Морские волки Донбасса.

Я впервые села в мини-яхту в возрасте 10 лет. И - любовь навсегда. К тихо журчащей у борта воде, к лёгкому трепету - "дыханию" парусов и скрипу снастей, к загадочным и древним морским словам: "стаксель", "бейдевинд", "рангоут", "оверштаг", "спинакер", "шверт"... Лодка легко, без напряжения скользит по водной глади, отражающей солнечные блики. Иногда о днище бьётся крупная рыбина. И тихие, чёткие команды капитана: "Приведись!" или "Потрави грот!". Лодка, словно живое существо, чутко откликается на все твои действия.

 

Как вы думаете, по карману ли человеку среднего достатка иметь собственную яхту? Ошибётесь, если ответите "нет". Стоило побывать в конце мая сего года на Кураховском водохранилище, чтобы убедиться: если очень-очень хочешь иметь яхту - она у тебя будет.

Из 17 судов (3 из них - парусные доски) участвовали в традиционных соревнованиях по парусному туризму на "Кубок Донбасса", все принадлежат... "нищей интеллигенции". Подавляющее большинство судов - самоделки. Чудные - быстроходные, красивые, прочные - катамараны и байдарки под парусами сделаны собственноручно любителями парусного спорта.

"Кубок Донбасса" - переходный приз, который, завоевав его трижды подряд, команда получает насовсем. Серебряный парусник на бирюзовой волне, испещрённой фамилиями бывших обладателей кубка, уже несколько раз чуть было не "уплывал" навсегда. Но он - единственный в своём роде, и борьба за приз идёт серьёзная.

В этом году в соревнованиях принимали участие команды из Донецка, Киева, Харькова, Харцызска, Боярки, Житомира, Краматорска и др. городов.

К сожалению, из-за поломки в пути не смогли добраться луганчане - шесть весёлых, дружных и опытных экипажей.

Разместить участников, предоставив место под палатки и акваторию для гонок, любезно согласилось руководство Кураховской ГРЭС. Более сотни человек расположились на базе отдыха "Северная" - как по мановению волшебной палочки, вырос за сутки палаточный городок, а из груды железок и узлов возникли красавцы-парусники.

Одно "но" - запрещалось разводить костры, а что за песни под гитару, если нет связующего звена - ярких языков пламени и дымящегося котелка? Тем не менее, звенели струны, звучали песни и шутки ,оживали туристские байки

***

О ходе соревнований нам рассказал главный судья, старший научный сотрудник Донецкого физико-технического института Академии наук Украины, кандидат физико-математических наук, депутат райсовета Игорь Крыгин.

- Игорь Михайлович, расскажите, пожалуйста, об условиях соревнований.

- Трасса гонок характерна для всех яхтенных состязаний: ставятся поворотные буйки, после команды "Старт открыт!" надо их обогнуть, пройдя для начала против ветра через стартовые ворота.

Турист - это человек, ставящий во главу угла не скорость, но надёжность. В наших соревнованиях выявляется не самое быстроходное, а самое лучшее туристское судно. Поэтому в результате долгой практики проведения соревнований мы выработали некую формулу, которая учитывает площадь парусов и количество людей в лодке. А именно: хочешь победить - "гоняйся" быстро под "сморкальником" и с толпой на борту. ("Сморкальник" - специфический жаргонный термин, обозначающий парус, приближающийся размерами к носовому платку - прим. О.Д.).

- Давно существует у нас в Донбассе парусный туризм? Кто стоял у его истоков?

- История парусного туризма в нашем отнюдь не приморском городе довольно глубоко уходит в прошлое. В памяти - лишь первые соревнования в 1975 году. Если отбросить излишнюю скромность, то у истоков их организации стою я, как энтузиаст, и Лёня Хирный - бывший руководитель туризма в области, очень увлекающийся и пробивной человек. Добавлю, что центры парусного туризма в Украине - Донецк, Луганск и Киев.

- Вы в прошлом - неоднократный победитель "Кубка Донбасса", ваша байдарка не раз получала приз, как самое быстроходное судно. Сейчас не ходите под парусами. Почему уже пять лет вы ездите на соревнования лишь в качестве судьи?

- Всё очень просто. Возникли проблемы прокорма семьи. Для подготовки лодки, экипажа требуется много времени, а вместо этого надо тяпать картошку. Возможно, берут своё годы, хотя 47 лет - не возраст, известны и 70-летние туристы. К тому же, развалился верный "боевой" экипаж, по тем же самым причинам - некогда.

- Люди какого достатка имеют парусные суда и участвуют в соревнованиях?

- При социализме парусным туризмом занимались все желающие. Для проведения соревнований госказна давала большие деньги. Требование к участникам было одно: приезжай и гоняйся! Никаких стартовых взносов! В продажу поступало четыре типа туристских лодок стоимостью от 300 до 600 руб., что было вполне по карману любому человеку.

Теперь для проведения соревнований приходится христарадничать. Наскрести деньги на судейскую бригаду из двух человек - проблема, призы выдаются только победителям в своих классах (площадь парусов до 9 кв.м, до 12 кв.м и свыше 12 кв.м). Уже забыли о призах "За лучшую туристскую самоделку", "Лучшему семейному экипажу", "Самому далёкому гостю", "Самому юному участнику", "Утешительный" и т.д.

Да и катамараны теперь производит только частная фирма в Харькове. Стоимость лодки - 2,5 тысячи долларов - в комментариях не нуждается. Так что теперь паруса - удел элиты, которая предпочитает настоящие дорогие яхты.

Самоделки делать не из чего (основа - дюралевые трубки и прорезиненная ткань). Раньше это было возможно достать, сейчас - увы...

Но, как бессменный участник соревнований, я удивлён, что количество лодок если и не растёт, то, по крайней мере, не сокращается. Люди ходят на латаных-перелатаных посудинах. Но ходят!

- Интересны названия некоторых судов. Откуда появляются имена у мини-кораблей?

- Каждому хочется дать оригинальное название своему, пусть маленькому, но настоящему судну. Просто высосать из пальца неинтересно. Имя собственное судно должно заслужить!

"Стрючок", например. По мнению автора-конструктора, есть что-то общее между внешним видом "стрючка натурального" и конфигурацией изготовленного им судна.

После того, как на Азовском море сильное волнение затопило мою лодку, само собой возникло имя - "Муму". Правда, в отличие от тургеневской собачки, наша, ради шутки, склоняется по падежам: "Мумы", "Муме", "Мумою".

"Странник" - так назвал свой катамаран Витя Феденюк, ярый поклонник парусных походов. Где только ни путешествовал он на своей посудине!

Ну, "Ника" - понятно, богиня Победы.

***

А теперь - результаты соревнований.

Победителями главного приза, желанного "Кубка Донбасса-96", стали гости из столицы - киевляне во главе с капитаном В.Лукьяновым.

В классе судов с площадью парусности до 7 кв.м победили ребята из Житомира, их капитан - А.Земба.

В классе до 9 кв.м - команда-победительница из Донецка (капитан - С.Бондаренко), свыше 12 кв.м - экипаж А.Ерёменко (г.Донецк). Кстати, этот же экипаж занял второе место в Кубке. А третье - харьковчане под капитанством Е.Антонова.

В личном первенстве по виндсерфингу победил А.Попков из Харцызска.

 

Ольга Дмитрук.

Донецк - Курахово - Донецк

Ежемесячное приложение

к еженедельнику "Негоциант"

газета "Энди",

от июня 1996 г.