парусных судах
"Балхаш-2014"
Часть 1. Казахстан
Часть 2. Регата
Приозёрск
Карагаш
Гульшат
Дневник регаты написан О.Дмитрук под ночной грохот канонад.
Редактирован Е.Коротких (в перерывах между артобстрелами) и И.Крыгиным.
Остров Зелёный
18 июня, среда
Участники готовятся к старту
Что-то там куховарю
Совещание капитанов
Главный секретарь соревнований Ольга Залознова (г.Донецк, Украина)
Старт сегодня, как обычно, в 9. Ветер весьма крепкий, встречный. Волна началась практически сразу после старта. У нас под носами уже болталась какая-то неуправляемая лодочка со сломанным рулём.
Пройдя пару километров, предложила Жене зарифиться. Капитан отдал команду поменять галс и спуститься ближе к берегу, где есть надежда на более мелкое волнение.
Однако надежды на смягчение волны угасли, поскольку ветер продолжал усиливаться. Женя велел отдать якорь и стать в левентик. Ребята взяли одну полку рифов. На этом манёвре мы много потеряли – конкуренты обходили нас один за другим.
Однако грот приобрёл более плоский и крылообразный вид и заработал с бОльшей отдачей, а лишняя нагрузка с матчасти была снята. Навигатор не показал падения скорости.
Сегодняшнюю гонку можно смело назвать экстремальной. По радиостанциям то и дело слышались переговоры между судейским судном и участниками – то у кого-то мачта рухнула, то кому-то нужна помощь спасательного судна, то хрястнул руль, то отвалился шверт, то у кого-то оверкиль…
Говорят, что когда главного судью спросили, почему он не отменил гонку, товарищ Сысоров с усмешкой ответил:
- Это не увеселительная прогулка. Люди приехали на Чемпионат Мира.
А «Хануман» упорно шёл по надлежащему курсу. После первого рифления мы больше не меняли галс – не было надобности. Я, как обычно, рулила. За прошедшие три дня гонок мы нашли общий язык с катамараном, научились водить его гораздо острее 70 градусов, и в какие-то моменты лодка даже начала мне нравиться. По крайней мере, курс она держала очень стабильно. Выставишь паруса на некий удобный для неё угол атаки к ветру – и понеслась, милая!
Вот только скакание по волнам, выросшим как минимум до метра, а по свидетельству многих участников – и до полутора! – вселяло тревогу: не подведёт ли матчасть? Всё-таки катамаранчик потрёпан жизнью. И где что может неожиданно отвалиться – кто его знает?
«Оптимизма» добавлял и капитан, затеяв дискуссию на тему «Куда упадёт мачта, если ветер дует так-то и так-то?».
Небо затянуло облаками сразу после старта. Слева, над берегом, висела чёрная туча. Ветер гнал её, вроде, мимо нас, но там кто его знает, куда повернёт. И в этом мрачноватом мире совершенно потрясающе выглядела балхашская вода.
И без того непрозрачная, золеобразная, теперь она переваливалась волнами со всех сторон, без единого блика, ярко контрастная в своей лазури относительно синего, чернеющего неба – словно какая-то живая масса плотного вещества. Огромное вместилище колышущейся лазурной патоки.
И только когда плотная голубая «патока» встречалась с поплавками нашего катамарана – она мгновенно обнажала свою жидкую водянистую сущность и разлеталась миллионами белых брызг.
Мы неслись по этой загадочной субстанции, ловили брызги, мокли и испытывали, полагаю, одно общее чувство – восторг! Вот только у ребят он был сродни гибельному восторгу, судя по выражению их глаз. А я почему-то не ощущала страха совершенно – просто радость бытия и восхищения этой неземной красотой. Хотелось визжать от восторга, но я постеснялась.
Тем временем ветер продолжал нарастать. Пришлось поменять стаксель на штормовой и взять ещё одну полку рифов, а через какое-то время снять стаксель совсем. Ход наш, конечно, значительно упал. Эдакая махина, систематически сбиваемая волнами, с постоянно обвисающими и втыкающимися в воду носами баллонов, на кусочках парусины…
Однако Женя сказал, что в таких условиях не до гонок. Важно сохранить судно живым. Тогда и экипаж сохранится. Я полностью с ним согласна.
А ребята промокли и продрогли. Свернулись комочками на наветренном борту, прижались друг к другу и пытаются согреться. Холодно! И горячий чай из термосов не спасает.
По волнам до горизонта пошли барашки. Никакой системы в накатывании воды не определялось, и я просто шла напролом, на «авось не развалится». И получать бы кайф по полной программе, да неуверенность в надёжности судна не давала расслабиться. Боязно, что на одном из «уханий» вниз что-нибудь да отвалится. Страх ответственности.
Решила передать рули Жене. По двум причинам. Во-первых, снять с себя эту пресловутую ответственность. В конце концов, именно капитан берёт её на себя в экстремальной ситуации. А во-вторых, было у меня ощущение, что Евгению тоже очень, очень хотелось самому порулить в таких условиях. Только стеснялся меня сместить, чтоб не обидеть недоверием.
Знаю, «плавали». Чем «веселее» стихия, тем больше хочется взять румпель в руки.
Свалив с себя обязанность держать курс, отправилась на нос – за вещами потеплее. Брюки от «Орданы» я благоразумно надела ещё перед стартом. А вот курточку запрятала в герму.
Путешествие с кормы на нос оказалось полно приключений: катамаран сильно бросало на волнах, брызги летели во все стороны, скользкая палуба подначивала рухнуть и не вставать. Правда, скользкая она была лишь на месте отсутствующего форпика, в расчёте, что там всегда сухо. Но поскольку форпик снят, там сейчас перекатывались балхашские воды и превращали палубу в каток.
Добравшись до носовой палубы, я в восхищении окинула взглядом развернувшуюся перед глазами картину буянящей лазоревой «патоки» с белой пеной на гребнях волн под тёмно-синим небом. И только собралась заорать от восторга, как катамаран ухнул в «пропасть», взлетел на волну, и я оказалась окатанной потоками воды с ног до головы. И полон рот Балхаша.
Тем не менее, отплевавшись и вытерев с глаз воду, я таки заорала: «ХА-РА-ШО!!!»
После чего, подпрыгивая вместе с «Хануманом» на волнах, открыла герму и выудила из неё ордановскую курточку себе и ветровку для кого-нибудь из ребят. В этот момент очередная волна окатила палубу, и тучи брызг угодили в герму, как ни ловчилась я её вовремя прикрыть.
В курточке мне сразу потеплело, а ветровку я отдала Саше, поскольку он дрожал от холода в тонкой рубашке, а Лёша и Лёва были в более плотных камуфляжах. По признанию самого Саши, я его спасла от смерти.
Пошёл дождик. Потом мы перекусили чаем с печеньем. А потом Женя обратил внимание, что за нами волочится какая-то верёвка. Оказалось, что это неведомо когда выпавший за борт…якорь! Сколько времени он за нами волочился – никто не знает! И хорошо, что не встромился в грунт, а то переломались бы. Это ж с какой скоростью шуровал «Хануман», да ещё под рифами, что якорь не успевал опуститься ко дну? И парил в толще вод, аки змей морской. Возможно, даже выходил на глиссирование.
Прикрепив якорь на место, Лёва сообщил, что справа по борту волочится на верёвке… весло! Его смыло за борт, но, благодаря привязи, оно не уплыло, а тоже неизвестно сколько времени волочилось по воде, тормозя наш ход.
Когда весло водрузили на место, посмотрели, не волочится ли и ещё что-нибудь. Конечно, волочилось! Второе весло! Весело же скакали по волнам, таская вывалившиеся за борт якорь и оба весла! Это же какими болванами надо быть, чтобы такое случилось!
Соперников наших непогодой и лавировкой разметало на огромное расстояние. Видели мы только пару катамаранов справа на горизонте да столько же слева.
Потом Саша обнаружил ещё одну пакость: краспица пробила насквозь грот и на каждой волне, на каждом прыжке катамарана, продолжала расширять прореху. Пришлось потравить парус и идти более полным бейдом. Теперь краспица втыкалась в ткань только на особо сильных прыжках. Однако раньше мы такого не замечали. Мачта у куликоидов поворотная без ограничителя, и крутится излишне. Возможно, проблема связана с этим.
Ветер потихоньку стихал. Мы убрали вторую полку рифов, пошли на одной. Чёртова краспица продолбала новую дыру в гроте, аккурат под первой. Народ задумался, как предотвратить убивание паруса, ибо до финиша ещё очень далеко. И тут – замечу не без гордости! – мне пришла в голову мысль: притянуть шкертиком мачту за ромбованту к ванте, тем самым уменьшив амплитуду её «гуляний» по оси. Мужики даже не сразу сообразили, чего я хочу, пришлось показать и лично продёрнуть шкертик. Временный выход был найден, краспица перестала увечить парус, но следовало на берегу разобраться, из-за чего это началось.
Со стиханием ветра волна превратилась в рябь, а мы выставили все паруса, убрали рифы и понеслись к уже близкому финишу. Я снова взялась за рули.
На горизонте дымились трубы Балхашского медеплавильного завода. Где-то там – остров Зелёный, который предписывалось обогнуть левым бортом.
На горизонте - дождь
Дымы балхашского медеплавильного завода. По положению дыма заметна сила ветра
И тут, на последних километрах, стихия преподнесла нам ещё одно небольшое испытание: сильные шквалы. Ни брать рифы, ни убирать паруса мы не успевали, поскольку шквалы налетали неожиданно и столь же неожиданно убегали. Потому доверились «Хануману» и неслись острым бейдом по прямой к острову.
Огибая остров, впервые за гонку, не считая послестартовой зоны, пришлось заложить пару галсов, чтоб попасть в финишный створ. И тут я окончательно убедилась, что с мачтой что-то не так: её заклинило, и поворачиваться в другую сторону она не желала. Так вот почему она рвала парус! Сильным ветром и долгим галсом её выдавило вправо настолько, что перехлестнулись ромбованты за правую ванту. Надо чинить.
Финишировали шестыми поприходно и первыми в классе. Неплохо! И «Хануман» не подвёл, не развалился. Вот только все вещи в моей герме промокли, пришлось сушить. А у Жени «накрылся» от влаги нетбук, хоть и был нормально упакован.
Финиш на острове Зелёный
Участники подтягивались на финиш весь вечер. Но очень, очень много поломок! Спасательное судно собирало лодки по всему водоёму и в связке буксировало сюда. В том числе потерпел аварию «Альпиро» (легла мачта) и Толик с Надей (погнуло и выломало мачту).
Оверкиль
Собирают суда, потерпевшие аварию
Катамаран "Флинт" - без мачты
Катамаран "Монелла" - повреждён поплавок
Катамаран ? - погнута мачта
Но самые тяжкие испытания выпали на долю женского экипажа «Монелла». Катамаран перевернуло в нескольких километрах от старта и берега. Девчонки плескались сорок минут, вылавливая тонущие вещи, пока их не обнаружил спасательный катер. Нахлебались воды, натерпелись страху. А когда катер пытался поставить «Монеллу» на ровный киль, выломал ей мачту.
Да… Балхаш показал свой норов участникам Чемпионата мира! А что? Не на увеселительную прогулку приехали!
На острове нас ждал более чем радушный приём. Организаторы поставили деревянные столы со скамьями и приготовили два огромных казана с угощением - пловом и ухой. Мы, что называется, с корабля – на бал: ложки-миски в руки – и за стол. Колоритные казашки накладывали полные миски еды.
Но этого показалось мало казахстанцам! К берегу подошёл теплоходик «Балхаш» с целой толпой празднично одетых людей, микрофонами, усилителями и прочими атрибутами концертной деятельности.
Пока мы ели, нас, как в ресторане, приветствовали начальники города Балхаш. А затем устроили настоящий концерт: прямо на борту «Балхаша» молодые казахи и казашки пели русские и казахские песни. Право, было даже неловко жрать, когда люди для тебя поют-стараются.
И при этом не стоит забывать о южном Солнце и полном отсутствии тени на острове! Мы находились спиной к солнцу, а артисты – лицом. Облачённые в сценические костюмы, а мужчины - в рубашки с галстуками, а некоторые - даже в пиджаках. Что поделаешь - дресскод!
Концерт для участников Чемпионата мира
Серёга Кравченко, видимо, как и я, почувствовал некую неловкость и подстрекнул нас:
- Ребята, они так стараются! Надо их поддержать. Надо показать, что и мы веселиться умеем, что мы ценим их старания.
Серёга, одетый в белые одежды, словно сбежавший из дурдома, да ещё в белой бандане, вышел на пятачок между столами и кораблём и принялся активно поддерживать певцов: хлопал, прыгал, танцевал. Один. Как действительно дурачок.
И я поняла, что обязана его поддержать. Пусть придурков будет двое – ведь я тоже в белых одеждах. Выскочила к Серёге, и мы устроили сумасшедшие пляски умалишённых парусников под бодрые аккорды, звучащие из динамиков.
Застольные пляски
Украинцы отжигают
Зрительский зал
Постепенно некая часть народа нас поддержала, но, честно говоря, я надеялась на бОльшую активность. Женя принёс фотоаппарат и удивлённо спросил:
- Оля, ты же не пила? Чего так скачешь?
- Женя, я пьяна Балхашем! Я выпила сегодня балхашский шторм!
Подтянулась группа поддержки
Закончилась наша бесиловка тем, что мы с Кравченкой – как были, в одежде – плашмя рухнули в озеро возле теплоходика. Охладиться после плясок.
Потом концерт закончился, а мы ещё долгонько сидели за столами, доедали угощение и делились впечатлениями. Оказывается, очень многим, в том числе и маститым, участникам было на самом деле страшно; в подобные погодно-ветровые условия они ещё не попадали. Сегодняшняя гонка оказалась суровым испытанием.
А я слушала и даже немного стыдилась. Потому что мне не было страшно. Абсолютно. Тревожила живучесть лодки, но страха не было. Я даже немного в душе посмеивалась над нашим экипажем, поскольку ребята реально струхнули. Они держались молодцом, выполняли любую порученную работу, но – боялись. Потому что впервые так «попали». Потом сами же в этом честно признались.
Но ведь главное – преодоление страха, а не его отсутствие.
А меня, оказывается, уже таким штормиком не проймёшь. И в гораздо худшие ситуации попадала. Тут же вся ответственность – на Жене. А когда сама отвечаю за безопасность экипажа – совсем другое дело. Тогда страх уже не только за себя, но - за всех, за всё.
Затем на другом теплоходике прибыли корреспонденты. Парочку симпатичных молоденьких казашек мы посадили на «Хануман» и отправились кататься. Женя параллельно давал интервью. Мне очень понравилось, в каком ключе он всё преподнёс.
- Вот вы видели в Казахстане журавлей?
- Нет.
- А мы – видели. Вы видели, как красиво встаёт Солнце над Балхашем?
- Нет, нам дома мешают.
- А мы – видели! А дельфинов вот так близко, вольных дельфинов, видели?
- Нет.
- А мы – видели! Потому что путешествуем! Мир смотрим! А для этого у нас есть очень удобные парусные катамараны.
Ну и так далее. По уже знакомым рельсам. Женя так заохотил девочек, а одной из них я дала порулить, что эта девушка захотела познакомиться с казахскими туристами-парусниками и ходить с ними в походы. Зовут эту девушку Перизат (с казахского – Фея). Она теперь у меня в друзьях «Вконтакте». Надеюсь, Парамонов &Ко помогут ей приобщиться к нашему парусному делу.
На борту "Ханумана" Женя даёт интервью
Красота
К вечеру поднялся сильный ветер. Ходили тучи. Сильно пахло дождём. И уже по темноте сильными порывами ветра вырвало с корнем мою палатку из песка, разбросав колышки по всей округе. Пришлось «сматывать удочки» и переселяться в палатку к Жене и Саше. А колышков потом я нашла всего 4 штуки. Остальные остались в дар острову Зелёный.
Моё очень пасмурное в связи с этим настроение развеяли уральцы. Ваня Ляпкало привёл парочку бравых сибирских мужичков, которые испытывали горячее желание лично познакомиться с Ольгой Дмитрук. Один из них – Илья - вскоре куда-то ушёл, а второй оказался начальником Уральского парусно-туристского клуба Сергеем Михайловым из города Свердловска.
Сергей остаток вечера развлекал нас своими великолепными рассказками. Он просто - Театр Одного Актёра. Я смеялась до слёз, глядя на Михайлова и внимая забавным жизненным коллизиям и образному, сочному языку его повествования. Чудесный человек! Я очень рада нашему знакомству.
Сергей Михайлов (катамаран "Авось-Аскан", г.Свердловск, Россия)
Градообразующее предприятие Балхаша
Спрятались в камышах
Остров Зелёный
Парусный флот на отдыхе
Другой ракурс
Биллборд на необитаемом острове. Организаторы приветствуют участников чемпионата
Утро перед короткими гонками
Катамараны, словно гусята за гусыней, послушной вереницей неторопливо отправились за кормой теплоходика. Ветер тихий, попутный, вода гладкая, едва рябит. Вся эскадра беззвучно сунется по воде, расправив крылья-паруса, в едином направлении. Лишь иногда раздаются над водой шутки да смех.
Жизнерадостная Ольга Залознова (г.Донецк, Украина)
«Хануман» шёл полным бейдом и правым галсом чётко на буй, как вдруг с подветра, ближе к знаку, левым галсом летят ребята нам наперерез и требуют дорогу:
Главный судья Виктор Сесоров (г. Балхаш, Казахстан)
Хитросплетения катамаранов
Главный судья и главный медик Чемпионата мира
Коридор между лодками и палатками
Мегаполис на острове Зелёный
Эротическое фото. Так зарождался дневник Чемпионата мира с борта "Ханумана"
"Хануман" возвращается после экскурсии в г.Балхаш
Катамаран "Айсберг", г. Санкт-Петербург, Россия)
Вечер
Ночной Балхаш
Фото: Е.Коротких, В.Лукьянов, И.Ляпкало, А.Козеко, Л.Иванов, Д. Ан, А.Громов.
Читать далее: Тас-Арал