IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -

победа там, где согласие

Судовой журнал "Мистраля"

о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах

Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина.

Фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов, А.Карцев.

 Пиар-фильм о походе  

 Сериал о походе  

 Телерепортажи 

Глава 1. Подготовка 

 Глава 2. Ад продолжается 

 Глава 3. Жемчужина у моря 

 Глава 4. Затока 

 Глава 5. Заколдованный "MOL" 

 Глава 6. Рыбаковка 

 Глава 7. Березань 

 Глава 8. Кинбурнская коса 

 Глава 9. Тендра 

 Глава 10. Железный Порт - остров Джарылгач 

 Глава 11. Крымский сюрприз 

 Глава 12. Первый сильный ветер 

Глава 13. Черноморское - Тарханкутский маяк

13 июля

Андрей встречает рассвет. Спал он прямо здесь, на коврике, наедине с природой

Очевидно, благодаря Владу, разгулявшийся ночью ветер не только не усилился до шторма, а даже сменился приятным бризом. Поэтому быстро собираем лагерь и в 7-00 уходим на лёгком попутняке. Однако бриз баловал не больше получаса, потом снова задуло в нос, и весьма свежо. Прогноз погоды мы не знаем, мобильная связь настолько плоха, что не сумели доложиться пограничникам об отходе. И даже на воде она давала перебои. Попытались вызвать пост или заставу по радиостанциям – вообще «глас вопиющего в пустыне». Плюнули – будь что будет! – и стали получать удовольствие несмотря ни на что.

"Гюльчатай, открой личико!"

А кайф получить было от чего! Навстречу шла высокая, метра полтора-два, волна, но настолько длинная, что катамараны испытывали лишь мягкие затяжные покачивания, словно в любящих мамочкиных руках. Говорят, что вот это и есть настоящая черноморская волна. Ветер, хоть и встречный, но сильный и ровный в тех пределах, когда парусник без малейшего напряжения использует всю его энергию, выдавая максимальную скорость при полном комплекте сопутствующих ощущений.

На «Мистрале» снова приходится устанавливать почасовую вахту держания за румпель. В связи с этим всплыла интересная деталь: на «Космосе» Саша с радостью перепоручал управление то Серёге, то Лёше, а сам отдыхал, тогда как на «Мистрале» в прошлогоднем походе он  активно отстаивал своё право рулить и рьяно боролся за каждую секунду… Прикольно.

Начитавшись во время попутных ветров лоции Чёрного моря, продолжаю на практике проверять изложенные там истины. Например, о том, как предсказывать погоду. Вчера наблюдения за движением облаков наводили на мысль об усилении ветра, но я особо не придала им значения: могло быть просто совпадение. Длительный поход даст возможность вдоволь напроверяться. Впоследствии я убедилась, что написано всё верно, надо только больше опыта, чтоб правильно трактовать замеченные изменения в атмосфере. Когда ветер дует в нос, а облака формируются по левую руку и двигаются по часовой стрелке, то ничего плохого не будет, даже самые фантастические нагромождения кучевых небесных перин мирно растворятся в голубизне небосвода. Но когда облака формируются по правую руку и не желают в течение первой половины дня идти за солнцем – «жди беды», как говаривал космолётчик Зелёный в знаменитом советском мультике «Тайна третьей планеты». На сегодня природный круговорот обещает хорошую устойчивую погоду.

Однако по каким-то причинам мы потом время от времени обманывались в своих наблюдениях, и раздувало почти всегда неожиданно. Отчего напрашивается вывод: либо мы  недостаточно опытны и наблюдательны, либо с точки зрения авторов лоции такие усиления ветра не являются настоящей бедой.

Постепенно генеральный курс подворачивает всё южнее, а, следовательно, и ветер всё больше заходит не в нос, а в правый борт. Летим одним галсом вдоль красивейших живописных берегов. Бухточки, подобные нашему последнему ночлегу, встречаются достаточно часто, но мы не можем точно знать, насколько они велики и можно ли там укрыться в случае непогоды. С воды размеры этих бухточек определить невозможно.

Минуем Межводное. «Трикстер» по-прежнему впереди. Видимо, встречные ветра у него любимые. Незадолго до бухты Узкой, где располагается пгт Черноморское, курс переходит на галфвинд, и «Мистраль» на любимом ветру догоняет «Трикстера». Но это и хорошо, поскольку дорогу на заставу знаю только я; в прошлом году ездила туда с группой наших кэпов оформлять документы на выход в море (см. Судовой журнал «От Орловки до Одессы»). На галфе и «Космос» поднажал, так что в Узкую мы заходим практически один за одним.

В самой бухте ветра почти нет, его перекрывает длинный не очень высокий мыс справа. Какие-то остатки двигающихся воздушных потоков доталкивают нас в правую часть бухты, мимо причала, у которого позавчера пограничная служба так мечтала видеть наши катамараны. По сильному мелководью (пришлось выбрать шверты и приподнять рули) подходим к махонькому песчаному запущенному пляжику.

Катамараны вытащили на берег лишь на половину корпусов – мало места.  Якорим их за сушу. На охране оставляем Андрея и Юру. Капитаны, приодевшись в культурное и взяв документы, идут на заставу, а остальные – на рынок пополнять запасы провизии и воды.

Катамараны в Черноморском ожидают свои экипажи

Провиантмейстеры за работой

На заставе привлекает внимание процентное соотношение служащих женщин и мужчин. Что-то около 50 на 50. Причём мужики, как на подбор – стройные, мускулистые красавцы в камуфляже, а женщины – аппетитные толстушки совершенно неспортивного вида и тоже в камуфляже. Наверно, слабый пол рулит в конторе бумажными делами, пока сильная часть заставы носится по жарким кручам в поисках нарушителей закона.

Обошлись с нами, как всегда, очень тактично и уважительно. Позволили воспользоваться розетками для зарядки аккумуляторов и туалетом для разрядки организмов. Зам. начальника терпеливо выслушал все наши аргументы в свою защиту и не менее терпеливо пояснил ситуацию. Оказывается, если я, гражданка Украины, приду на любой берег своей страны (кроме, конечно, закрытых военных или правительственных зон) по суше со своим надувным матрасом и захочу на нём переночевать на побережье – пожалуйста! Если я выйду на берег на этом же матрасе со стороны моря и снова захочу на нём переночевать – да пожалуйста! Это моя страна, моя земля, мой берег. Но если этот матрас окажется легко управляемым и перемещаемым в угодном мне направлении (парусами, вёслами или мотором), то я уже обязана иметь разрешение от госструктур на подходы к сухопутной территории собственного государства. Вот такой у нас закон!

Базироваться подобным управляемым матрасам (которые уже возводятся в статус судна) разрешено только на специально оборудованных причалах. В целях контроля за экипажем и грузом.

Нам приходится согласиться с доводами командира. Но как же тогда путешествовать на столь специфических плавсредствах, как наши парусники, которым зачастую опасно идти на причал из-за погодных условий, ведь для надувнушек он может быть опасен сам по себе даже в тихую погоду? Специальный закон для таких, как мы, ещё не написан. Узнав, что собираемся огибать весь Крым, командир просто обалдел от нашей наивной простоты:

- Вы что, надеетесь пройти всю территорию без разрешительного документа?! Ну вы, ребята, даёте! При каждом выходе на берег – я так понял, что это ежедневно – мы имеем право вас штрафовать. И даже если вы будете оплачивать все штрафы, рано или поздно кому-нибудь это надоест, и на ваши суда наложат арест, поскольку вы - злостные рецидивисты. Даже если я предупрежу все посты о том, что на территории нашей заставы вас уже штрафовали,  наши пропустят, но на следующей заставе начнётся всё сначала.

В задумчивости почёсывая просоленные затылки, интересуемся, неужели нет никакого выхода из сложившейся ситуации?

- Вы должны были предварительно написать информационное письмо в Симферопольский погранотряд, а если собираетесь идти и по Азову – то и в Бердянский. Достаточно было только уведомить вышестоящие органы погранслужбы о вашем мероприятии, о количестве катамаранов и составе экипажей – и вам бы никто не препятствовал. Мы бы держали вас под наблюдением, и всё.

- Так мы же оставили все эти данные в Одесском погранотряде, а ваш неусыпный контроль ощущается постоянно: мы регулярно отзваниваемся, когда отходим и когда приходим. Иногда по ходу запрашивают координаты, и мы их даём. Мы постоянно на связи, как мобильной, так и радио, ничего не скрываем, у нас официальное мероприятие под патронатом Донецкой облгосадминистрации и областной федерации спортивного туризма, освещаемое областным телевидением. Вот все наши документы, вот паспорта участников, удостоверения на управление плавсредствами, свидетельства спортивных судов, маршрутные книжки…

- Ребята, при всём уважении к вам, мы не можем брать на себя ответственность, пока не поступит соответствующее разрешение «сверху». Единственный выход для вас – как можно скорее отослать информационное письмо начальникам погранотрядов.

- Да мы вообще-то собирались это сделать заранее, но не смогли отыскать адреса и фамилии. В интернете ничего нет. Вы, наверно, шифруетесь. Кстати, даже на радиосвязь не выходите.

- Как не выходим? – возмутился командир. – Быть такого не может!

- Правда-правда! Мы пытались и со стоянки, и с моря, и даже уже здесь, в Черноморском, по дороге на заставу, и перед воротами заставы.

- А дайте-ка вашу рацию!

Он вышел на 16 канал и по какому-то коду проверил, как работает связь, ему ответили, что «на пятёрочку». Что уж командир потом сделал с подчинёнными – нам неведомо, но с того момента 16 канал мгновенно реагировал на наши вызовы.

- Сейчас я дам вам адреса отрядов и фамилии-звания их командиров. Вы могли бы их узнать в вашем донецком погранотряде.

Мы выпучиваем глаза:

- А кто знал, что у нас в городе такой существует?

Но оказалось, что раздобыть столь секретную информацию нелегко даже замкомандира заставы. Лишь после нескольких звонков по мобильному ему удалось собрать нужные данные. Протягивая бесценную бумажку, бедолага смахивает пот со лба и со слабой улыбкой интересуется:

- И надо оно вам – так путешествовать?

Хоть и расстались мы на самой дружественной ноте, но все-таки в довольно мрачном настроении. Поэтому сразу за воротами заставы звоним палочке-выручалочке – Крыгину. Диктуем полученные адреса погранотрядов Украины и фамилии-звания их командиров. На него да на телеканал «Донбасс» - все наши надежды. Судьба похода висит на волоске, в Крыму, как оказалось, всё может накрыться медным тазом.

Подходим к катамаранам. Тут тоже приключения. Поскольку в целях популяризации спонсора мы не смотали гроты, порывом ветра лодки сорвало с якорей, и Андрюша, аки Добрыня Никитич, ухватил Змея Горыныча в виде трёх парусников своими тонкими, но очень сильными руками и выволок на сушу, сколько позволял берег. Вдвоём с Юриком они снова заякорили беглецов и уже не спускали с них глаз.

Катамараны сражаются с Андреем за свободу

В ожидании провиантмейстеров перекрываем единственную тропу вдоль берега и с улыбками раздаём направо и налево рекламные проспекты «Happy dream». Прохожих много, люди с удовольствием рассматривают катамараны, задают вопросы. И по парусникам, и по «Happy dream». Хорошая получилась пиар-акция.

Наконец, все в сборе, отчаливаем. На всякий случай беру рифы: мало ли что может ожидать «там, за поворотом» мыса. Снять их всегда проще, чем взять.

Саша по мелководью проводит «Космос» вручную. «Мистралю» конструкция руля позволяет идти своим ходом по глубине 20-30 см в нормальной управляемости. А «Трикстер» вообще без каких-либо проблем перемахнул триста метров меляка.

Саша решил, что проводкой проще

Из-за мыса, конечно, вдувает, но не настолько сильно, чтоб идти с неполной парусностью. Решаю ничего не менять, пока не начнём сильно отставать от эскадры. Ветер из встречного вскоре переходит на боковой, навальный и постепенно утихает. Скорость на бейде и рифах – 10 км/ч, сохраняется такой же на галфе при снятых рифах.

"Мистраль" снова на рифах

Мыс на выходе из бухты Узкая

Загружен, но мужественно идёт вперёд

"Космос". Красивое фото

"Космос" и волны

Волны и неприступные берега

Берега по-прежнему обрывистые, ненаселённые, с кое-где встречающимися отдыхающими внизу, под обрывами, и с автомобилями на плато. При заходе в Караджинскую бухту ветер становится попутным. Решаем не заходить в Оленёвку (уже всё там видели в прошлом году), а, пользуясь случаем, пройти по маршруту дальше, компенсировав простой в Черноморском и близ Межводного. В бинокль обнаруживаем широкий пологий берег на самом краю мыса Тарханкут, возле военной части. Множество автомобилей и купающихся-загорающих людей означает, что простым смертным на берег выйти можно. Правда, совершенно неожиданно Андрей начинает проявлять сильное беспокойство от грядущего соседства с радарами:

- Это очень вредное для мужчин излучение! Нам бы подальше от него.

Открыв от удивления рот (никогда раньше не замечала у Андрюхи особого пиетета к своему здоровью), интересуюсь, а как же толпы пляжников под радарами?

- Так то их личное дело! Может, они не в курсе, как это опасно. А может, не верят. Может, не боятся.

Но мы таки взяли курс на радары. Вряд ли одна ночь стерилизует наших мужиков.

Как было договорено с заставой Черноморского, прежде чем причалить, по рации испрашиваем разрешения пограничников на выход на берег. Буквально через минуту оно получено. Формальности соблюдены. Но «Космос» за эти формальности расплатился рваным поплавком. На попутных ветрах бакулинский катамаран бегает не намного хуже моего, и потому оказался у берега первым. Саша выпрыгивает за борт и, стоя по колено в воде в пяти метрах от берега, перед тем, как вытащить посудину, опасаясь пограничников, ждёт от нас команды «Можно!». Тут же катамаран волной прикладывает о подводный камень, и поплавок получает повреждение. Надо клеить.

Очень внимательно рассматриваем дно сквозь прозрачную воду и, лавируя между камней, удачно совершаем высадку. Берег каменистый, на дне встречаются валуны, скользкие, гладкие и не совсем гладкие. Старожилы с интересом разглядывают нас и не возражают, что занимаем их жизненное пространство. Правда, мы заранее приносим извинения и вселяем надежду, что завтра уберёмся отсюда, если погода не подкачает.

Стоянка на мысе Тарханкут

Раненый "Космос" и его доктор Саша

То ли кушают, то ли пасочки лепят

Прежде, чем клеить, поплавок необходимо хорошенько высушить

Саша приступает к ремонту «Космоса», Сергей – приготовлению на газу плова из натуральной курицы, приобретённой на рынке Черноморского. Аню и Лёшу отпускаю погулять на Тарханкутский маяк, где, по слухам, великолепные скалы. Пусть отдохнут от хозяйственных дел, поныряют и предадутся крымской романтике.

Романтичная Аннушка

Романтик Лёша

А мы с Владом отвечаем на бесчисленные звонки от несчётного количества пограничников. Похоже на разворошённый муравейник. Уж не знаю, что произошло, на какие кнопки нажимал Крыгин в Донецке, кому что на ушко шепнул, но звонят все – от майоров до рядовых. И у всех один тревожный вопрос: нет ли у нас жалоб на пограничную службу? Всем ли мы довольны? Всё ли нас устраивает?

Совместные усилия нашей донецкой группы поддержки в лице Доноблгосадминистрации, Крыгина, его жены Татьяны, а также телевидения в лице Юли Миншакировой произвели эффект разорвавшейся бомбы. Нам был дан «зелёный свет» на причаливание в любом удобном для нас месте (за исключением закрытых военных и правительственных зон). Нужно лишь по-прежнему регулярно оповещать погранслужбу о своём местонахождении и планах.

Оказывается, Киев интересовался у местных начальников, что за проблемы с какими-то катамаранами. Телевидение беспокоило Симферополь: как там наши подопечные, как можно решить вопрос? Нам даже стало жаль, что начали прессовать в общем-то, совсем невинных людей, просто правильно выполняющих свою работу.

Позже мы узнали, что после нашего звонка Михалыч, не теряя времени и не выходя из квартиры, развивает такую бурную деятельность, запускает такой маховик, да ещё так запускает, что аукается на всю страну.

Первым делом он с лёгкостью совершает то, что не удалось нам – выуживает из интернета всю необходимую информацию о командовании погранвойск, начиная от главного пограничника всея Украины – генерал-майора, справедливо рассудив, что коль нет возможности достать более мелких начальников, чего стесняться – пиши самому главному. А после, получив от нас данные на полковников – командиров отдельных полков, составляет необходимые тексты и с соответствующими сопроводиловками электронкой отсылает их в Доноблгосадминистрацию. Для пущей убедительности направляет туда же свою жену Татьяну. Как работнику искусства (концертмейстер), ей, по всей видимости, удаётся весьма красочно описать наше бедственное положение ("Вы понимаете – их там штрафуют? Их могут арестовать за злостное нарушение пограничного режима!"). Тексты немедленно распечатываются на «крутых» бланках, облепливаются подписями, печатями и тут же факсом отравляются адресатам. Последствия известны.

Ошеломлённые шквалами звонков и скоростью решения вопроса, торопимся успокоить взволнованных блюстителей границ, что жалоб нет, что всем довольны, что в восторге от того, как пограничники исполняют служебный долг и т.п. Ведь врать не пришлось: на самом деле НИКАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ к пограничникам у нас не было. Это их работа, которую они выполняют добросовестно и честно (мы пытались решить проблему народными методами, но безрезультатно), с редкой в наше время вежливостью. В сложившейся ситуации оказались виноваты только мы сами.

Удивительно, что они продолжали оставаться с нами вежливыми, ведь из-за нашей милости получили незаслуженно по шеям и имели полное право обматерить нас как следует. Но голоса в трубках телефонов и раций звучали искренне и доброжелательно.

Позвонил местный командир заставы и поинтересовался у Влада, к которому часу завтра можно принести Протоколы об админнарушении, чтоб не помешать нашим планам. К сожалению, аннулировать их невозможно, поскольку на тот момент разрешение на высадку вне оборудованных причалов ещё получено не было. Всё, что возможно законного сделать в данной ситуации – заменить штраф предупреждением. Для первонарушителей такая форма наказания допускается. Любитель спать по утрам Влад посчитал нужным, чтоб никого не напрягать, объявить отход на час позже и рекомендовал  прийти к 8 ч утра.

Вечер прошёл в дружественной атмосфере болтовни и чаепития с соседями – семьями из Львова. Украина по-прежнему едина – смычка Запада с Востоком форевер!

Донецк и Львов - одна страна!

А чтоб не мучила совесть за причинённые пограничникам неприятности, решили по окончании похода направить во все три погранотряда, а также Главное управление погранвойск Украины благодарности за помощь в осуществлении проекта с нашими подписями и печатью Федерации.

Переход бухта перед Межводным - пгт Черноморское - Тарханкутский маяк - 60 км, 8 ч чистого ходу, с заходом в Черноморское - 11 ч

Средняя скорость 7,8 км/ч

Координаты стоянки пгт Черноморское N 45° 30’ 34,0 ’’ E 32° 41’ 28,8’’

Координаты стоянки мыс Тарханкут(маяк) N 45° 21’ 00,2’’ E 32° 29’ 46,1’’

пгт Черноморское 099-387-98-47, позывной «Лебедь-21», маяк Тарханкут – позывной «Восток-14».

Глава 14. Тарханкут - Мирный

Продолжение следует...

Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна.