идти к ветру острее 70 градусов. Мы уж с Женей стали прорабатывать варианты, как при таком раскладе использовать его ходовые качества, дарованные длиной поплавков и площадью парусов. Может, уже и бегать под такими дикими углами, да быстро?
Тренировка и опыт сделали своё дело. Уже в третьей гонке мы научились заставлять "Хануман" ходить значительно острее.
Обкатка чужой лодки - процесс длительный Опробовали геннакер. Формой он смахивал на спинакер, и пользу приносил только на попутных ветрах полнее галфвинда. Но мы всё равно решили его заявлять. И не напрасно. Терпение и труд всё перетрут. В процессе гонок мы научились пользоваться им даже на полном бейдевинде.
Перед выходом на воду женины оптимистичные заявления, что ребята завтра-послезавтра смогут сами водить лодку, вызывали у меня тайную улыбку. Ведь они не знали ни одного термина и, грубо говоря, не отличали оверштага от оверкиля, шверта от шкота и краспицы от бакштага. А с учётом всех неисправностей и «затыков» управления этого катамарана...
Однако капитан уверенно покрикивал на молодых матросов, а за нерасторопность или недопонимание задачи реально лупил их ногой под зад. Его аргументы:
- Я вас предупреждал о пенделях.
- Детей я всегда так учу. Им нравится.
- Материал усваивается удивительно быстро.
- Материал усваивается удивительно надёжно.
- Вода не прощает ошибок и незнания.
Самое удивительное, что на пинки хлопцы не только не обижались, а даже веселились, быстрее понимали задачу, и, в конце концов, превратили процесс в игру: кто меньше пенделей получит. И это – далеко не дети, а взрослые, совершеннолетние юноши, вполне себе самостоятельные и финансово независимые.
Лёши и Саша исследуют подпалубное устройство катамарана Смотрела я на то, с какой живостью ребята усваивали терминологию, с какой скоростью передвигали блочки, продёргивали верёвочки и носили свои организмы по палубе, и только диву давалась. Это меня-то обвиняют в излишней строгости на борту!!! Ха-ха. Да попробовала бы я пнуть кого-то из своих матросов! Оскорблённые личности никогда бы мне этого не простили.
Женя, видимо, обладал несомненным педагогическим талантом и непререкаемым авторитетом. Умел пнуть сильно, но не обидно.
Управление таким монстром сильно отличалось от управления «Мистралем». Во-первых, «Хануман» в сравнении с моим катом казался очень инерционным, неповоротливым, «тугодогоняющим». Во-вторых, требовал для управления кучу народа, потому что всё кругом заклинивало, застопоривалось, цеплялось, отваливалось. На «Мистрале» всё управление легко осуществляется нежной женской ручкой. В-третьих, острота хода не вызывала ничего, кроме слёз и матюгов.
Единственное, что подбодрило – сие произведение рук куликовских весьма стабильно держало курс. Спокойно можно было бросать румпель.
Вернувшись на берег, мы приступили к устранению неполадок. С помощью натяжения лат убрали морщины с грота. Хлопцы под чутким руководством капитана наладили систему постановки шверта. Теперь уже хватало всего двух человек для управления им.
К вечеру мерители произвели обмер «Ханумана», и мы подали, наконец, заявку. Заявились в гандикапную группу В, ибо я считала, что даже гандикап МАРИНС – и то более справедливая штука, чем поприходный зачёт. У нас оказался самый гадкий гоночный балл в группе. Но никто и не надеялся на победу. Вселяло оптимизм, что в нашем классе оказалось всего 4 лодки, то есть, по сути, довольно невысокая конкуренция. Так что можно попробовать побороться!
Дело осложнялось тем, что никто из экипажа «Ханумана» даже приблизительно не представлял возможностей конкурентов, поскольку никогда с ними не сталкивался на просторах регат. Но тем занимательнее интрига.
Итак, против «Ханумана» играют «Одиссей», «Кощей» и «Бурундук-шатун».
На стапеле в Приозёрске Вечер прошел в плодотворных беседах и знакомствах с участниками и лунной степью. А для Саши ознаменовался нехорошим инцидентом с машиной.
Один из местных хмельных джигитов славянской наружности влупился своим то ли мотоциклом, то ли велосипедом в новенькую сашину иномарку и поцарапал её. Требования возместить ущерб превратились в многочасовую полемику с привлечением организаторов Чемпионата и ГАИ. Дело запахло керосином. Александр предпочёл скандал замять.
В нашем интернациональном лагере С кем мы вчера и сегодня близко познакомились. Это Олег Парамонов, Алёна Данильченко, Оксана Китанова и её сын Артур.
Олег – жизнерадостный, энергичный блондин, главный идеолог всего мероприятия. Собирал в одиночку свой немаленький катамаран «Натали», конструкционно близкий «Простору», но значительно более габаритный. Переживал, что напарник накушался сверх всякой меры халявного пива и теперь вряд ли способен быть полноценным членом экипажа.
Алёнка – маленького росточка нежная девушка с таким пышным бюстом, что ни один мужской взгляд не мог не задержаться на этом богатстве. Алёнка принимала очень деятельное участие в подготовке ЧМ, осуществляла пиар-компанию в СМИ и стимулировала чиновников на подвиги. По словам Олега, львиная доля успеха ЧМ – это её заслуга. Кроме этого, Алёна отправлялась матросом на катамаран «Monella» - широко разрекламированный казахстанцами проект
«Первый в истории Казахстана женский экипаж». Оксана – уверенная в себе мадам средних лет, загорелая, отзывчивая к нашим нуждам. Мой папанька, увидев Оксану – я уверена! – непременно бы пал к её ногам с восторженным стоном: «Какая роскошная женщина!». Благодаря Оксане мы с Женей в Приозёрске имели свободный и бесплатный доступ в интернет, могли переписываться с родственниками и узнавать ситуацию в Донбассе.
Она – доброволец, который не в первый раз помогает в организации регаты. В этот раз благодаря ей было сделано очень много: почти всё, что предоставил Акимат г. Приозёрск. А это начиная от чистки территории пляжа, где мы стояли, и заканчивая военными, пожарными, скорой помощью; парад перед стартом и награждение после финиша. Она постоянно то из города что-то необходимое привозила, бешбармак устроила на финише, при этом постоянно тормошила Мэлса Елеусизова (один из организаторов), чтобы он ожил и сделал все обещанное. Оксана мужественно брала на себя решение бытовых проблем участников и разруливание возникающих конфликтов, как, например, с сашиной машиной. А в следующем году Оксана и сама хочет попробовать себя в роли участника регаты и пойти с сыном.
Ольза Залознова (г.Донецк, Украина) и Оксана Китанова (г.Алматы, Казахстан)
Её шестиетний сын Артур катался с нами на «Ханумане», болтался по лагерю, общался с участниками, а умилил вот чем. Узнав от мамы, что мы – из Украины, из зоны военных действий, взял меня за руку и заботливо, глядя прямо в глаза, очень по-взрослому произнёс:
- Вы там поосторожней, в Украине. У вас – война. Берегите себя. Вы там поосторожней.
Естественно, что после этих слов мне захотелось прижать к себе ребёнка и от души поблагодарить за беспокойство о нас. Малому, видать, понравилась моя реакция, и с тех пор при каждой встрече мы стали соблюдать этот ритуал: он брал меня за руку со словами: «Вы там поосторожней, у себя в Украине». А я целовала его в макушку и благодарила.
Артур на "Ханумане"15 июня, воскресенье
Ветер, к вечеру было успокоившийся, сегодня разгулялся не на шутку. Обещали порывы до 20 м/с.
В 10-00 состоялось торжественное открытие III Чемпионата мира. Все покинули берег Балхаша и выстроились прямо на трассе, на единственной трассе, разделяющий пляж и дикую степь. Редкие автомобили были вынуждены временно прервать своё движение, а их экипажи – стать невольными свидетелями торжественной церемонии.
Вид с трассы на лагерь участников ЧМ А вообще народу приехало довольно много. И это с учётом того, что никаким общественным транспортом сюда не добраться. Получается, что люди приезжали машинами. И кто его знает, из какого далёка.
Подготовка к торжественному открытию соревнований Прибыло очень много журналистов. Бесцеремонность их не знала границ. Например, они считали, что стать плотной стеной между участниками и импровизированной «трибуной», полностью перекрыв нам обзор – это нормально. Ведь главное – запечатлеть выступающих начальников, а то, что мы хотим не только слышать, но и видеть – это уже мелочи.
Флаги стран--участниц К журналистам подтянулись и местные жители, наглухо отделив участников от торжественного бомонда. А посмотреть было на что. Поскольку на открытие прибыл сам аким (то бишь, мэр) Приозёрска Кайрат Камзин, начальник гарнизона ВС РК полковник Бауржан Жиенбаев и прочие высокопоставленные и уважаемые лица. Говорили на двух языках, с переводом-дубляжом.
Аким Приозёрска Кайрат Камзин Речь держали и Мэлс Елеусизов – президент Экологического союза «Табигат» (в переводе с казахского – «Природа»), и наш Сергей Кравченко – секретарь МАРИНС, и знаменитый путешественник Анатолий Кулик.
Анатолий Кулик (г.Новосибирск, Россия) и Мэлс Елеусизов (г.Алматы, Казахстан) А участники с табличками в руках «Украина», «Россия», «Казахстан», «Узбекистан» стояли напротив, обвеваемые суровым ветром и обпекаемые не менее суровым солнцем.
От Украины приехало всего 6 человек: главный секретарь Ольга Залознова (г.Донецк), чисто украинский экипаж из Черкасс
«Элка» - Сергей Кравченко и Иван Ляпкало, смешанный украино-российский экипаж на украинской лодке
«Альпиро» с киевским капитаном Вячеславом Лукьяновым, и мы – донбасские «террористы-сепаратисты-диверсанты» Евгений Коротких и Ольга Дмитрук, в составе интернационального экипажа на российском катамаране.
Представители Украины. Не хватает только Вячеслава ЛукьяноваДонбасские "террористы" Наконец, выставили дистанцию. Согласно регламента, сегодня нас ждали гонки по треугольнику в акватории базового лагеря. Однако ветер не только не стихал, но, похоже, усиливался. Старт откладывали, тянули резину до последнего. Но таки подняли флаг начала стартовой процедуры для первой группы. «Хануман» шёл в третьей группе. На борту сидело 6 человек, хотя заявляли мы 5.
Дело в том, что Алексей, владелец катамарана, ко всеобщему величайшему сожалению, сегодня вечером был вынужден нас покинуть: дома ждали неотложные дела. Посему его и не регистрировали. Сегодня он просто так покатается в гонках и вряд ли своим весом сильно испортит результат. Ибо, несмотря на высокий рост, в отличной спортивной форме и весит немного. К тому же, как я уже писала, на победу мы особо не рассчитывали с такими гоночными характеристиками судна, да ещё ухудшаемыми гоночным баллом. Ну и погодные условия таковы, что хотя бы просто дистанцию пройти – уже подвиг.
Свежий ветерок разгулялся над Балхашем Ветер мало того, что сильный, но и очень порывистый, нестабильный. Что весьма странно, ибо ландшафт ничего не шепчет для таких смен направления и завихрений. Однако за неделю гонок по Балхашу мы убедились, что шквалистый ветер – изюминка этого озера. Надо просто быть к этому всегда готовыми. А то привыкли мы на своих Азовском и Чёрном морях к стабильным ветрам…
Разогнало волну – частую, короткую, как на Азове. Не скажу, что высокую – не больше 0,7 м. Однако для «Ханумана» этого оказалось достаточно. Носы, конструкционно приспущенные вниз и бесштевневые, нещадно «тупили» на волнах. Странная конструкция узкой ватерлинии в нижней «сигаре» поплавка своим «порожком» тормозила ход просто невероятно, втыкаясь в каждую волну. Я надеялась, что длина поплавков как-то будет скрадывать коварство короткой волны, но свисающие носы и «порожек» разбили мою надежду в прах.
Удивительный цвет волны А потом добавилась ещё одна гадость: спускание воздуха поплавками. Сделаны они были по старинке, двухслойными. Наружу выводились от каждой секции пластиковые трубки, заткнутые обычными пробками от ПЭТ-бутылок, торчащие вверх наподобие эрегированных членов, если их не прятать в специальные кармашки.
Исчезновение воздуха из дырявых поплавков приводило к дальнейшему обвисанию носов с риском подворота на волне и угрожающему раскачиванию кормовых отсеков. Именно по корме Женя и ориентировался: замотылялась влево-вправо с риском отломать рули – пора брать в руки насос.
В гонке я была, как водится, на рулях, а Женя раздавал команды и под… «опники» неопытному, но старательному и необидчивому экипажу. Вся остальная настройка лежала на капитане. По ходу я могла заявить, что «Не подбить ли стаксель? Не выбрать ли грот больше в ДП? Я бы уменьшила пузо грота и т.д.», а Женя взвешивал мои предложения и частенько соглашался с ними. Это весьма грело. Потому что с Коротких я впервые гонялась на одном судне. Гоночный опыт, судя по результатам украинских соревнований, у меня был продуктивнее жениного. И потому, не совсем доверяя своему капитану, я потихоньку, подсознательно, его контролировала.
К чести Жени скажу, что неделя балхашской регаты дала мне спокойную уверенность в мастерстве Коротких. И в его человеческих качествах. Он ни разу не дал понять ни мне, ни ребятам, что я тут – баба, и что мой номер 16-й. И в непростых условиях сохранил лодку и доброжелательную атмосферу в экипаже.
Но первая гонка пока требовала от меня максимальных усилий и напряжения. Ведь я тоже – капитан, и бывала в разных переделках, и с неопытным экипажем в том числе. Полного доверия ни к другому капитану (Жене), ни к матросам нет. И помимо рулей, приходится всё держать под бдительным контролем. Подозреваю, что аналогично и Женя мне не совсем доверял, как рулевому, но деликатно не заострял на этом внимание. И тоже всё контролировал, советуя брать острее или полнее. Мы ещё присматривались друг к другу.
Гонка выдалась очень непростая. Экипажи вокруг переворачивались, ломали мачты, рули и шверты. А мы неслись по дистанции, на малоуправляемом монстре с «зелёными» матросами, едва различая в бурных водах поворотные знаки. И вот, за сто метров до последнего знака перед финишем, судейство объявляет, что гонка отменяется!
Однако я решительно предлагаю дистанцию закончить. Мало чего потом придумают. Да и вообще – гоняться – так до конца. Должны же мальчишки полностью пройти свою первую настоящую гонку. Да ещё какую! Крещение стихией! Все с энтузиазмом соглашаются, и мы таки финишируем.
Как впоследствии выяснилось, ветер изначально дул очень нехороший, с запада. Обычно западные ветра приносят на эти берега беду. Судейское судно сорвало с якоря. В бинокль главный судья увидел в степи какой-то пылевой смерч, и понял, что пора сворачивать мероприятие. Ибо если ОНО прилетит сюда – только оверкилями не обойдётся.
Однако ветер продолжал стабильно дуть без нарастания. И можно было бы продолжать гоняться, но слишком много судов требовало ремонта. А завтра предстоял выход на многодневное ралли по диким, необжитым местам. Так что судейство приняло решение не убивать участников и на сегодня с гонками «завязать».
Катамаран наших ростовчан тоже перевернулся. Стихия и оверкиль произвели на бедную Надю столь сильное впечатление, что с ней случился психический срыв, и пришлось воспользоваться услугами «Скорой».
Анатолий Кремень, капитан катамарана "Флинт" (г.Ростов-на Дону, Россия) Врачи, как и спасатели, дежурили на берегу с самого утра, и потому приняли весьма деятельное участие по спасению потерпевших кораблекрушение гонщиков.
А вообще надо признать, что Казахстан ответственно подошел к организации столь важных соревнований. В базовый лагерь утром и вечером приезжала машина с бесплатной питьевой водой – именно для участников. Спонсор ЧМ Пивзавод №1 буквально залил всех бесплатным пивом. Мусор мы сбрасывали в два больших контейнера, откуда его организованно вывозили. А в степи, через дорогу, установили добротный деревянный туалет на две кабинки.
Изначально мы хотели потребовать пересмотреть результаты гонки и восстановить наш класс, поскольку пришли в нём первыми. А возможно, что и единственными. Это бы сильно увеличило наши шансы на призовое место. Однако нас убедили не суетиться, ибо для «Ханумана» гонка ещё не закончилась на момент отмены. А для Димы Овсянникова и его «Айсберга» – закончилась, и потому ему результат (а заодно и всему классу 13 группы А) можно засчитать.
Потом ребята с Женей ходили покатать кого-то, а мы с Лёшей-Оранжевым Беретом остались готовить ужин. Я хоть и не собиралась стать в нашем экипаже кухаркой, но прекрасно понимала, что моя половая принадлежность обязывает этим заниматься. Так что в 80 процентах случаев я молча приступала к готовке, нагружая кого-либо из ребят подсобными работами типа почистить овощи, вскипятить воду, поменять газовый баллон в печке. Ну и, конечно, заведовала продуктами, меню и собирала сухпай в маршрутные гонки.
Во время приготовления ужина мы с Лёшей познакомились поближе, поделившись информацией о себе. Надеюсь, мой авторитет в их глазах немного вырос, когда Лёша узнал, что сорокалетняя амбициозная тётка, неожиданно свалившаяся им на голову, любит ту же музыку, что и они.
А ещё Лёша пожаловался на полное непонимание того, что мы сегодня делали на воде. В чём состояла трасса? Что-то она совсем не походила на треугольную дистанцию. Он совершенно не ориентировался в пространстве, и так и не сообразил, где какой буй мы огибали, где были старт и где финиш.
Я успокоила его, что все так начинают. А сегодня ещё волна сильно дезориентировала. Главное, чтоб рулевой и капитан соображали, куда идти. Что я тоже в первой своей гонке, будучи балластом на борту, ни черта не понимала, куда надо двигаться и почему все лодки бегут в разных направлениях. Но со временем это прошло.
В полночь хозяин «Ханумана» Алексей уезжал на такси в Алматы, в аэропорт. Мы сердечно попрощались с ним. Удивительно светлый человек. Знакомы с ним всего два дня, а прощаемся, будто старые друзья. Таки стихия и экстремальные условия сильно сближают…
Итог первого дня в СМИ:
"По Балхашу под парусами".Фото: Е.Коротких, В.Лукьянов, И.Ляпкало, А.Козеко, Л.Иванов...
Читать далее:
Карагаш