III Чемпионат мира по гонкам на разборных и надувных
парусных судах
"Балхаш-2014"


 Часть 1. Казахстан

Часть 2. Регата
Приозёрск
Карагаш
Гульшат

Дневник регаты написан О.Дмитрук под ночной грохот канонад.
Редактирован Е.Коротких  (в перерывах между артобстрелами) и И.Крыгиным.

Остров Зелёный

18 июня, среда



           Оазис в степи - плавни Балхаша

Участники готовятся к старту

Что-то там куховарю

Совещание капитанов

Главный секретарь соревнований Ольга Залознова (г.Донецк, Украина)


Старт сегодня, как обычно, в 9. Ветер весьма крепкий, встречный. Волна началась практически сразу после старта. У нас под носами уже болталась какая-то неуправляемая лодочка со сломанным рулём.

Пройдя пару километров, предложила Жене зарифиться. Капитан отдал команду поменять галс и спуститься ближе к берегу, где есть надежда на более мелкое волнение.

Однако надежды на смягчение волны угасли, поскольку ветер продолжал усиливаться. Женя велел отдать якорь и стать в левентик. Ребята взяли одну полку рифов. На этом манёвре мы много потеряли – конкуренты обходили нас один за другим.

Однако грот приобрёл более плоский и крылообразный вид и заработал с бОльшей отдачей, а лишняя нагрузка с матчасти была снята. Навигатор не показал падения скорости.

Сегодняшнюю гонку можно смело назвать экстремальной. По радиостанциям то и дело слышались переговоры между судейским судном и участниками – то у кого-то мачта рухнула, то кому-то нужна помощь спасательного судна, то хрястнул руль, то отвалился шверт, то у кого-то оверкиль…

Говорят, что когда главного судью спросили, почему он не отменил гонку, товарищ Сысоров с усмешкой ответил:

- Это не увеселительная прогулка. Люди приехали на Чемпионат Мира.

А «Хануман» упорно шёл по надлежащему курсу. После первого рифления мы больше не меняли галс – не было надобности. Я, как обычно, рулила. За прошедшие три дня гонок мы нашли общий язык с катамараном, научились водить его гораздо острее 70 градусов, и в какие-то моменты лодка даже начала мне нравиться. По крайней мере, курс она держала очень стабильно. Выставишь паруса на некий удобный для неё угол атаки к ветру – и понеслась, милая!

Вот только скакание по волнам, выросшим как минимум до метра, а по свидетельству многих участников – и до полутора! – вселяло тревогу: не подведёт ли матчасть? Всё-таки катамаранчик потрёпан жизнью. И где что может неожиданно отвалиться – кто его знает?

«Оптимизма» добавлял и капитан, затеяв дискуссию на тему «Куда упадёт мачта, если ветер дует так-то и так-то?».

Небо затянуло облаками сразу после старта. Слева, над берегом, висела чёрная туча. Ветер гнал её, вроде, мимо нас, но там кто его знает, куда повернёт. И в этом мрачноватом мире совершенно потрясающе выглядела балхашская вода.

И без того непрозрачная, золеобразная, теперь она переваливалась волнами со всех сторон, без единого блика, ярко контрастная в своей лазури относительно синего, чернеющего неба – словно какая-то живая масса плотного вещества. Огромное вместилище колышущейся лазурной патоки.




И только когда плотная голубая «патока» встречалась с поплавками нашего катамарана – она мгновенно обнажала свою жидкую водянистую сущность и разлеталась миллионами белых брызг.

Мы неслись по этой загадочной субстанции, ловили брызги, мокли и испытывали, полагаю, одно общее чувство – восторг! Вот только у ребят он был сродни гибельному восторгу, судя по выражению их глаз. А я почему-то не ощущала страха совершенно – просто радость бытия и восхищения этой неземной красотой. Хотелось визжать от восторга, но я постеснялась.


Тем временем ветер продолжал нарастать. Пришлось поменять стаксель на штормовой и взять ещё одну полку рифов, а через какое-то время снять стаксель совсем. Ход наш, конечно, значительно упал. Эдакая махина, систематически сбиваемая волнами, с постоянно обвисающими и втыкающимися в воду носами баллонов, на кусочках парусины…

Однако Женя сказал, что в таких условиях не до гонок. Важно сохранить судно живым. Тогда и экипаж сохранится. Я полностью с ним согласна.

А ребята промокли и продрогли. Свернулись комочками на наветренном борту, прижались друг к другу и пытаются согреться. Холодно! И горячий чай из термосов не спасает.

По волнам до горизонта пошли барашки. Никакой системы в накатывании воды не определялось, и я просто шла напролом, на «авось не развалится». И получать бы кайф по полной программе, да неуверенность в надёжности судна не давала расслабиться. Боязно, что на одном из «уханий» вниз что-нибудь да отвалится. Страх ответственности.

Решила передать рули Жене. По двум причинам. Во-первых, снять с себя эту пресловутую ответственность. В конце концов, именно капитан берёт её на себя в экстремальной ситуации. А во-вторых, было у меня ощущение, что Евгению тоже очень, очень хотелось самому порулить в таких условиях. Только стеснялся меня сместить, чтоб не обидеть недоверием.

Знаю, «плавали». Чем «веселее» стихия, тем больше хочется взять румпель в руки.

Свалив с себя обязанность держать курс, отправилась на нос – за вещами потеплее. Брюки от «Орданы» я благоразумно надела ещё перед стартом. А вот курточку запрятала в герму.

Путешествие с кормы на нос оказалось полно приключений: катамаран сильно бросало на волнах, брызги летели во все стороны, скользкая палуба подначивала рухнуть и не вставать. Правда, скользкая она была лишь на месте отсутствующего форпика, в расчёте, что там всегда сухо. Но поскольку форпик снят, там сейчас перекатывались балхашские воды и превращали палубу в каток.

Добравшись до носовой палубы, я в восхищении окинула взглядом развернувшуюся перед глазами картину буянящей лазоревой «патоки» с белой пеной на гребнях волн под тёмно-синим небом. И только собралась заорать от восторга, как катамаран ухнул в «пропасть», взлетел на волну, и я оказалась окатанной потоками воды с ног до головы. И полон рот Балхаша.

Тем не менее, отплевавшись и вытерев с глаз воду, я таки заорала: «ХА-РА-ШО!!!»

После чего, подпрыгивая вместе с «Хануманом» на волнах, открыла герму и выудила из неё ордановскую курточку себе и ветровку для кого-нибудь из ребят. В этот момент очередная волна окатила палубу, и тучи брызг угодили в герму, как ни ловчилась я её вовремя прикрыть.

В курточке мне сразу потеплело, а ветровку я отдала Саше, поскольку он дрожал от холода в тонкой рубашке, а Лёша и Лёва были в более плотных камуфляжах. По признанию самого Саши, я его спасла от смерти.

Пошёл дождик. Потом мы перекусили чаем с печеньем. А потом Женя обратил внимание, что за нами волочится какая-то верёвка. Оказалось, что это неведомо когда выпавший за борт…якорь! Сколько времени он за нами волочился – никто не знает! И хорошо, что не встромился в грунт, а то переломались бы. Это ж с какой скоростью шуровал «Хануман», да ещё под рифами, что якорь не успевал опуститься ко дну? И парил в толще вод, аки змей морской. Возможно, даже выходил на глиссирование.

Прикрепив якорь на место, Лёва сообщил, что справа по борту волочится на верёвке… весло! Его смыло за борт, но, благодаря привязи, оно не уплыло, а тоже неизвестно сколько времени волочилось по воде, тормозя наш ход.

Когда весло водрузили на место, посмотрели, не волочится ли и ещё что-нибудь. Конечно, волочилось! Второе весло! Весело же скакали по волнам, таская вывалившиеся за борт якорь и оба весла! Это же какими болванами надо быть, чтобы такое случилось!

Соперников наших непогодой и лавировкой разметало на огромное расстояние. Видели мы только пару катамаранов справа на горизонте да столько же слева.

Потом Саша обнаружил ещё одну пакость: краспица пробила насквозь грот и на каждой волне, на каждом прыжке катамарана, продолжала расширять прореху. Пришлось потравить парус и идти более полным бейдом. Теперь краспица втыкалась в ткань только на особо сильных прыжках. Однако раньше мы такого не замечали. Мачта у куликоидов поворотная без ограничителя, и крутится излишне. Возможно,  проблема связана с этим.

Ветер потихоньку стихал. Мы убрали вторую полку рифов, пошли на одной. Чёртова краспица продолбала новую дыру в гроте, аккурат под первой. Народ задумался, как предотвратить убивание паруса, ибо до финиша ещё очень далеко. И тут – замечу не без гордости! – мне пришла в голову мысль: притянуть шкертиком мачту за ромбованту к ванте, тем самым уменьшив амплитуду её «гуляний» по оси. Мужики даже не сразу сообразили, чего я хочу, пришлось показать и лично продёрнуть шкертик. Временный выход был найден, краспица перестала увечить парус, но следовало на берегу разобраться, из-за чего это началось.

Со стиханием ветра волна превратилась в рябь, а мы выставили все паруса, убрали рифы и понеслись к уже близкому финишу. Я снова взялась за рули.

На горизонте дымились трубы Балхашского медеплавильного завода. Где-то там – остров Зелёный, который предписывалось обогнуть левым бортом.

На горизонте - дождь

Дымы балхашского медеплавильного завода. По положению дыма заметна сила ветра

И тут, на последних километрах, стихия преподнесла нам ещё одно небольшое испытание: сильные шквалы. Ни брать рифы, ни убирать паруса мы не успевали, поскольку шквалы налетали неожиданно и столь же неожиданно убегали. Потому доверились «Хануману» и неслись острым бейдом по прямой к острову.

Огибая остров, впервые за гонку, не считая послестартовой зоны, пришлось заложить пару галсов, чтоб попасть в финишный створ. И тут я окончательно убедилась, что с мачтой что-то не так: её заклинило, и поворачиваться в другую сторону она не желала. Так вот почему она рвала парус! Сильным ветром и долгим галсом её выдавило вправо настолько, что перехлестнулись ромбованты за правую ванту. Надо чинить.

Финишировали шестыми поприходно и первыми в классе. Неплохо! И «Хануман» не подвёл, не развалился. Вот только все вещи в моей герме промокли, пришлось сушить. А у Жени «накрылся» от влаги нетбук, хоть и был нормально упакован.

Финиш на острове Зелёный

Участники подтягивались на финиш весь вечер. Но очень, очень много поломок! Спасательное судно собирало лодки по всему водоёму и в связке буксировало сюда. В том числе потерпел аварию «Альпиро» (легла мачта) и Толик с Надей (погнуло и выломало мачту).


Оверкиль


Собирают суда, потерпевшие аварию





Катамаран "Флинт" - без мачты

Катамаран "Монелла" - повреждён поплавок


Катамаран ? - погнута мачта

Но самые тяжкие испытания выпали на долю женского экипажа «Монелла». Катамаран перевернуло в нескольких километрах от старта и берега. Девчонки плескались сорок минут, вылавливая тонущие вещи, пока их не обнаружил спасательный катер. Нахлебались воды, натерпелись страху. А когда катер пытался поставить «Монеллу» на ровный киль, выломал ей мачту.

Да… Балхаш показал свой норов участникам Чемпионата мира! А что? Не на увеселительную прогулку приехали!

На острове нас ждал более чем радушный приём. Организаторы поставили деревянные столы со скамьями и приготовили два огромных казана с угощением - пловом и ухой. Мы, что называется, с корабля – на бал: ложки-миски в руки – и за стол. Колоритные казашки накладывали полные миски еды.

Но этого показалось мало казахстанцам! К берегу подошёл теплоходик «Балхаш» с целой толпой празднично одетых людей, микрофонами, усилителями и прочими атрибутами концертной деятельности.

Пока мы ели, нас, как в ресторане, приветствовали начальники города Балхаш. А затем устроили настоящий концерт: прямо на борту «Балхаша» молодые казахи и казашки пели русские и казахские песни. Право, было даже неловко жрать, когда люди для тебя поют-стараются.

И при этом не стоит забывать о южном Солнце и полном отсутствии тени на острове! Мы находились спиной к солнцу, а артисты – лицом. Облачённые в сценические костюмы, а мужчины - в рубашки с галстуками, а некоторые - даже в пиджаках. Что поделаешь - дресскод!

Концерт для участников Чемпионата мира

Серёга Кравченко, видимо, как и я, почувствовал некую неловкость и подстрекнул нас:

- Ребята, они так стараются! Надо их поддержать. Надо показать, что и мы веселиться умеем, что мы ценим их старания.

Серёга, одетый в белые одежды, словно сбежавший из дурдома, да ещё в белой бандане, вышел на пятачок между столами и кораблём и принялся активно поддерживать певцов: хлопал, прыгал, танцевал. Один. Как действительно дурачок.

И я поняла, что обязана его поддержать. Пусть придурков будет двое – ведь я тоже в белых одеждах. Выскочила к Серёге, и мы устроили сумасшедшие пляски умалишённых парусников под бодрые аккорды, звучащие из динамиков.

Застольные пляски

Украинцы отжигают




Зрительский зал


          Постепенно некая часть народа нас поддержала, но, честно говоря, я надеялась на бОльшую активность. Женя принёс фотоаппарат и удивлённо спросил:

- Оля, ты же не пила? Чего так скачешь?

- Женя, я пьяна Балхашем! Я выпила сегодня балхашский шторм!

Подтянулась группа поддержки


Закончилась наша бесиловка тем, что мы с Кравченкой – как были, в одежде – плашмя рухнули в озеро возле теплоходика. Охладиться после плясок.

Потом концерт закончился, а мы ещё долгонько сидели за столами, доедали угощение и делились впечатлениями. Оказывается, очень многим, в том числе и маститым, участникам было на самом деле страшно; в подобные погодно-ветровые условия они ещё не попадали. Сегодняшняя гонка оказалась суровым испытанием.

А я слушала и даже немного стыдилась. Потому что мне не было страшно. Абсолютно. Тревожила живучесть лодки, но страха не было. Я даже немного в душе посмеивалась над нашим экипажем, поскольку ребята реально струхнули. Они держались молодцом, выполняли любую порученную работу, но – боялись. Потому что впервые так «попали». Потом сами же в этом честно признались.

Но ведь главное – преодоление страха, а не его отсутствие.

А меня, оказывается, уже таким штормиком не проймёшь. И в гораздо худшие ситуации попадала. Тут же вся ответственность – на Жене. А когда сама отвечаю за безопасность экипажа – совсем другое дело. Тогда страх уже не только за себя, но - за всех, за всё.

Затем на другом теплоходике прибыли корреспонденты. Парочку симпатичных молоденьких казашек мы посадили на «Хануман» и отправились кататься. Женя параллельно давал интервью. Мне очень понравилось, в каком ключе он всё преподнёс.

- Вот вы видели в Казахстане журавлей?

- Нет.

- А мы – видели. Вы видели, как красиво встаёт Солнце над Балхашем?

- Нет, нам дома мешают.

- А мы – видели! А дельфинов вот так близко, вольных дельфинов, видели?

- Нет.

- А мы – видели! Потому что путешествуем! Мир смотрим! А для этого у нас есть очень удобные парусные катамараны.

Ну и так далее. По уже знакомым рельсам. Женя так заохотил девочек, а одной из них я дала порулить, что эта девушка захотела познакомиться с казахскими туристами-парусниками и ходить с ними в походы. Зовут эту девушку Перизат (с казахского – Фея). Она теперь у меня в друзьях «Вконтакте». Надеюсь, Парамонов &Ко помогут ей приобщиться к нашему парусному делу.

На борту "Ханумана" Женя даёт интервью

Красота



            К вечеру поднялся сильный ветер. Ходили тучи. Сильно пахло дождём. И уже по темноте сильными порывами ветра вырвало с корнем мою палатку из песка, разбросав колышки по всей округе. Пришлось «сматывать удочки» и переселяться в палатку к Жене и Саше. А колышков потом я нашла всего 4 штуки. Остальные остались в дар острову Зелёный.

Моё очень пасмурное в связи с этим настроение развеяли уральцы. Ваня Ляпкало привёл парочку бравых сибирских мужичков, которые испытывали горячее желание лично познакомиться с Ольгой Дмитрук. Один из них – Илья - вскоре куда-то ушёл, а второй оказался начальником Уральского парусно-туристского клуба Сергеем Михайловым из города Свердловска.

        Сергей остаток вечера развлекал нас своими великолепными рассказками. Он просто - Театр Одного Актёра. Я смеялась до слёз, глядя на Михайлова и внимая забавным жизненным коллизиям и образному, сочному языку его повествования. Чудесный человек! Я очень рада нашему знакомству.

 
Сергей Михайлов (катамаран "Авось-Аскан", г.Свердловск, Россия)

19 июня, четверг

Градообразующее предприятие Балхаша

Спрятались в камышах

Остров Зелёный

Парусный флот на отдыхе

Другой ракурс

        Стоим на острове Зелёный. Сегодня по программе – короткие гонки в бухте Бертыс. Женя с утречка пораньше пробежался по острову, но никаких достопримечательностей не обнаружил. Небольшой плоский островок, меньше километра в самой широкой части, в некоторых местах окаймлённый тростником. Деревьев нет. Кустов нет. Населения нет. Живности не видно. Только торчат, кроме столов со скамьями, несколько урн для мусора да добротный туалет на две кабинки. Это организаторы побеспокоились создать участникам хоть минимальный уют.
          Ах да – ещё посреди острова установлен рекламный щит про Чемпионат мира «Балхаш-2014».

Биллборд на необитаемом острове. Организаторы приветствуют участников чемпионата

       А ещё капитан поинтересовался, насколько хорошо я помню ППГ. Ещё по дороге в Казахстан он всучил мне распечатанные выборки из ППГ последней редакции, которые вёз из Луганска. Сегодня настоял, чтобы я вновь просмотрела распечатку.
         - Освежи их в памяти. Будешь на рулях.
        Старт, как обычно, в 9 утра. Но ветра нет. Участники готовятся: снимают лишний груз (это не касается Кулика – у него камбуз на борту ВСЕГДА), подбивают поплавки, складывают геннакеры.
       Удивительные люди – туристы-парусники! Поломавшиеся катамараны умудрились починить – кто самостоятельно, кто с помощью местных яхтенных умельцев. Возможно, на «треугольники» вышли не все, кто-то продолжал чиниться – ведь самое важное – завтрашний 100-километровый переход.
       Не стал ремонтироваться наш Толик. Мачта на его катамаране изготовлена из какого-то супер-дюраля, и выпрямить её непросто. Нужны соответствующие условия, которые вполне можно было бы создать здесь, в городе Балхаш. Но экипаж – Наденька – его не поддержала. Натерпелась страхов, бедолага, и уже не хотела никаких соревнований. Так что Толик разобрал катамаран и поехал в Приозёрск за машиной. Сказал, что перевезёт туда судно и Надю, и  будут нас ждать в базовом лагере.
       Судейское судно снялось с якоря и посунулось вглубь бухты. По рациям главный судья сообщил:
       - Старт откладывается до появления ветра. А сейчас быстренько все следуйте за мной.

Утро перед короткими гонками

         Катамараны, словно гусята за гусыней, послушной вереницей неторопливо отправились за кормой теплоходика. Ветер тихий, попутный, вода гладкая, едва рябит. Вся эскадра беззвучно сунется по воде, расправив крылья-паруса, в едином направлении. Лишь иногда раздаются над водой шутки да смех.


       Вечером, когда мы сходили на экскурсию в город Балхаш, стали понятны манипуляции нашего судейства. Оказалось, что бухта, словно театральная сцена – на виду у всего города. И когда судейское судно повело нас за собой, оно тем самым просто выманило участников на лучшую смотровую площадку для горожан. И это очень разумно! Пусть город любуется нашей регатой!
        Гонки по короткой дистанции (её ну никак язык не поворачивается назвать треугольником) прошли, можно сказать, под девизами: «Слава радиосвязи!» и «Браво, Залознова!». Объясняю, почему.
       Говорят, на Втором ЧМ, на Ладоге, уже опробовали всеобщую «радиоизацию» участников. Понравилось. Решили продолжать. Но для меня, как и для Жени, это случилось впервые. Однако мы сразу оценили преимущества и необходимость подобного нововведения. Отныне не надо напрягать зрение, пытаясь рассмотреть, какой флаг вывешен на судейском судне. Не надо не спускать глаз с секундомера, отслеживая время до старта. Не надо орать дурным голосом участникам или судейству, поднимать разные сигнальные тряпки, вытаскивать мобильник и полчаса ждать, пока он соизволит соединить с абонентом. Это – прошлый век! Наступила эра Радио!
       У каждого на борту есть радиостанция. Всё, что выходит в эфир на нашей выбранной волне, слышно каждому из участников и судьям. Можно делать запросы судейству, если чего-то недопонял. Можно подавать прошение об откладывании старта, сообщать о поломках, делиться впечатлениями. И очень удобно, когда секретарь по рации объявляет:
       - Для первой группы началась процедура старта… До старта первой группы 5 минут… До старта первой группы 4 минуты… Минута до старта… Старт открыт для первой группы и пятиминутная готовность для второй группы…
       И так далее. Очень, очень удобно. Однако через время выяснилась и обратная сторона медали. Несчастное судейство буквально забросали вопросами:
       - А дистанция две петли? А где стартовый буй? А где стартовый створ? А как его проходить? А второй знак два раза огибать? А где финиш? Вот тот красненький с флажком? А финиш для нашей группы ещё не закрыт?..
      Я смеялась до слёз, слушая это безобразие в эфире. На самом деле всё было очень понятно, изначально вывешивалась схема дистанции, от которой судейство не отступило ни на йоту. Эта же схема подавалась чёрт-те когда в Положении. Дистанция хорошо просматривалась даже моими слепенькими глазками, все сообщения судейства в эфире были кратки и ясны. То есть такой поток вопросов я могу объяснить лишь тем, что добрая половина участников изначально не ознакомилась ни с Положением, ни со схемой дистанции. А может, им просто хотелось лишний раз услышать в эфире Ольку Залознову.
        О Залозновой – отдельно. Я бы после сегодняшних гонок выдала ей медаль за терпение и дипломатичность. Потому что ровным, доброжелательным, ничуть не издевательским (а Крыгин бы уж изгалялся, не в силах в сто пятый раз говорить одно и то же) она, как диспетчер на вокзале, терпеливо поясняла:
        - Стартовый створ между судейским судном и жёлтым буем. Против ветра. То есть судейское судно видит вас по своему правому борту. А вы видите судейское судно по своему левому борту, а справа – жёлтый буй…
         - В восьмой раз повторяю: стартовый створ между судейским судном… и т.д.
         - Дистанция – две петли. Все знаки обходите дважды… В пятый раз сообщаю: дистанция – две петли… и т.д.
    - Катамарану такому-то финиш засчитан… Бортовой номер такой-то – финиш! Вы финишировали… Для группы такой-то финиш ещё не закрыт…
         И лишь однажды Олька сорвалась:
        - Да быстрей уж финишируйте! Открыт финиш вашей группе! – это после того, как её раз 15 спросили, есть ли смысл идти на финиш и не закрыт ли финиш их группы, а она уже 15 раз ответила, что открыт и можете идти в створ.

Жизнерадостная Ольга Залознова (г.Донецк, Украина)

         В коротких гонках Жене было не до рулей, и потому я их с чистой совестью оккупировала. Ему и без румпеля было чем заняться, потому что ситуация менялась очень стремительно, кругом толклись соперники, и следовало держать во внимании слишком много мелочей и очень быстро реагировать на изменения обстановки.
        С некоторых пор «треугольники» стали моим «коньком». Я перестала пугаться свалок у поворотных знаков, научилась стартовать не в числе последних и более-менее выучила основные пункты ППГ. Эх, сейчас мы дадим жару!
      Первая гонка проводилась в два круга. Шли мы по дистанции уверенно, и гонялись не с теми, кто в нашем классе или даже в группе В. Мы гонялись с нашими земляками – скоростной, ловкой «Элкой» Кравченко и не менее быстроходным «Альпиро» Лукьянова. (Можно подумать, что не нагонялись с ними в Украине!). Однако именно они представляли для «Ханумана» интерес, как соперники. Лидирующая группа сверхскоростных («Айсберг», «Трезвый», «Корсар», "Катран"), да ещё стартующая на 10 минут раньше – недосягаема. Все другие куликоиды  мельче «Ханумана» и перегружены. А вот эти лодочки – самое то.
       Все три гонки мы ходили с ними «ноздря в ноздрю», где-то поприходно обходя, где-то уступая самую малость.
      Я, конечно, старалась «мастерить» - «облизывать» поворотные знаки. Женя прорабатывал курс: где сменить галс, где взять выше на ветер, где пойти полнее. Следил, как обычно, за нюансами настройки парусов, за воздухом в травящих баллонах, и постоянно стимулировал экипаж бороться до конца. Ну, тут мы с Женей «спелись» окончательно, поскольку сама такая – выжимать из лодки и экипажа всё, до последнего.
        А ещё в динамичных коротких гонках поймала себя на том, что раздаю команды матросам параллельно с Женей, забрав себе часть капитанских полномочий. Осознавая, что два капитана на одном борту – неправильно, всё равно не могла удержаться в ряде ситуаций. В частности, в моменты огибания знаков. Потому что для виртуозного манёвра, максимально близкого к знаку и без риска навала, нужна очень слаженная работа команды. Важны мелочи, сделанные именно в тот момент, когда надо – не раньше и не позже.
       А Жене приходилось контролировать и корректировать слишком много этих мелочей, поскольку нашим матросам не хватало опыта, а значит, скорости и чёткости выполнения действий.
        Может, я капитану мешала. Может, сбивала с толку экипаж – не знаю, не жаловались. Но комментарий главного судьи день спустя в приватной беседе даёт право надеяться, что не мешала, а дополняла. Виктор Михайлович Сесоров (главный судья) заметил, что «Хануман» очень радовал его глаз профессионала своими грамотными действиями. Ибо это была одна из немногих лодок, демонстрировавших мастерскую устойчивость на курсе и правильную тактику и стратегию прохождения дистанции от момента старта до момента финиша.
        Вторую и третью гонки сократили до одного круга. Во втором заезде у нас произошёл инцидент на поворотном знаке с молодым экипажем на катамаране "Красавчик" Ducky-17 из г.Барнаул, с которым мы встречались в Черкассах на 1-м ЧМ.

«Хануман» шёл полным бейдом и правым галсом чётко на буй, как вдруг с подветра, ближе к знаку, левым галсом летят ребята нам наперерез и требуют дорогу:
         - Внутренний!
         Я, конечно, проорала:
         - Какой внутренний? Мы на разных галсах!
        Но взяла круче к ветру, во избежание столкновения, давая соперникам место для манёвра. Потому что летели они прямо нам под носы с полной уверенностью в праве дороги.
      Им хватило ума и сноровки свершить оверштаг чуть левее нашего надлежащего курса и выйти на знак уже связанными и внутренними. Их манёвр немного помешал «Хануману», вынудив взять острее и отойти от знака, но не настолько существенно, чтоб поднимать из-за этого бучу.
       В итоге мы всё равно обошли их на дистанции. А после гонок капитан пришёл в наш лагерь с требовательным советом учить Правила.
        - Обратимся к первоисточнику, - парировала я. – Считаю, что была права. Если лодки на разных галсах, то не работает понятие «связанные». Нет связанности – нет понятия «внутренний». Вы шли левым галсом, мы – правым. И мы имели полное право дороги. Вон и капитан наш Женя говорит то же самое.
        Вытащила Женины ППГ, и молодой человек углубился в их изучение. Через некоторое время принёс извинения, и конфликт, не успев разгореться, исчерпался. Вот как полезно таскать с собой первоисточник ППГ!
      Старт третьей, и, по просьбам участников, последней гонки отложили, пока перемещали стартовый створ. Потому что ветер немного сменил направление, и старт-финиш уже не стояли против ветра. Вот какой щепетильный судья оказался!
      А ещё, доведённый «до ручки» бесконечными однообразными переспросами в эфире, он самолично объявил по рациям, что третью гонку проводит БЕЗ ДУБЛЯЖА ПО РАДИО.
         - Следите за сигнальными флагами и сиреной судейского судна. Учитесь стартовать, как положено.
        Вот это судья! Я просто восхищена им. Дядька что надо! Профи!

Главный судья Виктор Сесоров (г. Балхаш, Казахстан)

        Окончив две из трёх гонок первым в классе, Женя посчитал, что мы можем расслабиться и не пользоваться геннакером. Поэкспериментировать: как без него? Потому что по очкам мы уже «Треугольники» выиграли.
         Практика показала, что и без геннакера мы снова пришли в том же составе, опередив соперников.

Хитросплетения катамаранов

Главный судья и главный медик Чемпионата мира

Коридор между лодками и палатками

Мегаполис на острове Зелёный



Эротическое фото. Так зарождался дневник Чемпионата мира с борта "Ханумана"

     После гонок мы совершили экскурсию в город Балхаш. Многие катамараны покидали остров, чтоб в магазинах Балхаша пополниться запасами пива. «Хануман» взял парочку пассажиров и тоже отправился.
       Причалив к пологому песчаному берегу городского пляжа, мы распределились: ребята погнали в город на час-полтора, а мы с Женей остались на охране катамарана. Потом они вернулись весёлой ватагой с пивом, и пошли мы.


     Город производил, честно говоря, не очень радостное впечатление. Асфальт на тротуарах, похоже, здесь или отсутствовал изначально, или рассыпался в прах. Деревья растут, но ощущения зелени нет. Нет травы, клумб – только жёлто-серая сухая глина под ногами. Коробки изрядного количества многоэтажек обшивают снаружи, утепляют. Видимо, здесь зимы весьма суровы.
        В магазинчик зашли, и тут же вышли. У нас всё есть.
       Люди по городу встречаются, в основном, казахи. Разговаривают на казахском. Очень колоритно, мы даже послушали одну группу женщин, о чём-то горячо спорящих. Часть населения – русские, говорят на русском. Все вывески – двуязычные.
       По улицам гоняют в футбол ребятишки-казахи, перекрикиваются по-своему, по-казахски. Интересно!
   На обратном пути накушавшиеся пива наши хлопцы и гости устроили маленький беспредел на палубе: веселились, фотографировались, шумели. Был бы катамаран моим – за такое неуважительное к лодке поведение все уже за бортом были бы. Я отдала рули Жене и заявила, что пойду на нос от них подальше – вздремну.
      Женя – вот уж педагогический гений! – вскоре отдал рули Саше. А ветер был слабый, встречный. Саша мучился, пытаясь вырулить к острову. Чтоб занять взбодрившихся от пива ребят полезным делом, Женя велел взять вёсла и грести. А поскольку грести долго и скучно, то между мальчишками началась пикировка, кто сколько прогрёб и кто как устал. Уже было не до дуракаваляний.
       Слушала я их в полудрёме и наслаждалась бездельем и забавной ситуацией. Ай, да дядя Женя!

"Хануман" возвращается после экскурсии в г.Балхаш

Катамаран "Айсберг", г. Санкт-Петербург, Россия)

Вечер
 

 Ночной Балхаш

Фото: Е.Коротких, В.Лукьянов, И.Ляпкало, А.Козеко, Л.Иванов, Д. Ан, А.Громов.

Читать далее: Тас-Арал