IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -

победа там, где согласие

Судовой журнал "Мистраля"

о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах

Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина.

Фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов, А.Карцев, И.Антипов.

 Пиар-фильм о походе  

 Сериал о походе  

 Телерепортажи 

Глава 1. Подготовка 

 Глава 2. Ад продолжается 

 Глава 3. Жемчужина у моря 

 Глава 4. Затока 

 Глава 5. Заколдованный "MOL" 

 Глава 6. Рыбаковка 

 Глава 7. Березань 

 Глава 8. Кинбурнская коса 

 Глава 9. Тендра 

 Глава 10. Железный Порт - остров Джарылгач 

 Глава 11. Крымский сюрприз

  Глава 12.Первый сильный ветер

12 июля

Подъём – в 5, т.к. отчаливать следует по утреннему бризу, пока дует попутный ветер. Народ ещё спит, за исключением наших «жаворонков»: Юрика и Андрея, которые с рассветом, еще с 4-х утра, уже где-то бегают, и Сергея, который, сотворив несколько йоговских утренних асан, хлопочет по лагерю.

Гуляю со Шпилькой по окрестностям – километра полтора в сторону Бакальской косы и обратно. Местность пустынная, вглубь суши простирается вспаханное поле, по которому Шпиля с упоением гоняет стаи каких-то птичек. К морю берег спускается высоченным, метров 20, обрывом – сплошь крутизна, под нею практически нет места для катамаранов. Удачненько мы отыскали место для стоянки.

Подхожу к краю кручи, заглядываю к подножию. Чайки над морем летают, подо мною летают, шумят-ругаются. Обрыв настолько крут, что опасаюсь за собачку, которая в азарте погони может сорваться вниз.

Небо чистое, утренний бриз свеж – пора в путь.

Быстро сворачиваем лагерь и, выпустив вперёд «Космос», в 7-00 стартуем. По ходу движения – скопище рыбацких ставников с облепившими их бакланами, которые приходится обходить мористее. Протискиваться между ними и берегом не захотели – мало ли что. Скалы, а за поворотом береговой линии может вдуть, да и на горизонте висит туча.

Туча вряд ли предвещает что-то хорошее

Как и предполагали, под тучкой попали в дождь. Лишь Влад сворачивает ближе к берегу, чем успешно и целенаправленно тучки избегает. Не знаю, как Саша, но почему я попёрлась под тучку – не знаю, не помню. Может, по глупости, может, лень было менять галс, может, ветерка захотелось. В итоге нас освежает и короткий несильный дождик, и довольно сильный, но тоже короткий, минут на 5, шквал.

Туча и "Космос"

На горизонте - облака и очертания гостеприимного Берега Рачков-Бокоплавов. Упакованная Оля

Упакованный Влад на фоне всё того же пейзажа

По утиханию бриза ветер меняет направление и задувает в нос. Но и мы в своём генеральном курсе тоже подворачиваем – уже идём не чисто на запад, а на юго-запад. Но ветер - именно оттуда. Постепенно раздувает всё больше. Поднимаются волны. Представляю, какой душ принимают Влад с Юркой, если даже штевневые носы «Мистраля», врезаясь во встречный поток, окатывают брызгами всю палубу. Только на корме относительно сухо – умываюсь лишь редкими долетающими по воздуху солёными порциями.

Впервые Андрюша сворачивает солнечные батареи. До сего дня они постоянно находились в раскрытом состоянии на носу «Мистраля» и передавали солнечные кванты какому-либо из мобильников.

Шпиля волнуется, сначала бегает по прыгающей палубе, потом ныкается где-то в уголке – подальше от брызг. Миша впоследствии даже сочинил стишок на эту тему:

Шпиля волнуется - раз,

Шпиля волнуется - два,

Шпиля на палубе – три,

Шпиля, на месте - замри!

Но в целом – интересно и весело, а то за неделю спокойного путешествия по северным водам мы отвыкли и от волн, и от ветра. Крым же встретил нас сразу приключениями и испытаниями.

Вижу, что и Андрюхе хочется порулить в таких весёлых условиях. Устанавливаем вахту приблизительно по часу. Может, и Лёше хочется испытать себя, но жадность моя не знает границ. И вдобавок – эксперимент и вредный характер. Потому что, наставляя нас на путь истинный перед походом, друзья-парусятники утверждали, что нарулимся мы очень скоро. Надоест на третьей неделе. И мне очень хотелось проверить – надоест ли? Скажу по секрету: не надоело и за шесть недель! Более того, вернувшись домой, уже через пару недель мы с Владом участвовали в местных гонках, а ещё через три недели – в регате на Печенежском водохране. И всё было мало.

Только Владу повезло больше. Он хоть шёл постоянно с одним и тем же матросом, но за румпель держался бессменно, т.к. доверить Юре вождение транспортного средства было опасно. А может, не повезло, ибо в случае известно какой нужды некому было подстраховать кэпа, и приходилось терпеть. Вырабатывать великотерпение Будды.

А у меня экипаж менялся, и приходилось делиться с жаждущими. С Андреем, Сергеем, иногда – Лёшиком, по разочку-другому – с Ваней, Олегом, Мишей, Машей и Аней. Зато можно было и за борт выпрыгнуть, и поспать, если придавит.

Кстати, насчёт за борт.

Приспичило туда Ане. А девушка она физически неразвитая, забраться на высокий борт «Мистраля» даже по тихой воде не в состоянии. Мы немало над ней подтрунивали за это, советовали тренироваться и старались до последнего не помогать: пускай помучается-покряхтит, авось осознает, как полезна физкультура. К концу похода Анька таки натренировалась залезать на «Мистраль» - но только через нос. Подтянуться на руках с кормы для неё так и осталось недостижимым результатом.

Но сейчас дело серьёзно. В пенном кильватере прыгающего по волнам катамарана Аня не удержится силой пальцев рук на кормовой балке. Хорошо, что Лёша – не только сплавщик, но и в горы ходил. Как делается обвязка, знает. Набросив на Аньку верёвку, вяжет какие-то узлы и благословляет её на купание.

«Трусы можешь не снимать, - мрачно советую напоследок, - промоет так, что и «по-большому» сходить можно без туалетной бумажки. Если что – кричи, выловим».

Аня уходит в пенные буруны, мужики деликатно пялятся вперёд (вдруг Аннушка всё же оголит филейную часть?), а я поглядываю назад время от времени, поскольку вынуждена бдить за волнами (чтоб выруливать на них поаккуратнее) и за парусами. А Анька уже постольку-поскольку.

От трубы пальцы не оторвала, закончила – крикнула, Лёша с Андреем втаскивают её на борт.

Для мужиков такое катание – только в кайф, за них не переживаю. А ветер тем временем всё усиливается. Но ещё не рифимся, хотя мысли такие мелькают. «Трикстер» обогнал нас настолько, насколько мы обогнали «Космос». Интересно, почему? Поменялся ветер! На попутняках «Мистраль» гораздо быстрее, но на встречке более шустрым оказался «Трикстер». Надо понаблюдать за его поведением.

Часа через четыре скакания по волнам против ветра длинными галсами вдоль скалистого берега приходим к выводу, что пограничники в Черноморском не дождутся нас и сегодня. Навигатор показывает ещё около 20 км до бухты Узкой, скорость по генеральному не более 3 км/ч. А ветер начинает подсвистывать в вантах. Принимаем решение прятаться в первой попавшейся бухточке с пологим берегом. Поскольку Влад закладывает галсы максимально близко к берегу и идёт впереди, за поиски взялся он.

Бакулин, как обычно, держится мористее, разбегания на галсах иногда выводят все три катамарана из зоны видимости друг друга. Стараюсь ориентироваться на Влада. Максимальная скорость «Мистраля» на остром бейде – 13 км/ч. И это при перегрузе, когда ватерлиния утоплена, а встречные волны бьют в носы и тормозят.

Наконец, по рации поступило сообщение, что Влад удачно высадился на пологом бережке (вылетев на полкорпуса на камни!), оставил на «Трикстере» поднятый грот и дожидается нас. На одном из близких к берегу галсов мы замечаем впереди по курсу его парусник и направляемся туда. Чтоб погасить скорость при высадке на каменистую сушу, распоряжаюсь смотать стаксель. На бейдевинде, в последний момент потравив грот, мягко влетаем на песочек с примесью камушков. Влад и Юра принимают катамаран.

К берегу подходит "Мистраль". Море кажется спокойным, но это - зрительный обман

На подходе - "Космос"

Бакулин причаливает минут через 30-40, около трёх часов дня. И хотя мы не снимали паруса, совершенно справедливо ругается, что практически их не видно, что нельзя так разрываться, что надо при таком усилении ветра не тащиться друг за дружкой в одно место, а каждому прятаться в ближайшее к нему укрытие. А чтоб не разрывать группу на суше, нельзя разрывать её и на воде.

Влад оправдывается, мотивируя, что не ожидал от всё время отстававшего «Трикстера» такой прыти на встречном сильном ветру. В следующий раз попробует смотать стаксель, поскольку рифы взять не может (на «мумных» парусах не предусмотрено). И что найденная бухточка оказалась единственным приемлемым местом на протяжении всего пути.

Все в сборе

Бухточка маленькая, неглубокая. «Трикстер» поместился, «Космос» - с трудом, а катамараны типа «Мистраля» полностью не затаскиваются на сушу, поскольку перед обрывом навалено много каменюк, в которые упираются поплавки. Мой кат слегка свисает носами над водой.

Мы постеснялись двигать старожилов бухточки, и поплавки "Мистраля" не влезли на сушу целиком

Барашков на волнах, вроде, нет, но дует прилично. Иногда посещают мысли: не продолжить ли путь? Но в конце концов решаем отсиживаться до завтра, поскольку не известно, встретится ли ещё подобная бухточка в случае ухудшения погоды. Насколько мы помнили по походу прошлого года, их практически нет на всём протяжении от Оленёвки до Бакальской косы, т.е. нам повезло, что мы такую нашли и даже сумели поместиться со своими парусниками.

Единственное неудобство: по-прежнему нет хлеба, а до ближайшей цивилизации, пос. Межводное – не менее 8 км. Это мы узнали от соседей по бухточке – семейства из Харькова, которое скрывается здесь от благ цивилизации.

Каменистые берега

Поднявшись по обрыву на плато, с огромным трудом находим мобильную связь и докладываем пограничникам о невозможности попасть в Черноморское сегодня, а также о том, что они могут снова прийти нас штрафовать, но это ничего не изменит: ветер сильнее их законов. И о том, что связь очень плохая и, возможно, мы утром не сможем предупредить об отходе.

- Так вы там стали на рейд? – интересуется мадам пограничница. И в очередной раз приходится объяснять, что нам для целости и сохранности в такую погоду нужен не рейд, а пологий берег. К сожалению, наши плавсредства и их особенности по-прежнему остаются загадкой для большинства служителей приморских законов. Чаще надо мелькать у них на глазах.

Как ни странно, удаётся довольно долго побеседовать с Юлей Миншакировой, ведущей телеканала «Донбасс». Делимся с ней своими пограничными проблемами, из чего потом она монтачит интервью в очередной выпуск теленовостей о наших приключениях.

Остаток дня отсыпаемся в тени под палубами катамаранов, купаемся, загораем, жуём скромный перекус. А когда немного ослабевает жар солнца, выползаем общаться и заниматься хозяйственными делами. Аня – вязанием скатерти. Серёга, посвятивший всю сиесту обработке роскошного витого куска дерева, найденного, если не ошибаюсь, на Тендре, добровольно приступает к приготовлению ужина. Он, оказывается, краснодеревщик, хоть и отпирается от этого высокого звания.

Саша промок насквозь. Сушится

Послеполуденный отдых под палубой

Чьи рога строгаешь, Серёга?

Зарождение походной скатерти

Серёжино творчество. Рыбка № 1. Рыбку №2 смотри в главе о Судаке

Шпиля дрыхнет в ямке. Здесь хорошо виден характер грунта - песок вперемешку с камнями

Я занимаюсь ревизией припасов, пересыпанием и переупаковкой продуктов, которые у Саши частично подмокли, и очередным перераспределением их по катамаранам. «Мистраль» и по количеству людей в экипаже, и по количеству общественного барахла загружен сильнее всех. Поэтому из провизии мы брали на борт минимум. А у «Трикстера» и «Космоса» вдвое меньший экипаж и только с личными вещами, поэтому они несут больше продуктов. Но на «Трикстере» сильно заливает, поэтому он тащит, в основном, процентов 40 общих запасов воды. На «Космосе» тоже заливает, но меньше, и он несёт тяжесть в виде овощей и консервов. А малозаливаемому «Мистралю» достались хлеб (ныне отсутствующий) и прочие боящиеся воды вещи.

"И кто его знает, зачем он моргает?.."

Вечером мы со Шпилькой отправляемся на прогулку. Плато полуострова Тарханкут представляет собой пустынную травянистую равнину с кое-где встречающимися оазисами из кустов лоха. Вдоль обрыва идёт глинистая грунтовка, по которой можно объехать полуостров по периметру. Степь пустынна, а ближе к морю кое-где виднеются отдельно стоящие палатки редких отдыхающих. Тех, кто предпочёл комфорту и доступности развлечений и медпомощи  одинокий тихий отдых в компании моря, солнца и ветра. Все они прибыли на автомобилях. Понятное дело: просто с рюкзаком сюда надолго не придёшь, ибо ни воды, ни еды в ближайшем десятке километров не предвидится.

Дикое количество прямокрылых: саранчи, кузнечиков, кобылок, сверчков. Всё это сюрчит-сверчит, создавая услаждающую слух какофонию жизни. Множество пауков, включая и гигантских аргиоп, которые представляют трудности для арахнофобов при посещении кустарника в известных целях.

Вид из-за камней на наше временное пристанище

Красивые в своей суровости берега полуострова Тарханкут

Вечер. Море стихает и отступает

Ужин готовим на скудных дровишках среди камней, экономя газ.

Палатки ставить негде: мало места, да и грунт неровный, каменистый. Проще спать на палубах. Отправляюсь на «Трикстер», предоставив «Мистраль» всем желающим.

Небо на горизонте время от времени вспыхивает зарницами, к ночи поднимается сильный порывистый ветер. Он дёргает натянутый над нами тент, раскачивая лёгкий «Трикстер», а мне не спится. На память приходят тревожные слова опытного Бакулина:

- Вот скажите, руководители экспедиции, что будем делать, если ночью раздует и волна пойдёт на обрыв?

Влад, как всегда, отшутился, типа, одеваться в белое и прощаться с жизнью. И похоже, никто, кроме меня, всерьёз бакулинское заявление не воспринял. Теперь же, когда порывы ветра ощутимо раскачивают катамаран, а волны с шумом бьются о камни, тревога не даёт мне расслабиться. Успеем ли оперативно собраться и выйти в море, если волна усилится и начнёт бить в обрыв? Наверно, успеем, ибо вряд ли всё так быстро разгонит, это же глубокое море, а не водохранилище и даже не Азов. А если на завтра разыграется шторм? Да эдак дня на три? Затаскивать катамараны на обрыв? Но это – нереально, крутизна градусов 60-65, и тропки узкие, каменистые. Но нас много, а «жить захочешь – не так раскорячишься»… Пожаловалась Владу на своё беспокойство. Однако тот – невозмутим:

- Кого ты слушаешь? Бакулина? Это он просто так ляпнул, для контроля ситуации. Ничего не будет, спи спокойно.

Это меня несколько утешило, и сон, наконец, одолел.

Куриный Бог

Переход Весёлая Долина - бухточка перед пос. Межводное - 16 км, 7 ч ходу

Средняя скорость 2,3 км/ч

Координаты стоянки перед пос. Межводное N 45° 41’ 32,3 ’’ E 33° 01’ 43,9’’

пгт Черноморское 099-387-98-47, позывной «Лебедь-21»

Глава 13. Черноморское - Тарханкутский маяк

Продолжение следует...

Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна.