IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -

победа там, где согласие

Судовой журнал "Мистраля"

о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах

Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина.

Фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов

 

Пиар-фильм о походе  

 Сериал о походе  

 Телерепортажи 

Глава 1. Подготовка 

 Глава 2. Ад продолжается 

 Глава 3. Жемчужина у моря

 Глава 4. Затока 

 Глава 5. Заколдованный "MOL" 

 Глава 6. Рыбаковка 

 Глава 7. Березань 

 Глава 8. Кинбурнская коса 

 Глава 9. Тендра 

 Глава 10. Железный Порт - остров Джарылгач 

 Глава 11. Крымский сюрприз 

 Глава 12. Первый сильный ветер 

 Глава 13. Черноморское - Тарханкутский маяк 

 Глава 14. Тарханкут - Мирный 

 Глава 15. Николаевка

 Глава 16. Орловский шторм и экскурс в Севастополь 

 Глава 17. Военные учения, Яшмовый пляж и балаклавские кошки 

 Глава 18. Закрытая зона 

 Глава 19. Кацивели - Ялта - Гурзуф - Аюдаг 

 Глава 20. "Артек" и Алушта 

 Глава 21. Рыбачье. Испытание прибоем 

 Глава 22. Дельфиний эскорт

 Глава 23. Меганом: штормовые страсти 

 Глава 24. Лисья бухта 

 Глава 25. Карадаг - Коктебель - Киик-Атлама 

 Глава 26. Двуякорный - Чауда 

 Глава 27. Чауда - Опук 

 Глава 28. Чудеса и красоты Опука

 

 

Глава 29. Керчь. Большие перемены

Зарифленный "Космос" на фоне Скал-Кораблей

Природное чудо

Первые два-три часа встречный ветерок нас трепал основательно, но потом стал стихать. «Трикстер», как и следовало ожидать, умотал очень далеко вперёд. «Мистраль», который с каждым переходом навьючивался всё больше и больше, неприлично отстал. «Космос», разгруженный до минимума, держится в хвосте. И даже уборка рифов с «Мистраля» и «Космоса» расстановку на маршруте не меняет.

Упакованный Командор на фоне горы Опук

Эта невозможность уравнять ходовые качества лодок меня раздражала на протяжении всех переходов, начиная от первого вступления в Крымские воды – от Бакальской косы. Всеми правдами и неправдами я старалась привести эти ходовые качества к какому-то более-менее общему знаменателю, но всякий раз ничего не получалось.

Пригасить ходкость «Мистраля» удавалось разнообразными манипуляциями с площадью парусности. Но притормозить «Трикстер» Влад никак не мог (или не сильно хотел). Подозреваю, что на встречных ветрах наш Командор выигрывал фору на случай, если вдруг ветер поменяется и «Трикстер» начнёт отставать на попутных.

А вот с «Космосом» дело обстояло весьма и весьма загадочно и непредсказуемо. На попутных ветрах он, благодаря неплохой парусности, бегал резво. На встречках из-за фанерности грота и ветхости стакселя – отставал. Чтоб ускорить его, я постепенно, после каждой стоянки, переваливала часть его груза на свой катамаран. Сначала с «Космоса» ушли все промокаемые продукты. После Меганома, когда мы остались без тушёнки, - то и часть консервов.

На протяжении всего маршрута Саня постоянно высказывал жалобы на перегруженность своего парусника. Самое интересное, что «перегруженность» «Космоса» не уменьшалась с исчезновением груза. Как так выходило – для нас загадка. Вес перебирается на «Мистраль» и «Трикстер», а «Космос» по-прежнему перегружен. При выходе на сушу поднять гружёный «Трикстер» невозможно даже силами четырёх мужиков, «Мистраль» и ввосьмером от воды не оторвать (пока не разгрузим хотя бы наполовину), а «Космос» легко переставляется четырьмя людьми. И тем не менее, он по-прежнему отстаёт из-за перегруза, ломается из-за перегруза и все остальные негаразды – всё от того же перегруза.

Понятно, что каждый из нас стремится облегчить жизнь своему судну и не перенапрягать матчасть. Но как-то надо же тащить вещи, продукты и питьевую воду? «Мистраль» уже хуже баржи прёт шмоток, к тому же у него экипаж вдвое больше, чем на «Космосе» и «Трикстере». А площадь движителей – такая же, как у «Космоса» и всего на три с половиной квадрата больше, чем у «Трикстера». При этом чуть не половину переходов он прошёл под рифами.

А после перехода Опук-Керчь мои подозрения в наличии человеческого фактора укрепились. Потому что «Космос» всё равно отставал. А причина – оказывается, Саня расслаблялся на маршруте и получал удовольствие от путешествия. Об этом, наконец, он сам честно рассказывает по телефону:

- А чего спешить? Мы отдыхаем. Погода хорошая…

Саша Бакулин готовится к возвращению на Большую Землю, к родным и близким

Подозреваю, что и всё остальное время он не заморачивался нюансами ускорения своего катамарана. Не пытался, к примеру, как-то поэкспериментировать с углом атаки на встречных ветрах, как-то побороться с трепыханием шкаторин стакселя… Как будто отдых на маршруте и попытки идти максимально быстро – взаимоисключаемые вещи. Я понимаю - Влад не отдыхал в пути, ибо заменить его на управлении судном некому. Но ведь Сергей отлично управляется с катамараном, и провёл за румпелем не менее половины всего маршрута.

В общем, за месяц путешествия мы, видимо, поднадоели друг другу, и начался период трений. Ибо Саня всё чаще и чаще замыкался в себе, высказывал какие-то обиды и претензии. Мы старались гасить нараставшее напряжение: и забрали бОльшую часть общественного груза с «Космоса», и полностью освободили его капитана от кулинарных хлопот, и самостоятельно решали вопросы пополнения провианта… В общем – отдыхай и не страдай над бытом.

Но в целом всё шло к конфликту. Наверно и хорошо, что Саша всё же решил уходить в Керчи. И хорошо, что забирает «Космос». Уравнять оставшиеся два катамарана будет, надеюсь, проще. Да и людей лишних нет, чтоб хватило на три парусника. Как в песне – «их, живых, осталось только семеро». Семеро (из которых трое – женщины) на три катамарана – очень мало, да и рискованно в море, как ни рокируй экипажи.

Вот и в нынешнем переходе напряжение в коллективе перерастает в лёгкую ссору. Я «наезжаю» на Влада с застарелой песней: «Притормози, не убегай, сделай хоть что-нибудь, если не можешь рифиться и снимать лишние паруса». Влад ничего не делает, я зужу в течение длительного времени, потом начинаю психовать. В ответ на мой псих улетевший за горизонт Влад возвращается к нашим катамаранам и психует сам. Олег-миротворец пытается уладить наши трения. А Саша… отстаёт всё больше! «Оне» прогуливаются, оказывается!

Нет лучшего способа помириться, как начать дружить против кого-то. Так и мы с Владом, накопив изрядную долю гнева друг на друга, мысленно переключаемся на Сашу и утихомириваем свои страсти. Высказывать Бакулину свои претензии не торопимся, поскольку знаем наверняка, что это приведёт только к взрыву психологического напряжения. А уже через день-другой мы разлучимся, и потому ругаться в последний день не имеет смысла. Потерпим. И конфликт, назрев, рассасывается сам собой.

После огибания мыса Такиль ветер переходит в попутный, стихает метров до четырёх-пяти в секунду, и постепенно скорости корабликов выравниваются. Я сматываю стаксель. Мы сближаемся и идём почти параллельно, выпустив вперёд «Космос».

Маяк на мысе Такиль

Подходим к Керченскому проливу. Последний переход вместе

При этом на борту «Трикстера» происходит забавнейший диалог, о котором все узнают впоследствии из записи с Юркиной плёнки.

Запаковав видеокамеру в черный полиэтиленовый пакет, Юрец забывает выключить запись. И потому плёнка мотается, звук записывается, но изображения, увы, нет. А на недалеко идущем «Мистрале», видать, экипаж зашуршал обёртками конфет. Уши вечно голодного Юрика уловили эти сладкие многообещающие звуки. И он, видимо, заявил Владу, что надо бы к «Мистралю» подойти поближе и набрать конфеток на «Трикстер». И вот что записалось на случайный диктофон.

Влад (очень недовольным голосом):

- У меня от сладкого уже изжога.

Юра (мечтательно):

- А мне хорошо было бы…

Пауза несколько секунд. И потом – ещё более пакостные интонации в издевательском тоне Влада:

- А у них остались только «Белочка» и «Медвежонок». А ты мясное не ешь.

Очень длительная пауза. Юрик так и не нашёлся, что на это возразить. Тем более, что ни «Белочки», ни «Медвежонка» у нас никогда не было. Мы потребляли только карамельки.

На горизонте вырисовывается столпотворение кораблей. Приближаемся к порту. «Космос» идёт значительно правее нас. Подтягиваемся к нему. Саша спешно торопится нам навстречу. Оказалось, мы чуть не влезли на российскую территорию. Не ожидали, что Керченский пролив так узок.

"Космос" в Керченском проливе

Теплеет. На "Трикстере" начинают раздеваться

Берём левее. Прижимаемся к берегу. По правому борту в туманной дымке горизонта отлично просматривается нечто очень длинное и тёмное. Предположив, что это – корабли на рейде, с удивлением через некоторое время убеждаемся, что это – берега России. Сопредельное государство видно невооружённым глазом!

А также – знаменитую в последнее время косу Тузлу, которую мы поначалу путаем с российским берегом.

На воде, между странами, - толкучка флота. Огромаднейшая выставка кораблей всех мастей, размеров  и разных флагов. Преобладают, конечно, особо крупные суда. Наши мужики с интересом рассматривают это разнообразное великолепие. Кстати, парусников нет ни одного. Кроме нас.

Флот в Керченском проливе. На горизонте - Россия

Морской буксир, судно спасателей. Идёт проверка пожарных гидрантов (насосов)

Корабельная толчея

Идём очень близко друг к другу. Как обычно, на попутняке «Трикстер» отстаёт, а «Космос» выравнивается. На «Мистрале» мало того, что смотан стаксель, так ещё и выброшен плавучий якорь. Экспериментирую с парой кружек, привязанных к верёвочкам. Начинаем обгонять – за кормой обе кружки. Отстаём – одну кружку забираем на борт. Назидательно обращаю внимание Влада на такой действенный способ притормаживания особо резвых катамаранов. Во избежание продолжения старой песни о главном.

А у Командора появляется другая тема для возмущения – произвол российской мобильной связи. Ему позвонила мама, но разговор длится всего пару минут, после чего все деньги на счету оказываются «съеденными». А через минут десять Влад получает издевательскую эсэмэску: «Добро пожаловать в роуминг!» Как говорится, без меня меня женили. Ведь идём-то по отечественным водам, по территории Украины! Так какого чёрта оказываемся в роуминге?

Потом керченские друзья нам сообщат, что близость российской территории «забивает» отечественные мобильные вышки. И все керченцы вынуждены заранее отключать роуминг, чтоб не разговаривать друг с другом через Россию. Вот тут мы во второй раз возмущаемся действиями некогда дружественной республики. Что за экспансия в жизнь украинцев?

Тем временем, надвигаются сумерки. Пора срочно отыскивать место для ночлега. Но, как назло, все берега обрывисты и негостеприимны. Судя по карте, с такой скоростью нам до Керчи пилить ещё не один час, а пологих берегов не видно. Хотя несколько населённых пунктов мы минуем, в том числе посёлок Аршинцево, но можно ли там стать на ночлег – неизвестно. Как потом разъяснил нам коренной керченец Володя Усов, это всё-таки уже была Керчь. Просто город состоит из отдельных районов, разнесённых по побережью. Один из них – Аршинцево, в прошлом – Камыш-Бурун, который до 60-х годов двадцатого века являлся самостоятельным посёлком, а потом его объединили с Керчью.

Вечереет. Попутный ветер

Оля - за румпелем, Аня - с итогом походного плетения

Олегу все друзья завидовали: один на яхте с тремя полуобнажёнными умницами-красавицами. Романтика!

Наши "мамзели"

На горизонте - подъёмные краны Аршинцево

На карте отыскиваем вроде бы удобное место – бухту Павловскую, и направляемся туда. Но солнце садится быстрее, чем мы рассчитывали. Влад замечает пологий песчаный бережок гораздо ближе бухты Павловской. Поворачиваем к нему.

И хорошо, что так получилось, ибо само Провидение привело нас в единственное место, где в Керчи могут с комфортом причалить туристские разборнушки. Бухта Камыш-Бурунская, подножие Керченской крепости, район Семь Ветров. Около 70 метров длины песчаного пляжа глубиной около 10 м. А в Павловской, как потом выяснилось – камышовые джунгли, комарьё и невозможность выхода на берег – рай для Валентина Филиппова, капитана днепропетровской надувнушки «Винни Пух».

Пора на ночлег. К берегу!

Никогда не догадаешься, что на этих склонах мастерски замаскирована огромная и роскошная военная крепость

Вытащив катамараны на песок уже в полных сумерках, докладываемся пограничникам по рации. Нам немного повезло в этом вопросе. Потому что, прежде чем и мой телефон нагло подключили к роумингу, я успела сделать звонок знакомому туристу-паруснику Владимиру Усову, капитану парусной разборнушки «Викинг».

Несмотря на закатное время, Володя был у нас уже через 15 минут. С двумя литрами самодельного виноградного вина и пакетом сочных сладких помидоров. Оказывается, он живёт именно в районе Семь Ветров, в пятнадцати минутах ходьбы вдоль берега.

Единственное место в Керчи для удобной стоянки надувных туристских парусников

Кроме кусочка песчаного пляжа, все остальные берега выглядят вот так. И даже хуже

Жизнь в проливе не прекращается и ночью

Последняя ночёвка "Космоса" в этом походе...

Опустошив литр замечательного вина на шестерых, мы с Владом, Машей и, естественно, Шпилькой отправляемся проводить Володю домой, поставить там на зарядку рации, а заодно прошвырнуться по ночной Керчи – поглазеть жизнь города, поесть мороженого.

Путь к Усовым проходит по узкой тропинке между обрывистым морским берегом и развалинами Керченской крепости. К постройке крепости приложил руку и Володин прадед. Так что грандиозное фортификационное сооружение недалеко от родных пенатов было тщательнейшим образом исследовано правнуком Вовочкой, проработаны горы литературы и вообще всякой информации. Усов-парусник сыпал сведениями так, словно сам строил эту крепость. Его увлечённость, его задор знатока и гида сражают нас наповал.

Естественно, что мы заглядываем в ближайшие оставшиеся целыми строения и, освещая мрачные стены фонариками, внимаем потрясающей лекции о величии и грандиозности замыслов наших не таких уж далёких предков. Володя обещает провести завтра экскурсию в светлое время суток. Ибо сегодня ему уже пора спать - завтра на работу в пять утра просыпаться.

Этот путь по тропе, освещаемой ярким лунным светом, я запомню надолго. Присутствие алкоголя в крови придаёт туманности и бесшабашного веселья мозгам, да и тропинка под ногами из-за этого тоже весело пляшет, а Луна подмигивает и соблазняет на всяческие выкрутасы. Ха-ха!

Заодно исследуем местность на предмет завтрашней разборки «Космоса». Нужен кусочек пологого берега для размещения трёх катамаранов, одному из которых предстоит быть разнесённым на составляющие. Весь берег представляет собой высокий, не менее 10 метров, обрыв. У самой кромки моря есть пологие участки пляжей, но глубиной не более двух метров и сплошь покрытые каменюками. В паре-тройке указанных Володей мест мы спускаемся к воде по почти вертикальным лестницам, но более-менее пригодное место обнаруживаем только одно. К счастью, оно максимально близко к Володиному дому, и к нему возможен подъезд на автомобиле. Завтра сюда передислоцируемся.

Познакомившись с заботливой женой Володи – Ириной и испив в доме Усовых вкусной водицы, оставляем в розетках зарядные устройства для раций и отправляемся в город на поиски мороженого. Где его купить ночью, семья Усовых не знала.

Но мы всё равно прёмся, поскольку настроение взывает к поискам приключений. Миновав частный сектор одноэтажных домиков, выходим на пустынные узкие и плохо освещённые улицы с многоэтажками.

У группы вполне прилично выглядящих молодых людей интересуемся местонахождением ночного магазина. Один из  пареньков лет семнадцати-двадцати догоняет нашу группку и испуганно-умоляюще просит:

-Ребята, можно, я пойду с вами? За мной гонятся. Они уже сломали мне руку и ещё бить будут. А я с вами до дома спокойно дойду.

- Так тебе же в больницу надо! – заботливо советует Маша. – Если у тебя перелом.

- Не-не, домой! Скорее, ребята, пойдёмте! Мне страшно. Помогите! Я покажу вам дорогу к магазину.

Как не помочь человеку!

Но поведение товарища с переломом руки просто на глазах меняется от молящее-униженного до нагло-развязного. Пытается обнять Машу. Та молча и решительно сбрасывает его руку. Парняга что-то возмущённо высказывает и уже довольно агрессивно прихватывает за шею Влада. Командор ещё более решительно рявкает:

- Руку! Убрал!

Тот убрал, но агрессия в позе, интонациях и движениях нарастает с огромной скоростью. Я уже, что называется, наложила в штаны. Воображение рисует ужасную картину: местная гопота расправляется с двумя заезжими глупыми девахами и одним-единственным отнюдь не Рэмбо Владиком. Знают, что идём в магазин, значит, есть деньги. А за деньги наркоманы готовы на всё. Молодой человек - «в хлам упоротый», как потом высказалась Маша, и явно не страдает от перелома руки, поскольку его, перелома, нет.

Далее разговор приобретает агрессивно-напряжённый характер. Я уговариваю своих спутников плюнуть на поиски мороженого и срочно ретироваться, пока это чучело не завело нас куда подальше. Маша мастерски парирует «наезды» наркоши. А Влад, как любой мужик, полон решимости довести начатое дело до конца. Но мне очень страшно. Я не хочу испытывать судьбу на пустынных улицах окраины Керчи. И Влад сдаётся.

Решительно разворачиваемся и быстрыми шагами идём в обратном направлении. Наш «упоротый» гид страшно возмущён и какое-то время кричит о близости магазина, вспоминает о несуществующем переломе и группе преследователей. Уходим, не отвечая и не оглядываясь. Трясусь, пока не оказываемся у моря на знакомой тропе. Во, зараза, и не думала, что я такая трусиха.

А как геройски держалась Машка! Выражаю ей своё восхищение. Но она признаётся, что тоже струсила, но поскольку опыт общения с наркоманами имеет, то вела себя именно так, а не иначе. А Влад вообще удивляется, чего вдруг мы свернули с намеченной цели. Если что – у него всегда с собой нож. Я окинула взглядом его фигурку ростом в 164 см и весом в 67 кг…

- Блин, нашёлся Шварценеггер! Тебя твоим же ножом и прирежут!

В лагерь возвращаемся без дальнейших приключений. Нас ждут друзья и остывший вкусный ужин. Ночь интересна: по лунной дорожке бесконечно снуют вдоль берега большие, расцвеченные огнями корабли. Видимо, фарватер пролегает вблизи Павловской бухты.

02 августа

Утром наспех грузимся и выходим в море. Предстоит километровый переход от нашей стоянки до найденного бережка, более близкого к городу. Ветерок попутный и довольно свежий, на воде – тёмная рябь.

На попутном свежем ветру - к месту разборки катамарана

Попутняк настолько любим для "Мистраля", что достаточно одного стакселя

"Гостеприимные" керченские берега

По этой тропинке наверху мы ходили вчера к Володе Усову, а он - к нам

Причаливаем на узкую полоску суши, перемежаемой крупными камнями. Места так мало, что катамараны приходится размещать перпендикулярно берегу. «Трикстеру» длины хватает, а у «Мистраля» часть поплавков болтается в воде. При этом возникает маленький инцидент, весьма характеризующий Юрика, как матроса.

Вытаскивая «Трикстер», Влад командует протащить судно на полметра левее, чтоб не повредить поплавок об острый камень.

- Ничего, у нас есть клей! – весело сообщает Юрик. – Заклеишь!

- Давай двигай! – рявкает Влад. – Купи себе катамаран и тогда рви и клей его, сколько влезет!

Лишь после этого Господин Фотограф соизволили передвинуть лодку.

Редкие пляжники сильно возмущены нашим вторжением, потому что мы полностью перекрыли дорогу наверх, на обрыв. Да и мимо расставленных катамаранов и разбросанных вещей ходить неудобно. Пляжик и без того маленький.

Я срочно потрошу собственные вещи, выискивая, что ненужное можно отправить на Большую Землю. То же самое прошу проделать и остальным ребятам. Больше такой возможности не представится. Отныне состав нашей экспедиции будет неизменен до самого финиша.

Правда, и Ваня, и Лёша собирались подсесть к нам где-нибудь на Бердянке или Белосарайке. Но в связи со сходом с дистанции Бакулина и его катамарана мест для них уже не будет. Увы.

Избавляемся, наконец, от андрюшиной можжевеловой дубины, мишиного спальника, машиной дамской сумочки, трёх килограммов аниных шмоток, пары дырявых матрасиков Юрика, десяти килограммов камней, ракушек и пр. Всё это упаковывается в «Космос».

Происходит интересный и неприятный эпизод с Лёшиной палаткой. Уезжая домой, он оставил свой домик Ане. Но поскольку мы всё равно спали на катамаранах, а на борту присутствовала большая палатка Влада, в которую могло поместиться в случае непогоды четверо, я решила избавиться от лишнего веса и отправить на «континент» Лешину палатку. Если Аня захочет спать непременно в палатке – поставим ей нашу.

Потому что катамараны надо освобождать по максимуму. Теперь на «Трикстере» пойдут трое, и придётся немного разгружать его от барахла, которое отправится на и без того заваленный вещами «Мистраль». Так что нам каждый лишний килограмм – как нож по сердцу.

Я откладываю Лешину палатку в кучу вещей, увозимых Сашей, и громко аргументирую своё решение. Аня сильно переживает по этому поводу и даже звонит Алексею спросить разрешение на такие манипуляции с его палаткой. А когда, отправив «Космос» и Сашу в Донецк, мы вернёмся к своим катамаранам, я с возмущением обнаружу злополучную палатку среди вещей «Мистраля». Интересно, каким образом она смогла здесь оказаться? Явно не своими ногами пришла, а кто-то помог. Но, как говорится, «не пойман – не вор», хотя осадочек остался…

Разбираем «Космос» на составляющие. Предстоит поднять его по крутой, почти вертикальной лесенке на почти десятиметровую верхотуру и уже наверху упаковать. Дружно, как муравьи, перетаскиваем парусное судно с барахлом Бакулина наверх.

Окидывая взглядом малюсенький каменистый пляжик у подножия обрыва, не перестаю восхищаться тем, что целое парусное судно мы сумели здесь разместить, разобрать и поднять на почти вертикальную высоту берега усилиями членов экипажа! Всё-таки отличная вещь – туристские парусные разборнушки!

"Слышишь - тревожные дуют ветра? Нам расставаться настала пора..."

Ещё один крохотный пляжик поближе к городу и службе доставки грузов

Стоянка здесь возможна лишь в тихую погоду и на непродолжительное время

Сергей и Саша превращают гордый парусник в гору железяк

Перекур. Всё, что осталось от "Космоса" - куча труб

По этой лесенке парусное судно было поднято на обрыв

Оставив народ наверху трамбовать упаковки, отправляемся с Владом и Шпилькой на поиски отделения «Новой почты». А заодно берём деньги и маршрутную книжку. Предстоит пополнить съестные припасы и проставить печать о посещении Керчи. Юрик, естественно, убегает в город сам по себе. В итоге всё успеваем. И находим «Новую почту». И через долгие уговоры ставим печать на книжку в местном почтовом отделении (женщина очень не хотела ляпать печать, почему-то боялась). И даже через Усова выходим на человека по имени Марк с микроавтобусом для доставки разобранного «Космоса» в город, за что керченцам – отдельное «спасибо».

Перед двором Володи Усова удалось до отвала наесться сладких слив и набрать ведёрко для ребят

В городе у бедолаги Шпильки случаются старые неприятности: встреча с очередным агрессивным черноморским котом. Злобный хищник выцеливает мою собачку и даже вынуждает перебежать на противоположную часть мостовой. Где её атакует местная собака. Да, Керчь – негостеприимный город, если не брать во внимание Усова и компанию!

Возвращаемся в лагерь, навьюченные продуктами. «Космос» уже упакован, а его капитан принял цивилизованный облик. Возле тюков на мопедике… Роман Жога, член экипажа «Викинга»! Времени на общение очень мало, но всё равно приятно, что человек не поленился прилететь на встречу с нами. Хотя знакомы мы всего лишь по одному Чемпионату Украины-2009, где команда «Викинга» пару раз стояла рядом на промежуточных финишах, помогала отчалить в суровую прибойную волну и разделила с нами пару совместных ужинов.

- Мы, - говорим, - Володю и не признали без усов!

- Так он всю жизнь с усами! - смеётся Роман. - А в 50 лет обещал сбрить - и сбрил. Так что был Вова Усов, а теперь - Вова Безусов!

Доехав с «Космосом» до «Новой почты», помогаем отправить лодку в Донецк, оплачиваем все расходы (доставка одного «Космоса» из Керчи в Донецк обходится, между прочим, почти на столько же гривнов, как и ТРИ катамарана в Одессу из Донецка!). Заодно взвешиваемся на напольных весах для груза и приятно удивляемся потере лишнего веса – от четырёх до шести килограммов у каждого! Всего за месяц путешествия!

Потом провожаем Сашу на автобус до ж/д вокзала и снабжаем деньгами на поезд. Утром он уже будет в Донецке.

Возвращаемся к катамаранам, заново переупаковываемся и уходим по морю на старое место – к подножию Керченской крепости. Володя Усов уже там – с арбузом и нашими рациями.

Пока ещё светло, совершаем интереснейшую экскурсию по крепости, оставив на охране лагеря добровольца Влада. Усов – это просто кладезь информации! Помимо прочего, он настолько моторен, так хочет успеть показать нам побольше всего до наступления темноты, что мы едва успеваем за ним. Бегаем, как первоклашки, разинув рты, распахнув глаза и насторожив уши, чтоб успеть всё увидеть и услышать, не пропустить чего-нибудь ценного.

Крепость «Керчь» является одной из крупнейших в Украине. Ее общая площадь - более 400 га. В свое время она была одной из самых мощных фортификационных сооружений Европы. На вооружении крепости было 437 орудий, один залп которых мог выбросить во врага 20 тонн снарядов. В крепости были новые (на то время) 11-дюймовые нарезные пушки, один снаряд которых весит 245 кг, а стреляли они на расстояние до восьми километров. Крепость состояла из трех сотен сооружений, а охранял и обслуживал всю эту "махину" шеститысячный гарнизон во главе с тремя генералами.

 

Как это ни странно, но больше половины зданий крепости сохранились до наших дней, поэтому «Керчь» имеет все шансы, стать одним из самых посещаемых туристических объектов Крыма. Но одновременно эта крепость является одной из наименее известных крымских крепостей.

 

Долгое время в крепости находилась воинская часть. Здесь даже была расположена своеобразная военная тюрьма - дисциплинарный батальон (дисбат). Но в 2003 году военные покинули крепость, передав ее в распоряжение Керченского историко-культурного заповедника. Фактически только с 2003 года народ узнал о существовании крепости «Керчь».

 

Крепость «Керчь» полностью блокировала вход кораблей неприятеля в Азовское море. Однако в активных боевых действиях за всю свою историю не приняла участия ни разу, ведь на конец 19 века она уже не имела большого фортификационного значения через абсолютный переход армий на нарезное оружие. Крепость же строилась еще в период гладкоствольной артиллерии, поэтому была сооружена? исключительно из камня и земли. Она очень хорошо вписывается в местность и со стороны пролива совершенно не заметна, ведь все триста каменных сооружений полностью прикрыты земляными валами. Чтоб противостоять мощной нарезной артиллерии, она должна была иметь укрепления из бетона и брони. Поэтому в 1907 году крепость «Керчь» исключили из состава действующих крепостей.

 

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году крепость «Керчь» была захвачена немцами. Интересно, что при отступлении советская армия не потрудилась эвакуировать склады с боеприпасами и врагам достались 3-4 тысячи крупнокалиберных снарядов и авиабомб.

Крепость потрясает основательностью построек, грандиозностью замысла и планировки. Вчера Володя говорил что-то о «великолепно красивой» казарме. Это определение в моей голове никак не лепилось к слову «казарма». Разве может быть унылая и строгая казарма «великолепно красивой»?

Оказывается – может! Построенные в более позднее время казармы именно такое впечатление и производят. А тут – великолепная красота. Двухэтажные, основательные, практичные, украшенные лепниной. Казармы!!!

Ещё запомнился выцарапанный на одной из стен череп со свастикой. Вова сказал, что это ещё фашистское произведение, когда они тут окопались, а советские войска вышвыривали их из крепости.

Кэп «Викинга» знал предмет своего увлечения досконально – о каждом уголке огромной территории ему было что поведать нам. От закладки крепости до наших дней. От социального происхождения строителей до дикой природы Павловской бухты, куда мы тоже сбегали с ним на разведку. Кстати, там я впервые видела в большом количестве и на свободе ходулочников – интересную краснокнижную птичку размером чуть крупнее воробья и на гигантских длинных ногах-ходулях.

Жаль, что снова темнеет и экскурсию приходится завершить. Завтра нашему гиду предстоит ранний подъём на работу, а нам – выход на маршрут. Володя приглашает приезжать в любое время погостить и побродить по лабиринтам удивительной крепости. Очень хочется продолжить знакомство и с ней, и с гостеприимным семейством. Когда-нибудь мы обязательно это осуществим.

Возле катамаранов выпиваем очередной литр вина «от Усова» и поедаем прощальный арбузик.

Суровый Олег

Умиротворённые Влад и Сергей

Довольные Аня и Оля

Усов рассказывает что-то интересное

Сегодня – годовщина смерти Феденюка. Поминаем нашего наставника и друга. Пытаемся выйти на связь с регатой парусных катамаранов «Чемпионат Украины и Кубок Коломойца», чтоб в коллективном братском молчании почтить добрую память Виктора Ивановича. Но – увы! – затерянные на Тендровской косе сотоварищи находятся вне зоны покрытия. Пишу им эсэмэску, что и наша команда мысленно с ними, на Тендре, в компании Феденюка.

Тепло расстаёмся с замечательным, очень увлечённым и во всех смыслах душевным человеком Владимиром Усовым. До новых встреч! А неподражаемый наш фотограф не удостоил Володю НИ ОДНИМ ФОТО! И мы не проконтролировали, увы.

Отныне мои полномочия руководителя похода официально переходят к Владу. Конечно, всё это время решения принимались коллегиально капитанами катамаранов. И впредь так оно и будет, только теперь без Бакулина. Однако официально за исход экспедиции ответственность несла я – от Затоки до Керчи. А теперь с радостью переваливаю эту почётную обязанность на Ульянова – от Керчи до пос. Счастливцево на Арабатской Стрелке.

Светящееся в ночи Аршинцево

Переход мыс Опук - Керчь (Крепость Ак-Бурун) - 57 км, 9,5 ч ходу

Средняя скорость 6 км/ч

Керчь (подножие крепости Ак-Бурун) N 45° 18’ 13,4 ’’ E 36° 28’ 33,6’’

комендатура г.Керчь 065-61-5-45-52;

позывные: м. Такиль - «Лебедь-20», Героевка (район Керчи) – «Лебедь-21», г.Керчь – «Лебедь-22», коса Тузла – «Лебедь-25»

Глава 30. Генеральские пляжи

Продолжение следует...

Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна. Номер моей карты в Приват-банке       4405 8850 1839 5928      на имя Дмитрук Ольги Игоревны