IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -

победа там, где согласие

Судовой журнал "Мистраля"

о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах

Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина.

Фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов

 

Пиар-фильм о походе  

 Сериал о походе  

 Телерепортажи 

Глава 1. Подготовка

 Глава 2. Ад продолжается

 Глава 3. Жемчужина у моря

 Глава 4. Затока

 Глава 5. Заколдованный "MOL"

 Глава 6. Рыбаковка

 Глава 7. Березань

 Глава 8. Кинбурнская коса

 Глава 9. Тендра

 Глава 10. Железный Порт - остров Джарылгач

 Глава 11. Крымский сюрприз

 Глава 12. Первый сильный ветер

 Глава 13. Черноморское - Тарханкутский маяк

 Глава 14. Тарханкут - Мирный

 Глава 15. Николаевка

 Глава 16. Орловский шторм и экскурс в Севастополь

 Глава 17. Военные учения, Яшмовый пляж и балаклавские кошки

 Глава 18. Закрытая зона

 Глава 19. Кацивели - Ялта - Гурзуф - Аюдаг

 Глава 20. "Артек" и Алушта

 Глава 21. Рыбачье. Испытание прибоем

 Глава 22. Дельфиний эскорт

 Глава 23. Меганом: штормовые страсти

 Глава 24. Лисья бухта

 Глава 25. Карадаг - Коктебель - Киик-Атлама

 

 Глава 26.Двуякорный - Чауда

Просыпаемся с первыми лучами солнца. Наши «жаворонки», как обычно, уже «шуршат» - кто бегает по горе, кто варит кулеш. На восходе Киик-Атлама ещё более прекрасна, чем вечером. Маша в неописуемом восторге от прозрачности воды.

До чего же красивое и уютное место!

Я просто влюбилась в Киик-Атламу!

Уединённость этого уголка от каких-либо путей, кроме морских, придаёт ему необычайную притягательность и красоту. Маленький галечный пляжик очень чист, уютен, аккуратен. Киик-Атлама – словно маленький остров, отрезанный от цивилизации. Конечно, цивилизация всё равно протягивает сюда свои щупальца в виде прогулочных катеров с новопосвящаемыми дайверами. Но это – такая мелочь в сравнении с прессингом, который испытывает морское побережье в других, легкодоступных местах!

Всё утро купаемся, ныряем, наслаждаемся каждой минутой. Потому что больше ТАКОЙ воды мы не увидим. У мыса Чауда берега глинистые. Ждать прозрачности воды возле неё не приходится. Есть надежда на Опук, но никто из нас там не был, что ждёт – не знаем. За Опуком – грязная портовая Керчь. А за ней – тоже не блещущий чистотой Азов.

Поднявшееся солнце вызолотило гору. Зрелище сказочное!

Гора из чистого золота!

Киик-Атлама (Кеатлама, Кятлама) - голый обрывистый мыс, далеко выдающийся в море; северная часть массивная, с высокой пирамидальной вершиной; южная - более низкая и узкая. Название традиционно толкуется как "прыжок дикой козы" (от тюрк. кийик – дикая коза и атлама – прыжок); второй вариант от тюрк. катлама - блюдо из слоеного теста – по аналогии со слоистыми обрывами мыса; третий вариант куда как более прозаический – в переводе с греческого - «Выступающий вперед». Возможно, название происходит от того, что мыс далеко выдается в море.

 

Двуякорная бухта окружена с севера хребтом Тепе-оба (оканчивается мысом св. Ильи), с юга – хребтом Биюк-Енышар (оканчивается мысом Киик-Атлама). Оканчивается Киик-Атлама небольшим, высотой всего 30 метров каменным островком Иван-баба («Отец Иоанн»), на котором когда-то находилась часовня в память о моряках, потерпевших здесь кораблекрушение.

 

Двуякорная бухта славится своими штормами, которые начинаются внезапно. Происхождение названия бухты не выяснено до сих пор. Самая известная версия утверждает, что всему виной коварные местные ветры, заставлявшие корабли отдавать одновременно два якоря, чтобы удержаться на месте. Более вероятно объяснение, что в бухте существовали две якорные стоянки для судов. Бухта упоминается в итальянских средневековых письменных источниках. Здесь находился венецианский торговый порт Провато еще до того, как крымское побережье было захвачено генуэзцами.

 

В советские времена одна из подводных лодок потеряла в Двуякорной бухте свой якорь. После этого моряки-подводники в шутку называют эту бухту Трехякорной. Местные рыбаки же называют Двуякорную бухту «наш Бискайский залив» - за сходство очертаний и такой же крутой нрав. Бывали случаи, когда внезапно поднявшийся шторм уносил в открытое море мирно плавающих на матрасах курортников. Приходилось пользоваться услугами спасателей.

 

Берег моря возле мыса Киик-Атлама образует несколько пляжей, которые называют под номерами: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Мыс и обрывы над ним сложены крепкими юрскими конгломератами. Там, где под обрывами лежат податливые глины, к морю спускаются оползни. Их ступенчатые поверхности изрезаны оврагами, покрыты степной растительностью и редколесьем из фисташки, держидерева, скумпии. Напротив таких мест из прибрежного мелководья выступают подводные камни.

 

От хребта Тепе-Оба в сторону Орджоникидзе по холмам Двуякорной бухты проходит грунтовая дорога с тремя древними полуразрушенными мостами. Среди местного населения она известна под названием «старая римская дорога».

 

На мысе Киик-Атлама обнаружено несколько стоянок древнего человека времен неолита. В 1784 году в бухте находилась Двуякорная артиллерийская батарея. На берегу бухты находилась дача известного российского инженера-кораблестроителя Г.И.Бубнова. Возникший вокруг нее небольшой поселок называли Бубновкой. В 1911 году на мысе Киик-Атлама началось сооружение минной станции акционерного общества заводов Лесснер. Строительство закончилось 26 марта 1914 гг., а сам поселок получил название Двуякорный.

 

Созданная в Двуякорной бухте пристрелочная станция стала базой для испытания первых построенных в Советском союзе электроторпед и торпед с турбинными двигателями, а сама станция вскоре была реорганизована в самостоятельный завод под названием «Гидроприбор».

 

В тридцатые годы это предприятие, функционирующее в обстановке строжайшей секретности, было одним из авторитетных и перспективных в строящемся военно-промышленном комплексе страны. Поэтому после смерти в феврале 1937 года наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе поселку было присвоено имя этого партийного и государственного деятеля. И это несмотря на то, что его деятельность с историей поселка никак не связана и в нем он ни разу не бывал.

 

Несколько позже, на полпути от Феодосии до Орджоникидзе, под западными склонами Тепе-Оба, был построен еще один завод того же направления, получивший название «Гидроаппарат». Оба предприятия напрямую подчинялись Москве и курировались Министерством обороны и морским военным ведомством. На их базе проводилось не только испытание созданных торпед, но и проектирование новых военных аппаратов. Большинство жителей пгт Орджоникидзе работали на этих двух заводах.

 

После развала СССР завод «Гидроприбор» прекратил работу,и долго стоял в запустении. В настоящее время на его территории предполагается построить яхтклуб, а бывшие работники завода переквалифицировались в работников курортной и туристической сферы.

Вдоволь напрощавшись с изумительной водой, обнаруживаем, что вчера сдуру не пополнили в Коктебеле запасы питьевой воды и хлеба. А сейчас стоим в месте, оторванном от магазинов. Дальше – ещё безлюднее до самой Керчи. По суше проникнуть в Двуякорный посёлок нет возможности. Обходить Киик-Атламу в обратку, до Орджоникидзе – полдня убить. Самое быстрое – махнуть в бухту Двуякорную одним катамараном и попытаться оттуда пешком пробраться в посёлок.

Шустренько появляется команда желающих, и «Мистраль», как самый оптимальный для этих целей (быстрый и вместительный) отчалил. На борту - я, Влад, Сергей, Юра и Олег. Аня, Маша и Саша остались охранять лагерь, купаться и паковать шмотки.

Берег в Двуякорной песчаный, пологий. Это - местный пляж. Народа – одна-две семьи, неизвестно каким образом сюда попавшие. Слева выдаётся в море пустой причал для небольших судов.

Бухта Двуякорная

Оставив Олега на охране «Мистраля» и набрав полные руки пустых пластиковых баклаг для воды, отправляемся на разведку. По давней традиции Юрик уже умчался со скоростью горной серны, никому ничего не сказав. Подождав минут десять, отправляемся без него.

Местность, видимо, богато заселённая в недавнем прошлом, теперь пустует. Налёт заброшенности на всех зданиях уже перешёл в разряд тления. Очень жаль, что хорошее дело рук человеческих позабыто и никому не нужно. Хотя, если на это посмотреть с другой стороны… Нет людей – нет проблем у природы.

Не понятно - заброшено или нет?

Остатки былой роскоши

Там и сям на берегу попадаются трупики молодых дельфинов, уже начавшие разлагаться. Один из них валяется на асфальтированной дороге метрах в трёхстах от моря. Причём дорога всё время поднимается вверх. Возможно, бродячие собаки его сюда заволокли. Пляжники нам потом сказали, что, когда здесь пару дней назад штормило (мы как раз отсиживались в Чалке), то очень много молодых дельфинчиков разбивало волнами о сваи причала: по младости им не хватало силёнок бороться с прибоем и уйти в море на глубину.

Заброшенная промзона приводит нас в уныние. Здесь мы явно не найдём ни еды, ни воды. Но искать надо! Продвигаясь по той же единственной, более-менее похожей на магистральную, дороге, слышим за спинами шуршание автомобильных шин. Размахивая руками, тормозим легковушку и интересуемся, где тут можно раздобыть хлеб и воду. В машине – двое:

- Садитесь, мы вас подбросим! Тут далеко, да и могут не пропустить.

- Да нас слишком много – вас двое да нас трое!

- Ничего, поместимся.

Мужики доставляют нас до каких-то ворот с охранником и, побеседовав с ним, провозят дальше, на территорию.

- Будете идти обратно – просто доложитесь, что вы ушли.

Потом выгружают в посёлке и сердечно машут руками на прощание. Идём на рынок. Здесь приобретаем всё, что нам надо и даже больше того: пьём кофе, лакомимся персиками. На долю наших друзей, оставшихся в лагере, к сожалению, взять не можем, ибо предстоит нелёгкий обратный путь с хлебом и водой.

Посёлок, как и все курортные поселения: шумный, многолюдный, грязный. Есть многоэтажные дома. Достаточно крупный посёлок. Только я так и не поняла – это был Двуякорный или Орджоникидзе?

Путь назад занимает, конечно, гораздо больше времени, но компания у нас весёлая, так что не скучаем под тяжестью баклаг.

Вот так рушится асфальт из-за морских штормов

Пародия на позу льва

А вот и сам Лев

Юрик уже тусит в окрестностях «Мистраля». Но с Олегом дружеские отношения у них не задались с самого начала, так что каждый – сам по себе. Олег предъявляет Юрику претензии: мол, пока он где-то шлялся, Оля была вынуждена таскать тяжести.

Юра парирует, что сами виноваты: надо было его дождаться из разведки, а не лететь сломя голову в никуда. Мы, конечно, тоже возмущаемся:

- Ты же не сказал, куда побежал, зачем и надолго ли. Мы тебя подождали да пошли. Ведь можно было ждать фиг знает сколько. А время дорого.

- А надо было в Коктебеле покупать, а не здесь искать.

- Это мы и сами знаем. Что же ты, раз такой умный, не напомнил вчера?

- Так вы же – руководители. Вот и думайте своей головой!

В общем, мы лишний раз убеждаемся, что с Юры взятки гладки. Он постоянно живёт своей отдельной жизнью, а мы для него – средство достижения цели. В данном случае – цели попутешествовать вдоль морских берегов Украины. От нас он совершенно не зависит, а мы от него – зависим, поскольку ждём фото- и видеосъёмку. Кстати, в одной из немногочисленных бесед на борту «Трикстера» Юрик как-то признался Владу, что ему уже не интересно снимать экспедицию. На что Влад заметил, что поскольку уговор был с ним именно на эту деятельность, и при этом никакую другую работу для группы он делать не в состоянии, то пускай будет добр выполнять возложенные на него в походе обязанности.

Посему не удивительно, что в итоге большинство фото и видеоматериалов оказались сняты в плохом качестве. Если какое насекомое крупным планом – то кадры просто супер, хоть на выставку. Как только мы… Помолчу, ибо ругаться хочется. Юрику просто «чего-то расхотелось» делать хорошо. При этом с камерами он не расставался, и мы были свято уверены, что всё идёт по плану.

Олег, как обычно, кому-то что-то бурно доказывает

Вернувшись в лагерь, быстро переупаковываемся и отчаливаем в 10-30 ч. Впереди – 35 км Феодосийского залива.

Командор формирует гарем

Ветра практически нет. Зато идёт очень высокая встречная волна, которая не позволяет гружёным катамаранам с почти полным отсутствием тяги продвигаться по генеральному курсу. Сбрасывает к мысу Илии.

Промучившись с час, собираемся в связку и под мотором выгребаемся подальше из бухты. Здесь волна не такая крутая, да и ветерка добавилось. Правда, встречного.

Пытаемся уйти от зыби

Серёгина голова и мачта "Космоса". Кадр № 1

К взлёту готов! Кадр №2

Идём в лавировку. Противоположный берег залива едва виден на горизонте узкой полоской. Гористая часть Крыма закончилась. Конечно, ещё будет гора Опук, но она не сравнима по колоссальности с Меганомом и компанией.

Путь малоинтересен. Всё, как обычно. Держим друг друга в поле зрения – «Трикстер» и «Мистраль» поочерёдно впереди, «Космос» - замыкающим. Купаемся с борта, болтаем на различные темы, смеёмся. Олег топорщит усы перед тремя женщинами на «Мистрале». У меня понемногу рулят все, поскольку погода тихая. Влад – единолично. Саша предоставил это почётное право Сергею, а сам наслаждается отдыхом.

А на "Мистрале" - купания наяд

К вечеру ветер скисает. Мы оказываемся не чётко напротив Чауды, а глубже в заливе. Саша сильно отстал. «Трикстер» не менее сильно вырвался вперёд. Из-за лёгкости веса он по тихому ветру хорошо обходит «Мистраль». А мой парусник по слабому ветерку начинает тихоходничать.

До заката часа два, а до Чауды – более семи километров. С такой скоростью нам не добраться до неё до темноты. Придётся или чалиться в первом попавшемся пригодном месте, или становиться под мотор. Предпочитаем второе, так как за «Космосом» придётся возвращаться в море.

Стаскиваем тяжёлое барахло на правый поплавок, девчонки перелезают туда же, Олег заводит мотор. Хорошо, море гладкое, можно не опасаться за дейдвудную трубу. Да и Олег – не Андрей. При всей своей сверхаккуратности в быту он не церемонится с движком и заставляет его работать как следует. С мотористом Олегом наша скорость под мотором выросла до показателя 10 км/ч.

Дело движется к закату. "Мистраль" отправился за "Космосом"

Мы сгоняли за «Космосом», по дороге цепляем «Трикстера» и бодренько по навигатору чешем в точку, на которой находился один из промежуточных финишей «Морского братства-2009». По воспоминаниям из тех соревнований, Чауда – совершенно дикое место с отвесными глинистыми берегами и узкой полоской плоского пляжа перед ними. Населена змеями, ядовитыми пауками и пограничниками. Причём все они имеют привычку появляться неожиданно и сильно пугать.

В тот год, когда мы – десять лодок-участниц «МБ-2009» - ночевали на Чауде, всё небо полыхало от зарниц, а воздух был до предела насыщен влагой. Предчувствие грозы и шторма висело в воздухе. Самым старшим и опытным в нашей группе был Серёжа Мельничук. На мой тревожный вопрос, что делать, если начнётся буря с навальным ветром, философски заявил, что придётся лезть с катамаранами на обрыв. Воспоминание, сколько наверху, на плато, я увидела днём гадюк, заставило задуматься: что безопаснее – море или ядовитые змеи? Так что память о себе Чауда оставила ещё ту!

"Идут красиво, косяком... Видать, пошли на юг. Который мой - куда ж ты, друг?"

К 20 ч вечера, в сумерках, причаливаем.

Прибыли на Чауду

Закат. Красиво!

Мои рассказы о каракуртах, тарантулах, гадюках и морских ужах приводят к достигаемой цели: никто далеко от лагеря не уходит (кроме Юры, конечно). Аналогичную роль сыграли всевозможные стращалки и шуточки наших мужиков. Например, когда я сидела с миской на борту «Мистраля» и в темноте уписывала ужин, «добрый» Сергей подкидывает мне под нос огромного паука. Не имея возможности отпрыгнуть (ибо уроню миску), включаю сирену – от страха. Серёга просто катается со смеху:

- Ты что, хотела визгом паука оглушить?

Самое смешное, что то был вовсе не паук, а нечто растительное, дюже на него смахивающее в неверном свете Луны.

Мужики – в восторге. Периодически повторяют нечто подобное с Аней и Машей. В общем, весело.

Берега Чауды ничуть не изменились за три года. Разве что, немного конфигурацией. Прогулявшись вдоль обрывов в поисках дров, обнаруживаем массовые залежи дельфиньих, чаячьих и бакланьх костей. Просто кладбище какое-то. В некоторых особо костлявых местах и запашок стоит соответствующий.

Море возле Чауды – мелкое. Долго мелкое и очень мелкое. По колено - метров пятьдесят. Дно – в мелких неприятных камушках. Но вода относительно чистая и прозрачная, особенно поутру, в лучах восходящего солнца.

Спим на катамаранах.

Высота мыса 15-30 метров над уровнем моря. Здесь произрастает большое количество различных растений, в том числе орхидеи и тюльпаны двуцветковые, занесенные в Красную книгу Украины. Территория также примечательна тем, что здесь гнездятся редкие, занесенные в Красную книгу Украины дрофа и стрепет. Местные жители приезжают сюда за растущим только на территории мыса чаудинским грибом. Говорят, что сюда его завезла Екатерина II – здесь он выращивался для подачи к императорскому столу.Помимо растительности и птиц мыс интересен окаменелыми остатками животных организмов, населявших море в юрском периоде мезозойской эры.

Крупные плиты ракушечника, сцементированные естественным образом в прочную породу, успешно противостоят размыву морских волн.

В песках и ракушечниках древней морской террасы мыса Чауда можно увидеть многочисленные окаменевшие раковины моллюсков Чаудинского моря: дрейссензий, сердцевидок и др. Это уникальное обнажение на Украине, где обнаружены морские отложения с ископаемой фауной чаудинского морского бассейна. По имени единственного на Украине местонахождения морских осадков этой эпохи получил название и весь бассейн.

 

Опресненное Чаудинское море существовало на месте нынешнего Чёрного моря более миллиона лет назад. Чаудинское море соединялось по Манычскому проливу с Каспийским, а на юге, по-видимому, с Мраморным морем.

На площади 5 га в 1964 году создан геологический памятник природы местного значения "Мыс Чауда", а в 1972 году на 3 км вдоль побережья - полосой 300 м - гидрологический памятник природы местного значения "Прибрежно-аквальный комплекс у мыса Чауда" (90 га). Неподалеку от мыса Чауда археологи открыли древнее городище Казека. В 1888 году, после трагического кораблекрушения пассажирского парохода «Орест», был построен маяк.

 

 

Мыс Чауда интересен ещё координатами географической широты: 45 градусов 00 минут. Именно через эту точку пролегает середина северного полушария земли, отсюда ровно по 5 000 км до экватора и до северного полюса.

 

На самом мысе представляют интерес Чаудинский маяк и ископаемая Чаудинская устричная банка, замечательные песчаные пляжи и Бухта Космонавтов, где проводились испытания первых советских спускаемых аппаратов для возвращения космонавтов на Землю.

Сейчас на Чауде располагается крупный военный полигон. Попасть на мыс можно только по пропускам: с разрешения военного руководства или для охоты по лицензии.

 

Переход мыс Киик-Атлама (пляж "Лаваш")  -  мыс Чауда - 39 км, 9,5 ч ходу

Средняя скорость 4,1 км/ч

Чауда N 45° 00’ 45,0’’ E 35° 50’ 02,5’’

г.Феодосия 066-880-28-39, 066-440-40-92;     пост м.Чауда 066-925-86-24, 050-386-73-38

Глава 27. Чауда - Опук

Продолжение следует...

Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна. Номер моей карты в Приват-банке       4405 8850 1839 5928      на имя Дмитрук Ольги Игоревны