«Дыхание» шкаторины
Ольга Дмитрук
Газета «Мелочи жизни», № 23 от 17 июня 1999 г.
Донецк-Сеньково-Донецк

Белеет мой парус, такой одинокий

На фоне стальных кораблей…

21-23 мая с.г. в двадцать первый раз в живописных местах, недалеко от села Сеньково Харьковской области, на Краснооскольском водохранилище встретились старые друзья. Нет, среди «стальных кораблей» они не одиноки. Из девяти городов пяти областей Украины прибыло 18 команд для участия в традиционной парусной регате «Кубок Донбасса». А это более 200 человек – экипажи и сопровождающий состав – удивительные люди, туристы-парусники. В наше-то время?
Именно! В каких ещё соревнованиях можно участвовать не только всей семьёй в гонках, но и жить большим «цыганским табором», подтверждая идею о всеобщем братстве народов? А песни под гитару у костра? А добровольная, хоть и необязательная, культурная программа в ночь перед решающими гонками?
Парусный туризм – особый вид активного досуга. Ведь туристские суда придуманы не для рекордов, а для походов семьёй со всем скарбом. Конструируют и воплощают в жизнь свои мечты отцы и дети собственными руками. И судно становится любимым детищем. Все посудины разборные и лёгкие (чтоб парусник силами экипажа можно было провезти в общественном транспорте); надёжные и устойчивые (для безопасности!); вместимые (чтоб перевозить всех желающих участвовать в походе) и достаточно быстроходные.
А на соревнованиях проверяется, чьё судно соответствует этим требованиям наилучшим образом, кто из конструкторов-капитанов сумел найти такое соотношение площади парусов и грузоподъёмности, чтоб при полной загрузке идти быстрее всех, не боясь штормов и штилей.
Так как лодки разные, то в течение всей истории проведения соревнований производятся регулярные попытки выработать формулу, позволяющую уравнять шансы на победу. На этот раз использовалась формула, предложенная «мэтром» парусного туризма Донбасса И.Крыгиным и большим энтузиастом парусов А.Ерёменко. Конечно, не все оказались довольны результатами соревнований, ведь в гандикапных гонках победителем довольно редко становится финиширующий первым.
«Кубок Донбасса» проводится ежегодно в конце мая. Этой весной необычно дождливая погода не испугала туристов, зато преподнесла традиционное испытание штилем. Как утверждает бессменный главный судья соревнований, старший научный сотрудник ДонФТИ НАН Украины, кандидат физико-математических наук И.Крыгин, «гоняться при ветре и дурак сможет, а вот пройти дистанцию в штиляку по силам только наиболее опытным».
Многолетнее общение с местной розой ветров породило массу курьёзных ситуаций, отражённых в песнях, шутках, приметах. Прочно вошло в фольклор поверие, будто после ритуального сожжения левого носка главного судьи ветер непременно появится. Можете вообразить, что происходит перед стартами гонок!
Любовь к шутке, приключениям связывает этих людей разных возрастов и профессий. Как важно в наше время сохранить себя, оживить паруса свежим ветром! Какой восторг испытываешь, когда на едва заметное движение руля лодка чутко реагирует, и паруса начинают «дышать»! «Дыхание» передней шкаторины (кромки паруса) – индикатор для рулевого. А вот чем регулировать степень «дыхания» - рулём или шкотами – секрет, который приходит только с опытом.
И не случайно в этих безветренных гонках победил 55-летний А.Земба из Житомира. Вместе с главным призом соревнований – серебристым парусником на гребне бирюзовой волны – его команда увезла ещё награды: за первое место в классе судов площадью парусности до 9 кв.м, призы «Самому дальнему участнику» и «Самому старшему туристу» регаты.
Награждена призом и 7-летняя Маша Игнатова, как самая юная участница соревнований. А экипаж лодки У0510 (капитан Л.Игнатова), в составе которого она была юнгой, получил приз «За волю к победе», отвоёванный в упорной борьбе у команды «Sea Eagle» («Морской орёл») У0535, обострившейся вследствие технических неполадок: на протяжении всех гонок матрос С.Абрамов неутомимо надувал упорно спускающий поплавок катамарана У0510, за что был удостоен всеобщего восхищения и спецприза.
Второе место в классе судов до 9 кв.м заняла команда «Укрмонтажхимзащита» из Горловки на паруснике У0514, капитан С.Бондаренко. Третье – харьковская лодка Х8877 под капитанством Б.Золотова.
В классе судов до 12 кв.м первым стал экипаж У0517, прошлогодний обладатель Кубка Донбасса, управляемый А.Ерёменко. В невероятно острой конкуренции на второе место в этом же классе вышел парусник «SLAM» Х8947 из Харькова с капитаном Е.Антоновым. При равном количестве очков, уступив всего несколько секунд, заняла третье место команда «470» из Донецка на катамаране Д5785 под началом З.Емельянова, будучи к тому же лучшим и единственным в этих соревнованиях семейным экипажем.
Несладко пришлось луганчанам. Их мощный «Корсар» приспособлен для борьбы с ураганами и тайфунами, а не с жалкой рябью на воде. Тем не менее, команда В8 забрала все награды в своём классе (до 16 кв.м). Капитан экипажа – А.Рагулин. На борту находился и старый морской волк, легендарный В.Феденюк. Кстати, в этом году исполнилось четверть века Луганскому туристскому клубу «Звезда», с чем и поздравили спортсменов се присутствующие.
Отдельным призом наградили дебютантов нынешних соревнований – команду судна «21» из Донецка, капитан В.Петровский, что является доказательством интереса к парусному туризму и в будущем.
И вот расставание, с надеждой на новую встречу. По мере разъезда участников на побережье и в лесу исчезают следы пребывания людей. Ведь турист тесно связан с природой и просто обязан её охранять. Умение прятать «концы в воду»: мусор – в землю, а костры развеивать по ветру, прививаются старшими младшим раньше, чем последние допускаются на бот судна.
Как главный секретарь прошедших состязаний, от лица всех участников хочу выразить благодарность за чудесно проведенный отдых Донецкому турклубу, Доноблгосадминистрации и особенно – начальнику базы водных видов спорта ОАО КЛЗ М.Ф.Алиеву и лесничему Купянского района. А также райгосадминистрации Боровского района Харьковской области и местным пожарным за ночь на посту.

 
Add a comment

"Газета по-українськи" №1412 за 08.05.2012. Рубрика Люди

Неделю плывет катамаран из Черкасс в Днепропетровск

фото: Захар Колисниченко

С 30 апреля по 5 мая в Черкассах проходил чемпионат мира по гонкам на надувных и разборных парусных лодках. В нем участвовали 200 украинцев и россиян.

В 9.00 на пляже "Ривьера" стоит палаточный городок. Между палатками раскладные стулья и столы, вода в пластиковых канистрах и 5-литровых бутылках. На земле сохнут спасательные жилеты. Мужчины напевают под гитару "Пусть все будет так, как ты захочешь". Женщины в тени чистят картошку.

У берега 20 катамаранов. На некоторых подняты паруса.

- Должен был быть еще и экипаж из Австрии, но они решили, что их команда не готова к такой серьезной акватории, - рассказывает черкасчанин Сергей Кравченко, координатор соревнований. - Главная особенность нашего флота - мобильность. Наши плавсредства умещаются в любом транспорте.

В 10.20 начинается официальное открытие. Спортсмены желают друг другу семь футов под килем.

В 10.40 члены экипажа катамарана "Борей" в национальных костюмах подходят к флагштоку. Под звуки украинского гимна капитан Александр Гребенюк поднимает флаги Украины и России.

- В прошлом году мы прошли Баренцево море на этом катамаране, - говорит Александр. – На нем можно добраться туда, куда ни одна яхта не доплывет. Кроме того, такие катамараны "живучие". Судно даже не заметит контакта с подводными камнями, который для обычной яхты может закончиться катастрофой.

Сергей Виноградов из Московской области едва стоит на ногах, держится за канат. На регате надеется одержать победу.

- Ожидаю лучшего, а худшее само придет, - говорит. Его судно называется "Трезвый". - Все пьяные, а катамаран трезвый. Должен же кто-то быть трезвым из экипажа.

56-летний Валентин Филипов из Днепропетровска проверяет снаряжение на катамаране "Винни-Пух".

- Его сделал собственноручно 25 лет назад, - говорит Валентин Сергеевич. - Сделан так, что на нем можно вообще обходиться без руля. В разобранном виде в длину 2 метра и весит 100 килограммов. Испытывал его на Карельских озерах. Потом прошел около тысячи километров через Белое море. Когда отправляюсь надолго, беру с собой палатку, кофе, сало и продукты, которые долго не портятся. Надо иметь также аптечку, спасательный жилет и воду.

После соревнований Валентин Сергеевич собирается "своим ходом" в Днепропетровск. Приглашает в свой экипаж. Говорит, что это путешествие займет семь дней.


Захар КОЛИСНИЧЕНКО
Джерело: <a href="http://gazeta.ua/ru/articles/people-newspaper/434695">Gazeta.ua</a>

Add a comment

Парус в городском пейзаже


В майские праздники в Донецке прошли соревнования по парусному туризму на разборных судах «Кубок Донецка 2007». На городском пляже любители парусов и ветра разбили палатки и, ничуть не смущаясь внимания зевак, бороздили мутные кальмиусские волны.

-     Для жителей городов, удаленных от акваторий, желание походить под парусом вылилось в появление разборных судов, - рассказывает главный судья соревнования Игорь КРЫГИН. - Такие суда хороши тем, что,разобрав, их можно везти хоть в трамвае, хоть в электричке, хоть в багажнике автомобиля. Я был и на Ладоге, и на Онеге, прошел Волгу и Днепр. Азовское море вдоль и поперек исходил. Эти посудины рассчитаны на тех, у кого пока нет больших заработков. Стоимость такого катамарана - от трех тысяч гривен до трех тысяч евро. Конечно, никакого комфорта на таких судёнышках нет, зато общаешься с природой один на один и понимаешь, что она не ласковая мама, а суровая стихия, с которой нужно бороться за выживание.

Add a comment

  На вопрос о состоянии парусного туризма в Донбассе десять человек из десяти  удивятся: «Какие паруса в нашем безводном крае?» Трудно поверить, но история парусного туризма насчитывает более тридцати лет, а  Донецкая область – центр развития этого вида спорта в Украине. И этому феномену есть ряд причин.

Add a comment

Морские волки Донбасса.

Я впервые села в мини-яхту в возрасте 10 лет. И - любовь навсегда. К тихо журчащей у борта воде, к лёгкому трепету - "дыханию" парусов и скрипу снастей, к загадочным и древним морским словам: "стаксель", "бейдевинд", "рангоут", "оверштаг", "спинакер", "шверт"... Лодка легко, без напряжения скользит по водной глади, отражающей солнечные блики. Иногда о днище бьётся крупная рыбина. И тихие, чёткие команды капитана: "Приведись!" или "Потрави грот!". Лодка, словно живое существо, чутко откликается на все твои действия.

Add a comment

Подкатегории